Греческая культура

 Введение

Гре­цию в раз­ные ис­то­ри­че­ские пе­ри­о­ды на­се­ля­ли раз­ные эт­но­сы и раз­ные пле­ме­на. По­это­му гре­че­ская куль­ту­ра с са­мо­го сво­е­го на­ча­ла но­си­ла сме­шан­ный ха­рак­тер. Пе­ре­пле­та­лись раз­лич­ные ис­точ­ни­ки этой куль­ту­ры – во­сточ­ные тра­ди­ции, ин­до­ев­ро­пей­ские пла­сты куль­ту­ры – свой вклад внес­ли и до­гре­че­ские пле­ме­на.  

 Характерные черты греческой культуры

Ра­ци­о­наль­ное мыш­ле­ние (се­рьез­ное вли­я­ние ока­за­ла гре­че­ская фи­ло­со­фия и наука). В от­ли­чие от Древ­не­го Во­сто­ка, где пре­об­ла­да­ло ми­сти­че­ское от­но­ше­ние к дей­стви­тель­но­сти, боль­шин­ство гре­че­ских про­из­ве­де­ний ис­кус­ства со­зда­ва­лось с от­тен­ком ра­ци­о­на­лиз­ма.

Со­зда­ние цен­но­стей че­ло­ве­че­ской лич­но­сти. Вни­ма­ние в куль­ту­ре про­яв­ля­лось не толь­ко к бо­же­ству, но и к че­ло­ве­ку, к его роли и до­сто­ин­ству.

Нераз­рыв­ная связь граж­да­ни­на и по­ли­са. Граж­дан­ское вос­пи­та­ние за­ни­ма­ло в Гре­ции огром­ное место.

По­ня­тие сво­бо­ды как ос­нов­ной цен­но­сти че­ло­ве­ка. Че­ло­век сам опре­де­ля­ет свою судь­бу, сам де­ла­ет выбор и при­ни­ма­ет ре­ше­ния.

 Греческая культура

Если го­во­рить о гре­че­ской куль­ту­ре в целом, то одним из самых за­мет­ных ее эле­мен­тов были мно­го­чис­лен­ные празд­не­ства, ко­то­рые часто при­об­ре­та­ли ре­ли­ги­оз­ный ха­рак­тер. Празд­ни­ки были по­свя­ще­ны самым раз­ным Богам, были празд­ни­ки, по­свя­щен­ные глав­но­му бо­же­ству – Зевсу, а также бо­гине Гере – по­кро­ви­тель­ни­це брака и семьи. В честь Апол­ло­на про­во­ди­лись Пи­фий­ские игры.

Глав­ны­ми иг­ра­ми, ко­то­рые про­во­ди­лись в Гре­ции в эпоху ар­ха­и­ки и клас­си­ки, были Олим­пий­ские. Счи­та­ет­ся, что они впер­вые со­сто­я­лись в 776 году до н. э. Их зна­че­ние в ис­то­рии Гре­ции слож­но пе­ре­оце­нить. Это было ме­ро­при­я­тие, в ко­то­ром при­ни­ма­ли уча­стие все или прак­ти­че­ски все гре­че­ские го­су­дар­ства. Толь­ко в более позд­ние вре­ме­на от уча­стия в играх от­стра­ни­ли спар­тан­цев, ви­ди­мо по­то­му, что они были очень силь­ные и все время по­беж­да­ли.

Олим­пий­ские игры пред­став­ля­ли собой не толь­ко зре­ли­ще спор­тив­ное, но и куль­тур­ное ме­ро­при­я­тие. Там ста­ви­лись и чи­та­лись пьесы, там вы­сту­па­ли вид­ней­шие ора­то­ры. На время про­ве­де­ния Олим­пий­ских игр раз в 4 года по всей Гре­ции объ­яв­ля­лось свя­щен­ное пе­ре­ми­рие, ко­то­рое тре­бо­ва­лось со­блю­дать. В про­тив­ном слу­чае полис, ко­то­рый на­ру­шал этот свя­щен­ный мир, рис­ко­вал на­влечь на себя не толь­ко недо­воль­ство всех гре­ков, но и гнев богов.

 Религия в Древней Греции

Если го­во­рить о гре­че­ской ре­ли­гии, то уче­ные делят ее на два ос­нов­ных пе­ри­о­да: хто­ни­че­ский и олим­пий­ский. Вслед за гре­че­ской ре­ли­ги­ей на эти этапы стали де­лить очень мно­гие ре­ли­гии, даже не име­ю­щие ни­ка­ко­го от­но­ше­ния к Гре­ции и ан­тич­но­му на­сле­дию. Хто­ни­че­ский пе­ри­од (от гре­че­ско­го «хтон» – земля) – это время, когда глав­ную роль в пан­теоне богов иг­ра­ли тем­ные силы, свя­зан­ные с зем­лей. Глав­ной бо­ги­ней этой эпохи была бо­ги­ня земли – Гея. Мно­гие куль­ты, ко­то­рые вос­хо­дят к куль­ту бо­ги­ни Геи, со­хра­ни­лись и в клас­си­че­скую эпоху. Вто­рой пе­ри­од – Олим­пий­ский, свя­зан с по­яв­ле­ни­ем так на­зы­ва­е­мых куль­тур­ных ге­ро­ев. Оли­це­тво­ре­ни­ем этого пе­ри­о­да в гре­че­ской ис­то­рии был бог Зевс и Олимп, на ко­то­ром он вос­се­дал (рис. 1). Это была новая, упо­ря­до­чен­ная си­сте­ма богов. Каж­дый бог имел свои функ­ции, эти функ­ции друг с дру­гом никак пе­ре­се­кать­ся не могли. Неред­ко у гре­ков было два бога, ко­то­рые, вроде бы, от­ве­ча­ли за одно и то же: бог Арес (бог войны) и бо­ги­ня войны Афина (рис. 2). Но Арес – это бог необуз­дан­ной войны, же­сто­кой и неспра­вед­ли­вой. Бо­ги­ня Афина – это бо­ги­ня войны муд­рой, спра­вед­ли­вой и бла­го­род­ной. В Олим­пий­скую эпоху по­яв­ля­ют­ся новые боги, им при­да­ют­ся новые функ­ции, ко­то­рые были не ха­рак­тер­ны для хто­ни­че­ской ми­фо­ло­гии. Так, на­при­мер, воз­ни­ка­ет бо­ги­ня Де­мет­ра, ко­то­рая от­ве­ча­ла за куль­тур­ное зем­ле­де­лие. По­яв­ля­ет­ся по­кро­ви­тель­ни­ца до­маш­не­го очага – Ге­стия, бо­ги­ня брака и мо­но­га­мии – Гера (рис. 3).

По­яв­ля­ет­ся бог Апол­лон в со­про­вож­де­нии своих муз, ко­то­рые от­ве­ча­ли за ис­кус­ство и науку. На­при­мер, муза Клио – это муза науки ис­то­рии. Те бо­ги­ни, ко­то­рые су­ще­ство­ва­ли до этого, ме­ня­ют свои функ­ции. На­при­мер, дикий бог морей – По­сей­дон, сме­ня­ет­ся богом куль­тур­но­го мо­ре­пла­ва­ния. Такое раз­ви­тие ре­ли­гии пред­по­ла­га­ло, что ме­ня­ет­ся само об­ще­ство. Об­ще­ство предъ­яв­ля­ло к богам новые тре­бо­ва­ния и боги долж­ны были со­от­вет­ство­вать. Ре­ли­гия от­ра­жа­ла мас­со­вое со­зна­ние людей, война всех про­тив всех, необуз­дан­ная эпоха го­ме­ров­ско­го пе­ри­о­да сме­ня­лась ар­ха­и­кой и клас­си­кой. Со­труд­ни­че­ство между по­ли­са­ми ста­но­ви­лось глав­ной за­да­чей.

Ста­туя Зевса в Олим­пии

Рис. 1. Ста­туя Зевса в Олим­пии

Бо­ги­ня Афина

Рис. 2. Бо­ги­ня Афина

Бо­ги­ня Гера

Рис. 3. Бо­ги­ня Гера

 Литература в Древней Греции

Что ка­са­ет­ся ли­те­ра­ту­ры, то это на­прав­ле­ние в Гре­ции было не слиш­ком раз­ви­то. Гре­че­скую ли­те­ра­ту­ру при­ня­то на­чи­нать с Го­ме­ра (рис. 4), с его поэм «Или­а­да» и «Одис­сея». До на­сто­я­ще­го вре­ме­ни не до конца из­вест­но, когда и при каких об­сто­я­тель­ствах со­зда­ва­лись эти поэмы. Су­ще­ству­ет много тео­рий по этому по­во­ду. Неко­то­рые во­об­ще от­ри­ца­ют сам факт су­ще­ство­ва­ния Го­ме­ра как еди­но­го лица, ко­то­рое свело вме­сте все мно­го­чис­лен­ные сю­же­ты и песни. Ли­те­ра­ту­ра раз­ви­ва­лась в ос­нов­ном в по­э­ти­че­ском на­прав­ле­нии. Су­ще­ство­ва­ли про­из­ве­де­ния поэта Алкея, по­этес­сы Сафо, оды писал Пин­дар. Боль­шо­го раз­ви­тия до­стиг­ло ора­тор­ское ис­кус­ство в речах таких по­ли­ти­че­ских де­я­те­лей, как Лисий, Де­мо­сфен, Ис­о­крат. Мно­гие из речей этих ав­то­ров дошли до наших дней. Осо­бая часть гре­че­ской ли­те­ра­ту­ры – это дра­ма­тур­гия. Те пьесы, ко­то­рые пи­са­ли со­зда­те­ли гре­че­ских тра­ге­дий и ко­ме­дий. Отцом гре­че­ской тра­ге­дии, счи­тал­ся дра­ма­тург Эсхил из Элев­си­на (рис. 5). Его про­из­ве­де­ния счи­та­ют­ся пер­вы­ми дра­ма­ти­че­ски­ми про­из­ве­де­ни­я­ми в ис­то­рии че­ло­ве­че­ства. Два из них: «Про­ме­тей при­ко­ван­ный» и «Персы» яв­ля­ют­ся са­мы­ми по­пу­ляр­ны­ми про­из­ве­де­ни­я­ми древ­не­гре­че­ской дра­ма­тур­гии, их про­дол­жа­ют ста­вить до се­го­дняш­не­го дня. Дра­ма­тур­гия ис­поль­зо­ва­лась не толь­ко для раз­вле­че­ния людей, но и для того, чтобы при­да­вать опре­де­лен­ные черты ха­рак­те­ра, опре­де­лен­ным об­ра­зом вос­пи­ты­вать их. Пьесы долж­ны были но­сить вос­пи­та­тель­ный, пат­ри­о­ти­че­ский ха­рак­тер. Пре­ем­ни­ка­ми Эс­хи­ла стали Со­фо­кл и Ев­ри­пид. До нас дошла неболь­шая часть пьес, на­пи­сан­ных этими ав­то­ра­ми. На­при­мер, из про­из­ве­де­ний Ев­ри­пи­да до нас дошло 18 пьес из 92 им на­пи­сан­ных.

Поэт Гомер

Рис. 4. Поэт Гомер

Отец гре­че­ской тра­ге­дии – Эсхил

Рис. 5. Отец гре­че­ской тра­ге­дии – Эсхил

Су­ще­ство­вал в Гре­ции такой жанр дра­ма­тур­гии, как ко­ме­дия. Но ко­ме­дия счи­та­лась жан­ром низ­ким, недо­стой­ным. Од­на­ко ко­ме­дио­граф Ари­сто­фан ока­зал­ся на­столь­ко по­пу­ля­рен, что его про­из­ве­де­ния дошли до наших дней. 2 с по­ло­ви­ной ты­ся­чи лет назад греки сме­я­лись над про­даж­ны­ми по­ли­ти­ка­ми, над глу­пы­ми граж­да­на­ми, над жен­щи­на­ми, ко­то­рые пы­та­лись при­ме­рить на себя роли муж­чин, над теми ве­ща­ми, над ко­то­ры­ми мы сме­ем­ся и по сей день.

Рас­про­стра­не­ние гра­мот­но­сти в Гре­ции было не все­об­щим, но боль­шин­ство сво­бод­ных гре­ков были гра­мот­ны­ми. Это было обос­но­ва­но тем, что ал­фа­вит­ное пись­мо было го­раз­до проще осво­ить, чем иеро­гли­фы. Гре­че­ский ал­фа­вит стал ос­но­вой как для ки­рил­ли­цы, ко­то­рую ис­поль­зу­ем мы се­год­ня, так и для ла­ти­ни­цы.

Имен­но в это время в Гре­ции по­яв­ля­ют­ся пер­вые биб­лио­те­ки. На­при­мер, биб­лио­те­кой об­ла­дал гре­че­ский тиран Пи­си­страт, пра­вив­ший в Афи­нах во вто­рой по­ло­вине VI в. до н. э. В конце IV века до н. э. по­яви­лась пер­вая пуб­лич­ная биб­лио­те­ка.

 Архитектура в Древней Греции

Что ка­са­ет­ся древ­не­гре­че­ской ар­хи­тек­ту­ры, то мно­гое до нас не дошло. Но у гре­ков была тра­ди­ция из­го­тав­ли­вать неболь­шие гли­ня­ные мо­де­ли хра­мов. По­это­му мы можем себе пред­ста­вить, как вы­гля­дел гре­че­ский храм IX или VIII века до н. э. До наших дней, пусть даже и в по­лу­раз­ру­шен­ном виде, дошел храм Геры, на­хо­дя­щий­ся непо­да­ле­ку от Ко­рин­фа, ко­то­рый да­ти­ру­ют IX веком до н. э.

Гре­че­ская ар­хи­тек­ту­ра очень быст­ро при­об­ре­ла сти­ле­вую на­прав­лен­ность. В VII веке до н. э. воз­ни­ка­ет пер­вый об­ще­гре­че­ский стиль, по­лу­чив­ший на­зва­ние до­ри­че­ский. Впо­след­ствии воз­ни­ка­ет еще два ар­хи­тек­тур­ных стиля: иони­че­ский и ко­ринф­ский. Если срав­нить эти стили друг с дру­гом, то можно за­ме­тить, на­сколь­ко быст­ро раз­ви­ва­ет­ся в Гре­ции ар­хи­тек­тур­ная мысль, как ме­ня­ет­ся про­пор­ция зда­ний. Греки очень быст­ро на­чи­на­ют по­ни­мать, что такое зо­ло­тое се­че­ние и как нужно по­стро­ить зда­ние, для того чтобы оно ка­за­лось выше, даже если на самом деле оно не очень вы­со­кое. К со­жа­ле­нию, ос­нов­ные па­мят­ни­ки этой эпохи до нас не дошли пол­но­стью. На Афин­ском ак­ро­по­ле в цен­траль­ной части го­ро­да можно уви­деть толь­ко руины Пар­фе­но­на (рис. 6), Эрех­тей­о­на (рис. 7) и дру­гих хра­мов, ко­то­рые были по­стро­е­ны в V веке до н. э. между Гре­ко-Пер­сид­ской и Пе­ло­по­нес­ской вой­ной. Но даже в таком ва­ри­ан­те эти храмы про­из­во­дят неиз­гла­ди­мое впе­чат­ле­ние.

 Храм Пар­фе­нон

Рис. 6. Храм Пар­фе­нон

Храм Эрех­тей­он

Рис. 7. Храм Эрех­тей­он

 Скульптура в Древней Греции

Храмы было необ­хо­ди­мо укра­шать. В Гре­ции воз­ни­ка­ет такая от­расль куль­ту­ры, как скульп­ту­ра. Из­на­чаль­но ста­ви­лись ста­туи богов. Было при­ня­то изоб­ра­жать людей ста­тич­ны­ми, без дви­же­ния, но очень быст­ро греки бла­го­да­ря сво­е­му хо­ро­ше­му зна­нию ана­то­мии, стали пе­ре­хо­дить к изоб­ра­же­нию че­ло­ве­че­ских фигур в ди­на­ми­ке. До наших дней со­хра­ни­лось да­ле­ко не всё, а толь­ко малая часть. Мно­гие скульп­ту­ры дошли толь­ко в рим­ских ко­пи­ях. Но даже об­лом­ки­ста­туй до сих пор це­нят­ся ис­кус­ство­ве­да­ми, как ве­ли­кая цен­ность.

Да­ле­ко не всех со­зда­те­лей гре­че­ских ста­туй мы знаем по име­нам. Но мно­гие имена до наших дней все-та­ки со­хра­ни­лись. Из­ве­стен скуль­птор Мирон, самая из­вест­ная его ста­туя – Дис­ко­бол (рис. 8). На Ак­ро­по­ле была уста­нов­ле­на дру­гая ста­туя ра­бо­ты Ми­ро­на – Афина и Мар­сий (рис. 9). Если го­во­рить о дру­гих скуль­пто­рах того вре­ме­ни, то из­ве­стен Фидий, автор зна­ме­ни­той Афи­ны-де­вы для Пар­фе­но­на. Огром­ная 12-мет­ро­вая ста­туя, тело ко­то­рой сде­ла­но из сло­но­вой кости, а одеж­да и во­ору­же­ние – из че­кан­ных зо­ло­тых ли­стов на де­ре­вян­ной ос­но­ве. Ему же при­над­ле­жа­ла Ста­туя Зевса, уста­нов­лен­ная в Олим­пии, вы­со­та ста­туи – 14 мет­ров. Эта ста­туя до наших дней не со­хра­ни­лась, по одной из вер­сий она за­то­ну­ла в то время, когда рим­ляне пе­ре­во­зи­ли ее на свою тер­ри­то­рию. Из дру­гих ста­туй Фидия можно на­звать скульп­тур­ный декор Пар­фе­но­на. Этот скульп­тур­ный декор ил­лю­стри­ру­ет миф о рож­де­нии бо­ги­ни Афины и ее спор с По­сей­до­ном за власть над Ат­ти­кой. До наших дней со­хра­ни­лось около 500 фигур, ко­то­рые были из­на­чаль­но на этом фрон­тоне изоб­ра­же­ны, прав­да, со­хра­ни­лись они фраг­мен­тар­но.

Дис­ко­бол, скуль­птор Мирон

Рис. 8. Дис­ко­бол, скуль­птор Мирон

Афина и Мар­сий, скуль­птор Мирон

Рис. 9. Афина и Мар­сий, скуль­птор Мирон

Го­во­ря о дру­гих скуль­пто­рах, можно на­звать По­ли­кле­та из Ар­госа. Образ граж­да­ни­на по­ли­са во­пло­ща­ет в себе со­здан­ная им ста­туя До­ри­фо­ра или ко­пье­нос­ца, ко­то­рая была ка­но­ном и об­раз­цом для скуль­пто­ров более позд­них эпох. Также можно вы­де­лить скуль­пто­ра Лео­ха­ра, ко­то­ро­му при­над­ле­жит брон­зо­вая ста­туя Апол­ло­на. Мра­мор­ная рим­ская копия этой ста­туи, най­ден­ная в XV веке, хра­нит­ся в Бель­ве­де­ре Ва­ти­кан­ско­го двор­ца. По­это­му ста­туя по­лу­чи­ла на­зва­ние Апол­лон Бель­ве­дер­ский.

 Наука в Древней Греции

Имен­но в Древ­ней Гре­ции за­ро­ди­лась наука ис­то­рия. Ее отцом счи­та­ет­ся Ге­род­от (рис. 10), но и до него су­ще­ство­ва­ли люди, ко­то­рые со­став­ля­ли неболь­шие опи­са­ния жизни их го­су­дарств. Такие ис­то­ри­ки – ло­го­гра­фы – дали очень много ма­те­ри­а­ла для труда Ге­род­о­та и для работ более позд­них ис­то­ри­ков. Также отцом ис­то­рии счи­та­ют Фу­ки­ди­да, он пер­вым стал при­ме­нять кри­ти­че­ский метод: от­де­лять то, что со­от­вет­ство­ва­ло дей­стви­тель­но­сти, от явной вы­дум­ки. Труды Ге­род­о­та и Фу­ки­ди­да про­дол­жил ис­то­рик Ксе­но­фонт, ра­бо­та ко­то­ро­го «Гре­че­ская ис­то­рия» опи­сы­ва­ет со­бы­тия, про­ис­хо­див­шие в Гре­ции в самом конце Пе­ло­по­нес­ской войны и в на­ча­ле IV века до н. э.

Отец ис­то­рии – Ге­род­от

Рис. 10. Отец ис­то­рии – Ге­род­от

То, чем осо­бен­но цена для нас гре­че­ская куль­ту­ра, – это гре­че­ская фи­ло­со­фия. Имен­но в этом ре­ги­оне ро­ди­лась фи­ло­со­фия как осо­бая форма зна­ния, объ­еди­ня­ю­ще­го в себе все от­рас­ли наук, ко­то­рые могли быть из­вест­ны в то время гре­кам. Имен­но в Гре­ции впер­вые по­яв­ля­ет­ся такая си­сте­ма, как обу­че­ние фи­ло­со­фии. Людей, ко­то­рые учили пра­виль­но мыс­лить и го­во­рить, на­зы­ва­ли со­фи­ста­ми. По­доб­ные школы су­ще­ство­ва­ли во мно­гих гре­че­ских го­ро­дах. Из школ, ко­то­рые су­ще­ство­ва­ли в V веке до н. э., осо­бое зна­че­ние имела школа Со­кра­та, ко­то­рая на­хо­ди­лась в Афи­нах. Из этой школы вышел муд­рей­ший грек сво­е­го вре­ме­ни – Пла­тон. Пла­то­на са­мо­го можно было на­звать со­фи­стом, он был плат­ным учи­те­лем фи­ло­со­фии. Та школа, ко­то­рую со­здал он, по­лу­чи­ла на­зва­ние Ака­де­мия (рис. 11). Имен­но пла­то­нов­ская ака­де­мия была пер­вым общим учеб­ным за­ве­де­ни­ем в древ­но­сти. Оно было со­зда­но еще в на­ча­ле IV века до н. э. и пе­ре­жи­ло не толь­ко Древ­нюю Гре­цию, но даже Древ­ний Рим и было за­кры­то толь­ко в VI веке н. э. в эпоху ви­зан­тий­ских им­пе­ра­то­ров.

Ака­де­мия Пла­то­на

Рис. 11. Ака­де­мия Пла­то­на

На­след­ник и уче­ник Пла­то­на – Ари­сто­тель (рис. 12) – со­здал соб­ствен­ную школу, ко­то­рая по­лу­ча­ла на­зва­ние ликей, иначе лицей. Он про­су­ще­ство­вал недол­го, но дал свое на­зва­ние учеб­ным за­ве­де­ни­ям, ко­то­рые су­ще­ству­ют до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни во мно­гих стра­нах, в том числе и в Рос­сии. Ари­сто­тель важен и тем, что он стал от­де­лять фи­ло­со­фию от зна­ния на­уч­но­го, более точ­но­го и до­ка­за­тель­но­го. С ис­то­рии Ари­сто­те­ля, с тех тру­дов, ко­то­рые он писал, на­чи­на­ет­ся ис­то­рио­пи­са­ние мно­гих наук со­вре­мен­но­сти. Его можно счи­тать не толь­ко ос­но­во­по­лож­ни­ком био­ло­гии и фи­зи­ки, но и химии, кли­ма­то­ло­гии, по­ли­то­ло­гии, со­цио­ло­гии. Он на­пи­сал труды по самым раз­ным об­ла­стям зна­ний, ко­то­рые впо­след­ствии раз­ви­лись в от­дель­ные науки. Ари­сто­тель также из­ве­стен своим тру­дом «Афин­ская по­ли­тия», это труд по ис­то­рии и го­су­дар­ствен­но­му укла­ду Афин, но он дошел до нас в непол­ном виде. Но обоб­ща­ю­щий труд Ари­сто­те­ля, «По­ли­ти­ка», до нас дошел. Мысли и тео­рии, ко­то­рый вы­дви­гал Ари­сто­тель, были очень ак­ту­аль­ны.

Ари­сто­тель

Рис. 12. Ари­сто­тель

 Заключение

Слож­но пе­ре­оце­нить то зна­че­ние, ко­то­рое гре­че­ская куль­ту­ра имела в ис­то­рии че­ло­ве­че­ства. До се­го­дняш­не­го дня люди про­дол­жа­ют смот­реть на ста­туи, со­здан­ные гре­че­ски­ми скуль­пто­ра­ми и сто­я­щие во мно­гих му­зе­ях мира. Мы можем лю­бо­вать­ся ар­хи­тек­тур­ны­ми па­мят­ни­ка­ми, ко­то­рые дошли до нас через века. До се­го­дняш­не­го дня в те­ат­рах ста­вят те про­из­ве­де­ния, ко­то­рые были на­пи­са­ны 2 с по­ло­ви­ной ты­ся­чи лет назад, и изу­ча­ют на­уч­ные труды, со­здан­ные гре­че­ски­ми ав­то­ра­ми. До се­го­дняш­не­го дня про­дол­жа­ют про­во­дить­ся и Олим­пий­ские игры, ко­то­рый каж­дый из вас видел.

Последнее изменение: Понедельник, 14 Май 2018, 11:01