В гаванях афинского порта Пирей

После побед при Са­ла­мине и Пла­те­ях жи­те­ли Афин от­стро­и­ли за­но­во свой город, со­жжён­ный Ксерк­сом. Греки стали осво­бож­дать от пер­сов за­хва­чен­ные ими ост­ро­ва Эгей­ско­го моря и го­ро­да Малой Азии. Для борь­бы с пер­са­ми Афины со­зда­ли во­ен­ный союз при­мор­ских гре­че­ских го­су­дарств. Этот союз на­зы­ва­ют Афин­ским мор­ским со­ю­зом. Афин­ский мор­ской союз довёл войну до по­бед­но­го конца: по до­го­во­ру с пер­са­ми их во­ен­ным ко­раб­лям за­пре­ще­но было пла­вать в Эгей­ском море. В осво­бож­дён­ных от вла­сти пер­сов по­ли­сах была уста­нов­ле­на власть де­мо­са – де­мо­кра­тия. Наи­боль­ше­го рас­цве­та де­мо­кра­тия до­стиг­ла в Афи­нах. 

В V веке до н. э. глав­ным пор­том Афин­ско­го го­су­дар­ства стал Пирей (рис. 1), рас­по­ло­жен­ный в 5–6 км от Афин. С обеих сто­рон до­ро­ги, со­еди­ня­ю­щей Афины с Пи­ре­ем, воз­ве­ли на слу­чай войны длин­ные стены. В Пирее на­хо­ди­лись две во­ен­ные и одна тор­го­вая га­вань. В во­ен­ных га­ва­нях. Узкие входы в га­ва­ни за­пи­ра­лись же­лез­ны­ми це­пя­ми или про­смо­лен­ны­ми ка­на­та­ми. Со сто­ро­ны суши ка­мен­ные стены ограж­да­ли га­ва­ни, за­щи­щая их от лю­бо­пыт­ных глаз. Раз­ме­щён­ный в га­ва­нях афин­ский флот был самым силь­ным в Эл­ла­де и на­счи­ты­вал 400 триер. На во­ен­ных ко­раб­лях слу­жи­ли толь­ко афин­ские граж­дане. 

Порт Пирей

Рис. 1. Порт Пирей

Граж­да­на­ми по за­ко­ну счи­та­лись ко­рен­ные афи­няне, у ко­то­рых оба ро­ди­те­ля – как отец, так и мать – были граж­да­на­ми. В га­ва­нях было много бед­ных граж­дан, при­шед­ших сюда на за­ра­бот­ки. Это были греб­цы и мат­ро­сы, ра­бо­чие на вер­фях, где чи­ни­ли ста­рые и стро­и­ли новые ко­раб­ли. Изо дня в день здесь сту­ча­ли то­по­ра­ми, про­пи­ты­ва­ли днища триер смо­лой, за­ты­ка­ли об­ра­зо­вав­ши­е­ся в пла­ва­нии щели.

В га­ва­нях можно было уви­деть и бо­га­ча, на­при­мер, зем­ле­вла­дель­ца или купца. Он при­шёл, чтобы вы­пол­нить по­чёт­ную, но ра­зо­ри­тель­ную обя­зан­ность. По афин­ским за­ко­нам бо­га­тей­шие граж­дане долж­ны были за свой счёт сна­ря­дить по бо­е­во­му ко­раб­лю. 

Мно­же­ство ко­раб­лей из раз­ных стран и го­ро­дов при­бы­ва­ло в самую об­шир­ную из га­ва­ней Пирея. Из Егип­та при­во­зи­ли льня­ные ткани и па­пи­рус, из дру­гих об­ла­стей Аф­ри­ки – сло­но­вую кость, из при­чер­но­мор­ских ко­ло­ний – зерно, со­лё­ную рыбу и рабов (рис. 2). 

В тор­го­вой га­ва­ни Пирея

Рис. 2. В тор­го­вой га­ва­ни Пирея

Жад­ные до но­во­стей афи­няне ки­да­лись к вновь при­быв­ше­му купцу с во­про­сом: «Что но­во­го?» Узна­ва­ли о ценах на хлеб и дру­гие то­ва­ры. Рас­крыв рот, слу­ша­ли рас­ска­зы о даль­них стра­нах, о встре­чах с пи­ра­та­ми и мор­ски­ми чу­до­ви­ща­ми. 

Перед раз­груз­кой ко­раб­ля купец, при­вез­ший то­ва­ры, пла­тил по­шли­ну за право тор­го­вать в Афи­нах. День­ги шли в казну Афин­ско­го го­су­дар­ства. Сбор­щи­ка­ми по­шли­ны были граж­дане, из­бран­ные по жре­бию на эту долж­ность. 

Купцы везли за море из­де­лия афин­ских ре­мес­лен­ни­ков: ве­ли­ко­леп­ные со­су­ды из глины, мра­мор­ные ста­туи, се­реб­ря­ные брас­ле­ты, серь­ги, кубки. В боль­ших ко­ли­че­ствах вы­во­зи­ли вино и олив­ко­вое масло, ко­то­рые ску­па­ли у зем­ле­дель­цев Ат­ти­ки. Это при­ве­ло к тому, что зем­ле­дель­цы мень­ше преж­не­го сеяли хлеб, зато в боль­ших ко­ли­че­ствах вы­ра­щи­ва­ли ви­но­град и олив­ки. Те­перь ра­зо­ре­ние им не гро­зи­ло. 

Среди куп­цов было нема­ло пе­ре­се­лен­цев из дру­гих го­ро­дов, по­сто­ян­но про­жи­вав­ших в Афи­нах. Пе­ре­се­лен­цы го­во­ри­ли по-гре­че­ски, оде­ва­лись так же, как и осталь­ные афи­няне, по­кло­ня­лись тем же богам, но долж­ны были пла­тить налог в казну за одно толь­ко право жить в Афин­ском го­су­дар­стве. Граж­дане та­ко­го на­ло­га не пла­ти­ли. 

В Пирее, как и в дру­гих го­ро­дах Эл­ла­ды, тор­го­ва­ли лю­дь­ми, как ско­том. Про­да­ва­ли чу­же­зем­цев, взя­тых в плен, куп­лен­ных за морем или за­хва­чен­ных пи­ра­та­ми (рис. 3). 

Труд рабов

Рис. 3. Труд рабов

Бо­га­тые афи­няне по­ку­па­ли ра­бынь для дома: под­ме­тать, уха­жи­вать за детьми, вы­пе­кать хлеб, ткать. Неволь­ни­ков охот­но при­об­ре­та­ли вла­дель­цы ма­стер­ских. В куз­ни­це, на­при­мер, раба за­став­ля­ли но­сить уголь, раз­ду­вать ме­ха­ми огонь в пы­ла­ю­щей печи, бить по рас­ка­лён­но­му ме­тал­лу тя­жё­лым мо­ло­том. За­жи­точ­ные зем­ле­дель­цы также по­ку­па­ли од­но­го-двух рабов. Им по­ру­ча­ли со­би­рать олив­ки, да­вить но­га­ми и прес­сом ви­но­град. 

Самая ужас­ная участь ожи­да­ла тех, кто по­па­дал в се­реб­ря­ные руд­ни­ки на юге Ат­ти­ки. Глу­бо­ко под зем­лёй, стра­дая от недо­стат­ка воз­ду­ха и света, ты­ся­чи рабов до­бы­ва­ли дра­го­цен­ную руду. 

За­ко­ны Афин за­пре­ща­ли уби­вать раба. Но в осталь­ном за ним не при­зна­ва­ли прав че­ло­ве­ка: раб не мог рас­по­ря­жать­ся своим тру­дом, иметь семью, ме­нять место жи­тель­ства. В нево­ле раб часто терял имя и по­лу­чал клич­ку по на­зва­нию того пле­ме­ни, к ко­то­ро­му при­над­ле­жал: Скиф, Фра­ки­ец, Перс. 

Ино­гда вла­дель­цы рабов от­пус­ка­ли их на сво­бо­ду. Такие люди на­зы­ва­лись воль­но­от­пу­щен­ни­ки. Ими могли стать пре­дан­ные слуги, на­при­мер, няня, вы­рас­тив­шая детей хо­зя­и­на. Воль­но­от­пу­щен­ни­ка­ми ста­но­ви­лись за­пла­тив­шие выкуп та­лант­ли­вые умель­цы – са­пож­ни­ки, стро­и­те­ли, ху­дож­ни­ки, укра­шав­шие ри­сун­ка­ми гли­ня­ную по­су­ду. 

Афины пре­вра­ти­лись в круп­ней­ший центр ре­мес­ла и тор­гов­ли. 

Последнее изменение: Среда, 2 Май 2018, 20:14