Афинская демократия при Перикле

Глав­ным ор­га­ном вла­сти в Афи­нах было На­род­ное со­бра­ние. В Со­бра­нии участ­во­ва­ли граж­дане, толь­ко муж­чи­ны на­чи­ная с два­дца­ти­лет­не­го воз­рас­та. Для ре­ше­ния го­су­дар­ствен­ных дел они со­би­ра­лись 3-4 раза в месяц на по­ло­гом холме в за­пад­ной части го­ро­да. При­хо­ди­ли ре­мес­лен­ни­ки и тор­гов­цы, греб­цы и ло­доч­ни­ки Пирея, а также зем­ле­дель­цы, если толь­ко сель­ские ра­бо­ты не были в раз­га­ре. При­хо­ди­ли бо­га­тые купцы и зем­ле­вла­дель­цы. 

На­род­ное со­бра­ние вы­би­ра­ло под­ня­ти­ем рук де­ся­те­рых стра­те­гов сро­ком на год. Долж­ность пер­во­го стра­те­га была самой важ­ной в Афи­нах. Он ру­ко­во­дил вой­ском и фло­том, ведал от­но­ше­ни­я­ми Афин с дру­ги­ми го­су­дар­ства­ми. Пят­на­дцать раз, на­чи­ная с 443 года до н. э., Со­бра­ние вы­би­ра­ло Пе­рик­ла (рис. 1) пер­вым стра­те­гом. 

Пе­ри­кл

Рис. 1. Пе­ри­кл

Тай­ным го­ло­со­ва­ни­ем – по­да­чей белых или чёр­ных ка­меш­ков – Со­бра­ние объ­яв­ля­ло войну, утвер­жда­ло мир­ные до­го­во­ры, при­ни­ма­ло за­ко­ны. Любой граж­да­нин мог вы­сту­пить в Со­бра­нии со своим пред­ло­же­ни­ем (на­при­мер, при­нять новый закон). Од­на­ко го­ло­со­ва­ли не сразу: пред­ло­же­ние дол­жен был об­су­дить Совет пя­ти­сот. Лишь на одном из сле­ду­ю­щих Со­бра­ний граж­да­нам со­об­ща­ли ре­зуль­та­ты об­суж­де­ния. При­чём неза­ви­си­мо от того, одоб­рил Совет пя­ти­сот сде­лан­ное пред­ло­же­ние или нет, его ста­ви­ли на го­ло­со­ва­ние. 

Со­бра­ние рас­по­ря­жа­лось каз­ной и утвер­жда­ло рас­хо­ды стра­те­гов (рис. 2). Од­на­ж­ды са­мо­го Пе­рик­ла об­ви­ни­ли в огром­ных тра­тах. Дей­стви­тель­но, по его пред­ло­же­нию в Афи­нах воз­во­ди­лись ве­ли­ко­леп­ные храмы, пор­ти­ки и ста­туи. Враги Пе­рик­ла, знат­ные афи­няне, под­ня­ли в Со­бра­нии крик, об­ви­няя пер­во­го стра­те­га в неуме­лой трате гро­мад­ных денег. Не утвер­ди Со­бра­ние рас­хо­ды, Пе­ри­кл был бы отдан под суд. Од­на­ко он был опыт­ным ора­то­ром (Ора­тор – че­ло­век, уме­ю­щий про­из­но­сить речи, убеж­дать слу­ша­те­лей.) и умел го­во­рить с де­мо­сом. «На­хо­дят ли граж­дане, что в самом деле ис­тра­че­но боль­ше, чем нужно?» – спро­сил Пе­ри­кл. «Да, да! Слиш­ком много!» – раз­да­лись го­ло­са. «Раз так, – про­дол­жал Пе­ри­кл, – то я верну в казну всё до по­след­ней драх­мы. А затем при­ка­жу на всех по­строй­ках на­пи­сать: «Воз­двиг­ну­то Пе­ри­к­лом на его соб­ствен­ные сред­ства». Но демос, как и пред­ви­дел Пе­ри­кл, не по­же­лал усту­пить ему славу воз­ве­де­ния Пар­фе­но­на и дру­гих за­ме­ча­тель­ных по­стро­ек. «Нет, не хотим! Для укра­ше­ния Афин не жалко ни­че­го!» – за­шу­ме­ли граж­дане и утвер­ди­ли отчёт Пе­рик­ла. 

На­род­ное со­бра­ние

Рис. 2. На­род­ное со­бра­ние

За го­су­дар­ствен­ную служ­бу пла­ти­ли день­ги из казны. В Афи­нах, кроме стра­те­гов, су­ще­ство­ва­ло много долж­но­стей. Обыч­но одну и ту же долж­ность – судьи, или сбор­щи­ка на­ло­гов, или смот­ри­те­ля рынка – стре­ми­лись за­нять несколь­ко граж­дан. Кого же из них сле­до­ва­ло пред­по­честь? Тя­ну­ли жре­бий: кому до­ста­нет­ся белый боб, тот и счи­та­ет­ся из­бран­ным. (Бобы – плоды рас­те­ний, на­при­мер, фа­со­ли.) 

За­ня­тие долж­но­стей было по­чёт­ным. И ни­ка­кой опла­ты за это пер­во­на­чаль­но не по­ла­га­лось. По­это­му бед­ней­шие граж­дане укло­ня­лись от же­ре­бьёв­ки. Им было не до служ­бы го­су­дар­ству: су­меть бы за­ра­бо­тать себе на жизнь. Од­на­ко Пе­ри­кл стре­мил­ся к тому, чтобы все граж­дане участ­во­ва­ли в управ­ле­нии и в судах. По­это­му по его пред­ло­же­нию был при­нят закон, по ко­то­ро­му граж­да­нам, из­бран­ным на долж­ность, за каж­дый ра­бо­чий день стали пла­тить день­ги из казны. Этих денег долж­но было хва­тить на по­куп­ку хлеба, ово­щей, рыбы для неболь­шой семьи. Впер­вые в ис­то­рии была вве­де­на плата за ис­пол­не­ние вы­бор­ных долж­но­стей. 

Вся жизнь Пе­рик­ла была от­да­на го­су­дар­ствен­ным делам. Афи­няне шу­ти­ли, что в го­ро­де он знал толь­ко те улицы, что вели от его дома в На­род­ное со­бра­ние и Совет пя­ти­сот. Пер­вый стра­тег по­лу­чил пре­крас­ное об­ра­зо­ва­ние. Зна­ме­ни­тый учё­ный Анак­са­гор был его учи­те­лем и дру­гом. Анак­са­гор изу­чал яв­ле­ния при­ро­ды и счи­тал, что Солн­це и Луна – это не боги, а огром­ные рас­ка­лён­ные камни. Среди дру­зей Пе­рик­ла был тво­рец «Ан­ти­го­ны» Со­фо­кл, со­зда­тель ве­ли­ко­леп­ных ста­туй Фидий, «отец ис­то­рии» Ге­род­от, опи­сав­ший гре­ко-пер­сид­ские войны. Все эти люди со­би­ра­лись для учё­ных спо­ров и бесед в доме пер­во­го стра­те­га и его жены Ас­па­сии – одной из об­ра­зо­ван­ней­ших жен­щин Эл­ла­ды (рис. 3). 

Ас­па­сия

Рис. 3. Ас­па­сия

Дру­зья Пе­рик­ла по­мо­га­ли ему и в го­су­дар­ствен­ных делах. Фидию он по­ру­чил ру­ко­во­дить воз­ве­де­ни­ем хра­мов и ста­туй в Ак­ро­по­ле. Со­фо­кл участ­во­вал, уже не как поэт, а как воин, в мор­ских по­хо­дах. Ге­род­от по пред­ло­же­нию Пе­рик­ла от­плыл вме­сте с дру­ги­ми афи­ня­на­ми в Ита­лию, чтобы ос­но­вать там ко­ло­нию. 

Од­на­ко у Пе­рик­ла были не толь­ко сто­рон­ни­ки, но и враги из знати. Они кле­ве­та­ли на него и его дру­зей, об­ви­ня­ли их в пре­ступ­ле­ни­ях. Анак­са­го­ра долж­ны были су­дить за то, что он не верил в богов. Боясь за судь­бу учё­но­го, Пе­ри­кл помог Анак­са­го­ру по­ки­нуть Афины, не до­жи­да­ясь суда. Фидия об­ви­ни­ли в утай­ке зо­ло­та при со­зда­нии ста­туи Афины в Пар­фе­ноне. Чтобы оправ­дать­ся, Фидию при­ш­лось снять со ста­туи Афины зо­ло­тую одеж­ду. Её взве­си­ли и убе­ди­лись в чест­но­сти ста­ро­го ма­сте­ра. 

При Пе­рик­ле афин­ская де­мо­кра­тия до­стиг­ла сво­е­го рас­цве­та. Афины были самым мо­гу­ще­ствен­ным го­су­дар­ством Эл­ла­ды.

Последнее изменение: Среда, 2 Май 2018, 20:19