А.С. Пушкин. «Медный всадник»

 Произведение и эпоха

Поэма А.С. Пуш­ки­на «Мед­ный всад­ник» была на­пи­са­на в пер­вой по­ло­вине XIX века. Уста­рев­шие яв­ле­ния и пред­ме­ты ста­нут по­нят­ны, если за­гля­нуть в Сло­варь, а в раз­де­ле Ис­то­ри­че­ский фон вы най­дё­те ин­фор­ма­цию об от­ра­жён­ной в про­из­ве­де­нии эпохе.

 Проблематика

В цен­тре ав­тор­ско­го вни­ма­ния кон­фликт лич­но­сти, от­дель­ной че­ло­ве­че­ской судь­бы и вла­сти. С точки зре­ния Пуш­ки­на, это тра­ги­че­ское, нераз­ре­ши­мое про­ти­во­ре­чие. Также в поэме под­ни­ма­ет­ся про­бле­ма бунта – как на­род­но­го (его ме­та­фо­рой яв­ля­ет­ся вы­шед­шая из бе­ре­гов Нева), так и дво­рян­ско­го, ко­то­рый оли­це­тво­ря­ет Ев­ге­ний. Мы видим ин­те­рес ав­то­ра к рус­ской ис­то­рии, раз­мыш­ле­ния Пуш­ки­на о на­ци­о­наль­ной судь­бе. Нель­зя не от­ме­тить гло­баль­ные кон­флик­ты: че­ло­ве­ка и при­ро­ды, куль­ту­ры и сти­хии.

 Сюжет и композиция

Сюжет поэмы, на пер­вый взгляд, прост: бед­ный чи­нов­ник во время на­вод­не­ния те­ря­ет воз­люб­лен­ную, сойдя с ума, ока­зы­ва­ет­ся вне со­ци­аль­ной лест­ни­цы, ски­та­ет­ся по го­ро­ду год, а потом всту­па­ет в раз­го­вор со ста­ту­ей Петра Пер­во­го. Но это ка­жу­ща­я­ся про­сто­та. Если смот­реть глуб­же, то можно по­нять, что глав­ный герой, тер­за­е­мый тай­ной зло­бой, ре­ша­ет­ся на бунт про­тив ос­но­ва­те­ля Пе­тер­бур­га и слов­но об­ви­ня­ет его в своём несча­стье. После этого герой по­ги­ба­ет, а его хо­ро­нят на ост­ро­ве, на­по­ми­на­ю­щем ост­ров Го­ло­дай, где по­ко­ят­ся тела каз­нён­ных де­каб­ри­стов.

С точки зре­ния ком­по­зи­ции очень важен по­втор, прак­ти­че­ски до­слов­ный, опи­са­ния па­мят­ни­ка Петру Пер­во­му – «Мед­но­го всад­ни­ка». В пер­вой части мы видим ста­тую, воз­вы­ша­ю­щу­ю­ся над на­вод­не­ни­ем, и во вто­рой части герой (уже безум­ный), как в дур­ном сне, снова ока­зы­ва­ет­ся рядом с ней – и па­мят­ник опи­сы­ва­ет­ся теми же сло­ва­ми. Слов­но неве­до­мая сила вле­чёт героя по за­кол­до­ван­но­му кругу к од­но­му и тому же месту – где на­хо­дит­ся тот, кто «Рос­сию под­нял на дыбы».

 

Персонажи

В цен­тре вни­ма­ния бед­ный мо­ло­дой чи­нов­ник Ев­ге­ний. По­то­мок знат­но­го обед­нев­ше­го рода (здесь важно имя: «Ев­ге­ний» зна­чит «бла­го­род­ный»), герой тем не менее не вспо­ми­на­ет о славе пред­ков, не вы­на­ши­ва­ет че­сто­лю­би­вых ка­рьер­ных пла­нов, а меч­та­ет о спо­кой­ной се­мей­ной жизни. На­вод­не­ние рушит его планы, от­би­ра­ет воз­люб­лен­ную. Герой схо­дит с ума, бро­дит по го­ро­ду, под­дав­шись смут­ным ви­де­ни­ям, и в конце кон­цов по­ги­ба­ет.

Пётр Пер­вый пред­став­лен в поэме двой­ствен­но: во вступ­ле­нии это ос­но­ва­тель го­ро­да, ве­ли­кий ре­фор­ма­тор, дерз­но­вен­ный по­бе­ди­тель при­ро­ды. Во вто­рой части поэмы – сим­вол вла­сти и мо­гу­ще­ства, за­пе­чат­лён­ный в ста­туе: «ис­ту­кан», «кумир на брон­зо­вом коне», пре­сле­ду­ю­щий непо­кор­но­го Ев­ге­ния.

От­дель­ным пер­со­на­жем можно счи­тать Неву – вод­ную сти­хию, сим­во­ли­че­ски оли­це­тво­ря­ю­щую вос­став­шую при­ро­ду и разъ­ярён­ную на­род­ную массу. По­хо­жее опи­са­ние «гра­бе­жа» и раз­боя мы най­дём потом в «Ка­пи­тан­ской дочке» в кар­ти­нах пу­га­чёв­ско­го бунта.

 Жанр

Перед нами поэма, ли­ро-эпи­че­ское про­из­ве­де­ние с сю­же­том и пря­мы­ми ав­тор­ски­ми раз­мыш­ле­ни­я­ми. Мы встре­ча­ем их, на­при­мер, во вступ­ле­нии. Важно пуш­кин­ское уточ­не­ние жанра: пе­тер­бург­ская по­весть. То есть про­из­ве­де­ние ос­но­ва­но на ре­аль­ном со­бы­тии, ко­то­рое про­изо­шло (и могло про­изой­ти!) в кон­крет­ном, уни­каль­ном про­стран­стве.

 Художественные приёмы

Про­бле­ма­ти­ка поэмы под­дер­жи­ва­ет­ся си­сте­мой по­вто­ря­ю­щих­ся мо­ти­вов: вода, гнев, гра­бёж, бунт, кумир, ис­ту­кан. Все эти об­ра­зы, как вы уви­ди­те, имеют сим­во­ли­че­ский смысл.

Последнее изменение: Суббота, 17 Июнь 2017, 19:12