В городе богини Афины

В VIII–VII  веках до н. э. в Афи­нах по­яви­лось много ма­стер­ских и лавок куз­не­цов, гор­шеч­ни­ков, са­пож­ни­ков, город пре­вра­тил­ся в круп­ней­ший центр ре­мес­ла и тор­гов­ли. Од­на­ко район гон­чар­ных ма­стер­ских, Ке­ра­мик, не вы­зы­вал вос­торг. В нем были узкие улоч­ки, глу­хие стены домов с за­пер­ты­ми ка­лит­ка­ми. Го­ро­жане вы­ли­ва­ли помои и вы­бра­сы­ва­ли от­бро­сы прямо на улицу. Ве­че­ра­ми из-за грязи по Ке­ра­ми­ку нель­зя было хо­дить, не осве­щая до­ро­гу смо­ля­ным фа­ке­лом. Тем не менее, Ке­ра­мик был из­ве­стен да­ле­ко за пре­де­ла­ми Эл­ла­ды: в од­но­об­раз­ных домах жили и тру­ди­лись ис­кус­ные гон­ча­ры и жи­во­пис­цы, со­здав­шие ве­ли­ко­леп­ные рас­пис­ные вазы. Вазы укра­ша­ли чер­но­фи­гур­ным (рис. 1) и крас­но­фи­гур­ным ри­сун­ком. По крас­но­ва­той глине ху­дож­ник на­но­сил фи­гу­ры чер­ным лаком, и на­о­бо­рот, где был ри­су­нок, не на­но­сил лак, со­хра­няя крас­но­ва­тый цвет, а по­кры­вал осталь­ную часть вазы. Рас­пис­ные вазы были до­ро­гие, но из­го­тав­ли­ва­ли и более де­ше­вую по­су­ду: со­су­ды с двумя руч­ка­ми для вина и масла, кув­ши­ны для воды, чаши.

Чер­но­фи­гур­ная ваза

Рис. 1. Чер­но­фи­гур­ная ваза

Вла­де­лец гон­чар­ной ма­стер­ской имел несколь­ко рабов, ко­то­рым по­ру­чал од­но­об­раз­ную и гру­бую ра­бо­ту, такую как вы­ме­ши­вать глину, под­но­сить топ­ли­во к печи, же­лез­ным стерж­нем во­ро­шить пы­лав­шие угли. А ра­бо­ту твор­че­ско­го ха­рак­те­ра, на­при­мер рос­пись ваз, вы­пол­ня­ли граж­дане, пе­ре­се­лен­цы или воль­но­от­пу­щен­ни­ки.

Афи­няне жили на­сы­щен­ной об­ще­ствен­ной жиз­нью, по­это­му боль­шую часть вре­ме­ни они про­во­ди­ли вне дома, пе­ре­хо­дя туда лишь ко сну. Дом де­лил­ся на жен­скую и муж­скую по­ло­ви­ну. Цен­траль­ным по­ме­ще­ни­ем муж­ской и жен­ской по­ло­ви­ны был зал, где устра­и­ва­ли пиры.

Агора – глав­ная пло­щадь Афин (рис. 2). По утрам, в ры­ноч­ные часы, здесь было мно­го­люд­но и шумно. Тор­гов­цы стоя за­зы­ва­ли по­ку­па­те­лей. В одном месте рынка по­ку­па­ли сыр, в дру­гом овощи, в тре­тьем на­ни­ма­ли по­ва­ра для зва­но­го обеда. Осо­бое место было от­ве­де­но для тор­гов­ли ра­ба­ми. На тор­го­вую пло­щадь шли толь­ко муж­чи­ны, жен­щи­ны редко со­вер­ша­ли по­куп­ки. Тол­кот­ня и давка бы­ва­ли столь ве­ли­ки, что бо­га­тый грек при­хо­дил в со­про­вож­де­нии рабов, слуг. Слуги за щекой дер­жа­ли день­ги (мо­не­ты, драх­мы), по­то­му что тогда еще не было ко­шель­ков, и рас­чи­ща­ли для гос­по­ди­на путь. За по­ряд­ком сле­ди­ли смот­ри­те­ли рынка, их вы­би­ра­ли по жре­бию. Окон­чив дела, от­пра­вив слуг с по­куп­ка­ми домой, афи­няне про­во­ди­ли время с дру­зья­ми; об­суж­да­ли по­след­ние но­во­сти, бол­та­ли о вся­кой вся­чине. Ме­ста­ми встреч были спа­сав­шие от па­ля­щих сол­неч­ных лучей пор­ти­ки хра­мов, пред­став­ляв­шие собой те­ни­стые про­хо­ды под кры­шей, под­дер­жи­ва­е­мой ко­лон­на­ми.

Агора (Ре­кон­струк­ция)

Рис. 2. Агора (Ре­кон­струк­ция)

В дру­гой части Агоры в пря­мо­уголь­ном зда­нии почти еже­днев­но со­би­рал­ся совет пя­ти­сот, ко­то­рый из­би­рал­ся по жре­бию из числа афин­ских граж­дан. Они сле­ди­ли за по­пол­не­ни­ем казны, стро­и­тель­ством во­ен­ных ко­раб­лей и  хра­мов. 

Афи­няне не пред­став­ля­ли жизнь без каж­до­днев­ных по­се­ще­ний Агоры.   

По­всю­ду в Афи­нах был виден Ак­ро­поль – холм с кру­ты­ми и об­ры­ви­сты­ми скло­на­ми. Его вер­ши­ну укра­ша­ла брон­зо­вая ста­туя Афины. Мо­ря­ки, под­плы­вав­шие к Пирею, могли за­ме­тить, как бле­стят на солн­це её по­зо­ло­чен­ный шлем и на­ко­неч­ник копья.

Лишь одна до­ро­га вела на Ак­ро­поль. В дни празд­неств по ней под­ни­ма­лась на­ряд­ная толпа афи­нян. По пути они лю­бо­ва­лись сто­яв­шим спра­ва неболь­шим хра­мом бо­ги­ни по­бе­ды Ники. На вер­шине Ак­ро­по­ля перед ними от­кры­вал­ся вид на храм бо­ги­ни Афины – Пар­фе­нон. Это самое пре­крас­ное тво­ре­ние гре­че­ских стро­и­те­лей. Храм со­ору­жен из мра­мо­ра, окру­жен со всех сто­рон ко­ло­на­ми (рис. 3).

Пар­фе­нон

Рис. 3. Пар­фе­нон

Внут­ри на­хо­ди­лась  ста­туя Афины – тво­ре­ние Фидия. В ос­нов­ном ста­туя была вы­пол­не­на из де­ре­ва; одеж­да, щит и шлем были сде­ла­ны из зо­ло­та; лицо, шея, руки по­кры­ты тон­ки­ми пла­стин­ка­ми из сло­но­вой кости цвета че­ло­ве­че­ско­го тела.

На том месте, где по пре­да­нию со­сто­ял­ся спор Афины и По­сей­до­на, на­хо­дил­ся храм Эрех­тей­он (рис. 4). В одном из его пор­ти­ков вме­сто ко­лонн сто­я­ли ка­ри­а­ти­ды – ка­мен­ные фи­гу­ры де­ву­шек.

Эрех­тей­он

Рис. 4. Эрех­тей­он

По­се­ще­ние Агоры и Ак­ро­по­ля про­из­во­ди­ло боль­шое впе­чат­ле­ние. Неда­ром счи­та­ли, что город Афины по кра­со­те пре­вос­хо­дит все осталь­ные го­ро­да.

Последнее изменение: Среда, 2 Май 2018, 20:13