Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». Обзорный урок
Сюжет
Над сюжетом повести в свое время рыдали современники Н.М. Карамзина. Главной героиней является крестьянская девушка Лиза, которая встречается с Эрастом, молодым и богатым дворянином. Эраст избалованный, у него все есть, но нет целей в жизни, все свое время он посвящает развлечениям и удовольствиям. В какой-то момент он решает, что пора что-то изменить в своей жизни, и встречает простую и доверчивую девушку Лизу. Эраст думает, что после этой встречи его жизнь станет не такой бурной и рассеянной, а простой, более серьёзной. Они встречаются, общаются, и все это перерастает в любовь. Первое время они счастливы, но позже Эраст снова возвращается к своей прежней жизни. Его чувства к Лизе охладевают, потому что той простой и доверчивой девушки нет. Эраст исчезает, отправляется в армию и проигрывает там в карты все свое имение. Чтобы поправить свое положение, он женится на немолодой, некрасивой, но состоятельной вдове. Лиза, узнав, что произошло, не выдерживает и топится в пруду. Эраст поздно раскаивается, плачет. Плачет и автор произведения, плакали и читатели. Есть сведения, что некоторые читатели заканчивали жизнь, как Лиза. Сила воздействия книги была невероятной.
Стиль произведения
Стиль написания – сентиментализм, в скором времени он стал вызывать насмешку. Но знаменитый критик В.Г. Белинский говорил, что Н.М. Карамзин изменил мир к лучшему, потому что человек, которые может плакать над книгой, лучше человека, который плачет только, когда его больно ударят.
Карамзин – создатель художественной прозы
Н.М. Карамзин сыграл важную роль в становлении русской прозы, ведь в 1792 году в России самостоятельной прозы не было. Были поэзия, драматургия, историческая литература, а прозу образованные русские читали на французском и немецком языках. Автор вызвал появление массового читателя, так как основой массового чтения в мире считается художественная проза.
Появление сентиментальной литературы
Об уникальном положении Н.М. Карамзина и его повести высказались Петр Вайль и Александр Генис в своей книге «Родная речь»: «“Бедная Лиза” появилась на пустом месте. Ее не окружал густой литературный контекст. Карамзин в одиночку распоряжался будущим русской прозы – потому, что его можно было читать не только для того, чтобы возвыситься душой или вынести нравственный урок, а для удовольствия, развлечения, забавы». Очень важно, что этот стиль уже существовал в Европе. Чувства стоят выше разума, чувства важнее всего остального – они центр человеческого существа. Чтобы испытывать и вызывать чувства, не обязательно быть человеком с большой буквы. Можно было выбрать для произведения любого героя – человека, животное и т. д., главное, чтобы он вызывал сочувствие и сопереживание. В те времена такой подход считался ультрасовременным, модным, в наше время произведение считается старинным и простодушным.
Новаторство Н.М. Карамзина
Страдание и участь Лизы вызывали у современника сопереживание, такое, которым переживающий гордится. Такое отношение к страдающим породило в русском обществе смягчение нравов, возникла новая культура чувств. Люди, прочитав повесть «Бедная Лиза» и произведения, которые были написаны за ней, выступали за отмену телесных наказаний и пыток, отмену крепостного права. Этот эмоциональный и моральный сдвиг породил социальный, политический и культурный прогресс XIX века.