Империя Габсбургов

В конце XV в. Иза­бел­ла Ка­стиль­ская и Фер­ди­нанд Ара­гон­ский объ­еди­ни­ли Ис­па­нию под своей вла­стью. Ис­па­ния под­дер­жа­ла про­ект Ко­лум­ба, что при­нес­ло ей об­шир­ные вла­де­ния за оке­а­ном. Од­на­ко в годы прав­ле­ния ка­то­ли­че­ских ко­ро­лей (так со­вре­мен­ни­ки на­зы­ва­ли Иза­бел­лу и Фер­ди­нан­да) в стране утвер­ди­лась об­ста­нов­ка нетер­пи­мо­сти и фа­на­тиз­ма, имен­но Ис­па­ния стала удар­ной силой Контр­ре­фор­ма­ции. На се­го­дняш­нем уроке мы по­зна­ко­мим­ся с на­след­ни­ка­ми Иза­бел­лы Ка­стиль­ской и Фер­ди­нан­да Ара­гон­ско­го, со­здав­ши­ми мо­гу­ще­ствен­ную им­пе­рию Габс­бур­гов.

Карл Габс­бург был вну­ком Иза­бел­лы Ка­стиль­ской и Фер­ди­нан­да Ара­гон­ско­го. По ма­те­рин­ской линии он по­лу­чил Ис­па­нию, ее вла­де­ния в Ита­лии и Новом Свете, а по от­цов­ской линии — Ав­стрию и Ни­дер­лан­ды. В 1519 г. под име­нем Карла V он стал им­пе­ра­то­ром Свя­щен­ной Рим­ской им­пе­рии. Со­вре­мен­ни­ки не без ос­но­ва­ния го­во­ри­ли, что в его вла­де­ни­ях «ни­ко­гда не за­хо­дит солн­це».

Карл V

Рис. 1. Карл V

Управ­лять такой им­пе­ри­ей ока­за­лось крайне слож­но. Ин­те­ре­сы зе­мель, вхо­див­ших в ее со­став, часто про­ти­во­ре­чи­ли друг другу. Слож­но было за­щи­щать рас­тя­ну­тые гра­ни­цы им­пе­рии от мно­го­чис­лен­ных вра­гов. Глав­ным из них яв­ля­лась Фран­ция. Вла­де­ни­ям Карла V угро­жа­ли турки. В Гер­ма­нии на­ча­лась Ре­фор­ма­ция, и Карл V при­нял сто­ро­ну Рима. В вой­нах с этими вра­га­ми про­шло его дол­гое прав­ле­ние.

На­след­ство Карла V было раз­де­ле­но между его сыном Фи­лип­пом и млад­шим бра­том Фер­ди­нан­дом. Под вла­стью Фер­ди­нан­да ока­за­лись земли Чехии, Вен­грии, Ав­стрии. В 1556 г. он был из­бран новым им­пе­ра­то­ром. Фи­липп уна­сле­до­вал от отца Ис­па­нию (где он стал Фи­лип­пом II) с ее вла­де­ни­я­ми в Ита­лии и Аме­ри­ке, а также Ни­дер­лан­ды. Таким об­ра­зом, в ро­до­вом древе Габс­бур­гов по­яви­лись две ветви: ав­стрий­ская и ис­пан­ская. Перед двумя дер­жа­ва­ми сто­я­ли раз­ные за­да­чи, од­на­ко агрес­сив­ный ка­то­ли­цизм обеих линий Габс­бур­гов и на­ли­чие общих вра­гов (Фран­ции) опре­де­ли­ли дли­тель­ные со­юз­ни­че­ские от­но­ше­ния род­ствен­ных ди­на­стий.

Вла­де­ния Габс­бур­гов в Ев­ро­пе

Рис. 2. Вла­де­ния Габс­бур­гов в Ев­ро­пе

Фи­липп II уна­сле­до­вал самую мо­гу­ще­ствен­ную дер­жа­ву в то­гдаш­ней За­пад­ной Ев­ро­пе. Никто из мо­нар­хов не имел столь об­шир­ных вла­де­ний. Од­на­ко на счету Фи­лип­па II ока­за­лось боль­ше по­ра­же­ний, чем побед. Фи­липп II лично вни­кал в го­су­дар­ствен­ные дела, он усо­вер­шен­ство­вал си­сте­му управ­ле­ния стра­ной, упо­ря­до­чил за­ко­ны. Од­на­ко в важ­ных ре­ше­ни­ях он часто за­паз­ды­вал и неред­ко оши­бал­ся. Не до­ве­ряя ярким лич­но­стям, ко­роль по­ру­чал дела людям ис­пол­ни­тель­ным, но неда­ле­ким. Так, в слу­чае с на­зна­че­ни­ем гер­цо­га Ме­ди­ны Си­до­нии ко­ман­ду­ю­щим «Непо­бе­ди­мой ар­ма­дой» обер­ну­лось на­ци­о­наль­ной ка­та­стро­фой. Он был непри­ми­ри­мым бор­цом с про­те­стан­та­ми. «Я пред­по­чи­таю вовсе не иметь под­дан­ных, чем иметь в ка­че­стве та­ко­вых ере­ти­ков», — за­ме­тил ко­роль од­на­ж­ды. Но если в Ис­па­нии ин­кви­зи­ции уда­ва­лось ду­шить все про­яв­ле­ния сво­бо­до­мыс­лия, то в Ни­дер­лан­дах упря­мое неже­ла­ние Фи­лип­па идти на уступ­ки при­ве­ло к вос­ста­нию. Без­успеш­ной ока­за­лась его борь­ба с про­те­стант­ской Ан­гли­ей. И толь­ко в войне с Осман­ской им­пе­ри­ей Фи­липп II до­бил­ся успе­ха.

Фи­липп II Габс­бург

Рис. 3. Фи­липп II Габс­бург

По­след­ствия Ве­ли­ких гео­гра­фи­че­ских от­кры­тий были очень бла­го­при­ят­ны для ис­пан­ско­го го­су­дар­ства. В стране на­ме­тил­ся эко­но­ми­че­ский подъ­ем: раз­ви­ва­лось сель­ское хо­зяй­ство, росли го­ро­да, по­яв­ля­лись ма­ну­фак­ту­ры, про­цве­та­ла ко­ло­ни­аль­ная тор­гов­ля. Но уже через несколь­ко де­ся­ти­ле­тий подъ­ем сме­нил­ся упад­ком. Ис­пан­ская эко­но­ми­ка ста­но­ви­лась все более за­ви­си­мой от дру­гих стран. Ис­пан­ские ко­ро­ли не за­ни­ма­лись про­тек­ци­о­низ­мом, то есть не за­щи­ща­ли про­из­вод­ство в своей стране от ино­стран­ной кон­ку­рен­ции. Сред­ства, по­сту­пав­шие из ко­ло­ний, тра­ти­лись не на раз­ви­тие про­из­вод­ства, а ухо­ди­ли на со­дер­жа­ние армии, ко­ро­лев­ско­го двора, борь­бу с про­те­стан­та­ми. В то же время непо­мер­ный рост на­ло­гов разо­рял кре­стьян.

В те­че­ние почти всего XVI в. Ис­па­ния бо­ро­лась с Ре­фор­ма­ци­ей, на­де­ясь осу­ще­ствить свою мечту о все­мир­ной ка­то­ли­че­ской мо­нар­хии. Но для этого нужно было так много зо­ло­та, что уже не хва­та­ло ни преж­них по­ступ­ле­ний, ни «се­реб­ря­ных фло­тов», ни новых на­ло­гов. В итоге ис­пан­ская эко­но­ми­ка не вы­дер­жа­ла чрез­мер­ной на­груз­ки. Недаль­но­вид­ная по­ли­ти­ка ко­ро­лев­ской вла­сти при­ве­ла эко­но­ми­ку стра­ны к упад­ку. Про­иг­рав в Трид­ца­ти­лет­ней войне, Ис­па­ния утра­ти­ла по­зи­ции в Ев­ро­пе и стала вто­ро­раз­ряд­ным го­су­дар­ством.

Последнее изменение: Четверг, 3 Май 2018, 13:06