А.С. Пушкин. «Медный всадник»
Произведение и эпоха
Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник» была написана в первой половине XIX века. Устаревшие явления и предметы станут понятны, если заглянуть в Словарь, а в разделе Исторический фон вы найдёте информацию об отражённой в произведении эпохе.
Проблематика
В центре авторского внимания конфликт личности, отдельной человеческой судьбы и власти. С точки зрения Пушкина, это трагическое, неразрешимое противоречие. Также в поэме поднимается проблема бунта – как народного (его метафорой является вышедшая из берегов Нева), так и дворянского, который олицетворяет Евгений. Мы видим интерес автора к русской истории, размышления Пушкина о национальной судьбе. Нельзя не отметить глобальные конфликты: человека и природы, культуры и стихии.
Сюжет и композиция
Сюжет поэмы, на первый взгляд, прост: бедный чиновник во время наводнения теряет возлюбленную, сойдя с ума, оказывается вне социальной лестницы, скитается по городу год, а потом вступает в разговор со статуей Петра Первого. Но это кажущаяся простота. Если смотреть глубже, то можно понять, что главный герой, терзаемый тайной злобой, решается на бунт против основателя Петербурга и словно обвиняет его в своём несчастье. После этого герой погибает, а его хоронят на острове, напоминающем остров Голодай, где покоятся тела казнённых декабристов.
С точки зрения композиции очень важен повтор, практически дословный, описания памятника Петру Первому – «Медного всадника». В первой части мы видим статую, возвышающуюся над наводнением, и во второй части герой (уже безумный), как в дурном сне, снова оказывается рядом с ней – и памятник описывается теми же словами. Словно неведомая сила влечёт героя по заколдованному кругу к одному и тому же месту – где находится тот, кто «Россию поднял на дыбы».
Персонажи
В центре внимания бедный молодой чиновник Евгений. Потомок знатного обедневшего рода (здесь важно имя: «Евгений» значит «благородный»), герой тем не менее не вспоминает о славе предков, не вынашивает честолюбивых карьерных планов, а мечтает о спокойной семейной жизни. Наводнение рушит его планы, отбирает возлюбленную. Герой сходит с ума, бродит по городу, поддавшись смутным видениям, и в конце концов погибает.
Пётр Первый представлен в поэме двойственно: во вступлении это основатель города, великий реформатор, дерзновенный победитель природы. Во второй части поэмы – символ власти и могущества, запечатлённый в статуе: «истукан», «кумир на бронзовом коне», преследующий непокорного Евгения.
Отдельным персонажем можно считать Неву – водную стихию, символически олицетворяющую восставшую природу и разъярённую народную массу. Похожее описание «грабежа» и разбоя мы найдём потом в «Капитанской дочке» в картинах пугачёвского бунта.
Жанр
Перед нами поэма, лиро-эпическое произведение с сюжетом и прямыми авторскими размышлениями. Мы встречаем их, например, во вступлении. Важно пушкинское уточнение жанра: петербургская повесть. То есть произведение основано на реальном событии, которое произошло (и могло произойти!) в конкретном, уникальном пространстве.
Художественные приёмы
Проблематика поэмы поддерживается системой повторяющихся мотивов: вода, гнев, грабёж, бунт, кумир, истукан. Все эти образы, как вы увидите, имеют символический смысл.