Греция подчиняется Македонии

В IV в. до н. э. Гре­ция под­чи­ни­лась Ма­ке­до­нии. По­че­му же Гре­ция, от­сто­яв­шая свою неза­ви­си­мость в борь­бе с пер­са­ми, спу­стя 150 лет ока­за­лась под вла­стью Македо­нии? О при­чи­нах воз­вы­ше­ния Ма­ке­до­нии и пе­чаль­ной судь­бе Гре­ции вы узна­е­те на нашем се­го­дняш­нем за­ня­тии.

Ма­ке­до­ния (рис. 1) мень­ше Гре­ции. Во вре­ме­на Пе­рик­ла эта гор­ная стра­на де­ли­лась на несколь­ко са­мо­сто­я­тель­ных об­ла­стей и в делах Гре­ции не иг­ра­ла ни­ка­кой роли.

Ма­ке­до­ния

Рис. 1. Ма­ке­до­ния

В IV в. до н. э. умный и энер­гич­ный царь Фи­липп II объ­еди­нил стра­ну под своей вла­стью. Фи­липп со­здал прак­ти­че­ски непо­бе­ди­мую армию, ос­но­вой ко­то­рой была тя­же­ло­во­ору­жен­ная пе­хо­та. Воины вы­стра­и­ва­лись фа­лан­гой в 16 рядов (рис. 2). В бою пер­вые шесть рядов дер­жа­ли двумя ру­ка­ми длин­ные копья. Фа­лан­га на­по­ми­на­ла още­ти­нив­ше­го­ся ежа. Фа­лан­га была прак­ти­че­ски неуяз­ви­ма в бою на рав­нине. Армия Фи­лип­па имела ме­та­тель­ные ору­дия, осад­ные баш­ни-та­ра­ны. Это спо­соб­ство­ва­ло за­во­е­ва­нию Гре­ции.

Рис. 2. Ма­ке­дон­ская фа­лан­га

Но были еще внут­рен­ние при­чи­ны, де­лав­шие гре­че­ские го­ро­да лег­кой до­бы­чей ма­ке­до­нян. В каж­дом гре­че­ском го­ро­де были сто­рон­ни­ки ма­ке­дон­ско­го царя. Они на­де­я­лись, что Фи­липп со своим вой­ском су­ме­ет за­щи­тить их от черни, ко­то­рая в ре­зуль­та­те ра­зо­ре­ния от меж­до­усоб­ных войн под­ня­лась на борь­бу с бо­га­ча­ми. Во мно­гих об­ла­стях Гре­ции олив­ко­вые сады и ви­но­град­ни­ки были вы­руб­ле­ны.

Туго при­хо­ди­лось и небо­га­тым ре­мес­лен­ни­кам. Спо­кой­но жить и ра­бо­тать они могли толь­ко в том слу­чае, если на их из­де­лия на­хо­ди­лись по­ку­па­те­ли. Од­на­ко об­ни­щав­шие кре­стьяне все реже по­яв­ля­лись на рын­ках го­ро­дов: им нече­го было про­да­вать и не на что было по­ку­пать. Купцы реже стали ез­дить в ко­ло­нии и пе­ре­ста­ли за­ку­пать рас­пис­ные со­су­ды и ткани, брас­ле­ты и серь­ги. По­доб­но кре­стья­нам, ты­ся­чи ре­мес­лен­ни­ков разо­ря­лись, про­да­ва­ли свои ма­стер­ские и вели по­лу­го­лод­ное су­ще­ство­ва­ние.

В гре­че­ских го­ро­дах по­яви­лись, с одной сто­ро­ны, люди, на­жив­шие бо­гат­ство на тор­гов­ле хле­бом и ору­жи­ем, на скуп­ке и пе­ре­про­да­же земли, с дру­гой – мно­же­ство бед­ня­ков. Ра­зо­ре­ние одних гре­ков и обо­га­ще­ние дру­гих при­ве­ло к враж­де между ними. Бо­га­чи от­кры­то за­яв­ля­ли: «По­ско­рее бы явил­ся Фи­липп II со своим вой­ском, он су­ме­ет за­щи­тить нас от бед­ня­ков». Дру­гие, боясь де­мо­са, не про­из­но­си­ли вслух из­лиш­них речей, но также втайне на­де­я­лись на это.

Ве­ли­чай­шим и силь­ней­шим про­тив­ни­ком Фи­лип­па II был ора­тор Де­мо­сфен (рис. 3). Он ро­дил­ся в 384 г. до н. э. в семье за­жи­точ­но­го вла­дель­ца ору­жей­но­го за­во­да. В 7 лет он остал­ся без отца си­ро­той. Опе­ку­ны ра­зо­ри­ли име­ние Де­мо­сфе­на. Рос он сла­бым и бо­лез­нен­ным. Остав­шись без по­мо­щи, Де­мо­сфен по­ла­гал­ся на себя. Чтобы спа­сти свое иму­ще­ство от окон­ча­тель­но­го ра­зо­ре­ния, он дол­жен был на­учить­ся ис­кус­но го­во­рить и знать закон. Де­мо­сфен стал учить­ся у из­вест­ней­ших ора­то­ров. Много труд­но­стей ему при­ш­лось пре­одо­леть. «Он имел сла­бый голос и ко­рот­кое ды­ха­ние, был кос­но­язы­чен. Уда­ре­ние слов у него было оши­боч­но, по­ло­же­ние тела нелов­ко; он по­дер­ги­вал одним пле­чом. Де­мо­сфен при­ло­жил нема­лое ста­ра­ние, чтобы пре­воз­мочь оби­дев­шую его при­ро­ду. Чтобы при­дать сво­е­му языку по­движ­ность и быст­ро­ту, он брал в рот че­реп­ки и с ними про­бо­вал го­во­рить ясно и гром­ко; чтобы уси­лить голос и ды­ха­ние, он ско­ры­ми ша­га­ми вхо­дил на кру­тиз­ну, гром­ко про­из­но­ся места из по­этов... В своем доме он устро­ил под­зем­ную ком­на­ту, в ко­то­рой никто не мешал его упраж­не­ни­ям. Чтобы ничто не со­блаз­ня­ло его оста­вить свое уеди­не­ние, вы­брил себе по­ло­ви­ну го­ло­вы. Также он устро­ил себе зер­ка­ло в че­ло­ве­че­ский рост и перед ним делал свои упраж­не­ния; с по­тол­ка этой ком­на­ты сви­сал ост­рый меч, ко­то­рым он дол­жен был по­ра­нить себя, если бы начал дер­гать пле­чом». В пер­вые годы своей об­ще­ствен­ной де­я­тель­но­сти (в 30 лет) он ука­зал на опас­ней­ше­го врага для сво­бо­ды Гре­ции, царя вар­ва­ров, на ко­то­ро­го афи­няне не об­ра­ща­ли вни­ма­ния. Но когда Фи­липп в 352 г. до н. э. по­пы­тал­ся вторг­нуть­ся через Фер­мо­пи­лы в Сред­нюю Гре­цию, Де­мо­сфен вы­сту­пил перед на­ро­дом с «фи­лип­пи­кой» – т. е. гроз­ной речью, пре­ду­пре­ждая о гро­зя­щей опас­но­сти. Ора­то­ру уда­лось убе­дить при­нять ре­ши­тель­ные меры, но к делу при­сту­пи­ли вяло и непро­ду­ман­но.

Де­мо­сфен

Рис. 3. Де­мо­сфен

Фи­липп за­ни­мал гре­че­ские го­ро­да один за дру­гим. Несколь­ко по­ли­сов за­клю­чи­ли союз с Афи­на­ми и вы­сту­пи­ли про­тив Фи­лип­па II. В 338 г до н. э. в битве при Хе­ро­нее ма­ке­дон­ская армия раз­би­ла объ­еди­нен­ное гре­че­ское вой­ско. Гре­че­ские го­ро­да по­кля­лись в вер­но­сти ма­ке­дон­ско­му царю и при­зна­ли его своим во­ен­ным пред­во­ди­те­лем.

После за­во­е­ва­ния Гре­ции Фи­липп за­ду­мал за­во­е­вать бо­гат­ства пер­сид­ских царей, но в празд­не­стве по слу­чаю сва­дьбы цар­ской до­че­ри был убит кин­жа­лом в спину одним из при­бли­жен­ных. Царем Ма­ке­до­нии про­воз­гла­си­ли Алек­сандра. Греки об­ра­до­ва­лись этому из­ве­стию, на­де­ясь вы­сту­пить про­тив ма­ке­до­нян и об­ре­сти неза­ви­си­мость. Но Алек­сандр на­пра­вил в вос­став­шие Фивы вой­ска, и греки при­зна­ли власть Алек­сандра.

Последнее изменение: Среда, 2 Май 2018, 20:20