Раннее Христианство
Распространение христианства в Римской империи
Христианство оказывало свое влияние на Римскую империю начиная с I века н. э. Именно в это время возникает христианство как отдельная религия, а не как направление или секта в рамках иудаизма.
Христианство серьезно отличалось от тех религий, которые были распространены как на Древнем Востоке, так и в греко-римском мире. В основе христианства лежит учение о равенстве людей между собой и перед богами. В этой ситуации не было различия между господином и рабом, представителями разных этносов, разных национальностей. Именно поэтому христианство быстро распространилось с территорий Ближнего Востока на земли, входившие в состав Римского государства.
Столь популярная религия не могла не вызывать опасений у римских императоров. Многие из них начинают гонения на христиан. Впервые такие гонения проходили в Риме в 64 году н. э. во время правления императора Нерона (рис. 1). Более поздние императоры также относились к христианству неоднозначно. Христианство с его идеями равенства не соответствовало общеимперским принципам и принципу того, что римский император является выше, чем любой его подданный. Именно это обусловило сначала скрытый характер христианской религии. Этот период иногда называют катакомбный, когда христианские общины были вынуждены прятаться от общественности и проводить свои собрания в тех местах, где они не могли быть застигнуты врасплох римскими войсками. Однако это не мешало христианству распространяться.
Рис. 1. Император Нерон
Реальное влияние на историю Рима христианство начинает оказывать лишь в III веке н. э. Именно в это время христианство оформляется как отдельное религиозное учение, замкнутое в самом себе. Именно тогда, в III–IV веке, появляются изображения Иисуса Христа, и они скорее были символическими, нежели изображениями реального человека.
В эпоху солдатских императоров многие правители пытались решить вопрос о том, насколько нужно и полезно государству христианство. Можно было сохранить прежнюю форму императорской власти, которая опиралась на культ Юпитера и на римские традиции. Но все большее количество людей, не только в бедных, но и в знатных слоях римского общества начинает высказывать свои симпатии к христианству. Появляется мысль о том, что именно эта религия может стать моментом, объединяющим Римское государство.
У христианства в этой ситуации было много соперников. Существовала популярная религия митраизм, тоже монотеистическая (вера в единого бога), а также различные направления и в самом христианстве. Вопрос о выборе наилучшего варианта религии в это время стал очень актуальным.
Правление Диоклетиана (284 – 305 г.) и его новая система власти
Постепенная деградация и распад Римского государства в III веке н. э. в эпоху солдатских императоров привели многих правителей к мысли, что необходимо внести серьезные изменения в политический строй Римского государства. Императором, который попытался внести изменения и перестроить всю систему управления в Риме, был Диоклетиан (рис. 2) (284–305). Новая система власти, которую предложил этот император, получила название тетрархия (от греч. «тетра» – четыре и «архэ» – власть) – власть четырех. Главную угрозу стабильности Римского государства, по мнению Диоклетиана, представляли полководцы. Полководцы пытались получить власть в Риме и с этой целью поднимали восстания и мятежи. Связано это с тем, что огромную роль в Риме играла армия. Диоклетиан предложил систему, которая позволяла бы получать власть полководцам не в ходе мятежей, а законным способом. Он разделил Рим на две части (Запад и Восток), и в каждой из частей управляло два человека одновременно. Старший соправитель назывался Август, а младший соправитель назывался Цезарь. Таким образом, Рим фактически был разделен на 4 части. На Западе (впоследствии Западная Римская империя) одновременно правили двое: Августом был Максимилиан, который правил в Медиолане (современный Милан), а Цезарем был Констанций Хлор, который правил в Галлии и Британии.
Рис. 2. Диоклетиан
На Востоке Августом был сам Диоклетиан, а на роль Цезаря он пригласил полководца Галерия, в управление которому были даны территории Балканского полуострова. Предполагалось, что Августы будут находиться у власти на протяжении 20 лет. После того как они выйдут в отставку, их сменят Цезари, а Цезари, ставшие Августами, пригласят в свою очередь на роль младших соправителей тех полководцев, которых они посчитают наиболее лояльными. В итоге получалось, что каждые 20 лет власть в Риме должна была меняться.
Диоклетиан ввел эту систему в 286 году и ровно через 20 лет вышел в отставку.
За время своего правления он проводил совершенно разные мероприятия. Были в их числе и гонения на христиан. Также время Диоклетиана – это время невероятного роста цен. В Риме наблюдалась невиданная до тех пор инфляция. Диоклетиан оказался первым правителем, который попытался эту проблему решить. Им были изданы эдикты (указы) о твердых ценах и о минимальной заработной плате. Минимальная заработная плата существовала и до этого времени, но твердые цены попытались установить впервые. Однако этот эдикт не слишком хорошо соблюдался. Торговцы не хотели продавать свои продукты по той цене, которую им диктовало государство.
Практически сразу после смерти Диоклетиана система тетрархии прекратила свое существование. Императоры не хотели расставаться с властью всего через 20 лет после начала правления. Но тетрархия свою роль в истории Рима сыграла. Именно из-за того, что она существовала, в истории поздней Римской империи возникло разделение на две части: Западную и Восточную Римскую империю.
Провозглашение христианства официальной религией Рима
С 306 по 337 год Римом правил император Константин I (рис. 3). Он являлся единоличным правителем Римского государства, и это был первый римский император, который не просто покровительствовал христианам, но и провозгласил христианство официальной религией Рима.
Рис. 3. Константин I
Император Константин в 325 году провел Никейский собор (рис. 4). Еще в 313 году он издал Миланский эдикт о веротерпимости, согласно которому гонения на представителей других религий должны были быть прекращены. Это касалось не только христианства и не только языческой религии, но и многочисленных культов, которые в это время существовали на территории Рима. С 325 года христианству оказывается максимальное покровительство на территории Римского государства.
Рис. 4. Никейский собор 325 года
Для того чтобы избавиться от наследия языческих богов, Константин основал новую столицу своего государства – в 330 году был основан город, получивший в его честь название Константинополь. На этом месте уже существовала греческая колония Византия, отсюда и пошла традиция называть всю Восточную Римскую империю Византией.
На Востоке существовала традиция переоснования городов. Правитель, желая увековечить свое имя, основывал город на том месте, где поселение уже было. Константинополь стал центром христианской религии на время правления Константина.
Рим в это время тоже не был заброшен. Там на протяжении нескольких десятков лет существовала собственная церковная иерархия. Папы римские появились задолго до появления императора Константина и до основания Константинополя. Город Константинополь существует и по сей день. Когда турки в 1453 году захватили этот город, название ему они сохранили. Ныне это город Стамбул (рис. 5), так он стал называться только в 30-е годы XX века.
Рис. 5. Стамбул (ранее Константинополь)
Христианство стало элементом, объединяющим римскую культуру. Именно император Константин ввел христианский календарь, и, таким образом, система летоисчисления была унифицирована на огромной территории. В Риме и до этого времени существовал единый календарь, который начинался 753 годом до Рождества Христова. Теперь новая система летоисчисления была принята не только в Риме, но и на других территориях, которые примыкали к этому государству.
Правление Юлиана Отступника и Феодосия I
Распространение христианства к этому времени было настолько широко, что после Константина только один римский император не был христианином. Очень быстро вся римская элита обратилась в христианство. Единственный император, который не был христианином, был Юлиан Отступник (рис. 6), правивший в 360–363 гг. За то, что он не признавал христианство, и за то покровительство, которое он оказывал другим культам, он получил прозвище Отступник.
Рис. 6. Юлиан Отступник
Христианство распространялось все шире, и в 380 году н. э. был издан закон, согласно которому христианское вероисповедание становилось обязательным для всех жителей Римской империи. Христианство играло положительную роль в развитии римского общества и государства, но оно же настояло на отмене очень многих элементов язычества. Например, в 394 году были запрещены Олимпийские игры, которые проводились более 1000 лет. Возрождены они были только в 1896 году.
В 395 году умер император Феодосий I (рис. 7), правивший в 346–395 гг. Это был последний римский правитель, имевший хотя бы формальное право на руководство как Западной, так и Восточной частями Римской империи. Именно в 395 году происходит окончательное разделение Римской империи на две части: Западную и Восточную.
Рис. 7. Феодосий I
Две эти части имели совершенно разную судьбу. Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 году, а Восточная Римская империя, или Византия, существовала до середины XV века.
Начало раскола христианской церкви и падение Западной Римской империи
В это время в Римской церкви начинается раскол. Христианству приходилось еще с I века н. э. соперничать с другими религиями. Но теперь в самом христианстве появляются разные направления. Именно в этом интересы христианской церкви порой расходились с интересами Римского государства. Если христианство воспринималось как момент объединяющий, то в это время в самом религиозном учении возникают разные направления и секты.
Апофеозом стал IV Вселенский собор, который проходил в 451 году. На этом соборе Восточная часть христианской церкви открыто выразила несогласие с идеей превосходства папы римского, и именно на этом соборе в середине V века был заложен фундамент кризиса, который в итоге приведет к разделению христианства на католицизм и православие.
Гораздо важнее и опаснее, чем христианский раскол, было другое событие в римской истории, которое начинается в последние годы IV века нашей эры. В 375 (по некоторым версиям в 378 году) начинается процесс, известный как Великое переселение народов (рис. 8). На территорию Римского государства приходят самые разные варварские племена. Некоторые переселялись даже не с территории Европы, а из Азии, таким образом, проделывая огромный путь. Эти завоеватели оказывали на Римскую империю негативное влияние.
Рис. 8. Великое переселение народов
Почему Римское государство не смогло отбиться от этих варварских племен? Рим находился в состояние столь глубокого кризиса, что его армия уже не могла оказывать реального влияния на внешнеполитические процессы. Так, в первые годы V века н. э. Рим переживает многочисленные нашествия готов. Вестготы под руководством Алариха (рис. 9) попытались взять город в 408 году, но тогда удалось откупиться. А в 410 году Аларих вернулся, и Рим был разграблен. После того как Рим был разграблен племенами вестготов, другие племена поняли, что этот город является для них законной добычей.
Рис. 9. Король вестготов Аларих
Нельзя сказать, что Рим не сопротивлялся. В 451 году произошла битва на Каталаунских полях, в которой римляне разгромили племена гуннов, наиболее опасного своего противника. Гунны были вынуждены отказаться от идеи экспансии на территорию римского государства и осели на границах Рима. В 455 году одно из германских племен – вандалы – разграбило Рим (рис. 10). Отсюда термин вандализм – уничтожение культурных ценностей.
Рис. 10. Нашествие вандалов на Рим
После этого и других столкновений Рима с германцами распад Западной части Римского государства был предопределен. Официально это произошло в 476 году н. э. Тогда последний римский император Ромул Августул был низложен Одоакром из племени скиров. Одоактр понял, что свергнуть 16-летнего юношу очень легко. Он понимал, что ему одному не справиться с управлением столь обширными территориями, поэтому знаки императорской власти были отосланы Одоакром в Константинополь, что и позволило потом Византии претендовать на звание преемницы Римской империи. Сам Одоакр сохранил за собой власть лишь на территории Италии. Этой датой заканчивается история Древнего мира и начинается история Средних веков.