В афинских школах и гимнасиях

Когда афин­ско­му маль­чи­ку, сыну со­сто­я­тель­но­го граж­да­ни­на, ис­пол­ня­лось семь лет, его от­да­ва­ли в школу. До этого воз­рас­та он про­во­дил время дома, на жен­ской по­ло­вине, играя с бра­тья­ми и сест­ра­ми, слу­шая песни ра­бынь, тру­див­ших­ся над пря­жей, тка­ньем, вы­шив­кой, при­го­тов­ле­ни­ем пищи, или сказ­ки няни и ма­те­ри. Ни один по­сто­рон­ний муж­чи­на не вхо­дил на жен­скую по­ло­ви­ну. Из­ред­ка отец водил сво­е­го сына в гости или раз­ре­шал ему при­сут­ство­вать в муж­ском зале, когда гости со­би­ра­лись у него в доме.

Но не толь­ко ра­до­сти были у детей. Были у них и пе­чаль­ные ми­ну­ты, когда за про­вин­но­сти раб-нянь­ка, на­зы­вав­ший­ся пе­да­го­гом (рис. 1), или отец же­сто­ко по­уча­ли их пал­кой. Во­об­ще детей не слиш­ком ба­ло­ва­ли: ку­па­ли в хо­лод­ной воде, за­став­ля­ли вы­хо­дить легко оде­ты­ми даже в самые хо­лод­ные дни, чтобы они стали креп­ки­ми и за­ка­лен­ны­ми.

Раб-пе­да­гог

Рис. 1. Раб-пе­да­гог

С семи лет на­чи­на­лось обу­че­ние в школе. Про­щай, жен­ская по­ло­ви­на дома и игры с сест­ра­ми! Де­во­чек в школу не от­да­ва­ли. Ведь афин­ские жен­щи­ны не участ­во­ва­ли ни в вы­бо­рах, ни в на­род­ном со­бра­нии, ни в судах. Все, что от них тре­бо­ва­лось, – это быть скром­ны­ми, по­кор­ны­ми же­на­ми и до­мо­ви­ты­ми хо­зяй­ка­ми. Чем реже по­ка­зы­ва­лись они на людях, тем боль­ше гор­ди­лись ими отец и муж. А для такой жизни вполне до­ста­точ­но было обу­чить их дома ткать шерсть, печь хлеб да при­смат­ри­вать за ра­бы­ня­ми.

...И вот маль­чик идет в школу. Толь­ко что взо­шло солн­це, а двери школы уже от­кры­ты. Ото­всю­ду сте­ка­ют­ся уче­ни­ки. За ними сле­ду­ют рабы, обя­зан­ные со­про­вож­дать гос­под­ских сы­но­вей в школу. Они несут за маль­чи­ка­ми учеб­ные при­над­леж­но­сти: де­ре­вян­ные, по­кры­тые вос­ком таб­лич­ки для пись­ма, па­лоч­ки-сти­ли, ко­то­ры­ми пи­са­ли, а для стар­ших маль­чи­ков – и лиру, на ко­то­рой они учи­лись иг­рать. Школы были част­ны­ми, ро­ди­те­ли пла­ти­ли учи­те­лю за обу­че­ние детей.

В школе маль­чи­ка пре­жде всего учили гра­мо­те. Чтобы обу­че­ние шло легче, учи­тель давал уче­ни­ку гли­ня­ные таб­лич­ки, на ко­то­рых были на­пи­са­ны буквы и слоги, и уче­ник по­сте­пен­но обу­чал­ся скла­ды­вать из них слова. Гра­мо­те обу­ча­ли долго, года три. Сна­ча­ла учили пи­сать на вос­ко­вых таб­лич­ках за­ост­рен­ной ме­тал­ли­че­ской или ко­стя­ной па­лоч­кой – сти­лем. Оси­лив гра­мо­ту, уче­ни­ки при­сту­па­ли к чте­нию Го­ме­ра. Сидя на крес­ле с вы­со­кой спин­кой, учи­тель раз­вер­ты­вал на столе сви­ток, на ко­то­ром были на­пи­са­ны песни «Или­а­ды» и «Одис­сеи». Чи­та­ли в школе и поэму древ­не­го поэта Ге­си­о­да о про­ис­хож­де­нии богов, со­тво­ре­нии мира и людей, о том, как пер­вые боги, ги­ган­ты во­е­ва­ли со сме­нив­ши­ми их бо­га­ми-олим­пий­ца­ми. Об­ра­зо­ван­ный че­ло­век дол­жен был знать на­и­зусть мно­же­ство сти­хов Го­ме­ра и дру­гих по­этов и уметь кста­ти при­ве­сти их в за­столь­ной бе­се­де, в речи на на­род­ном со­бра­нии или в суде.

В школе маль­чи­ков учили игре на ки­фа­ре, на лире и на флей­те, а также пению. Вся­кий афи­ня­нин дол­жен был уметь иг­рать и петь. С ран­не­го воз­рас­та хоры маль­чи­ков участ­во­ва­ли в му­зы­каль­ных со­стя­за­ни­ях во время игр и празд­неств, а впо­след­ствии, став взрос­лы­ми, афи­няне пели в празд­нич­ных хорах или вы­сту­па­ли на со­стя­за­ни­ях пев­цов. Кроме того, греки счи­та­ли, что изу­че­ние му­зы­ки воз­вы­ша­ет и обла­го­ра­жи­ва­ет че­ло­ве­ка, как и зна­ком­ство с ма­те­ма­ти­кой. По­это­му ариф­ме­ти­ка и на­ча­ла гео­мет­рии тоже пре­по­да­ва­лись в шко­лах, но не слиш­ком по­дроб­но.

С 12–13 лет маль­чи­ки на­чи­на­ли по­се­щать также па­ле­ст­ры (от греч. Пале – борь­ба). Про­за­ни­мав­шись первую по­ло­ви­ну дня в школе, маль­чи­ки от­прав­ля­лись в па­ле­ст­ру – гим­на­сти­че­скую школу (рис. 2). Сбро­сив одеж­ду и на­те­рев кожу олив­ко­вым мас­лом, чтобы она стала упру­гой и глад­кой, они вы­хо­ди­ли на усы­пан­ное пес­ком от­кры­тое про­стран­ство, где про­ис­хо­ди­ли за­ня­тия. На­чи­на­лись упраж­не­ния: бег, борь­ба, пры­га­ние, ме­та­ние диска и копья. Го­то­вясь к со­стя­за­ни­ям на играх и к войне, юноши стре­ми­лись стать силь­ны­ми, лов­ки­ми и быст­ры­ми. Здесь же, в па­ле­страх, юноши обу­ча­лись тан­цам под му­зы­ку кифар и лир. Пляс­ки со­еди­ня­лись с пе­ни­ем: юно­шам, может быть, при­дет­ся вы­сту­пить в хоре во время те­ат­раль­ных пред­став­ле­ний, они долж­ны уметь и петь, и пля­сать од­но­вре­мен­но...

Па­ле­ст­ра

Рис. 2.  Па­ле­ст­ра

Кроме част­ных па­лестр, были в Афи­нах и три гим­на­сти­че­ские школы – гим­на­сии, при­над­ле­жав­шие го­су­дар­ству. Это были Ака­де­мия, Ликей и Ки­но­сарг. На со­дер­жа­ние их да­ва­ли сред­ства, по пред­пи­са­нию го­су­дар­ства, бо­га­тые граж­дане. Впо­след­ствии Ака­де­мия про­сла­ви­лась бла­го­да­ря тому, что там учил зна­ме­ни­тый фи­ло­соф Пла­тон (рис. 3), а Ликей – бла­го­да­ря школе, со­здан­ной там фи­ло­со­фом Ари­сто­те­лем (рис. 4), одним из самых про­слав­лен­ных уче­ных древ­но­сти. Зна­ме­ни­тые уче­ные вы­сту­па­ли перед слу­ша­те­ля­ми, из­ла­га­ли свои взгля­ды на стро­е­ние Все­лен­ной, пред­ла­га­ли планы со­зда­ния об­раз­цо­во­го го­су­дар­ства. В гим­на­си­ях обу­ча­ли крас­но­ре­чию – уме­нию от­ста­и­вать свое мне­ние при вы­ступ­ле­нии в На­род­ном со­бра­нии и судах.

Пла­тонАри­сто­тель

Рис. 3. Пла­тон                       Рис. 4. Ари­сто­тель

Когда мо­ло­дые афи­няне до­сти­га­ли 18 лет, они кон­ча­ли уче­ние в шко­лах и гим­на­си­ях и шли на во­ен­ную служ­бу, ста­но­ви­лись эфе­ба­ми. От­ныне маль­чик счи­тал­ся со­вер­шен­но­лет­ним. Те­перь его имя вно­си­ли в спис­ки их род­но­го окру­га – дема. Это была важ­ная и тор­же­ствен­ная це­ре­мо­ния, по­то­му что вне­сен­ный в спис­ки ста­но­вил­ся впо­след­ствии граж­да­ни­ном, мог участ­во­вать в на­род­ном со­бра­нии, управ­лять своим иму­ще­ством и, когда до­стиг­нет опре­де­лен­но­го воз­рас­та, за­нять любую го­су­дар­ствен­ную долж­ность.

Лишь в ред­ких слу­ча­ях мо­ло­дые люди, за­ин­те­ре­со­вав­шись фи­ло­со­фи­ей или ора­тор­ским ис­кус­ством, про­дол­жа­ли за­ня­тия у ка­ко­го-ни­будь сла­вив­ше­го­ся своей уче­но­стью муд­ре­ца. Ино­гда такие юноши в даль­ней­шем и сами ста­но­ви­лись вид­ны­ми уче­ны­ми, как, на­при­мер, уче­ни­ки зна­ме­ни­то­го Со­кра­та или ве­ли­чай­ше­го фи­ло­со­фа Гре­ции Ари­сто­те­ля.

Последнее изменение: Среда, 2 Май 2018, 20:15