Автор и герои в образной системе романа «Евгений Онегин». Онегин и Ленский
1. Приветствие
Прежде всего, о том, что такое образная система и что мы называем образом? Огромное количество книг, написанных на эту тему, не должно вводить нас в заблуждение. Образ – это совокупность тех черт, которые заставляют предмет, явление или человека, изображаемого в тексте, воспринимать, как реально существующего. То есть, это некий аналог тех предметов, вещей, людей, которые существуют в жизни.
2. Образная система
То, что мы воспринимаем в литературном произведении, по большей части, – авторский вымысел, но нам кажется, что это реальность. В сущности, образ – это представление о вымышленном, как о реальном. Это относится ко всему: к месту, где происходит действие; времени, которое автор описывает и которое не всегда совпадает со временем, в котором он живёт; тем не менее в литературном произведение оно воспринимается как реальное. Место и время, которые созданы в литературном тексте, включают в себя и тех литературных героев, с образами которых мы сталкиваемся в этом времени и пространстве. Эти образы воспринимаются как реально живущие люди. Существует наивно-реалистическое представление о литературе, которое связано с непосредственностью нашего восприятия: мы воспринимаем то, что видим, то о чём слышим, то, что читаем как полное отображение реальности. Создавая образ места, времени и своих персонажей, Пушкин совершенно отчётливо осознавал эту разницу. Роман Пушкина в этом смысле уникальный и, во всяком случае, первый в значительной степени во всей мировой литературе и уж точно в русской литературе.
В посвящении, которое предпослано тексту романа, в сущности, это сразу определено:
«Не мысля гордый свет забавить,
Вниманье дружбы возлюбя,
Хотел бы я тебе представить
Залог достойнее тебя,
Достойнее души прекрасной,
Святой исполненной мечты,
Поэзии живой и ясной,
Высоких дум и простоты;
Но так и быть – рукой пристрастной
Прими собранье пестрых глав,
Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идеальных,
Небрежный плод моих забав,
Бессониц, легких вдохновений,
Незрелых и увядших лет,
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет…»
3. Энциклопедия русской жизни
Роман – игра, вовсе не то, что приводится в назидание, здесь нет каких-то истин, в нём нет правил, предписываемых людям, в нём нет нравоучений. В нём есть лёгкая, свободная игра мыслей и чувств. Мы говорили о том, что для Пушкина принципиально важно создание русского романа, он видит себя первым русским поэтом. Говоря о романе Пушкина, Виссарион Григорьевич Белинский употребил определение, которое для нас до сих пор кажется загадочным. Он назвал пушкинский роман «энциклопедией русской жизни». Нам кажется, что роман Пушкина выглядит как описание научное, точное, достоверное русской жизни во всём её многообразии. Слово «энциклопедия» буквально означает полный круг знаний.
Но Белинский употреблял слово энциклопедия в несколько другом смысле. Он был человеком первого поколения, читавших французскую энциклопедию, который был совсем не отделён от времени энциклопедистов. Энциклопедисты были не столько пророками, сколько исследователями. И французская энциклопедия, послужившая прообразам и прототипом названия целой эпохи в истории мировой культуры – эпохи Просвещения эпоха энциклопедизма была не эпохой утверждения истины, о её поисках и открытий. Это была эпоха исследования, изучения, проникновения в разные стороны жизни, для того, чтобы понять законы, по которым устроена жизнь. «Энциклопедия русской жизни», в том смысле, о котором Белинский говорил о романе Пушкина, не есть утверждение заранее известных истин, а есть исследование и открытие новых, никому неведомых той поры и никак не исследуемых и незатронутых законов. Это было не столько утверждение, сколько открытие.
4. Отношение Пушкина к Онегину
В этом исследовании жизни Пушкин пользуется приёмом, который сейчас называется моделированием. Он создаёт некую модель жизни. Помещает в неё реальных людей, это друзья Пушкина, это люди, с которыми он близок, это люди, которые первыми читают новые фрагменты «Евгения Онегина», которые выходят из печати задолго до того, как роман полностью был готов. Это и исторические лица, известные деятели мировой истории. Вместе с ними действуют и вымышленные персонажи, это образы главных героев романа – Онегина, Ленского, Татьяны, и образ самого Пушкина, который отчасти и реальная историческая фигура, и отчасти вымышленное лицо. Потому что в романе действует не столько сам исторический Пушкин, сколько маска Пушкина, которая меняется, по-разному раскрашивается от страницы к странице. В этой игре реальных и вымышленных персонажей и осуществляется это исследование, этот лабораторный литературный эксперимент, который ставит Пушкин над собой, над своими друзьями и над русскими читателями.
Рис. 1. Евгений Онегин
Мы сразу задаём определённый способ нашего отношения к роману. Название романа, в котором имя Евгений, имя явно литературное, искусственное, соединяется с фамилией Онегин, отчётливо напоминающая нам о том, что литературный персонаж, носящий такую фамилию, ничего общего с реальными историческими людьми, живущими в России, иметь не может. Человек по фамилии Онегин не мог реально появиться в жизни, фамилия литературная, придуманная. Названия романа в честь главного героя – главная европейская традиция – герой-загадка. Так вот отгадка этого строится в многочисленных пересечениях, взаимных отражениях героя и персонажей. Онегин действует в романе всякий раз с точки зрения другого персонажа или автора, он не сам по себе что-то говорит, что-то делает. В самом начале «Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы..» и далее Пушкин, который самого себя вводит в текст романа для того, чтобы ввести описание. Чуть раньше Онегин назван «молодым повесой», то есть бездельником. Никакого особого уважения, никакого особого паритета перед героем этого романа у Пушкина нет. Он с ним обращается запросто, легко, свободно. Рассказывает он о своём герое с некоторой долей иронии. Вопрос о том, кто был прототипом Онегина – это вопрос серьёзный. Персонаж вымышленный, автор его придумал, но придумывая его, он должен был на чём-то основываться. Без этого невозможно существование литературы. Там всегда есть некое отражение, некое подражание чему-то.
5. «Горе от ума» и «Евгений Онегин»
В сущности, замысел «Евгения Онегина» по времени совпадает с тем, когда Пушкин услышал комедию «Горе от ума». Мы помним письмо, в котором Пушкин упоминает о слушании комедии Грибоедова. «Слушал Чацкого..», – говорит он. И то, что услышал Пушкин от Чацкого, странным образом преломляется в том, что он вложил в своего Онегина. Вот в письме Бестужеву, в январе 1825 года: «..В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? Ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий и благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и, напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, – очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подоб…». Поговорка «метать бисер перед свиньями» известна всем, это поговорка, которая восходит к Библии, эта поговорка приписывается Христу. Архетип спасителя, архетип человека, указывающего новые пути жизни.
Но вот первый русский роман и герой, который ориентирован на поколение с другими запросами, человек, который стремится пострадать за своих современников. Принять на себя ответственность и совершить подвиг во имя своих современников – это, в сущности, то, что движет людьми поколения Грибоедова, мы знаем их как декабристов – людей, которые шли на Сенатскую площадь проливать свою, а не чужую кровь. Тот факт, что Пушкину представилась необходимость совершенно точной датируемости романов и совершенно определённо по календарю давать читателю представление о возрасте своих героев, совершенно неслучайно.
Образ времени в романе очень чётко соответствует образу героев. Итак, Онегин – ровесник Грибоедова, он родился в 1795 году. Начало действия романа совпадает с датой знакомства Пушкина с Грибоедовым – 1817 год. Вот как Пушкин рассказывает о своём знакомстве с Грибоедовым во фрагменте «Путешествия в Арзрум» 1829 года, года трагической смерти Грибоедова.
Рис. 2. «Путешествие в Арзрум»
6. Взаимоотношения Онегина, Ленского, Татьяны
«…Я познакомился с Грибоедовым в 1817 году. Его меланхолический характер, его озлобленный ум, его добродушие, самые слабости и пороки, неизбежные спутники человечества, все в нем было необыкновенно привлекательно. Рожденный с честолюбием, равным его дарованиям, долго был он опутан сетями мелочных нужд и неизвестности. Способности человека государственного оставались без употребления; талант поэта был не признан; даже его холодная и блестящая храбрость оставалась некоторое время в подозрении. Несколько друзей знали ему цену и видели улыбку недоверчивости, эту глупую несносную улыбку, когда случалось им говорить о нем, как о человеке необыкновенном. Люди верят только славе, и не понимают, что между ними может находиться какой-нибудь Наполеон, не предводительствовавший ни одною егерскою ротою, или другой Декарт, не напечатавший ни одной строчки.»
Совсем необязательно считать, что реальный прототип Онегина – это Александр Сергеевич Грибоедов. Речь о другом. Грибоедов есть реальное воплощение того человеческого типа, изображение которого ставит своей задачей Пушкин. Это человек, рождённый по способностям равным Наполеону или Декарту, и человек, чьи способности не могли реализоваться.
«Путешествие в Арзрум» написано после случайной встречи Грибоедова и Пушкина, это была последняя их встреча. Тело мёртвого, убитого в Тегеране Грибоедова везли по той дороге, по которой ехал Пушкин. Именно об этом пишет Пушкин, 1829 год – это год, когда роман «Евгений Онегин» приобретает окончательное очертание, год, когда в романе появляется та самая романная структура, которую мы сейчас видим.
7. Построение романа с принципом калейдоскопа
Принцип взаимодействия пушкинского героя Онегина с другими персонажами романа – это принцип калейдоскопический. Есть такая детская игрушка – калейдоскоп. Это такая трубка, в которой перекатываются осколки стёкол и благодаря зеркальному отображению стенок калейдоскопа перед нашими глазами появляются чудесные картинки. Эти осколки сами по себе неинтересны, но, перекатываясь среди зеркал, они превращаются в совершенно фантастические сплетения кристаллов, которых в реальности не существует. Этот принцип калейдоскопа и действует в пушкинском романе. С одной стороны – Онегин и Ленский.
«Они сошлись: вода и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не так различны меж собой».
Они взаимодополняют друг друга, оттеняют. Красавец в полном цвете лет, Ленский, оттеняет разочарование того зрелого мужа, в облике которого появляется Онегин. Ленскому – 18, Онегину – 26. Не такая существенная разница для человека XXI века, но для людей XIX века это была большая разница в возрасте. Ленский богат, завидный жених.
«Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч».
О внешности Онегина нам ничего не известно. Но, тем не менее, Ленский – классический, романтический герой, и, как романтический герой, он должен либо жениться, либо умереть. Но для того, чтобы жениться, нет никаких реальных предпосылок – и Пушкин вынужден его убить, убить руками Онегина, который застрелил друга на дуэли. Застрелил, потому что не мог изменить своим принципам и убеждениям.
«Пружина чести, наш кумир!
И вот на чём вертится мир!»
Пружина чести заставляет убить друга. Это трагический поворот, совершенно неожиданный для литературного героя и абсолютно ожидаемый для реального человека, который переживает смерть друга, убитого в угоду чести.
Рис. 3. Дуэль Онегина и Ленского
В отношениях с Татьяной калейдоскоп поворачивается в другом направлении. Татьяна, семнадцатилетняя девушка, начитавшаяся романов Ричардсона и Руссо. Она видела Онегина либо коварным искусителем, либо ангелом спасителем, не могла раскрыть эту загадку и, объясняясь в любви, наталкивается на холодную отповедь Онегина. «Учитесь властвовать собой», – говорит он. И после дуэли, после разговора с Татьяной, уезжая, Онегин оставляет после себя книги.
Татьяна начинает понимать Онегина, когда начинает читать книги, на полях которых остались пометки, оставленные рукой Онегина. Совершенно небывалый и до Пушкина не встречающийся ход. Для характеристики литературного героя служат его восприятия книг, косвенным образом отобразившиеся в пометках на полях этих книг. Татьяна видит подчёркнутые Онегиным места, она видит вопросительные знаки, оставленные им на полях. Это становится для неё решающим фактором. Она начинает понимать, почему он сказал ей эти самые слова «Учитесь властвовать собой» в ответ на её признания.
Рис. 4. Татьяна Ларина
Мы видим, что в калейдоскопе у Пушкина происходит не совсем то, что бывает в детской игрушки – калейдоскопе. Те кристаллики, которые находятся в реальной игрушке, никогда не меняются, они всегда неизменны. В пушкинском романе каждый кристаллик, который соответствует характеру человека, не только поворачивается к нам другой стороной и отражается по-новому, он ещё и меняется. То, что происходит с Онегиным, это рост, его душевное движение. В сущности, Пушкин дал нам представление об архетипе меняющегося человека. У Пушкина нет масок, а лица меняются, лица меняются вместе с тем, как меняется внутренний мир человека, как человек эволюционирует.
При разборе произведения Пушкина, стоит уточнить некоторые понятия. Понятие «образ» мы разобрали. Также мы употребляем слово «характер» и «тип». Слово характер нам известно из повседневной жизни, и говоря о характере человека, мы имеем в виду совокупность каких-то черт человека, особенностей его поведения, которые характерны в той или иной степени разным людям. Есть люди сильных характеров, люди темпераментные, буйные, их называют холериками. Есть люди более уравновешенные, с не столь явно выраженными стремлениями проявить себя, таких называют сангвиниками. Есть люди со слабой силой характера, люди, которые гораздо меньшей степени выражают свои эмоции, это меланхолики. Люди с сильным характером пытаются плыть против течения, люди слабого характера – по течению. Это очень важно понимать, потому что и в реальной жизни, и в литературном произведении, где создаётся некая модель реальной жизни, заранее задан определённый характер человека.
Следующее слово «тип». Это определённый человеческий шаблон поведения, когда разные люди в одних и тех же обстоятельствах ведут себя одинаково. Это значит, что они принадлежат к одному и тому же типу. С типами человеческими мы встречаемся очень часто. Это может любой ученик увидеть, наблюдая за своими одноклассниками. По определённому типу строится поведение людей и это легко угадать. Открывая человеческие типы, писатель описывает своего героя и следом за тем многие поколения людей не ищут описание этого человеческого типа, а просто заимствуют его из литературы. Например, фольклорный тип сказочного царя или сказочного дурака.
Самый сложный, возможно, новый для вас шаг это понять, каким образом характер и тип могут влиять на нашу жизнь. Дело в том, что среди всех характеров, складывающихся в связи с попыткой приведения их в систему, классификацию, складывается и определённое представление о значимости человеческих типов. Есть очень значимые типы, которые восходят к роли для нас абсолютно ясной и очень важной. Это те роли, которые для нашей жизни имеют решающее значение. Их называют архетипами, то есть основополагающими типами, влияющих на жизнь человека. Это архетип отца, отца-покровителя, отца-защитника, отца, принимающего решения. Это архетип, который существует во всей мировой литературе. Есть архетип матери, архетип царя. Мы говорим об этом потому, что первый русский роман, появившийся из-под пера Пушкина, преподносит нам не только типы человеческие, не только характеры, но и создаёт принципиально новые архетипы, новое представление о совокупности человеческих характеров.
Для человека начитанного современной французской или английской литературы, для человека, который существует в мире, где есть и народный балаган, и придворные театры, и частные театры нужно новое представление о том, как устроен мир. Прежние представления об устройстве мира уже не устраивают человека пушкинской поры. Но прямо об этом не говорят. Пушкин отвечает на этот запрос своего времени, он создаёт роман, который несёт в себе гораздо более того, что должен был нести роман как развлекательное чтение. Он создаёт роман, который несёт в себе исследование мира, которое каждое поколение после завоевания Наполеоном требовало существенного пересмотра основных представлений о мире.
Говоря о том, что пушкинский принцип изображения героя сквозь призму создания друг друга, то есть каждый герой показан не сам по себе, а через восприятие другого героя, заставляет нас обратить внимание ещё на то, что каждый литературный персонаж у Пушкина связан с определёнными историческими лицами, которые присутствуют как некие архетипы. Очень важные человеческие характеры, которые во многом определяют жизнь. И это, прежде всего, Наполеон. Личность Наполеона в данном случае нас совершенно не интересует. Для нас главное понять ту роль Наполеона, которая была очевидна для современников. В этом смысле и Пушкин исторический, и Пушкин литературный, и реальный Грибоедов, и та тень Грибоедова, которую мы видим в Онегине, в значительной степени связаны с представлением о Наполеоне. Знакомство Онегина с Ленским, при котором возникает напоминание о Наполеоне, оказывается совершенно не случайным. Речь идёт о дружбе.
«Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья».
Дружба от безысходности, от того, что люди оказались вместе, это естественная ситуация для каждого человека. Дружба Онегина с Ленским возникает при обстоятельствах, когда выбирать не приходится. Но вот, что поэтому поводу сказано:
«Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами — себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно.
Сноснее многих был Евгений;
Хоть он людей, конечно, знал
И вообще их презирал,—
Но (правил нет без исключений)
Иных он очень отличал
И вчуже чувство уважал.»
Уважение к чужому чувству, уважение к людям при полном призрении к человеческому роду вообще, это то, что делает Онегина живым человеком. Прежде всего, в общении с его другом Ленским, влюбленной в него Татьяной характеризует совершенно особое свойство проявления личности. Человек, сочетающий презрение к людям вообще и возможность симпатии к определённому человеку.
8. Открытие Пушкина в романе
У Пушкина дана эволюция сознания человека. Тот Онегин, который появляется на первых страницах романа, не равен тому Онегину, который перед нами в середине романа. Тот Онегин, который в открытом, неясном финале романа должен появиться перед нашим воображением, очевидно уже совсем другой Онегин. Вот этот архетип человека меняющегося в связи меняющихся обстоятельств, человека развивающегося и есть главное открытие Пушкина. Но это уже тема нашего следующего урока.