Империя Габсбургов
В конце XV в. Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский объединили Испанию под своей властью. Испания поддержала проект Колумба, что принесло ей обширные владения за океаном. Однако в годы правления католических королей (так современники называли Изабеллу и Фердинанда) в стране утвердилась обстановка нетерпимости и фанатизма, именно Испания стала ударной силой Контрреформации. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с наследниками Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского, создавшими могущественную империю Габсбургов.
Карл Габсбург был внуком Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского. По материнской линии он получил Испанию, ее владения в Италии и Новом Свете, а по отцовской линии — Австрию и Нидерланды. В 1519 г. под именем Карла V он стал императором Священной Римской империи. Современники не без основания говорили, что в его владениях «никогда не заходит солнце».
Рис. 1. Карл V
Управлять такой империей оказалось крайне сложно. Интересы земель, входивших в ее состав, часто противоречили друг другу. Сложно было защищать растянутые границы империи от многочисленных врагов. Главным из них являлась Франция. Владениям Карла V угрожали турки. В Германии началась Реформация, и Карл V принял сторону Рима. В войнах с этими врагами прошло его долгое правление.
Наследство Карла V было разделено между его сыном Филиппом и младшим братом Фердинандом. Под властью Фердинанда оказались земли Чехии, Венгрии, Австрии. В 1556 г. он был избран новым императором. Филипп унаследовал от отца Испанию (где он стал Филиппом II) с ее владениями в Италии и Америке, а также Нидерланды. Таким образом, в родовом древе Габсбургов появились две ветви: австрийская и испанская. Перед двумя державами стояли разные задачи, однако агрессивный католицизм обеих линий Габсбургов и наличие общих врагов (Франции) определили длительные союзнические отношения родственных династий.
Рис. 2. Владения Габсбургов в Европе
Филипп II унаследовал самую могущественную державу в тогдашней Западной Европе. Никто из монархов не имел столь обширных владений. Однако на счету Филиппа II оказалось больше поражений, чем побед. Филипп II лично вникал в государственные дела, он усовершенствовал систему управления страной, упорядочил законы. Однако в важных решениях он часто запаздывал и нередко ошибался. Не доверяя ярким личностям, король поручал дела людям исполнительным, но недалеким. Так, в случае с назначением герцога Медины Сидонии командующим «Непобедимой армадой» обернулось национальной катастрофой. Он был непримиримым борцом с протестантами. «Я предпочитаю вовсе не иметь подданных, чем иметь в качестве таковых еретиков», — заметил король однажды. Но если в Испании инквизиции удавалось душить все проявления свободомыслия, то в Нидерландах упрямое нежелание Филиппа идти на уступки привело к восстанию. Безуспешной оказалась его борьба с протестантской Англией. И только в войне с Османской империей Филипп II добился успеха.
Рис. 3. Филипп II Габсбург
Последствия Великих географических открытий были очень благоприятны для испанского государства. В стране наметился экономический подъем: развивалось сельское хозяйство, росли города, появлялись мануфактуры, процветала колониальная торговля. Но уже через несколько десятилетий подъем сменился упадком. Испанская экономика становилась все более зависимой от других стран. Испанские короли не занимались протекционизмом, то есть не защищали производство в своей стране от иностранной конкуренции. Средства, поступавшие из колоний, тратились не на развитие производства, а уходили на содержание армии, королевского двора, борьбу с протестантами. В то же время непомерный рост налогов разорял крестьян.
В течение почти всего XVI в. Испания боролась с Реформацией, надеясь осуществить свою мечту о всемирной католической монархии. Но для этого нужно было так много золота, что уже не хватало ни прежних поступлений, ни «серебряных флотов», ни новых налогов. В итоге испанская экономика не выдержала чрезмерной нагрузки. Недальновидная политика королевской власти привела экономику страны к упадку. Проиграв в Тридцатилетней войне, Испания утратила позиции в Европе и стала второразрядным государством.