Реформация и королевская власть в Англии XVI в.

На се­го­дняш­нем за­ня­тии вы узна­е­те о так на­зы­ва­е­мой ко­ро­лев­ской Ре­фор­ма­ции, ко­то­рая при­ве­ла к со­зда­нию в Ан­глии соб­ствен­ной ан­гли­кан­ской церк­ви.

В XVI в. в эко­но­ми­ке Ан­глии бурно раз­ви­ва­лись ка­пи­та­ли­сти­че­ские от­но­ше­ния, росту ко­то­рых по­кро­ви­тель­ство­ва­ла ко­ро­лев­ская власть. Ан­глия бо­га­те­ла за счет экс­пор­та шер­стя­ных тка­ней, ко­то­рые про­из­во­ди­ли ан­глий­ские ма­ну­фак­ту­ры. На­ря­ду с сук­но­де­ли­ем раз­ви­ва­лось про­из­вод­ство стек­ла, бу­ма­ги и дру­гих то­ва­ров. Росли го­ро­да, Лон­дон стал глав­ным пор­том Ев­ро­пы, его на­се­ле­ние со­став­ля­ло при­мер­но 200 тысяч че­ло­век.

Важ­ные из­ме­не­ния про­ис­хо­ди­ли в ан­глий­ском об­ще­стве. Новые дво­ряне — джен­три бо­га­те­ли, ак­тив­но за­ни­ма­ясь пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­стью. В то же время до­хо­ды дво­рян, со­би­рав­ших пла­те­жи с кре­стьян, за­мет­но со­кра­ща­лись.

В де­ревне под воз­дей­стви­ем рас­ту­ще­го спро­са на шерсть про­изо­шел аг­рар­ный пе­ре­во­рот — бо­лез­нен­ная ломка тра­ди­ци­он­ных от­но­ше­ний между кре­стья­на­ми и се­ньо­ра­ми. Ленд­лор­ды стре­ми­лись за­хва­тить кре­стьян­ские земли под паст­би­ща для овец — этот про­цесс по­лу­чил на­зва­ние ого­ра­жи­ва­ния. Вме­сто кре­стьян на полях те­перь тру­ди­лись на­ем­ные ра­бот­ни­ки. Пра­ви­тель­ство же­сто­ко пре­сле­до­ва­ло бро­дяг (па­у­пе­ров). Бро­дя­ги были вы­нуж­де­ны ис­кать ра­бо­ту на любых усло­ви­ях, обес­пе­чи­вая сель­ских и го­род­ских пред­при­ни­ма­те­лей де­ше­вой ра­бо­чей силой. Тем самым со­зда­ва­лись усло­вия для быст­ро­го раз­ви­тия ка­пи­та­лиз­ма и в про­мыш­лен­но­сти в сель­ском хо­зяй­стве Ан­глии.

Ан­глий­ский аб­со­лю­тизм сфор­ми­ро­вал­ся и до­стиг рас­цве­та в пе­ри­од прав­ле­ния ди­на­стии Тю­до­ров (1485–1603 гг.). Ко­ро­лев­ская власть за­мет­но уси­ли­лась при Ген­ри­хе VIII (1509–1547 гг.). Пар­ла­мент пол­но­стью под­чи­нял­ся воле мо­нар­ха. Уна­сле­до­вав пол­ную казну, Ген­рих VIII быст­ро ее опу­сто­шил, но зато пре­стиж Ан­глии за­мет­но вырос.

Ген­рих VIII

Рис. 1. Ген­рих VIII

Когда в стра­ну стали про­ни­кать идеи Ре­фор­ма­ции, ко­роль сна­ча­ла от­верг их, но позже его по­зи­ция из­ме­ни­лась, и Ре­фор­ма­ция в Ан­глии на­ча­лась по его воле; по­это­му ее на­зы­ва­ют ко­ро­лев­ской. По­во­дом для на­ча­ла ре­форм стали об­сто­я­тель­ства се­мей­ной жизни мо­нар­ха. Ко­роль был женат на ис­пан­ке Ека­те­рине Ара­гон­ской, но не имел от этого брака сына — на­след­ни­ка пре­сто­ла. Он решил раз­ве­стись и за­клю­чить новый брак с ан­гли­чан­кой Анной Бо­лейн. Для раз­во­да тре­бо­ва­лось со­гла­сие папы рим­ско­го, но тот от­ка­зал­ся, опа­са­ясь гнева мо­гу­ще­ствен­но­го пле­мян­ни­ка Ека­те­ри­ны, им­пе­ра­то­ра Карла V. Взбе­шен­ный Ген­рих VIII начал при­ни­мать меры про­тив папы, решив ис­поль­зо­вать идеи Лю­те­ра. Прав­да, из них он вос­при­нял лишь то, что могло укре­пить его власть. Ко­роль решил под­чи­нить себе ан­глий­скую цер­ковь и кон­фис­ко­вать ее об­шир­ные вла­де­ния. Под его дав­ле­ни­ем пар­ла­мент в 1534 г. при­нял «Акт о су­пре­ма­тии» (то есть о вер­хо­вен­стве), про­воз­гла­сив мо­нар­ха вер­хов­ным гла­вой ан­глий­ской церк­ви. Мо­на­сты­ри были за­кры­ты, а их земли пе­ре­шли в руки ко­ро­ля и его при­бли­жен­ных. Все, кто не одоб­рил раз­вод ко­ро­ля и новую цер­ков­ную по­ли­ти­ку, под­верг­лись пре­сле­до­ва­ни­ям. Ко­роль-дес­пот не щадил ни­ко­го. Сло­жил го­ло­ву на плахе даже Томас Мор, зна­ме­ни­тый гу­ма­нист и лорд-канц­лер Ан­глии.

Анна Бо­лейн

Рис. 2. Анна Бо­лейн

Ре­фор­ми­ро­ван­ная цер­ковь при­ня­ла идею Лю­те­ра об «оправ­да­нии верой» и от­верг­ла часть ка­то­ли­че­ских та­инств, но в осталь­ном оста­лась близ­ка к ка­то­ли­че­ской. Новая вера, по­лу­чив­шая на­зва­ние ан­гли­кан­ской, быст­ро уко­ре­ни­лась в Ан­глии, хотя мно­гие втайне оста­лись ка­то­ли­ка­ми; были и сто­рон­ни­ки более глу­бо­кой ре­фор­мы церк­ви.

Выбор новой веры при­нес стране важ­ные по­ли­ти­че­ские вы­го­ды: Ан­глия воз­гла­ви­ла ев­ро­пей­ских про­те­стан­тов. Но это неиз­беж­но де­ла­ло ее вра­гом ка­то­ли­че­ской Ис­па­нии.

Новая вера под­верг­лась тя­же­лым ис­пы­та­ни­ям в прав­ле­ние до­че­ри Ген­ри­ха VIII и Ека­те­ри­ны Ара­гон­ской — Марии Тюдор (Кро­ва­вая). Она вос­ста­но­ви­ла в стране ка­то­ли­цизм и же­сто­ко рас­прав­ля­лась с про­те­стан­та­ми. Но после ее смер­ти на пре­стол взо­шла дочь Ген­ри­ха VIII и Анны Бо­лейн Ели­за­ве­та I Тюдор (1558–1603 гг.), окон­ча­тель­но утвер­див­шая новую веру. Сто­рон­ни­ца уме­рен­ной Ре­фор­ма­ции, Ели­за­ве­та от­верг­ла край­но­сти ка­то­ли­циз­ма и каль­ви­низ­ма и вос­ста­но­ви­ла ан­гли­кан­ство, стре­мясь из­бе­жать кро­ва­вых ре­ли­ги­оз­ных рас­прей.

Ели­за­ве­та I

Рис. 3. Ели­за­ве­та I

Дол­гое прав­ле­ние Ели­за­ве­ты I озна­ме­но­ва­лось важ­ны­ми успе­ха­ми в раз­ви­тии эко­но­ми­ки, укреп­ле­ни­ем го­су­дар­ства, бле­стя­щим рас­цве­том куль­ту­ры. Ели­за­ве­та была умна и пре­крас­но об­ра­зо­ва­на, об­ла­да­ла ак­тер­ски­ми спо­соб­но­стя­ми, не знала рав­ных в ди­пло­ма­ти­че­ской игре. И если в дру­гих стра­нах при аб­со­лю­тиз­ме пред­ста­ви­тель­ные ор­га­ны те­ря­ли свое зна­че­ние, то­ан­глий­ский пар­ла­мент, со­сто­яв­ший из па­ла­ты лор­дов и па­ла­ты общин, со­хра­нил свое вли­я­ние. Ве­ду­щую роль в нем иг­ра­ла па­ла­та общин, в ко­то­рой пре­об­ла­да­ли пред­ста­ви­те­ли бур­жу­а­зии и но­во­го дво­рян­ства. Они нуж­да­лись в под­держ­ке ко­ро­лев­ской вла­сти и сами до опре­де­лен­но­го вре­ме­ни под­дер­жи­ва­ли ее. Ели­за­ве­та в своих дей­стви­ях опи­ра­лась на дво­рян­ство, но в то же время про­во­ди­ла даль­но­вид­ную по­ли­ти­ку про­тек­ци­о­низ­ма — по­кро­ви­тель­ства раз­ви­тию на­ци­о­наль­но­го про­из­вод­ства и тор­гов­ли. В стране за­мет­но вы­рос­ло про­из­вод­ство то­ва­ров, осо­бен­но сукна. Чтобы вы­год­но сбыть их, де­ше­во за­ку­пить сырье и необ­хо­ди­мые то­ва­ры, ан­гли­чане пла­ва­ли во все угол­ки мира. С целью умень­шить риск даль­них пу­те­ше­ствий они объ­еди­ня­лись в тор­го­вые ком­па­нии. Так, Мос­ков­ская ком­па­ния тор­го­ва­ла с Рос­си­ей, Ост-Индская — с Южной и Юго-Во­сточ­ной Азией.

В об­ла­сти внеш­ней по­ли­ти­ки Ели­за­ве­та ста­ра­лась ла­ви­ро­вать между силь­ней­ши­ми дер­жа­ва­ми то­гдаш­ней Ев­ро­пы — Ис­па­ни­ей и Фран­ци­ей. Од­на­ко от­но­ше­ния с Ис­па­ни­ей были до­ста­точ­но на­пря­жен­ны­ми, по­сколь­ку ко­ро­ле­ва неглас­но под­дер­жи­ва­ла кон­тра­банд­ную тор­гов­лю ан­глий­ских куп­цов с ис­пан­ски­ми ко­ло­ни­я­ми и дей­ствия пи­ра­тов, на­па­дав­ших на ис­пан­ские ко­раб­ли. Ис­пан­цы, в свою оче­редь, ор­га­ни­зо­ва­ли в Ан­глии мя­те­жи и за­го­во­ры ка­то­ли­ков, самым гром­ким из ко­то­рых был за­го­вор с уча­сти­ем шот­ланд­ской ко­ро­ле­вы Марии Стю­арт, бе­жав­шей в Ан­глию от на­чав­шей­ся в Шот­лан­дии Ре­фор­ма­ции. По­сколь­ку Мария была род­ствен­ни­цей и на­след­ни­цей Ели­за­ве­ты, ее ка­то­ли­че­ская вера де­ла­ла ее опас­ным ору­ди­ем в руках Ис­па­нии. Мария была во­вле­че­на в ка­то­ли­че­ский за­го­вор, его рас­кры­ли, шот­ланд­скую ко­ро­ле­ву каз­ни­ли по при­го­во­ру суда.

Ис­пан­ский ко­роль Фи­липп II него­до­вал и в 1588 г. нанес от­вет­ный удар. Ис­пан­цы со­бра­ли огром­ный флот — ар­ма­ду — в со­ста­ве 134 ко­раб­лей. Ис­пан­ский флот дол­жен был вы­са­дить в Ан­глии 18-ты­сяч­ное вой­ско. Когда ар­ма­да по­до­шла к бе­ре­гам Ан­глии, ис­пан­ский ад­ми­рал про­явил нере­ши­тель­ность и утра­тил шансы на успех, в то время как ан­гли­чане дей­ство­ва­ли удач­но. А потом ис­пан­ский флот был уни­что­жен же­сто­ки­ми бу­ря­ми. Враги Ис­па­нии ли­ко­ва­ли, в на­смеш­ку окре­стив по­беж­ден­ную ар­ма­ду «непо­бе­ди­мой». Ан­глия же празд­но­ва­ла по­бе­ду. Она от­сто­я­ла свою неза­ви­си­мость и го­то­ви­лась стать ве­ли­кой мор­ской дер­жа­вой.

Раз­гром «Непо­бе­ди­мой ар­ма­ды»

Рис. 4. Раз­гром «Непо­бе­ди­мой ар­ма­ды»

Последнее изменение: Четверг, 3 Май 2018, 13:03