Онегинская «хандра» в «собранье пёстрых глав»

Пояснения происхождения слова «хандра»

Да­вай­те опре­де­лим­ся, что зна­чит слово «ханд­ра» и по­че­му этому слову в пуш­кин­ском ро­мане мы по­свя­ща­ем так много вре­ме­ни. Слово «ханд­ра», по-ви­ди­мо­му, свя­за­но с гре­че­ским сло­вом «ипо­хон­дрия», ко­то­рое было сна­ча­ла за­им­ство­ва­но рим­ля­на­ми, а потом пе­ре­ко­че­ва­ло во все ев­ро­пей­ские языки. Ипо­хон­дрия – разо­ча­ро­ва­ние в жизни, по­дав­лен­ное на­стро­е­ние, де­прес­сия. По­нят­но, что де­прес­сия – тя­жё­лое, пси­хи­че­ское за­бо­ле­ва­ние, и мы очень часто упо­треб­ля­ем это слово не к месту, го­во­ря о пло­хом на­стро­е­нии, по­дав­лен­ном со­сто­я­нии (рис. 1).

Де­прес­сия

Рис. 1. Де­прес­сия

Пло­хое на­стро­е­ние ста­но­вит­ся ино­гда пред­ме­том изоб­ра­же­ния ли­те­ра­ту­ры и гос­под­ству­ю­щим на­стро­е­ни­ем не толь­ко ли­те­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния, но и ре­аль­но­го со­зна­ния це­ло­го на­ро­да. В опре­де­лен­ные мо­мен­ты жизни ханд­ра овла­де­ва­ет не толь­ко от­дель­ны­ми лю­дь­ми, но и це­лы­ми стра­на­ми.

 Онегинская хандра

Ханд­ра Оне­ги­на в пуш­кин­ском ро­мане – это со­вер­шен­но новое со­сто­я­ние но­во­го героя в новых ис­то­ри­че­ских об­сто­я­тель­ствах. Образ мира, образ вре­ме­ни, образ героя про­ни­за­ны со­сто­я­ни­ем разо­ча­ро­ван­но­сти. У оне­гин­ской ханд­ры не толь­ко ис­то­ри­че­ские корни, но также есть у неё и про­дол­же­ние в ли­те­ра­ту­ре и в нашей со­вре­мен­ной жизни. Оне­гин­ская ханд­ра – очень важ­ное пе­ре­жи­ва­ние экс­пе­ри­мен­таль­но­го героя экс­пе­ри­мен­таль­но­го ли­те­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния – по­яв­ля­ет­ся не сразу. Она под­го­тав­ли­ва­ет­ся каж­дым шагом, каж­дым новым по­во­ро­том в судь­бе героя.

«Мой дядя самых чест­ных пра­вил,
Когда не в шутку за­не­мог,
Он ува­жать себя за­ста­вил
И лучше вы­ду­мать не мог.
Его при­мер дру­гим наука;
Но, боже мой, какая скука

По­лу­жи­во­го за­бав­лять,
Ему по­душ­ки по­прав­лять,
Пе­чаль­но под­но­сить ле­кар­ство,
Взды­хать и ду­мать про себя:
Когда же черт возь­мет тебя!

Так думал мо­ло­дой по­ве­са,
Летя в пыли на поч­то­вых,
Все­выш­ней волею Зе­ве­са

На­след­ник всех своих род­ных.»

Роман на­чи­на­ет­ся с про­ник­но­ве­ния во внут­рен­ний мир героя, с внут­рен­не­го мо­но­ло­га героя. При этом герой смот­рит на себя и как бы со сто­ро­ны слы­шит свой внут­рен­ний голос. Это раз­дво­е­ние его со­зна­ния. Оне­гин ду­ма­ет и од­но­вре­мен­но ду­ма­ет о том, что он ду­ма­ет. Спо­соб­ность к са­мо­на­блю­де­нию, спо­соб­ность ви­деть себя со сто­ро­ны, кон­тро­ли­ро­вать себя есть свой­ство очень раз­ви­то­го че­ло­ве­ка. Это чув­ство на­зы­ва­ют ре­флек­сия или ин­тер­спек­ция.

Оне­гин­ская ханд­ра по­яв­ля­ет­ся в конце пер­вой главы. Пуш­кин непри­нуж­дён­но рас­ска­зы­ва­ет о жизни Оне­ги­на: о той семье, где он ро­дил­ся.

«…Слу­жив от­лич­но бла­го­род­но,
Дол­га­ми жил его отец,
Давал три бала еже­год­но
И про­мо­тал­ся на­ко­нец.
Судь­ба Ев­ге­ния хра­ни­ла:
Спер­ва Madame за ним хо­ди­ла,
Потом Monsieur ее сме­нил.
Ре­бе­нок был резов, но мил.
Monsieur l’Abbé, фран­цуз убо­гой,
Чтоб не из­му­чи­лось дитя,
Учил его всему шутя,
Не до­ку­чал мо­ра­лью стро­гой,
Слег­ка за ша­ло­сти бра­нил
И в Лет­ний сад гу­лять водил…».

 Причины появления хандры у Онегина

По­дроб­но рас­ска­зы­ва­ет­ся о том, что про­изо­шло с Оне­ги­ным в юно­сти, «как рано мог он ли­це­ме­рить», как он на­учил­ся до­би­вать­ся вза­им­но­сти у жен­щин. Позже, спу­стя де­сят­ки и даже сотню лет, по­явят­ся те­ат­раль­ные школы, ко­то­рые будут изу­чать спо­со­бы вжи­ва­ния ак­тё­ра в роль. Пуш­кин вы­во­дит че­ло­ве­ка, ко­то­рый в жизни своей умел иг­рать раз­ные роли, умел иг­рать в раз­ных мас­ках, изоб­ра­жать себя так, что сам верил в своё пе­ре­во­пло­ще­ние (рис. 2).

Ли­це­ме­рие

Рис. 2. Ли­це­ме­рие

Далее в ро­мане рас­ска­зы­ва­ет­ся по­дроб­но о том, как жил Оне­гин, как он про­во­дил свои дни и ночи, о дет­ских празд­ни­ках, балах, те­ат­раль­ных пред­став­ле­ни­ях, ко­то­рые со­став­ля­ли его досуг. Соб­ствен­но го­во­ря, кроме до­су­га ни­че­го у него и не было. Че­ло­век не был занят ни го­су­дар­ствен­ной, ни во­ен­ной служ­бой. Он сам был хо­зя­ин сво­е­го вре­ме­ни, хо­зя­ин своей судь­бы. О чём ещё может меч­тать че­ло­век? Его судь­ба в его соб­ствен­ных руках, он сам мог ею рас­по­ря­жать­ся. На­след­ство от его дяди, ко­то­рый был чест­ных пра­вил, поз­во­ля­ло ему даль­ше не слу­жить. Ка­за­лось бы, что у него было всё, что обес­пе­чи­ва­ет че­ло­ве­ка в жизни. И тут на­сту­па­ет ханд­ра.

 «…Недуг, ко­то­ро­го при­чи­ну
Давно бы отыс­кать пора,
По­доб­ный ан­глий­ско­му спли­ну,
Ко­ро­че: рус­ская ханд­ра
Им овла­де­ла по­не­мно­гу;
Он за­стре­лить­ся, слава богу,
По­про­бо­вать не за­хо­тел,
Но к жизни вовсе охла­дел.

Как Child-Harold, угрю­мый, том­ный
В го­сти­ных по­яв­лял­ся он;
Ни сплет­ни света, ни бо­стон,
Ни милый взгляд, ни вздох нескром­ный,
Ничто не тро­га­ло его,
Не за­ме­чал он ни­че­го…»

Ха­рак­тер­но, что рас­суж­де­ния о рус­ской хандре по­яв­ля­ют­ся после опи­са­ния рос­кош­ных обе­дов. Ни еда, ни лю­бовь жен­щин, ни любые дру­гие раз­вле­че­ния не могут увлечь Оне­ги­на. При этом важно упо­ми­на­ние о Чайльд Га­роль­де – герое, ко­то­рый в то время за­ни­мал всё со­зна­ние, всё сво­бод­ное время и, по­жа­луй, даже был глав­ным ге­ро­ем для пуш­кин­ских со­вре­мен­ни­ков.

 Роль Байрона в романе «Евгений Онегин»

1824 год, год, когда Пуш­кин пишет первую главу «Ев­ге­ния Оне­ги­на», ока­зал­ся тра­ги­че­ским для жизни Бай­ро­на. Лорд Бай­рон (рис. 3) погиб за­дол­го до того, как Пуш­кин начал пи­сать в Ки­ши­нё­ве «Ев­ге­ния Оне­ги­на». Поэту при­шли све­де­ния о том, что Бай­рон погиб, когда он по­ехал бо­роть­ся за сво­бо­ду в Гре­ции. Бла­го­по­луч­ный лорд, он был об­ре­чён не толь­ко на бо­гат­ство, но и на власть.

Дж. Г. Бай­рон

Рис. 3. Дж. Г. Бай­рон

Имен­но Бай­ро­ном был ука­зан путь ис­ка­ния ду­хов­ных по­треб­но­стей, ко­то­рые были нужны че­ло­ве­ку внешне бла­го­по­луч­но­му, ко­то­рый не нуж­дал­ся в борь­бе за место под солн­цем. Ханд­ра Оне­ги­на «..по­доб­на ан­глий­ско­му спли­ну..». Но это не про­сто пре­сы­ще­ние, не про­сто одна из тех масок, ко­то­рую на­де­ва­ет Оне­гин; он ищет стрем­ле­ние найти ка­кие-то новые, ка­кие-то ещё неопи­сан­ные ни кем ду­хов­ные жиз­нен­ные цели, ко­то­рые могут ожи­вить его жизнь. В сущ­но­сти, ве­ли­ко­свет­ский по­ве­са – это ма­лень­кий ста­ри­чок, ко­то­рый к 26 годам узнал о жизни всё, что о ней можно было узнать, по­про­бо­вал всё, что можно было по­про­бо­вать, и разо­ча­ро­вал­ся во всём, что он знал и что он про­бо­вал. Оне­гин­ская ханд­ра безыс­ход­ная. Лорд Бай­рон может уехать во­е­вать за сво­бо­ду чу­жо­го на­ро­да или может по­свя­тить свою жизнь в борь­бе за ка­кие-то иде­а­лы с три­бу­ны ан­глий­ско­го Пар­ла­мен­та или из­брать ка­кой-то дру­гой путь. Рус­ской че­ло­век дво­рян­ско­го про­ис­хож­де­ния, того ве­ли­ко­го свет­ско­го окру­же­ния, того уров­ня куль­ту­ры и на­чи­тан­но­сти, ко­то­ро­го опи­сы­ва­ет Пуш­кин, го­раз­до менее сво­бо­ден в вы­бо­ре сво­е­го пути. Пре­жде всего, он не может по­лу­чить за­гра­нич­ный пас­порт, чтобы вы­ехать за гра­ни­цу. Пуш­ки­ну за свою жизнь так и не уда­лось вы­ехать за пре­де­лы Рос­сий­ской им­пе­рии: лич­ны­ми ука­за­ни­я­ми им­пе­ра­то­ров, сна­ча­ла Алек­сандра, потом Ни­ко­лая, Пуш­кин был огра­ни­чен в своём пе­ре­ме­ще­нии. Он даже думал бе­жать за гра­ни­цу и со­став­лял по­дроб­ные планы, как можно об­ма­нуть по­гра­нич­ни­ков.

То, что на­зы­ва­ем мы ханд­рой, встре­ча­ет­ся в ли­те­ра­ту­ре с самых древ­них вре­мён. В сущ­но­сти, это то, чему по­свя­ще­на, может быть, одна из самых силь­ных ли­те­ра­тур­ных ча­стей Биб­лии, Вет­хо­го за­ве­та. Это книга про­ро­ка, книга Эк­кле­зи­а­ста «Суета сует». По­вто­ря­ю­щий­ся мотив брен­но­сти всего су­ще­го, разо­ча­ро­ва­ния во всех че­ло­ве­че­ских устрем­ле­ни­ях – это пе­ре­жи­ва­ние, ко­то­рое по­яви­лось мно­гие ты­ся­че­ле­тия назад. Че­ло­век осо­знал, что он смер­тен, осо­знал, что все его жиз­нен­ные устрем­ле­ния бес­смыс­лен­ны и бес­цель­ны, по­то­му что ко­неч­ным ито­гом безыс­ход­но ста­но­вит­ся по­пра­ние. По­это­му это пе­ре­жи­ва­ние ста­но­вит­ся одним из самых глав­ных пе­ре­жи­ва­ний в ли­те­ра­ту­ре. Но в раз­ные ис­то­ри­че­ские мо­мен­ты, раз­ные этапы ис­то­рии куль­ту­ры, пе­ре­жи­вая разо­ча­ро­ва­ние в жизни, люди по-раз­но­му его осмыс­ли­ва­ли, по-раз­но­му его чув­ство­ва­ли. Че­ло­век ста­вит перед собой жиз­нен­ные цели и по до­сти­же­нию их ис­пы­ты­ва­ет разо­ча­ро­ва­ние, всё, к чему он стре­мил­ся, ока­зы­ва­ет­ся мел­ким и ни­чтож­ным, а сча­стье, ра­дость, удо­вле­тво­ре­ние от жизни не на­сту­па­ет вме­сте с до­сти­же­ни­ем опре­де­лён­но­го ре­зуль­та­та. Успех в жизни опре­де­ля­ет­ся дру­ги­ми, более су­ще­ствен­ны­ми, более важ­ны­ми ве­ща­ми. Эти фи­ло­соф­ские рас­суж­де­ния, очень глу­бо­кие, очень тон­кие, очень слож­ные для пуш­кин­ско­го лёг­ко­го, ка­лей­до­ско­пи­че­ско­го ро­ма­на, ока­зы­ва­ют­ся есте­ствен­ны­ми и ор­га­нич­ны­ми. В этом смыс­ле «Ев­ге­ний Оне­гин» ока­зы­ва­ет­ся в ряду самых круп­ных, самых зна­чи­тель­ных яв­ле­ний во всей ми­ро­вой ли­те­ра­ту­ре.

 Русская хандра

Глав­ное от­ли­чие рус­ской ханд­ры от ан­глий­ско­го «спли­на», от немец­кой гру­сти, той самой, с ко­то­рой при­ез­жа­ет юный Лен­ский:

«..Он из Гер­ма­нии ту­ман­ной

При­вез уче­но­сти плоды:

Воль­но­лю­би­вые мечты,

Дух пыл­кий и до­воль­но стран­ный,

Все­гда вос­тор­жен­ную речь..»

Невоз­мож­ность при­ло­же­ния своих сил, своих та­лан­тов, своих спо­соб­но­стей и по­рож­да­ет рус­скую ханд­ру, де­ла­ет её самой силь­ной и самой неиз­беж­ной эмо­ци­ей, ко­то­рая по­дав­ля­ет все дру­гие эмо­ции в душе пуш­кин­ско­го героя.

Рус­ская ханд­ра – это глав­ное и гос­под­ству­ю­щее на­стро­е­ние Оне­ги­на. В сущ­но­сти, рус­ская ханд­ра – это то, что по­рож­да­ет Оне­ги­на как героя сво­е­го вре­ме­ни и как со­вер­шен­но опре­де­лён­но­го свой­ства ар­хе­тип рус­ско­го че­ло­ве­ка.

 Онегин – архетип русского человека

Если герой за­пад­но­ев­ро­пей­ских ро­ма­нов – это тип, образ, ха­рак­тер сво­е­го вре­ме­ни, сво­е­го места, своей стра­ны, то Оне­гин, в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни, – это образ, ко­то­рый несёт за собой ар­хе­тип рус­ско­го че­ло­ве­ка но­во­го вре­ме­ни во­об­ще. Оне­гин – ар­хе­тип ещё и тех людей, ко­то­рые ока­за­лись в Рос­сии в со­сто­я­нии внут­рен­ней эми­гра­ции, тех людей, ко­то­рые жили в Рос­сии, но не чув­ство­ва­ли себя под­дан­ны­ми и граж­да­на­ми этого го­су­дар­ства. Оне­гин с его ханд­рой – это ещё ар­хе­тип «лиш­не­го» че­ло­ве­ка, че­ло­ве­ка, ко­то­рый ищет себе при­ме­не­ние и не может найти его в жизни, то ли в силу внеш­них об­сто­я­тельств, то ли в силу того, что у него внут­ри нет ни­ка­кой опоры, ко­то­рая поз­во­ли­ла бы ему сде­лать что-ни­будь ре­аль­ное, до­стой­ное, по­лез­ное, необ­хо­ди­мое людям. В этом смыс­ле Оне­гин как ли­те­ра­тур­ный герой от­кры­ва­ет собой целую че­ре­ду дру­гих ге­ро­ев. Роман об Оне­гине на­чи­на­ет ве­ре­ни­цу рус­ских ро­ма­нов, ко­то­рые вслед за ним рас­кры­ва­ют одну боль­шую тему: куда стре­мит­ся, чего ищет, чего не может найти рус­ский че­ло­век. Этому по­свя­ще­ны ко­ме­дия Гри­бо­едо­ва «Горе от ума», «Ев­ге­ний Оне­гин», а далее ро­ма­ны Гон­ча­ро­ва, Тур­ге­не­ва, Гер­це­на, Тол­сто­го, До­сто­ев­ско­го. Во всех них про­дол­жа­ет­ся общая ис­то­рия ис­ка­ний, ме­та­ний, стрем­ле­ний и разо­ча­ро­ва­ний того са­мо­го ли­те­ра­тур­но­го героя, ко­то­ро­го уже очень скоро Лер­мон­тов обо­зна­чит как героя вре­ме­ни. 

Вопросы к конспектам

В чём суть оне­гин­ской «ханд­ры»?

В чём от­ли­чие рус­ской ханд­ры от ан­глий­ско­го спли­на?

Ка­ко­ва роль Бай­ро­на в ро­мане А.С. Пуш­ки­на «Ев­ге­ний Оне­гин»?

* Нужна ли сво­бо­да че­ло­ве­ку, если есть пре­гра­ды для по­лу­че­ния на­сла­жде­ния от такой сво­бо­ды?

Последнее изменение: Суббота, 17 Июнь 2017, 19:39