Древние цивилизации Южной и Восточной Азии
Введение
До конца XIX века знания людей о древности ограничивались Древним Египтом, Древней Месопотамией и библейскими странами. Только в начале XX века были совершены археологические открытия, которые позволили ученым начать изучение этого региона не со Средних веков, а с гораздо более раннего времени.
Между цивилизациями Южной и Восточной Азии (Индия и Китай) было немало общих черт. Одной из них было то, что на территории современных Индии и Китая очень долго не существовало единых государств. Различные объединения племен появлялись в III–II тысячелетии до н. э., но только в IV–III вв. до н. э. в Индии и в Китае впервые создаются централизованные государства – это империя Маурьев в Индии и империя Цинь на территории Китая. В Индии и Китае в древности были созданы религиозно-философские системы, сохраняющие свою актуальность до наших дней. Речь идет о буддизме и конфуцианстве. Другие религиозно-философские системы тоже актуальны: даосизм, индуизм, возникший в Индии на рубеже II–I тыс. до н. э.
Индская цивилизация
В Индии возникает третья по времени цивилизация в истории человечества – Индская цивилизация (XXII–XVIII вв. до н. э.). Протогосударства появились в этом регионе еще раньше. Индская цивилизация располагалась на берегах реки Инд, это территория, которая входила в состав Британской колонии, а ныне относится к государству Пакистан. Крупные города, входившие в состав этой цивилизации, достаточно хорошо изучены учеными: это Мохенджо-Даро (рис. 1) и Хараппа. Здесь существовали кварталы ремесленников, широкие улицы, система водопровода и канализации, система общественных ванн, где омовения могли совершать жители города.
Рис. 1. Древний город Индии – Мохенджо-Даро
Индская цивилизация обладала довольно совершенной экономической структурой и поддерживала экономические отношения с теми племенами, которые окружали ее. В XVIII веке до н. э., а возможно, чуть раньше или чуть позже, Индская цивилизация прекратила свое существование. Ученые до сегодняшнего дня не могут точно определить, почему были уничтожены древние города. Речь не шла о серьезных завоеваниях или изменениях в составе населения. Переселение других народов не могло стать причиной падения этой цивилизации. Многие историки предполагают, что Индская цивилизация прекратила свое существование в результате воздействия причин экологического характера. Такие факторы, как неумеренная ирригация, засоление земель, должны были привести к падению урожайности и к тому, что цивилизация должна была прийти к экономическому упадку. Как одна из цивилизаций, погибшая в результате экологических катастроф, Индская цивилизация стоит в ряду с Минойской цивилизацией и цивилизацией Майя на территории Мексики и Гватемалы.
Древняя Индия во времена Арийского вторжения
После того как прекратили свое существование индские города, Индия вновь впадает в период первобытности. Идет деградация местного населения, а государственности на протяжении половины тысячи лет точно не было. В XIII–X вв. до н. э. в истории Индии происходит важнейшее событие. В этот регион начинают расселяться индоевропейские племена, известные как племена ариев. Это событие вошло в историю как Арийское вторжение. Арии стали людьми, которые создали историю современной Индии, индийскую культуру. Население, которое проживало на этих землях до прихода арийцев, представляло собой население иное по культуре и своему этническому характеру. Остатки этого доарийского населения Индии и сегодня проживают в различных районах полуострова Индостан. Государства, которые создают арийцы, были уже не слишком похожи на те, которые существовали до XVIII века до н. э. Они были гораздо меньше, уровень технической оснащенности этих культур был гораздо хуже. От этого периода до нас дошли священные книги арийцев, они получили название веды. Древнейшие из них, «Ригведы» или «веды гимнов», были написаны еще до того, как арийцы расселились по всей территории Индии. Весь этот период, занимающий первую половину I тысячелетия до н. э., получил название Ведийского периода. Кроме текстов, существует и Ведическая литература. К ней относятся две поэмы: «Махабхарата» и «Рамаяна».
Именно в это время в Северной Индии возникает тот кастовый или варновый строй, который сохраняется в Южной Азии до сегодняшнего дня и является одной из характерных черт индийского общества. Мудрецы и правители Индии – это брахманы (1 каста), воины – это кшатрии (2 каста), а земледельцы и ремесленники – это вайшьи (3 каста). Самая низшая каста – это слуги, их называют шудры (рис. 2). Такая система была создана в Индии как минимум в I тысячелетии до н. э. Сегодня есть предположения о том, что она появилась еще в доарийский период. Именно такое разделение индийского общества на социальные группы, самозамкнутые и определяющие место человека в социуме, по мнению многих ученых, является залогом стабильности существования индийской цивилизации. Каждый человек в такой системе имеет свое собственное место, но оно определено не его личными достоинствами, а той социальной группой, к которой он принадлежит. В древности были люди, исключенные из этой кастовой системы, – неприкасаемые, или чандалы, так как соприкасаться с представителями других варн им было запрещено. Они не могли иметь каких-то общих дел и даже вступать в разговоры друг с другом. Положение неприкасаемых было существенно изменено после того, как индийское общество приобрело европейские черты, а с 1950 года этой социальной группы официально не существует.
Рис. 2. Кастовый строй в Древней Индии
В VI–V вв. до н. э. в истории Индии происходит событие, которое наложило свой отпечаток на всю историю человечества. Возникает новая религия, получившая название буддизм. Её основоположником считается Сиддхартха Гаутама, он был индийским принцем и жил в долине Ганга. Буддизм стал первой мировой религией в истории. Он стал быстро распространяться по всей территории Индии. Священная книга буддизма – Трипитака – сохранилась в огромном количестве списков. Буддизм сильно отличался от других религиозных и философских учений, которые были распространены в Индии в эту эпоху. Все они, кроме буддизма, поддерживали кастовый строй. Буддизм был первой религией, которая провозглашала, что все люди равны между собой. Врожденные различия между людьми буддизм отрицал. Это было необходимо для того, чтобы создать единое общество, которое могло бы подчиняться не своим племенным вождям, а единым царям. Именно буддизм как основная религия привел к созданию первого государства, которое охватывало большую часть Индии. Это государство получило название империя Маурьев, было создано царем Чандрагуптой в 317 году до н. э. Чандрагупта и его преемники переходили к политике активных завоеваний, в результате которых единое государство охватывало не только большую часть Индии, но и территорию современного Пакистана, восточный Иран и отдельные области Афганистана. Его столица – Паталипутра – находилась в восточной части современной Индии. Своего расцвета государство Маурьев достигло во время правления царя Ашокив 273–232 гг. до н. э. (рис. 3). Ашока был своеобразным правителем в том отношении, что он пытался собрать единое общество. Он принял буддизм, но официально провозгласил равенство всех религий.
Рис. 3. Царь Ашока
Главный символ современной Индии тоже восходит ко времени правления царя Ашоки. Это знаменитая львиная капитель из Сарнатха (рис. 4). 4 львиные фигуры, повернутые в 4 разные стороны, символизируют имперское могущество государства и претензию Ашоки на вселенское правление.
Рис. 4. Львиная капитель из Сарнатха
В Древней Индии развивалось и научное знание. Именно здесь впервые появилось понятие «нуля». Те цифры, которые мы используем сейчас и называем арабскими, самими арабами были заимствованы из Индии. Из Индии арабы получили и способ записи чисел, который сегодня использует весь мир. Если говорить о философии, то многие философские школы Древней Индии продолжают существовать и развиваться в наши дни. Великие достижения в области астрономии современным ученым остаются непонятными. Непонятно то, как древние индийцы додумались до такой системы знаний. Именно в Древней Индии впервые возникло представление о том, что Земля вращается не только вокруг Солнца, но и вокруг своей оси.
Древний Китай
Кроме Индии, существовала еще одна цивилизация, конгломерат государств, которые находились в Восточной части Азии. Речь идет о Древнем Китае. За последние годы произошло много археологических открытий, которые позволяют по-другому посмотреть на историю Древнего Китая. Одним из самых главных дискуссионных вопросов до сегодняшнего дня остается вопрос о том, когда впервые возникло китайское государство. Китайские легенды гласят, что первое государство на территории Китая было создано еще в XXVII веке до н. э. Однако создано оно было не на востоке Китая, а на западе, в горах Куньлунь.
Основоположником этого государства был Желтый император – Хуан Ди (рис. 5). Если говорить о государствах, существование которых доказано с археологической точки зрения, то одним из первых таких государств считается государство Шан (Инь). Оно существовало в восточной части Китая в XVII–XI вв. до н. э. Это государство было разгромлено в 1027 году до н. э. в результате походов варваров, пришедших в это государство с запада. Именно с государства Шан начинается период существования китайской государственности с точки зрения современной официальной науки. Здесь было много разных царств, которые то объединялись, то разделялись, постоянно враждовали между собой. Необходимо было создать какие-то системы, которые позволили бы Древнему Китаю объединиться, как это сделала Индия, руководствуясь принципами и идеями буддизма. Но если в Индии буддизм практически не имел соперников, то в Китае почти одновременно в середине I тысячелетия до н. э. возникли три популярные концепции:
- конфуцианство,
- даосизм,
- легизм.
Рис. 5. Хуан Ди (Желтый император)
Конфуцианство обязано своим возникновением китайскому мудрецу Кун-цзы (в переводе – Учитель Кун) (рис. 6). Конфуций, как его принято называть, жил в 551–484 гг. до н. э. Основы конфуцианства составляла идея обучения и служения государству. Конфуцианство предполагало, что каждый человек должен отдать все свои таланты на службу государству и подчиняться государству, чего бы оно ни потребовало.
Рис. 6. Кун-цзы – основоположник конфуцианства
Другой характер носило религиозно-философское учение, известное как даосизм. Его основоположник Лао-Цзы (рис. 7) создал священную книгу «Дао Дэ Дзин», которая переводится как «Слово о пути и благодати». Даосизм отличался от конфуцианства в отношении того, что должен делать человек. Каждый человек, с точки зрения Лао-Цзы, должен следовать своим собственным предначертаниям и исполнять тот путь, который ему был предначертан свыше. Если Конфуций признавал явное доминирование государства над человеком, то Лао-Цзы на эту проблему смотрел по-другому. Однако сторонников даосизма в Китае всегда было меньше, чем сторонников конфуцианства.
Рис. 7. Лао Цзы – основоположник даосизма
Третье учение, не религиозное, а скорее политико-правовое, получило название легизм. Это философская школа эпохи Чжаньго (Воюющих царств). Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Каждый человек в этой системе имел возможность оказывать влияние на государственный аппарат. Правда, для этого нужно было сдать экзамены. Для того чтобы быть назначенным на любой государственный пост, требовалось сдавать сложные и продолжительные экзамены.
Империя Цинь в Китае
Первый, кто попытался воплотить идеи легизма на практике, – Шан Ян (рис. 8). Он в середине IV века до н. э. провел реформы в государстве Цинь, в котором правил. Результатом этого стало превращение Цинь в самую настоящую протоимперию и ее переход к завоеваниям. Критики легизма считают, что именно из него выросла концепция тоталитарного общества. Тоталитаризм – это политический режим, характеризующийся контролем государства над частной жизнью своих граждан или подданных. Именно реформа Шан Яна помогли созданию первого общекитайского государства. Это государство просуществовало совсем немного, с 221 по 207 год до н. э. Историки называют это государство Империей Цинь. Создателем этого государства и первым императором был Цинь Шихуанди, имя которого переводится как «первый император династии Цинь».Руководствуясь принципом верховенстваправителя, принципом всеобщего подчинения, он создал мощнейшее централизованное государство, создал единую систему законов, единую систему мер и весов, унифицировал порядки в стране, была создана огромная и мощная армия. Именно при нем началось строительство линий укреплений, впоследствии известной как Великая Китайская стена. Однако к этому императору многие историки относятся критически: время его правления оказало серьезное негативное влияние на китайское общество. Экономический подъем сопровождался невиданными до тех времен репрессиями, жесточайшими наказаниями и прославлением имени императора.
Рис. 8. Шан Ян
Империя Хань в Китае
Вскоре после смерти императора мелкий чиновник Лю Бан поднял восстание, сумел со своим войском захватить столицу и провозгласить создание новой империи. Эта империя получила название Империя Хань, династия правила в Китае с 206 года до н. э. по 220 год н.э. В это время китайское общество становится единым, конфуцианство было принято как официальная религия, но оно скорее являлось философским учением, определявшим нормы морали и правила поведения людей по отношению друг к другу и к государству. Именно во времена империи Хань государство в Китае приняло тот всеобъемлющий характер, которое оно имеет сегодня. Была создана система государственных монополий (исключительное право на производство или продажу определенного вида товаров) и система тотального контроля над населением. Считается, что это помогло сохранить Китаю цивилизационное и культурное единство на протяжении тысяч лет.