Комедия Фонвизина «Недоросль»
1. Эпиграф к уроку
«Представлена в первый раз в Санкт-Петербурге,
сентября 24 дня 1782 года,
на счет первого придворного актера г. Дмитревского,
в которое время несравненно театр был наполнен,
и публика аплодировала пьесу метанием кошельков».
Из журнала «Драматический словарь»
2. Значение названия
Что же значит «недоросль»? Недоросль – это молодой дворянин, не закончивший образование и не поступивший на службу. Надо сказать, что этому слову, как и слову «бригадир» с легкой фонвизинской руки не очень повезло. Оно перестало быть нейтральным и стало нарицательным. Если про кого-то сейчас говорят «недоросль», то имеют в виду «Митрофанушка». Это особенность классических комедий, или же комедий характеров, когда в центре – одна какая-то очень важная черта, и эта черта всегда преувеличена. Именно поэтому имя легко становится нарицательным.
Рис. 1 Комедия Фонвизина «Недоросль»
Главный успех в исполнении роли выпал на долю Дмитревского. Не потому только, что он был замечательный актер, а потому, что он играл очень выигрышную роль – роль Стародума. «Недоросля» ставят и сейчас. Но сейчас все бесконечные диалоги положительных героев стараются максимально сократить, поскольку слушать ораторские обращения к залу со сцены необычайно тяжело. Уже В.О. Ключевский (историк и литератор второй половины 19 века) назвал положительных героев «Недоросля» «морализирующими манекенами». А для людей, которые собрались в 1782 году в театральную залу, самым злободневным, самым острым, самым интересным в пьесе была именно речь положительных героев.
3. Современные постановки «Недоросля»
Речевая характеристика
Для того чтобы лучше понять смысл любого произведения, необходимо не просто его прочесть, но и проанализировать его персонажей, в частности – их речь. Что касается фонвизинской комедии, то ее особенностью была стихия просторечия, которую невозможно было не заметить. Вот как говорят герои «Недоросля».
Речь Стародума, например, очень афористична. Он настоящий оратор: «Невежда без души – зверь». «Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану». «Имей сердце, имей душу – и будешь человек во всякое время». «Наличные деньги – не наличные достоинства». «Золотой болван – все болван». «Душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам». Важно заметить, что Стародум очень хорошо чувствует, с кем он говорит. Скажем, с Простаковой он говорит не так как с Правдиным, или с Милоном, или с Софьей. С Простаковой он может сказать: «затевать», «мастерица толковать», «ба!», «я чаю» (то есть я думаю, чувствую). Также весьма показательным есть его ответ Простаковой: «Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да не надобно быть и чертом».
Если спросить, что охарактеризует речь Простаковой, то это, прежде всего, грубые бранные слова: «плуты», «воры», «мошенники», «всех прибить велю до смерти», «но теперь-то дам я зорю канальям, своим людям». При этом ее речь может быть полна пословиц («Повинную голову меч не сечет»), нежных слов («нещичко» - обращение к сыну), книжных выражений («изрядный вымысел», «амурное письмо»). Но главное – это брань («рыло», «мошенник», «воровская харя», «скот», «болван», «бестия», «урод»).
Кутейкин говорит церковно-славянской речью, так как он семинарист: «Отпускать благоволите?», «зван бых, и приидох», «посрамихся окаянный».
Цыфиркин, солдат, преподающий арифметику, прост. Речь его солдатская и полна всякого рода цифр и чисел. «Что приказу будет, ваше благородие?». «Так: на те десять рублей я износил сапогов в два года. Мы и квиты». «Я государю служил с лишком двадцать лет. За службу деньги брал, по-пустому не бирал и не возьму». «И! Ваше благородие. Я солдат». То есть, его речь связана с родом занятий, и таким приемом часто пользуются в классических комедиях.
Что касается «метания кошельков», то так публика выражала свое одобрение. На сцену действительно бросали кошельки с золотыми и серебряными монетами, которые, собственно, и составляли дополнительную награду актерам.
4. Проблематика пьесы
Если говорить о том, что становится ясно при первом чтении, то эта пьеса о воспитании и образовании молодого дворянина, а также о жестоких нравах помещицы Простаковой. Но в произведении затрагивается намного больше вопросов и тем, актуальных по сей день.
Вот что любопытно: в русской литературе есть много примеров очень трогательной преданности старого слуги или старой няни своему молодому барину. Это поэтизируется. Вспомните, хотя бы, Дубровского. А здесь трезвый Стародум говорит, что если молодого дворянина воспитывает крепостная раба (нянька Еремеевна, которую иногда еще называют мамой, то есть кормилицей), то, в конце концов, получается два раба: сама воспитательница и молодой барин.
Вопрос о том, как образовывать, как воспитывать молодого дворянина – для Фонвизина один из самых важных. Потому что для Фонвизина молодой дворянин – это не только права, которые он получил в 1762 году от Петра III с Указом о вольности дворянства. Дворянин получил обязанности, которые должны быть заложены в его сознании. Слово «долг», «должен» – очень важные для Фонвизина. И воспитать человека для государства, для его блага, для служения государству – вот задача воспитания и образования.
Рис. 2. Указ о вольности дворянству
Нечаянные намеки
Кондратий Федорович Рылеев, поэт-декабрист, в послании Гнедичу писал: «Судьбу подобную ж Фонвизин претерпел, И Змейкина, себя узнавши в Простаковой, Сулила автору жизнь скучную в удел В стране далекой и суровой…». Какая же Змейкина могла испортить жизнь Фонвизину? Только одна – Екатерина. То есть, по мысли Рылеева, явно не придуманной им, а отражающей мнение, пусть не общее, но, во всяком случае, распространенное, Фонвизин в Простаковой намекает на Екатерину. Какие аргументы есть в пользу этой точки зрения? Во-первых, имением управляет не хозяин, а хозяйка. Хозяин явно устранен, и, совершив переворот, Екатерина объявила в манифесте, что супруг ее, Петр Федорович, был не годен для управления государством. Послушаем Простакову: «Как теленок, мой батюшка, оттого-то у нас в доме все и избаловано. Ведь у него нет того смыслу, чтоб в доме была строгость, чтоб наказать путем виноватого. Все сама управляюсь, батюшка. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка!».
У Екатерины есть любимцы, и у Простаковой есть любимец – ее сын. Обратите внимание на то, что Простакова совершенно самодержавна, и на то, как представляются Стародуму ее домашние. Простаков говорит: «я женин муж», Скотинин – «я сестрин брат», Митрофан – «а я матушкин сынок». Кстати, Митрофан по-гречески и означает «сын своей матери».
Придется согласиться со Станиславом Борисовичем Рассадиным: «И все-таки Фонвизин этого намека не хотел, не имел в виду». А так бывает: автор даже не подозревает об этом скрытом смысле, а потомки, или даже современники этот скрытый смысл обнаруживают. Это свойство любого большого произведения. Оно не остается неизменным. Оно меняется в зависимости от того, в какое время и кто его читает, сморит, слушает.
Еще одно важное место в пьесе занимает противопоставление времени Петра времени Екатерины. Так, из рассказа Стародума о своем отце (который служил при Петре) можно понять, что это было правильное время, когда человеку говорили «ты», потому что ценили по делам, а не по связям. Представьте, какого это было читать Екатерине (она считала себя преемницей Петра, продолжательницей его дела), а тут – противопоставление. Но есть в пьесе еще одна важная тема, которая, может, и не видна с первого взгляда. Стародум рассказывает о том, что он какое-то время пытался служить при дворе, а потом ушел. На что Правдин отвечает: «С вашими правилами людей не отпускать от двора, а ко двору призывать надобно. Это за тем, за чем к больным врача призывают». А Стародум говорит: «Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится» (это о дворе императрицы).
Вообще, сейчас читая эту комедию, хорошо бы каждому читателю представлять ее на сцене, как бы сегодня ее поставили. Что из того, что обсуждают герои «Недоросля» сегодня важно, актуально, интересно зрителю, а что уже ушло. Например, в «Недоросле» многие герои (и положительные, близкие автору, и сатирически изображенные) говорят о своих отцах, что для Фонвизина неслучайно. А также о том, что воспитание очень многое определяет в характере человека.
Поэтика
Поэтика здесь означает систему художественных средств, которые соответствуют классической комедии. Это, например, говорящие имена: Скотинин, Вральман, Софья, Милон, Правдин, а также их четкое разделение на положительных (Правдин, Стародум, Милон, Софья) и сатирических (Простаков, Простакова, Скотинин, Митрофан). И даже персонажей, которых нельзя однозначно отнести ни к положительным, ни к сатирическим, тоже четверо: Еремеевна, Цыфиркин, Кутейкин и Вральман.
Также в произведении есть деление на 5 актов (как и в каждой классической пьесе), причем в 5 акте (если это комедия) – счастливая развязка. Здесь есть три единства: единство времени (все происходи в течение примерно одних суток), единство места (все происходит в одном месте – в доме Простаковой) и единство действия (ничто не отклоняется от главной интриги). Все это свойственно классической комедии, которая, прежде всего, строится на комизме характеров. Но здесь важны и несценические персонажи (персонажи, которые на сцене не появляются, но упоминаются в пьесе). Обратите внимание, что все случайности в «Недоросле» на пользу положительным героям, хотя это и не является закономерностью для других произведений.
В комедии классицизма, особенно если она написана прозой, и если там действуют герои грубые, нередко бывает грубая комика. В «Недоросле» это, например, драка между Митрофаном и Скотининым (когда Скотинин спрашивает у Митрофана, хочет ли тот жениться на Софье).
Есть в недоросле один момент, который сейчас воспринимается совсем иначе, чем во времена Фонвизина. Это финал. Спросите сами себя, жаль ли вам Простакову, у которой отняли имение, которая бросается к сыну, а тот ее отвергает: «Отвяжись, матушка, чего навязалась?». Этого Простакова перенести уже не может и падает в обморок. В комедии не принято жалеть сатирических персонажей, но сегодняшним зрителям Простакову жаль. Насколько это было задумано Фонвизиным? Остается только гадать.
Так, об отце и о дядюшке, об отношении к службе рассказывает не только Стародум, но и Простакова. Кстати, она ведь совсем не проста. Почему у нее такая фамилия? Да потому что она замужем за Простаковым – то есть, за простаком. А ее девичья фамилия – Скотинина. Так что отцы и дети – это тоже очень важный и интересный мотив в этой пьесе.
5. Отношение Фонвизина к крепостному праву
Фонвизин, как и Панин, и многие его современники (не только в России, но и во Франции, Англии), а также писатели Древней Греции и Рима, думает о том, что же может предотвратить государство от дурных страстей и государя (как видно, государство и государь – не одно и то же). Государь – человек, и им тоже властвует страсть. Если господствуют дурные страсти, то тогда получается, что государство вверено прихотям и играм этих страстей. Что же может оградить общественное благо от всего этого? Оказывается, только закон. И в пьесе эта мысль есть (это, конечно, еще не черновик Конституции и не какая-то тайная рукопись, которую ни Панин, ни Фонвизин не могли даже помыслить показать кому-нибудь из власть имеющих), но этот намек есть.
Еще один вопрос – когда достойный человек имеет право подать в отставку? Стародум ведь, рассказывая о том, что его обошли чином (чин и награды получил граф, не пошедший на войну), признается в своей горячности, сожалеет о ней, вот он и подает в отставку. А Правдин тогда спрашивает, когда же достойный человек имеет право подать в отставку. На что Стародум отвечает (а на все вопросы он отвечает совершенно исчерпывающе) : «Когда он внутренне удостоверен, что служба его отечеству прямой пользы не приносит». Как видим, пьеса была необычайно злободневна. И если сейчас мы помним из нее лишь «Не хочу учиться, а хочу жениться» или фразу Потёмкина о ней «Умри, Денис, лучше не напишешь», то современники видели в этой пьесе очень много важный вопросов.
Одним из них был вопрос о крепостном праве и о крестьянах. И Правдин, и Стародум постоянно возмущаются жестокими нравами Простаковой, которая не принимает своих крепостных за людей. Так, про больную дворовую девушку Палашку она говорит: «Лежит! Ах, она бестия! Лежит! Как будто благородная!». И когда ей положительные герои говорят, что нельзя жестоко обращаться с равными себе, тогда она говорит: « На что ж дан нам указ о вольности дворянства?».
Рис. 3. Простакова и Палашка
Какова позиция Фонвизина касательно этого вопроса? Наверно, не следует делать из Фонвизина ярого борца с крепостным правом . Он вовсе не был им. Фонвизина возмущали крайности жестокого обращения с крестьянами и с подданными. Он как раз говорил об обязанностях помещиков по отношению к крепостным. Но сам институт крепостного права был для него совершенно непоколебим. И в отличие от Радищева, он совершенно не собирался агитировать за отмену крепостного права.
6. Положительная программа пьесы
Что же такое положительная программа этой пьесы? В этой пьесе постоянно встречаются слова «скот», «животное». Иногда это ужасно смешно. Выясняется, что Митрофан и его дядя Скотинин необычайно любят свиней. На что Скотинин говорит: «Что Митрофан любит свиней – это понятно. Он мне родня. А вот я с чего люблю свиней?». На что ему отвечают: «Наверно, тоже по родственному». Так что же значит «скот»? Скот – это отсутствие души и разума. Но раз это еще не 17 век во Франции (то есть не классический век разума, который наступил в Европе именно с началом 17 столетия, когда разум – это главное что отличает человека от животного), то главной считается именно душа, чувствительность. Поэтому Стародум скажет, что «просвещеннейшая умница без души – это жалкая тварь».
Очень важной фигурой в произведении выступает Правдин. Это государственный чиновник, который в итоге берет под опеку имение Простаковой. Естественно, не потому что имеет такое право, а потому что это повеление наместника (представителя императрицы в крупных округах, которые объединяют несколько губерний). То есть само правительство, высшая воля, склонно наказывать зло, отстаивать справедливость и вступаться за обиженных. Это, скорее, урок царице, чем отражение той реальности, но урок очень важный.