Средневековая европейская культура

Предыс­то­рия

В тра­ди­ции со вре­мен эпохи Воз­рож­де­ния за­кре­пил­ся миф о том, что после па­де­ния Рим­ской им­пе­рии ан­тич­ная куль­ту­ра уми­ра­ет. Эпоха Ре­нес­сан­са (от фр. «воз­рож­де­ние») была воз­рож­де­ни­ем куль­ту­ры как та­ко­вой в по­ни­ма­нии со­вре­мен­ни­ков. Од­на­ко это мне­ние на дан­ный мо­мент утра­ти­ло свою ак­ту­аль­ность. Сред­не­ве­ко­вая куль­ту­ра, во мно­гом уна­сле­до­вав­шая ан­тич­ную, стоит у ис­то­ков куль­ту­ры Но­во­го вре­ме­ни, от ко­то­ро­го уже нетруд­но пе­ре­ки­нуть мо­стик в со­вре­мен­ность.

 

Фи­ло­со­фия

Го­во­ря о куль­ту­ре Сред­не­ве­ко­вья, мы долж­ны четко по­ни­мать, что мы имеем дело с ре­ли­ги­оз­ной куль­ту­рой. Почти любое про­яв­ле­ние куль­ту­ры в Сред­ние века так или иначе свя­за­но с ин­сти­ту­том церк­ви, хотя не стоит за­бы­вать и о бо­га­том язы­че­ском на­сле­дии. Имен­но цер­ков­ная ре­ли­ги­оз­ная фи­ло­со­фия (а точ­нее, тео­ло­гия – бо­го­сло­вие), рас­цве­ла в Сред­ние века. Во­круг сред­не­ве­ко­вых уни­вер­си­те­тов стали скла­ды­вать­ся цен­тры на­рож­да­ю­щей­ся схо­ла­сти­ки. Схо­ла­сты под­чи­ни­ли дог­ма­ты церк­ви стро­гим ло­ги­че­ским до­ка­за­тель­ствам. Их под­ход ока­жет силь­ней­шее вли­я­ние на даль­ней­шую фи­ло­соф­скую тра­ди­цию.

Ис­кус­ство

Боль­шая часть до­шед­ших до нас про­из­ве­де­ний сред­не­ве­ко­во­го ис­кус­ства также свя­за­на с цер­ко­вью. По­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство зна­чи­мых по­стро­ек – это храмы, церк­ви, мо­на­сты­ри. Сред­не­ве­ко­вая ар­хи­тек­ту­ра, как пра­ви­ло, де­лит­ся на два стиля – ро­ман­ский стиль и го­ти­че­ский (при­шед­ший на смену ро­ман­ско­му). Нет даты точ­но­го по­яв­ле­ния ро­ман­ско­го стиля. Он долго скла­ды­вал­ся на ос­но­ве рим­ской ар­хи­тек­ту­ры. Ему были ха­рак­тер­ны ла­ко­нич­ность и стро­гость, церк­ви в по­дав­ля­ю­щем боль­шин­стве слу­ча­ев были ба­зи­ли­каль­но­го типа. На ру­бе­же XI–XII вв. ро­ман­ский стиль пе­ре­рож­да­ет­ся в го­ти­че­ский. Если ро­ман­ская ар­хи­тек­ту­ра боль­ше по­хо­ди­ла на во­ен­ные укреп­ле­ния и была свя­за­на со ста­нов­ле­ни­ем хри­сти­ан­ской куль­ту­ры в Ев­ро­пе, то ар­хи­тек­ту­ра го­ти­ки – это ар­хи­тек­ту­ра по­бе­ды ка­то­ли­че­ской церк­ви, ар­хи­тек­ту­ра три­ум­фа, неслу­чай­но по­след­ний пе­ри­од раз­ви­тия го­ти­ки на­зы­ва­ют «пла­ме­не­ю­щей го­ти­кой». Она ве­ли­че­ствен­на и гран­ди­оз­на, ее цель воз­не­сти сво­и­ми сво­да­ми че­ло­ве­ка к Богу, по­ка­зать бо­же­ствен­ное ве­ли­чие. Го­ти­че­ский храм внут­ри – это книга в камне. Огром­ное ко­ли­че­ство изящ­но вы­пол­нен­ных скульп­тур, вит­ра­жей и икон рас­ска­зы­ва­ют при­хо­жа­нам биб­лей­ские со­бы­тия, по­сто­ян­но на­по­ми­на­ет о них.

Ли­те­ра­ту­ра

Сред­не­ве­ко­вая ли­те­ра­ту­ра была крайне неод­но­род­на. Есть ли­те­ра­ту­ра ре­ли­ги­оз­ная, свет­ская (при­двор­ная), на­род­ная. Так же, как и ар­хи­тек­ту­ра, она не вы­рос­ла на пу­стом месте. На­след­ни­ка­ми ан­тич­ной мысли были мно­гие круп­ные ли­те­ра­то­ры, ко­то­рые за­пи­сы­ва­ли ис­то­рию своих на­ро­дов. Так по­яви­лась «Цер­ков­ная ис­то­рия на­ро­да англов» Беды До­сто­по­чтен­но­го, «Ис­то­рия фран­ков» Гри­го­рия Тур­ско­го, «Жизнь Карла Ве­ли­ко­го» Эй­н­хар­да. Па­рал­лель­но с этим на­чи­на­ет­ся за­пись эпи­че­ских про­из­ве­де­ний, таких как «Песнь о Ро­лан­де». На юге Фран­ции рас­про­стра­ни­лась кур­ту­аз­ная куль­ту­ра ры­ца­рей. В Гер­ма­нии раз­ви­ва­ет­ся куль­ту­ра мин­не­зин­ге­ров. Боль­шую из­вест­ность по­лу­чат ры­цар­ские ро­ма­ны, ко­то­рые не утра­ти­ли свое вли­я­ния до се­го­дняш­не­го дня. Но не стоит за­бы­вать и о на­род­ной куль­ту­ре. Песни ва­ган­то­гов, бро­дя­чих сту­ден­тов, также дошли до нас. Имен­но в на­род­ной куль­ту­ре из фарса и ми­сте­рии ро­дит­ся театр, каким мы его знаем. Его рож­де­ние про­изо­шло на го­род­ских пло­ща­дях под гул толпы.

Об­ра­зо­ва­ние

Имен­но в Сред­ние века рож­да­ет­ся уни­вер­си­тет и уни­вер­си­тет­ская куль­ту­ра. Уни­вер­си­те­ты рас­про­стра­ня­ют­ся по всей Ев­ро­пы, имен­но во­круг них будут кон­цен­три­ро­вать­ся зна­ние и уче­ность, они ста­но­вят­ся оча­га­ми сред­не­ве­ко­вой куль­ту­ры.

 

Участ­ни­ки

Ан­сельм Кен­тер­бе­рий­ский – один из ос­но­ва­те­лей сред­не­ве­ко­вой схо­ла­сти­ки.

Абе­ляр – сред­не­ве­ко­вый схо­ласт, поэт и му­зы­кант. Осуж­ден цер­ко­вью как ере­тик. Также из­ве­стен тай­ным бра­ком со своей уче­ни­цей Эло­изой.

Фома Ак­вин­ский – вы­да­ю­щий­ся сред­не­ве­ко­вый фи­ло­соф, сфор­му­ли­ро­вал пять ра­ци­о­на­ли­сти­че­ских до­ка­за­тельств бытия Бога, си­сте­ма­ти­зи­ро­вал ос­нов­ные дог­ма­ты схо­ла­сти­ки.

Вил­лар де Он­нон­кур – ар­хи­тек­тор, во­шед­ший в ис­то­рию своим аль­бо­мом с за­ри­сов­ка­ми.

Беда До­сто­по­чтен­ный – автор «Цер­ков­ной ис­то­рии на­ро­да англов».

Эй­н­хард – автор «Жиз­не­опи­са­ния Карла Ве­ли­ко­го».

Гри­го­рий Тур­ский – автор «Ис­то­рии фран­ков».

Фран­с­уа Вийон – наи­бо­лее из­вест­ный поэт позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья.

Кре­тьен де Труа – автор ряда из­вест­ных кур­ту­аз­ных ро­ма­нах, таких как «Ивейн, или Ры­царь со львом» и «Лан­се­лот, или Ры­царь те­ле­ги».

 

За­клю­че­ние

Куль­ту­ра Но­во­го вре­ме­ни не рож­да­ет­ся из ни­от­ку­да, не яв­ля­ет­ся лишь от­ри­ца­ни­ем «тем­ной» куль­ту­ры Сред­них веков. Эпоху Воз­рож­де­ния можно рас­смат­ри­вать как выс­шую ста­дию раз­ви­тия сред­не­ве­ко­вой куль­ту­ры. Ве­ли­кие твор­цы Ран­не­го Воз­рож­де­ния: Чи­ма­буэ, Дж­от­то и Ма­зач­чо, Данте, Пет­рар­ка и Бок­кач­чо, Пи­за­но и До­на­тел­ло – все они были глу­бо­ко уко­ре­не­ны в сред­не­ве­ко­вой куль­ту­ре. Зна­ме­ни­тый фран­цуз­ский ис­то­рик Жак Ле Гофф на­пи­сал книгу «Рож­де­ние Ев­ро­пы», эта книга по­вест­ву­ет о том, как Сред­не­ве­ко­вье и сред­не­ве­ко­вая куль­ту­ра про­из­ве­ли на свет ту Ев­ро­пу, что мы знаем.

Последнее изменение: Понедельник, 14 Май 2018, 14:18