Повесть «Бедная Лиза» Николая Михайловича Карамзина. Подробный анализ

 Популярность повести

Се­год­ня мы по­го­во­рим о по­ве­сти Н.М. Ка­рам­зи­на «Бед­ная Лиза», ко­то­рая вышла в свет в 1792 году (рис. 1).

О. Ки­прен­ский «Бед­ная Лиза»

Рис. 1. О. Ки­прен­ский «Бед­ная Лиза»

Надо ска­зать, что выход в свет этой по­ве­сти со­про­вож­дал­ся необык­но­вен­ным успе­хом, даже ажи­о­та­жем среди рус­ской чи­та­тель­ской пуб­ли­ки, что неуди­ви­тель­но, по­то­му что по­яви­лась пер­вая рус­ская книга, ге­ро­ям ко­то­рой можно было бы так же со­пе­ре­жи­вать, как и «Стра­да­ни­ям юного Вер­те­ра» Гёте или «Новой Эло­изе» Жан-Жа­ка Руссо. Можно ска­зать, что рус­ская ли­те­ра­ту­ра на­ча­ла ста­но­вить­ся на один уро­вень с ев­ро­пей­ской. Вос­торг и по­пу­ляр­ность были та­ки­ми, что на­ча­лось даже па­лом­ни­че­ство к месту со­бы­тий, опи­сан­ных в книге. Как вы пом­ни­те, дело про­ис­хо­дит неда­ле­ко от Си­мо­но­ва мо­на­сты­ря, место по­лу­чи­ло на­зва­ние «Лизин пруд». Это место ста­но­вит­ся на­столь­ко по­пу­ляр­ным, что неко­то­рые зло­языч­ные люди даже со­чи­ня­ют эпи­грам­мы:

***

Здесь уто­пи­ла­ся
Эра­с­то­ва неве­ста…
То­пи­тесь, де­вуш­ки,
В пруду до­воль­но места!

 

***

Ну можно ль по­сту­пать
Без­бож­нее и хуже?
Влю­бить­ся в со­рван­ца
И уто­пить­ся в луже.

 

Всё это спо­соб­ство­ва­ло необык­но­вен­ной по­пу­ляр­но­сти по­ве­сти среди рус­ских чи­та­те­лей.

Есте­ствен­но, по­пу­ляр­ность по­ве­сти при­да­вал не толь­ко дра­ма­тич­ный сюжет, но и то, что она вся была ху­до­же­ствен­но необыч­на.

О ста­тье Н.М. Ка­ра­мзи­на «Что нужно ав­то­ру?»

Ста­тья Ка­рам­зи­на «Что нужно ав­то­ру», на­пи­сан­ная им в 1793 году, стала свое­об­раз­ным ма­ни­фе­стом сен­ти­мен­та­лист­ско­го на­прав­ле­ния в рус­ской ли­те­ра­ту­ре. В ней Ка­рам­зин (рис. 2) со­зда­ёт образ иде­аль­но­го пи­са­те­ля.

Рис. 2. Н. М. Ка­рам­зин

Вот что он пишет: «Го­во­рят, что ав­то­ру нужны та­лан­ты и зна­ния: ост­рый, про­ни­ца­тель­ный разум, живое во­об­ра­же­ние и проч. Спра­вед­ли­во, но сего не до­воль­но. Ему на­доб­но иметь и доб­рое, неж­ное серд­це, если он хочет быть дру­гом и лю­бим­цем души нашей; если хочет, чтобы да­ро­ва­ния его сияли све­том немер­ца­ю­щим; если хочет пи­сать для веч­но­сти и со­би­рать бла­го­сло­ве­ния на­ро­дов. Тво­рец все­гда изоб­ра­жа­ет­ся в тво­ре­нии, и часто про­тив воли своей. Тщет­но ду­ма­ет ли­це­мер об­ма­нуть чи­та­те­лей и под зла­тою одеж­дою пыш­ных слов со­крыть же­лез­ное серд­це; тщет­но го­во­рит нам о ми­ло­сер­дии, со­стра­да­нии, доб­ро­де­те­ли! Все вос­кли­ца­ния его хо­лод­ны, без души, без жизни; и ни­ко­гда пи­та­тель­ное, эфир­ное пламя не по­льет­ся из его тво­ре­ний в неж­ную душу чи­та­те­ля…», «Когда ты хо­чешь пи­сать порт­рет свой, то по­смот­рись пре­жде в вер­ное зер­ка­ло: может ли быть лицо твое пред­ме­том ис­кус­ства…», «Ты бе­решь­ся за перо и хо­чешь быть ав­то­ром: спро­си же у са­мо­го себя, на­едине, без сви­де­те­лей, ис­крен­но: каков я? ибо ты хо­чешь пи­сать порт­рет души и серд­ца сво­е­го…», «Ты хо­чешь быть ав­то­ром: читай ис­то­рию несча­стий рода че­ло­ве­че­ско­го - и если серд­це твое не обо­льет­ся кро­вию, оставь перо, – или оно изоб­ра­зит нам хлад­ную мрач­ность души твоей. Но если всему го­рест­но­му, всему угне­тен­но­му, всему сле­зя­ще­му от­крыт путь в чув­стви­тель­ную грудь твою; если душа твоя может воз­вы­сить­ся до стра­сти к добру, может пи­тать в себе свя­тое, ни­ка­ки­ми сфе­ра­ми не огра­ни­чен­ное же­ла­ние все­об­ще­го блага: тогда смело при­зы­вай бо­гинь Пар­насских – они прой­дут мимо ве­ли­ко­леп­ных чер­то­гов и по­се­тят твою сми­рен­ную хи­жи­ну – ты не бу­дешь бес­по­лез­ным пи­са­те­лем – и никто из доб­рых не взгля­нет су­хи­ми гла­за­ми на твою мо­ги­лу…», «Одним сло­вом: я уве­рен, что дур­ной че­ло­век не может быть хо­ро­шим ав­то­ром».

Вот ху­дож­ни­че­ский девиз Ка­рам­зи­на: дур­ной че­ло­век не может быть хо­ро­шим пи­са­те­лем.

 Новаторство Карамзина

Так до Ка­рам­зи­на в Рос­сии ещё никто не писал. При­том необыч­ность на­чи­на­лась уже с экс­по­зи­ции, с опи­са­ния места, где будет про­ис­хо­дить дей­ствие по­ве­сти.

«Может быть, никто из жи­ву­щих в Москве не знает так хо­ро­шо окрест­но­стей го­ро­да сего, как я, по­то­му что никто чаще моего не бы­ва­ет в поле, никто более моего не бро­дит пеш­ком, без плана, без цели – куда глаза гля­дят – по лугам и рощам, по хол­мам и рав­ни­нам. Вся­кое лето на­хо­жу новые при­ят­ные места или в ста­рых новые кра­со­ты. Но всего при­ят­нее для меня то место, на ко­то­ром воз­вы­ша­ют­ся мрач­ные, го­ти­че­ские башни Си...нова мо­на­сты­ря» (рис. 3).

Ли­то­гра­фия Си­мо­но­ва мо­на­сты­ря

Рис. 3. Ли­то­гра­фия Си­мо­но­ва мо­на­сты­ря

Здесь тоже есть необыч­ность: с одной сто­ро­ны, Ка­рам­зин точно опи­сы­ва­ет и обо­зна­ча­ет место дей­ствия – Си­мо­нов мо­на­стырь, с дру­гой сто­ро­ны, эта за­шиф­ро­ван­ность со­зда­ёт некую та­ин­ствен­ность, недо­ска­зан­ность, что очень со­от­вет­ству­ет духу по­ве­сти. Глав­ной ста­но­вит­ся уста­нов­ка на невы­мыш­лен­ность со­бы­тий, на до­ку­мен­таль­ность. Неслу­чай­но рас­сказ­чик ска­жет, что он узнал об этих со­бы­ти­ях от са­мо­го героя, от Эра­с­та, ко­то­рый по­ве­дал ему об этом неза­дол­го до своей смер­ти. Имен­но это ощу­ще­ние, что всё про­ис­хо­ди­ло рядом, что можно было быть сви­де­те­лем этих со­бы­тий, за­ин­три­го­вы­ва­ло чи­та­те­ля и при­да­ва­ло по­ве­сти осо­бый смысл и осо­бый ха­рак­тер.

Эраст и Лиза («Бед­ная Лиза» в со­вре­мен­ной по­ста­нов­ке)

Рис. 4. Эраст и Лиза («Бед­ная Лиза» в со­вре­мен­ной по­ста­нов­ке)

Лю­бо­пыт­но, что эта част­ная, неза­мыс­ло­ва­тая ис­то­рия двух мо­ло­дых людей (дво­ря­ни­на Эра­с­та и кре­стьян­ки Лизы (рис. 4)) ока­зы­ва­ет­ся впи­сан­ной в очень ши­ро­кий ис­то­ри­че­ский и гео­гра­фи­че­ский кон­текст.

«Но всего при­ят­нее для меня то место, на ко­то­ром воз­вы­ша­ют­ся мрач­ные, го­ти­че­ские башни Си...нова мо­на­сты­ря. Стоя на сей горе, ви­дишь на пра­вой сто­роне почти всю Моск­ву, сию ужас­ную гро­ма­ду домов и церк­вей, ко­то­рая пред­став­ля­ет­ся гла­зам в об­ра­зе ве­ли­че­ствен­но­го ам­фи­те­ат­ра»

Слово ам­фи­те­атр Ка­рам­зин вы­де­ля­ет, и это, на­вер­ное, неслу­чай­но, ведь место дей­ствия ста­но­вит­ся свое­об­раз­ной аре­ной, где раз­во­ра­чи­ва­ют­ся со­бы­тия, от­кры­тые для взора всех (рис. 5).

Москва, XVIII век

Рис. 5. Москва, XVIII век

«ве­ли­ко­леп­ная кар­ти­на, особ­ли­во когда све­тит на нее солн­це, когда ве­чер­ние лучи его пы­ла­ют на бес­чис­лен­ных зла­тых ку­по­лах, на бес­чис­лен­ных кре­стах, к небу воз­но­ся­щих­ся! Внизу рас­сти­ла­ют­ся туч­ные, гу­сто-зе­ле­ные цве­ту­щие луга, а за ними, по жел­тым пес­кам, течет свет­лая река, вол­ну­е­мая лег­ки­ми вес­ла­ми ры­ба­чьих лодок или шу­мя­щая под рулем груз­ных стру­гов, ко­то­рые плы­вут от пло­до­нос­ней­ших стран Рос­сий­ской им­пе­рии и на­де­ля­ют алч­ную Моск­ву хле­бом» (рис. 6).

Вид с Во­ро­бье­вых гор

Рис. 6. Вид с Во­ро­бье­вых гор

На дру­гой сто­роне реки видна ду­бо­вая роща, подле ко­то­рой па­сут­ся мно­го­чис­лен­ные стада; там мо­ло­дые пас­ту­хи, сидя под тению дерев, поют про­стые, уны­лые песни и со­кра­ща­ют тем лет­ние дни, столь для них еди­но­об­раз­ные. По­да­лее, в гу­стой зе­ле­ни древ­них вязов, бли­ста­ет зла­то­гла­вый Да­ни­лов мо­на­стырь; еще далее, почти на краю го­ри­зон­та, си­не­ют­ся Во­ро­бье­вы горы. На левой же сто­роне видны об­шир­ные, хле­бом по­кры­тые поля, ле­соч­ки, три или че­ты­ре де­ре­вень­ки и вдали село Ко­ло­мен­ское с вы­со­ким двор­цом своим».

Лю­бо­пыт­но, для чего част­ную ис­то­рию Ка­рам­зин как бы об­рам­ля­ет этой па­но­ра­мой? Ока­зы­ва­ет­ся, эта ис­то­рия ста­но­вит­ся часть об­ще­че­ло­ве­че­ской жизни, при­над­леж­но­стью рус­ской ис­то­рии и гео­гра­фии. Это всё при­да­ва­ло опи­сан­ным в по­ве­сти со­бы­ти­ям обоб­ща­ю­щий ха­рак­тер. Но, давая общий намёк на эту все­мир­ную ис­то­рию и эту об­шир­ную био­гра­фию, Ка­рам­зин всё же по­ка­зы­ва­ет, что част­ная ис­то­рия, ис­то­рия от­дель­ных людей, ничем не зна­ме­ни­тых, про­стых, вле­чет его к себе на­мно­го силь­нее. Прой­дет 10 лет, и Ка­рам­зин ста­нет про­фес­си­о­наль­ным ис­то­ри­ком и нач­нет ра­бо­тать над своей «Ис­то­ри­ей го­су­дар­ства рос­сий­ско­го», на­пи­сан­ной в 1803–1826 гг (рис. 7).

Об­лож­ка книги Н. М. Ка­рам­зи­на «Ис­то­рия го­су­дар­ства рос­сий­ско­го»

Рис. 7. Об­лож­ка книги Н. М. Ка­рам­зи­на «Ис­то­рия го­су­дар­ства рос­сий­ско­го»

Но пока в цен­тре его ли­те­ра­тур­но­го вни­ма­ния ис­то­рия про­стых людей – кре­стьян­ки Лизы и дво­ря­ни­на Эра­с­та.

Со­зда­ние но­во­го языка ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры

В языке ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры даже на за­ка­те XVIII века еще гос­под­ство­ва­ла тео­рия трёх шти­лей, со­здан­ная Ло­мо­но­со­вым и от­ра­жав­шая по­треб­но­сти ли­те­ра­ту­ры клас­си­циз­ма, с её пред­став­ле­ни­я­ми о жан­рах вы­со­ких и низ­ких.

 

Тео­рия трёх шти­лей – клас­си­фи­ка­ция сти­лей в ри­то­ри­ке и по­э­ти­ке, раз­ли­ча­ю­щая три стиля: вы­со­кий, сред­ний и низ­кий (про­стой).

 

Клас­си­цизм – ху­до­же­ствен­ное на­прав­ле­ние, ори­ен­ти­ро­ван­ное на иде­а­лы ан­тич­ной клас­си­ки.

 

Но есте­ствен­но, что к 90-м годам XVIII века эта тео­рия уже уста­ре­ла и ста­но­ви­лась тор­мо­зом для раз­ви­тия ли­те­ра­ту­ры. Ли­те­ра­ту­ра тре­бо­ва­ла более гиб­ких язы­ко­вых прин­ци­пов, ощу­ща­лась по­треб­ность в сбли­же­нии языка ли­те­ра­ту­ры с язы­ком раз­го­вор­ным, но не про­стым кре­стьян­ским язы­ком, а об­ра­зо­ван­ным дво­рян­ским. По­треб­ность в кни­гах, ко­то­рые были бы на­пи­са­ны так, как го­во­рят люди в этом об­ра­зо­ван­ном об­ще­стве, уже ощу­ща­лась очень остро. Ка­рам­зин счи­тал, что пи­са­тель, раз­вив свой вкус, может со­здать такой язык, ко­то­рый стал бы раз­го­вор­ным язы­ком дво­рян­ско­го об­ще­ства. К тому же здесь под­ра­зу­ме­ва­лась еще одна цель: такой язык дол­жен был вы­тес­нить из по­все­днев­но­го оби­хо­да фран­цуз­ский язык, на ко­то­ром пре­иму­ще­ствен­но рус­ское дво­рян­ское об­ще­ство еще изъ­яс­ня­лось. Таким об­ра­зом, язы­ко­вая ре­фор­ма, ко­то­рую про­во­дит Ка­рам­зин, ста­но­вит­ся за­да­чей об­ще­куль­тур­ной и имеет пат­ри­о­ти­че­ский ха­рак­тер.

 

 Образ рассказчика

По­жа­луй, глав­ным ху­до­же­ствен­ным от­кры­ти­ем Ка­рам­зи­на в «Бед­ной Лизе» ста­но­вит­ся образ рас­сказ­чи­ка, по­вест­во­ва­те­ля. Речь идёт от лица че­ло­ве­ка, за­ин­те­ре­со­ван­но­го в судь­бах своих ге­ро­ев, че­ло­ве­ка, нерав­но­душ­но­го к ним, со­стра­да­ю­ще­го чужим несча­стьям. Т. е. Ка­рам­зин со­зда­ёт образ рас­сказ­чи­ка в пол­ном со­от­вет­ствии с за­ко­на­ми сен­ти­мен­та­лиз­ма. И вот это ста­но­вит­ся небы­ва­лым, такое в рус­ской ли­те­ра­ту­ре про­ис­хо­дит впер­вые.

 

Сен­ти­мен­та­лизм – это ми­ро­ощу­ще­ние и тен­ден­ция мыш­ле­ния, на­прав­лен­ные на вы­яв­ле­ние, уси­ле­ние, под­чёр­ки­ва­ние эмо­ци­о­наль­ной сто­ро­ны жизни.

 

В пол­ном со­от­вет­ствии с за­мыс­лом Ка­рам­зи­на рас­сказ­чик неслу­чай­но го­во­рит: «Я люблю те пред­ме­ты, ко­то­рые тро­га­ют моё серд­це и за­став­ля­ют меня про­ли­вать слёзы неж­ной скор­би!».

Опи­са­ние в экс­по­зи­ции при­шед­ше­го в упа­док Си­мо­но­ва мо­на­сты­ря, с его раз­ру­шив­ши­ми­ся ке­лья­ми, а также раз­ру­ша­ю­щей­ся хи­жи­ны, в ко­то­рой жили Лиза и её мать, уже с са­мо­го на­ча­ла вво­дят в по­весть тему смер­ти, со­зда­ёт тот мрач­ный тон, ко­то­рый и будет со­пут­ство­вать рас­ска­зу. И в самом на­ча­ле по­ве­сти зву­чит одна из глав­ных тем и из­люб­лен­ных идей де­я­те­лей Про­све­ще­ния – мысль о вне­со­слов­ной цен­но­сти че­ло­ве­ка. И про­зву­чит она необыч­но. Когда рас­сказ­чик будет го­во­рить об ис­то­рии Ли­зи­ной ма­те­ри, о ран­ней смер­ти её мужа, Ли­зи­но­го отца, он ска­жет, что она долго не могла уте­шить­ся, и про­из­не­сёт зна­ме­ни­тую фразу: «…ибо и кре­стьян­ки лю­бить умеют».

Сей­час эта фраза стала почти кры­ла­той, и мы часто не со­от­но­сим её с пер­во­ис­точ­ни­ком, хотя в по­ве­сти Ка­рам­зи­на она ока­зы­ва­ет­ся в очень важ­ном ис­то­ри­че­ском, ху­до­же­ствен­ном и куль­тур­ном кон­тек­сте. Ока­зы­ва­ет­ся, чув­ства про­сто­лю­ди­нов, кре­стьян ничем не от­ли­ча­ют­ся от чувств людей бла­го­род­ных, дво­рян, кре­стьян­ки и кре­стьяне спо­соб­ны на тон­кие и неж­ные чув­ства. Это от­кры­тие вне­со­слов­ной цен­но­сти че­ло­ве­ка сде­ла­но де­я­те­ля­ми эпохи Про­све­ще­ния и ста­но­вит­ся одним из лейт­мо­ти­вов по­ве­сти Ка­рам­зи­на. При­чём не толь­ко в этом месте: Лиза ска­жет Эрас­ту, что между ними ни­че­го не может быть, по­сколь­ку она кре­стьян­ка. Но Эраст нач­нёт её уте­шать и будет го­во­рить о том, что ему не нужно дру­го­го сча­стья в жизни, кроме любви Лизы. Ока­зы­ва­ет­ся, дей­стви­тель­но, чув­ства про­стых людей могут быть столь же тонки и изыс­кан­ны, как и чув­ства людей бла­го­род­но­го про­ис­хож­де­ния.

 Сюжет и герои повести

В на­ча­ле по­ве­сти про­зву­чит еще одна очень важ­ная тема. Мы видим, что в экс­по­зи­ции сво­е­го про­из­ве­де­ния Ка­рам­зин со­сре­до­то­чи­ва­ет все ос­нов­ные темы и мо­ти­вы. Это тема денег и их гу­би­тель­ной силы. При пер­вом сви­да­нии Лизы и Эра­с­та па­рень за­хо­чет вме­сто за­про­шен­ных Лизой пяти ко­пе­ек за букет лан­ды­шей дать ей рубль, но де­вуш­ка от­ка­жет­ся. Впо­след­ствии же, как бы от­ку­па­ясь от Лизы, от её любви, Эраст даст её де­сять им­пе­ри­а­лов – сто руб­лей. Есте­ствен­но, Лиза ма­ши­наль­но возь­мёт эти день­ги, а потом по­пы­та­ет­ся через свою со­сед­ку, кре­стьян­скую де­воч­ку Дуню, пе­ре­дать их своей ма­те­ри, но и ма­те­ри эти день­ги ока­жут­ся ни к чему. Она не смо­жет ими вос­поль­зо­вать­ся, так как при из­ве­стии о смер­ти Лизы сама скон­ча­ет­ся. И мы видим, что, дей­стви­тель­но, день­ги яв­ля­ют­ся той гу­би­тель­ной силой, ко­то­рая при­но­сит людям несча­стье. До­ста­точ­но вспом­нить пе­чаль­ную ис­то­рию са­мо­го Эра­с­та. По какой при­чине он от­ка­зал­ся от Лизы? Ведя лег­ко­мыс­лен­ную жизнь и про­иг­рав­шись в карты, он вы­нуж­ден был же­нить­ся на бо­га­той по­жи­лой вдове, т. е. он тоже фак­ти­че­ски про­да­ёт­ся за день­ги. И вот эту несов­ме­сти­мость денег как до­сти­же­ния ци­ви­ли­за­ций с есте­ствен­ной жиз­нью людей и де­мон­стри­ру­ет Ка­рам­зин в «Бед­ной Лизе».

При до­ста­точ­но тра­ди­ци­он­ном ли­те­ра­тур­ном сю­же­те – рас­ска­зе о том, как мо­ло­дой по­ве­са-дво­ря­нин со­блаз­ня­ет про­сто­лю­дин­ку – Ка­рам­зин всё же ре­ша­ет его не со­всем тра­ди­ци­он­но. Уже давно было за­ме­че­но ис­сле­до­ва­те­ля­ми, что Эраст вовсе не яв­ля­ет­ся таким тра­ди­ци­он­ным при­ме­ром ко­вар­но­го со­блаз­ни­те­ля, он дей­стви­тель­но любит Лизу. Он че­ло­век с доб­рым умом и серд­цем, но сла­бый и вет­ре­ный. И вот эта вет­ре­ность его и губит. И губит его, как и Лизу, слиш­ком силь­ная чув­стви­тель­ность. И вот здесь за­клю­ча­ет­ся один из глав­ных па­ра­док­сов ка­рам­зин­ской по­ве­сти. С одной сто­ро­ны, он про­по­вед­ник чув­стви­тель­но­сти как пути мо­раль­но­го со­вер­шен­ство­ва­ния людей, а с дру­гой сто­ро­ны, он же по­ка­зы­ва­ет, как чрез­мер­ная чув­стви­тель­ность может при­не­сти па­губ­ные по­след­ствия. Но Ка­рам­зин не мо­ра­лист, он не при­зы­ва­ет осуж­дать Лизу и Эра­с­та, он при­зы­ва­ет нас со­чув­ство­вать их го­рест­ной судь­бе.

 Пейзаж в повести

Так же необыч­но и но­ва­тор­ски Ка­рам­зин ис­поль­зу­ет в своей по­ве­сти пей­за­жи. Пей­заж у него пе­ре­ста­ет быть про­сто ме­стом дей­ствия и фоном. Пей­заж ста­но­вит­ся свое­об­раз­ным ланд­шаф­том души. То, что про­ис­хо­дит в при­ро­де, часто от­ра­жа­ет то, что про­ис­хо­дит в душе ге­ро­ев. И при­ро­да как будто бы от­ве­ча­ет ге­ро­ям на их чув­ства. На­при­мер, вспом­ним пре­крас­ное ве­сен­нее утро, когда Эраст впер­вые при­плы­ва­ет по реке на лодке к до­ми­ку Лизы, и на­о­бо­рот, мрач­ную, без­звёзд­ную ночь, со­про­вож­да­ю­щу­ю­ся бурей и гро­мом, когда про­ис­хо­дит гре­хо­па­де­ние ге­ро­ев (рис. 8). Таким об­ра­зом, пей­заж ста­но­вил­ся тоже ак­тив­ной ху­до­же­ствен­ной силой, что также яв­ля­лось ху­до­же­ствен­ным от­кры­ти­ем Ка­рам­зи­на.

Ил­лю­стра­ция к по­ве­сти «Бед­ная Лиза»

Рис. 8. Ил­лю­стра­ция к по­ве­сти «Бед­ная Лиза»

Но глав­ным ху­до­же­ствен­ным от­кры­ти­ем ста­но­вит­ся образ са­мо­го рас­сказ­чи­ка. Все со­бы­тия по­да­ны не объ­ек­тив­но и бес­страст­но, а через его эмо­ци­о­наль­ную ре­ак­цию. Он-то и ока­зы­ва­ет­ся под­лин­ным и чув­стви­тель­ным ге­ро­ем, по­то­му что спо­со­бен пе­ре­жи­вать несча­стья дру­гих, как свои. Он опла­ки­ва­ет своих слиш­ком чув­стви­тель­ных ге­ро­ев, но при этом оста­ет­ся верен иде­а­лам сен­ти­мен­та­лиз­ма и вер­ным при­вер­жен­цем идеи чув­стви­тель­но­сти как спо­со­ба до­сти­же­ния со­ци­аль­ной гар­мо­нии.

Вопросы к конспектам

Про­чи­тай­те по­весть «Бед­ная Лиза».

Оха­рак­те­ри­зуй­те глав­ных ге­ро­ев по­ве­сти «Бед­ная Лиза».

Рас­ска­жи­те, в чём но­ва­тор­ство Ка­рам­зи­на в по­ве­сти «Бед­ная Лиза».

Последнее изменение: Понедельник, 12 Июнь 2017, 14:18