Творческий путь Николая Михайловича Карамзина

 Детство Н. М. Карамзина

На этом уроке речь пой­дёт о Ни­ко­лае Ми­хай­ло­ви­че Ка­рам­зине (рис. 1), пи­са­те­ле, ис­то­ри­ке, жур­на­ли­сте, пуб­ли­ци­сте, ко­то­рый был одной из клю­че­вых фигур рус­ской ли­те­ра­ту­ры XVIII века.

Н.М. Ка­рам­зин

Рис. 1. Н.М. Ка­рам­зин

Ни­ко­лай Ми­хай­ло­вич Ка­рам­зин ро­дил­ся в 1766 году, его отец про­ис­хо­дил из по­том­ков кня­зей Ка­ра-мур­зы (та­тар­ско­го князя, ко­то­рый ещё в XV веке при­шёл в Рос­сию). Впо­след­ствии по­том­ки его стали ко­стром­ски­ми и ни­же­го­род­ски­ми по­ме­щи­ка­ми, а Ни­ко­лай Ка­рам­зин ро­дил­ся уже в Сим­бир­ской гу­бер­нии (рис. 2) в то время, когда отец его был в от­став­ке в чине рот­мист­ра.

Сквер у па­мят­ни­ка Ка­рам­зи­ну. Боль­шая Са­ра­тов­ская улица в Сим­бир­ске (фото 1866 г.)

Рис. 2. Сквер у па­мят­ни­ка Ка­рам­зи­ну. Боль­шая Са­ра­тов­ская улица в Сим­бир­ске (фото 1866 г.)

Дет­ские годы Ка­рам­зин про­вёл в име­нии сво­е­го отца. Там же он по­лу­чил пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние и вос­пи­та­ние. В на­след­ство от рано умер­шей ма­те­ри ему оста­лась бо­га­тая биб­лио­те­ка, на­пол­нен­ная в ос­нов­ном пе­ре­вод­ны­ми ро­ма­на­ми. А кроме того, один из со­се­дей по­да­рил под­рост­ку «Древ­нюю ис­то­рию» Рол­ле­на в 10 томах, пе­ре­ве­дён­ную на рус­ский язык Ва­си­ли­ем Ки­рил­ло­ви­чем Тре­ди­а­ков­ским (одним из пер­вых рус­ских учё­ных-фи­ло­ло­гов) (рис. 3).

В.К. Тре­ди­а­ков­ский

Рис. 3. В.К. Тре­ди­а­ков­ский

 Юношеские годы Карамзина

Когда Ка­рам­зин до­стиг один­на­дца­ти лет, воз­мож­но­сти до­маш­не­го вос­пи­та­ния и об­ра­зо­ва­ния, тем более в про­вин­ции, ока­за­лись ис­чер­пан­ны­ми. И отец счёл за благо от­вез­ти сына в Моск­ву и от­дать его в част­ный пан­си­он про­фес­со­ра Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та И.М. Ша­де­на, где Ка­рам­зин обу­чал­ся, а также по­лу­чил воз­мож­ность слу­шать лек­ции в Мос­ков­ском уни­вер­си­те­те (рис. 4).

Им­пе­ра­тор­ский Мос­ков­ский уни­вер­си­тет в XVIII веке

Рис. 4. Им­пе­ра­тор­ский Мос­ков­ский уни­вер­си­тет в XVIII веке

После окон­ча­ния пан­си­о­на Ша­де­на Ка­рам­зин едет в Пе­тер­бург и по­сту­па­ет на служ­бу в гвар­дей­ский пре­об­ра­жен­ский полк. Это была прак­ти­ка того вре­ме­ни, когда мо­ло­дые дво­ряне были за­пи­са­ны в гвар­дей­ские полки ещё до рож­де­ния. Можно вспом­нить ана­ло­гич­ную ис­то­рию, опи­сан­ную Пуш­ки­ным в «Ка­пи­тан­ской дочке», когда Пет­ру­ша Гри­нёв был за­пи­сан ещё до сво­е­го рож­де­ния в гвар­дей­ский полк (рис. 5).

Афиша од­но­имён­но­го филь­ма по по­ве­сти А.С. Пуш­ки­на «Ка­пи­тан­ская дочка»

Рис. 5. Афиша од­но­имён­но­го филь­ма по по­ве­сти А.С. Пуш­ки­на «Ка­пи­тан­ская дочка»

Это да­ва­ло воз­мож­ность дво­рян­ским детям, минуя обя­за­тель­ную сол­дат­скую служ­бу, ко­то­рая была уста­нов­ле­на ещё ука­зом Петра, сразу по­лу­чать офи­цер­ский чин. Од­на­ко Ка­рам­зи­на служ­ба (тем более во­ен­ная) не при­вле­ка­ла. И бук­валь­но сразу он берёт го­дич­ный от­пуск, а потом, вос­поль­зо­вав­шись ран­ней ско­ро­по­стиж­ной смер­тью отца, и вовсе ухо­дит в от­став­ку и уез­жа­ет в род­ной Сим­бирск.

 

Такая по­зи­ция Ка­рам­зи­на во­об­ще необыч­на. Друг и со­рат­ник Ка­рам­зи­на, зна­ме­ни­тый поэт Иван Ива­но­вич Дмит­ри­ев (рис. 6), был ми­ни­стром, а ка­би­нет-сек­ре­та­рём Ека­те­ри­ны был Гав­ри­ла Ро­ма­но­вич Дер­жа­вин.

Иван Ива­но­вич Дмит­ри­ев

Рис. 6. Иван Ива­но­вич Дмит­ри­ев

И Алек­сандр I, и Ни­ко­лай I будут пред­ла­гать Ка­рам­зи­ну вы­со­кие го­су­дар­ствен­ные посты, но Ка­рам­зин будет по­сле­до­ва­тель­но от этого укло­нять­ся. Это, без­услов­но, тре­бу­ет сво­е­го объ­яс­не­ния. Ка­рам­зин сам объ­яс­нил по­доб­ное своё по­ве­де­ние в одном из писем бук­валь­но за несколь­ко ме­ся­цев до смер­ти. Он писал:

«При­бли­жа­ясь к концу своей де­я­тель­но­сти, я бла­го­да­ря Бога за свою судь­бу.

Может быть, я за­блуж­да­юсь, но со­весть моя спо­кой­на. Лю­без­ное Оте­че­ство ни в чём не может меня упрек­нуть. Я все­гда был готов слу­жить ему, не уни­жая своей лич­но­сти, за ко­то­рую я в от­ве­те перед той же Рос­си­ей.

Да, пусть я толь­ко и делал, что опи­сы­вал ис­то­рию вар­вар­ских веков, пусть меня не ви­да­ли ни на поле боя, ни в со­ве­те мужей го­су­дар­ствен­ных. Но по­сколь­ку я не трус и не ле­ни­вец, я го­во­рю: «Зна­чит, так было угод­но Небе­сам». И без смеш­ной гор­до­сти своим ре­меслом пи­са­те­ля я без стыда вижу себя среди наших ге­не­ра­лов и ми­ни­стров».

Пафос этих слов Ка­рам­зи­на в том, что он до­ка­зы­ва­ет, что пи­са­тель­ство, ли­те­ра­ту­ра, за­ня­тие ис­то­ри­ей – это вы­со­кое об­ще­ствен­ной слу­же­ние. А уни­жая свою лич­ность, своё че­ло­ве­че­ское до­сто­ин­ство, че­ло­век со­вер­ша­ет нрав­ствен­ное пре­ступ­ле­ние перед своей Ро­ди­ной. Можно смело утвер­ждать, что глав­ным тво­ре­ни­ем Ка­рам­зи­на в ис­то­рии рус­ской куль­ту­ры была лич­ность са­мо­го Ка­рам­зи­на. Он всю жизнь стро­ил ее как неза­ви­си­мую и сво­бод­ную.

 Жизненный путь и творчество Карамзина

В 1784 году Ка­рам­зин при­ез­жа­ет из Сим­бир­ска в Моск­ву и бла­го­да­ря про­тек­ции Ивана Пет­ро­ви­ча Тур­ге­не­ва вхо­дит в круг мос­ков­ских ма­со­нов, во главе ко­то­рых стоял Ни­ко­лай Ива­но­вич Но­ви­ков (рис. 7), ко­то­рый был круп­ней­шим кни­го­из­да­те­лем и из­да­те­лем жур­на­лов.

Н.И. Но­ви­ков

Рис. 7. Н.И. Но­ви­ков

Но­ви­ков при­вле­ка­ет Ка­рам­зи­на к уча­стию в пер­вом в Рос­сии жур­на­ле для детей, для ко­то­ро­го Ка­рам­зин пе­ре­во­дит Юлия Це­за­ря и Шекс­пи­ра, со­чи­ня­ет стихи и вы­пол­ня­ет массу дру­гой ра­бо­ты.

Об­ще­ние с Но­ви­ко­вым оста­ви­ло огром­ный след в душе Ка­рам­зи­на, но само ма­сон­ство и ма­сон­ские идеи не при­вле­ка­ли его (рис. 8).

Знак ор­де­на ма­со­нов

Рис. 8. Знак ор­де­на ма­со­нов

Ка­рам­зин очень быст­ро разо­ча­ро­вы­ва­ет­ся в ма­сон­стве. На­ме­ча­ет­ся внут­рен­ний раз­рыв, кон­фликт­ная си­ту­а­ция. Чтобы из­бе­жать этого кон­флик­та, Ка­рам­зин при­ни­ма­ет ре­ше­ние уехать за гра­ни­цу, в пу­те­ше­ствие по Ев­ро­пе, ко­то­рое впо­след­ствии даст ему ма­те­ри­ал для его зна­ме­ни­тых «Писем рус­ско­го пу­те­ше­ствен­ни­ка».

 

В 1789 году Ка­рам­зин уез­жа­ет за гра­ни­цу. Но это не про­сто уве­се­ли­тель­ная про­гул­ка. Ка­рам­зин по­се­ща­ет вид­ней­ших мыс­ли­те­лей, учё­ных, пи­са­те­лей. Он встре­ча­ет­ся с Кан­том (рис. 9), бе­се­ду­ет с Ви­лан­дом, он на­ме­рен был встре­тить­ся с Гёте, но ка­кие-то об­сто­я­тель­ства по­ме­ща­ли этому.

Им­ма­ну­ил Кант

Рис. 9. Им­ма­ну­ил Кант

Он в на­ци­о­наль­ном со­бра­нии в Па­ри­же слу­ша­ет речь мало кому тогда ещё из­вест­но­го де­пу­та­та на­ци­о­наль­но­го со­бра­ния Мак­си­ми­ли­а­на Ро­бес­пье­ра (рис. 10).

Мак­си­ми­ли­ан Ро­бес­пьер

Рис. 10. Мак­си­ми­ли­ан Ро­бес­пьер

Ка­рам­зин ока­зы­ва­ет­ся во Фран­ции в раз­гар ве­ли­чай­ших по­ли­ти­че­ских и ис­то­ри­че­ских со­бы­тий – в на­ча­ле Ве­ли­кой фран­цуз­ской ре­во­лю­ции. Все эти впе­чат­ле­ния впо­след­ствии будут из­ло­же­ны Ка­рам­зи­ным в его книге «Пись­ма рус­ско­го пу­те­ше­ствен­ни­ка», ко­то­рая ста­нет одной из важ­ней­ших книг рус­ской ли­те­ра­ту­ры XVIII века (рис. 11).

«Пись­ма рус­ско­го пу­те­ше­ствен­ни­ка». Ти­туль­ный лист из­да­ния 1797 года

Рис. 11. «Пись­ма рус­ско­го пу­те­ше­ствен­ни­ка». Ти­туль­ный лист из­да­ния 1797 года

Вер­нув­шись из-за гра­ни­цы, Ка­рам­зин на­чи­на­ет пуб­ли­ко­вать свои «Пись­ма рус­ско­го пу­те­ше­ствен­ни­ка» в спе­ци­аль­но со­здан­ном им самим для этого мос­ков­ском жур­на­ле. Пуб­ли­ка­ция книги ста­но­вит­ся за­ме­ча­тель­ным со­бы­ти­ем. У книги масса вос­тор­жен­ных по­клон­ни­ков и масса недоб­ро­же­ла­те­лей. Всё это про­ис­хо­дит по­то­му, что в книге со­зда­ёт­ся со­вер­шен­но необыч­ный образ пу­те­ше­ствен­ни­ка. На пер­вый взгляд, это юный, лег­ко­мыс­лен­ный мо­ло­дой че­ло­век, ко­то­рый бес­цель­но ездит по Ев­ро­пе, по­се­ща­ет ев­ро­пей­ских зна­ме­ни­то­стей. Но вни­ма­тель­ный чи­та­тель может за­ме­тить, что с та­ки­ми лю­дь­ми, как Кант или зна­ме­ни­тый пи­са­тель Ви­ланд, этот юный рус­ский дво­ря­нин бе­се­ду­ет на рав­ных. Он го­во­рит с ними о во­про­сах, важ­ней­ших для ев­ро­пей­ской куль­ту­ры, он об­на­ру­жи­ва­ет необык­но­вен­ную на­чи­тан­ность, ока­зы­ва­ет­ся, он зна­ком с их глав­ны­ми тру­да­ми и, дей­стви­тель­но, бе­се­ду­ет с ними на рав­ных. Эта книга со­еди­ня­ет в себе черты ху­до­же­ствен­ные и пуб­ли­ци­сти­че­ские. Но глав­ным её от­кры­ти­ем, ко­неч­но, ста­но­вит­ся образ пу­те­ше­ствен­ни­ка.

 

Ещё боль­шим со­бы­ти­ем ста­но­вит­ся выход в свет в сле­ду­ю­щем (1792) году по­ве­сти «Бед­ная Лиза» (рис. 12). По­жа­луй, ни одной рус­ской книге до этого не был суж­дён такой бес­при­мер­ный успех, такая бес­при­мер­ная по­пу­ляр­ность.

«Бед­ная Лиза». Гра­вю­ра Н. Со­ко­ло­ва (1796)

Рис. 12. «Бед­ная Лиза». Гра­вю­ра Н. Со­ко­ло­ва (1796)

В это время в Рос­сии скла­ды­ва­ет­ся до­воль­но тре­вож­ная по­ли­ти­че­ская об­ста­нов­ка в связи с ре­во­лю­ци­он­ны­ми со­бы­ти­я­ми во Фран­ции. Пра­ви­тель­ство во всём стре­мит­ся ви­деть вли­я­ние фран­цуз­ских идей. Аре­сто­ван за «Книгу пу­те­ше­ствий из Пе­тер­бур­га в Моск­ву» Ра­ди­щев (рис. 13), и Ка­рам­зин, ко­то­рый был хо­ро­шо зна­ком с Ра­ди­ще­вым, счёл за благо в это время отой­ти от ак­тив­ной об­ще­ствен­ной де­я­тель­но­сти и це­ли­ком со­сре­до­то­чить­ся на ху­до­же­ствен­но-ли­те­ра­тур­ном твор­че­стве.

А.Н. Ра­ди­щев

Рис. 13. А.Н. Ра­ди­щев

В 1794 году вы­хо­дит в свет самая скан­даль­ная, вы­звав­шая самые про­ти­во­ре­чи­вые толки, самая за­га­доч­ная по­весть Ка­рам­зи­на «Ост­ров Борн­гольм» (рис. 14). В ней опи­сы­ва­ет­ся, как во время сво­е­го пу­те­ше­ствия по Ан­глии некий че­ло­век встре­ча­ет юношу, жи­ву­ще­го там в из­гна­нии. Этот юноша необык­но­вен­но гру­стен, он поёт песню, в ко­то­рой есть такие слова:

«За­ко­ны осуж­да­ют пред­мет моей любви».

Ост­ров Борн­гольм (Дания)

Рис. 14. Ост­ров Борн­гольм (Дания)

Впо­след­ствии, по­се­тив ост­ров Борн­гольм, пу­те­ше­ствен­ник не столь­ко по­ни­ма­ет, сколь­ко до­га­ды­ва­ет­ся, в чём при­чи­на несча­стья бед­но­го юно­ши-из­гнан­ни­ка. Он зна­ко­мит­ся там со стар­цем, ко­то­рый по­се­ща­ет в тем­ни­це то­мя­щу­ю­ся там де­вуш­ку. Воз­ни­ка­ет намёк на то, что эта уз­ни­ца – сест­ра несчаст­но­го из­гнан­ни­ка. Есте­ствен­но, что их лю­бовь яв­ля­ет­ся пре­ступ­ной. Од­но­знач­но­го от­ве­та на этот во­прос нет, пу­те­ше­ствен­ник ско­рее до­га­ды­ва­ет­ся о том, что это так. Но юноша счи­та­ет, что он не ви­но­ват перед при­ро­дой. Од­на­ко рас­сказ­чик, за ко­то­рым стоит сам Ка­рам­зин, счи­та­ет, что это не осво­бож­да­ет его от от­вет­ствен­но­сти перед лю­дь­ми. Воз­ни­ка­ет слож­ная нрав­ствен­ная си­ту­а­ция, ко­то­рую Ка­рам­зин рас­кры­ва­ет, из­бе­гая мо­ра­ли­зи­ро­ва­ния. Он не де­ла­ет ни­ка­ких од­но­знач­ных вы­во­дов, он не вы­но­сит су­ро­во­го при­го­во­ра, но он по­буж­да­ет чи­та­те­ля са­мо­му дать нрав­ствен­ную оцен­ку про­ис­хо­дя­ще­му в по­ве­сти.

 

В 1801 году, после убий­ства Павла I, на рос­сий­ский пре­стол вос­хо­дит Алек­сандр Пав­ло­вич I (рис. 15). В стране в корне ме­ня­ет­ся об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ская си­ту­а­ция. Пуш­кин писал о вре­ме­ни «дней Алек­сан­дро­вых» как о «пре­крас­ном на­ча­ле». Об­ще­ство же­ла­ло ско­рых и неиз­беж­ных, необ­хо­ди­мых пе­ре­мен.

Алек­сандр Пав­ло­вич Ро­ма­нов

Рис. 15. Алек­сандр Пав­ло­вич Ро­ма­нов

Алек­сандр I пред­ла­га­ет Ка­рам­зи­ну раз­лич­ные го­су­дар­ствен­ные посты. Ка­рам­зин от­ка­зы­ва­ет­ся, но вновь ак­тив­но вклю­ча­ет­ся в об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­скую де­я­тель­ность. Ка­рам­зин со­зда­ёт пер­вый в Рос­сии об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ский жур­нал «Вест­ник Ев­ро­пы», а сам ста­но­вит­ся прак­ти­че­ски пер­вым в Рос­сии по­ли­ти­че­ским обо­зре­ва­те­лем.

 

С 1803 года (по­след­ние 23 года своей жизни) Ка­рам­зин про­во­дит фак­ти­че­ски очень уеди­нён­но, в кругу семьи, об­ло­жив­шись ле­то­пи­ся­ми и дру­ги­ми ис­то­ри­че­ски­ми ис­точ­ни­ка­ми, и до конца жизни он ра­бо­та­ет над «Ис­то­ри­ей Го­су­дар­ства Рос­сий­ско­го» (рис. 16).

«Ис­то­рия Го­су­дар­ства Рос­сий­ско­го». Из­да­ние вто­рое (1818 год)

Рис. 16. «Ис­то­рия Го­су­дар­ства Рос­сий­ско­го». Из­да­ние вто­рое (1818 год)

Это был почти мо­на­ше­ский по­двиг. Не слу­чай­но Пуш­кин на­зо­вёт этот труд Ка­рам­зи­на по­дви­гом чест­но­го че­ло­ве­ка, а со­зда­те­ля «Ис­то­рии Го­су­дар­ства Рос­сий­ско­го» – по­след­ним рус­ским ле­то­пис­цем. И до сих пор «Ис­то­рия Го­су­дар­ства Рос­сий­ско­го» не утра­ти­ла ни своей на­уч­ной, ни ху­до­же­ствен­ной цен­но­сти.

 

Счи­та­ет­ся, что кос­вен­ной при­чи­ной смер­ти Ка­рам­зи­на по­слу­жи­ли со­бы­тия 14 де­каб­ря 1825 года (вос­ста­ние де­каб­ри­стов) (рис. 17).

К.И. Коль­ман. «14 де­каб­ря 1825 года на Се­нат­ской пло­ща­ди»

Рис. 17. К.И. Коль­ман. «14 де­каб­ря 1825 года на Се­нат­ской пло­ща­ди»

В этот день Ка­рам­зин при­е­хал в Зим­ний Дво­рец для того, чтобы при­сяг­нуть но­во­му им­пе­ра­то­ру. Вдруг сна­ру­жи на­ча­ли раз­да­вать­ся крики и стрель­ба. Но Ка­рам­зи­ну всё нужно ви­деть сво­и­ми гла­за­ми, ви­деть так, как это было в 1790 году в Па­ри­же, как это было в 1812 году в го­ря­щей Москве. И Ка­рам­зин вы­хо­дит на пло­щадь. Люди вспо­ми­на­ли, что ви­де­ли че­ло­ве­ка с раз­ве­ва­ю­щи­ми­ся се­ды­ми во­ло­са­ми без шляпы, в па­рад­ном мун­ди­ре, в ор­де­нах, ко­то­рый уго­ва­ри­вал со­брав­ших­ся разой­тись. Де­кабрь­ский мороз сде­лал своё дело. Ка­рам­зин про­сту­дил­ся и за­бо­лел вос­па­ле­ни­ем лёг­ких. Де­каб­рист­ско­го мя­те­жа, бунта Ка­рам­зин, прин­ци­пи­аль­ный про­тив­ник на­си­лия как до­сти­же­ния ка­ких-ли­бо бла­гих целей, не при­нял. Он писал:

«За­блуж­де­ние и пре­ступ­ле­ние этих мо­ло­дых людей – суть за­блуж­де­ние и пре­ступ­ле­ние на­ше­го века».

Ни­ко­лай Ка­рам­зин

Рис. 18. Ни­ко­лай Ка­рам­зин

Ка­рам­зин за­бо­ле­ва­ет и фак­ти­че­ски не воз­вра­ща­ет­ся уже к ак­тив­ной ху­дож­ни­че­ской или на­уч­ной де­я­тель­но­сти. Были планы уехать ле­чить­ся за гра­ни­цу (в Ита­лию), но этим пла­нам не суж­де­но было сбыть­ся.

Ни­ко­лай Ива­но­вич Но­ви­ков

Ни­ко­лай Ива­но­вич Но­ви­ков – вы­да­ю­щий­ся де­я­тель рус­ско­го Про­све­ще­ния, жур­на­лист, кни­го­из­да­тель, автор мно­го­чис­лен­ных са­ти­ри­че­ских со­чи­не­ний, один из со­зда­те­лей рус­ско­го из­да­тель­ско­го дела. До­ста­точ­но ска­зать, что почти треть вы­хо­див­ших в Рос­сии во вто­рой по­ло­вине 80-х – на­ча­ле 90-х гг. XVIII века книг была из­да­на бла­го­да­ря де­я­тель­но­сти Ни­ко­лая Ива­но­ви­ча Но­ви­ко­ва.

По­зна­ко­мив­шись со страш­ной, бес­про­свет­ной жиз­нью рус­ско­го кре­стьян­ства, Но­ви­ков решил, что необ­хо­ди­мо из­ме­нить су­ще­ству­ю­щее по­ло­же­ние вещей. Глав­ным по­ро­ком рус­ской жизни он счи­тал прак­ти­че­ски по­все­мест­ное от­сут­ствие об­ра­зо­ван­ных и доб­ро­де­тель­ных людей. Он раз­вер­нул неве­ро­ят­ную об­ще­ствен­ную де­я­тель­ность. Но­ви­ков об­ла­дал гро­мад­ным ор­га­ни­за­тор­ским та­лан­том, необык­но­вен­ной прак­ти­че­ской хват­кой. Бла­го­да­ря своей из­да­тель­ской де­я­тель­но­сти он со­здал ти­по­гра­фи­че­ское то­ва­ри­ще­ство. Он за­ра­ба­ты­вал огром­ные день­ги, но при этом был бед­ным че­ло­ве­ком, по­то­му что прак­ти­че­ски все вы­руч­ку он ис­поль­зо­вал для того, чтобы в «го­лод­ные годы» по­мо­гать кре­стьян­ским се­мьям, вы­пла­чи­вать сти­пен­дии недо­ста­точ­ным сту­ден­там, от­прав­лять за свой счёт за рубеж бед­ных, но спо­соб­ных рус­ских юно­шей для обу­че­ния в ев­ро­пей­ских уни­вер­си­те­тах.

Но­ви­ков об­ла­дал ко­лос­саль­ным даром убеж­де­ния. Из­вест­на ис­то­рия од­но­го раз­бо­га­тев­ше­го ураль­ско­го ям­щи­ка По­хо­дя­ши­на. Увле­чён­ный иде­я­ми Но­ви­ко­ва, По­хо­дя­шин отдал ему для ока­за­ния по­мо­щи го­ло­да­ю­щим огром­ную сумму (мил­ли­он руб­лей). Но когда Но­ви­ков был аре­сто­ван, а все его ти­по­гра­фи­че­ское обо­ру­до­ва­ние кон­фис­ко­ва­но, По­хо­дя­шин ока­зал­ся нищим, но до конца своих дней он счи­тал, что зна­ком­ство с Но­ви­ко­вым – глав­ное сча­стье его жизни.

 

О сен­ти­мен­та­лиз­ме

Сен­ти­мен­та­лизм – это не про­сто ли­те­ра­тур­ное на­прав­ле­ние.

Сен­ти­мен­та­лизм – это осо­бый тип мыш­ле­ния и по­рож­дён­ная им ху­до­же­ствен­ная куль­ту­ра, в том числе и ли­те­ра­ту­ра.

Под сло­вом сен­ти­мен­таль­ный в XVIII веке по­ни­ма­ли вовсе не то, что сей­час по­ни­ма­ем мы. Слово сен­ти­мен­таль­ный обо­зна­ча­ло че­ло­ве­ка, спо­соб­но­го к эмо­ци­о­наль­ной ре­ак­ции, со­стра­да­нию, со­чув­ствию чужим бедам, чужим несча­стьям. Раз­ви­тие этой спо­соб­но­сти в людях было целью пи­са­те­лей-сен­ти­мен­та­ли­стов.

Сен­ти­мен­та­ли­сты счи­та­ли, что, со­стра­дая че­ло­ве­ку и по­мо­гая ему, можно ис­пы­ты­вать самые силь­ные ду­шев­ные ра­до­сти. Же­ла­ние добра ста­но­вит­ся не ка­ким-то внеш­ним по­буж­де­ни­ем, услов­ным нрав­ствен­ным дол­гом, а внут­рен­ней по­треб­но­стью че­ло­ве­ка. Это от­кры­ва­ло ко­лос­саль­ные воз­мож­но­сти и су­ли­ло целую эти­че­скую ре­во­лю­цию.

Та­ко­го рода чув­стви­тель­ных, доб­ро­де­тель­ных людей мы на­хо­дим в про­из­ве­де­ни­ях ос­но­во­по­лож­ни­ков сен­ти­мен­та­лиз­ма – пи­са­те­ля Ло­рен­са Стер­на в его ро­мане «Сен­ти­мен­таль­ное пу­те­ше­ствие» (от этого ро­ма­на дан­ное на­прав­ле­ние и по­лу­чи­ло своё на­зва­ние) и ве­ли­ко­го пи­са­те­ля-сен­ти­мен­та­ли­ста, фран­цуз­ско­го фи­ло­со­фа Жан-Жа­ка Руссо (рис. 19) в его ро­мане «Юлия, или новая Эло­иза».

Рис. 19. Жан-Жак Руссо

Пи­са­те­ли-сен­ти­мен­та­ли­сты счи­та­ли, что доб­ро­де­тель­ный, чув­стви­тель­ный че­ло­век не может быть без­нрав­ствен­ным, по­роч­ным, злым. И в этом они ви­де­ли пути до­сти­же­ния со­ци­аль­ной гар­мо­нии. А глав­ным сред­ством до­сти­же­ния этой цели слу­жи­ла ли­те­ра­ту­ра, ко­то­рая ста­ви­ла своей целью вос­пи­та­ние в людях чув­стви­тель­но­сти.

 Роль Карамзина в истории русской культуры

Се­год­ня в Пе­тер­бур­ге, в Алек­сан­дро-Нев­ской Лавре, на мо­ги­ле Ка­рам­зи­на лежит мра­мор­ная плита. На ней два имени: Ни­ко­лай Ми­хай­ло­вич и Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на Ка­рам­зи­ны (рис. 20).

Мо­ги­ла Н. М. Ка­рам­зи­на и его жены в Алек­сан­дро-Нев­ской Лавре (г. Санкт-Пе­тер­бург)

Рис. 20. Мо­ги­ла Н. М. Ка­рам­зи­на и его жены в Алек­сан­дро-Нев­ской Лавре (г. Санкт-Пе­тер­бург)

И есть про­ник­но­вен­ные стро­ки, на­пи­сан­ные млад­шим дру­гом, со­рат­ни­ком, уче­ни­ком Ка­рам­зи­на, вы­да­ю­щим­ся по­этом Ва­си­ли­ем Ан­дре­еви­чем Жу­ков­ским (рис. 21).

В.А. Жу­ков­ский

Рис. 21. В.А. Жу­ков­ский

Ин­те­рес­но, что строч­ки эти он вклю­чил в сти­хо­твор­ное по­сла­ние другу Ка­рам­зи­на – зна­ме­ни­то­му поэту Ивану Ива­но­ви­чу Дмит­ри­е­ву. В этом сти­хо­тво­ре­нии Жу­ков­ский писал:

«Лежит венец на мра­мо­ре мо­ги­лы

Ей мо­лит­ся Рос­сии вер­ный сын,

И будет в нём для дел пре­крас­ных силы

Свя­тое имя: Ка­рам­зин».

 

Де­я­тель­ность и твор­че­ство Ка­рам­зи­на по­бу­ди­ли мно­гих рус­ских учё­ных к ис­сле­до­ва­ни­ям. Ка­рам­зи­ну и его де­я­тель­но­сти по­свя­ще­ны за­ме­ча­тель­ные труды оте­че­ствен­ных ис­сле­до­ва­те­лей, в том числе и вы­да­ю­ще­го­ся учё­но­го, ака­де­ми­ка Вик­то­ра Вла­ди­ми­ро­ви­ча Ви­но­гра­до­ва (рис. 22).

В.В. Ви­но­гра­дов

Рис. 22. В.В. Ви­но­гра­дов

Вопросы к конспектам

Как про­шли дет­ские и юно­ше­ские годы Ка­рам­зи­на?

При каких об­сто­я­тель­ствах было на­пи­са­но про­из­ве­де­ние Ка­рам­зи­на «Пись­ма рус­ско­го пу­те­ше­ствен­ни­ка»?

Какую роль сыг­ра­ла де­я­тель­ность Ни­ко­лая Ми­хай­ло­ви­ча Ка­рам­зи­на для раз­ви­тия рус­ской куль­ту­ры?

Последнее изменение: Понедельник, 12 Июнь 2017, 13:16