Цивилизации Древней Месопотамии
Основные государства Древней Месопотамии
Шумерские города-государства (III тыс. до н.э.)
Аккадское царство (XXIV–XXII вв. до н.э.)
Шумеро-Аккадское царство (XXII–XX вв. до н.э.)
Старовавилонское царство (XIX–XVI вв. до н.э.)
После этого периода на территории Древней Месопотамии очень долго не было государственности, существовали лишь отдельные большие города. Они сохраняли свое культурное единство на протяжении долгого времени.
Ассирия (XX–VII вв. до н.э.)
Нововавилонское царство (конец VII – VI вв. до н.э.). После этого Вавилон был завоеван персами.
Шумерские города – государства
Где же впервые возникла государственность? Историки считают, что на рубеже IV–III тыс. до н.э. в южной части Месопотамии возникают отдельные города-государства. Они напоминали египетские номы, были крайне невелики, и население каждого из таких городов не превышало несколько десятков тысяч человек. Народ, который основал эти города, получил названия шумеры. Они не были уроженцами Южной Месопотамии, они, видимо, пришли из региона, связанного с Персидским заливом. Шумерские мифы утверждали, что прародиной их был остров Дельмун (сегодня это Бахрейн). Сегодняшние археологические раскопки подтвердили, что даже если шумеры и бывали на этом острове, то прародиной их он не был.
Существуют гипотезы о том, что шумеры имели связи с Древнеиндской цивилизацией, существовавшей чуть позже. Однако существует множество различий в культуре шумер и жителей Индской цивилизации. Особенностью шумер было использование цилиндрических печатей (рис. 1). Такие печати вырезались из камня и прокатывались по сырой глине, оставляя непрерывный след, который все время повторялся. Жители Индской цивилизации тоже использовали печати, но они были квадратными.
Рис. 1. Цилиндрическая печать шумеров
Шумерские города-государства были не слишком многочисленными. Их насчитывалось около 20. Такие города, как Ур, Урук, Лагаш, Умма, Ниппур, Исин,в настоящее время изучены учеными. В этих городах немного археологических памятников. Шумеры возводили ступенчатые жертвенники, которые назывались зиккурат – типичное для культуры Месопотамии сооружение в виде ступенчатой пирамиды, имевшее сакральное назначение (на его вершине приносились жертвы богам). Реконструированный подобный зиккурат сегодня находится на месте древнего города Ура.
Интерес представляет город Урук (рис. 2), в котором в XXVII–XXVI вв. до н.э. правил царь Гильгамеш. Именно ему посвящен древнейший дошедший до нас литературный памятник – эпос о Гильгамеше.
Рис. 2. Древний город Месопотамии – Урук
Аккадское царство
В конце XXIV века до н.э. территория шумер была завоевана северомесопотамским государством Аккад. Аккадский царь Саргон (рис. 3) завоевал многочисленные города-государства шумеров и включил их в состав своей единой империи. Шумеры и аккадцы представляли собой разные этносы, у них были разные нормы и обычаи. Необходимо было их согласовать. Именно в это время в Месопотамии появляется идея создания единых общих норм, с которыми могли бы ознакомиться все жители этого государства. Таким образом, возникло древнейшее аккадское законодательство. Однако государство Саргона просуществовало недолго и вновь распалось на ряд городов-государств, к которым добавился город Аккад и несколько подобных ему поселений. Независимые правители этого региона должны были осуществлять свою законную власть. Сохранились изображения таких правителей, например, изображение лагашского царя Гудеа. Именно в это время составляются законы Уруинимгины – первый законодательный памятник, который дошел до нашего времени (во фрагментированном виде).
Рис. 3. Аккадский царь Саргон
Старовавилонское царство
Около 2100 года до н.э. в городе Уре правил царь Ур-Намму. Его правление заняла не столь продолжительное время (около 15 лет) именно при нем были созданы первые дошедшие до нас законы, имевшие системный, а не фрагментарный характер – законы Ур-Намму (рис. 4). Династия, к которой он принадлежал, получила название III династия Ура, и ей удалось объединить под своим началом всю страну. Но возвышение Ура было временным и уже в XX веке начинается постепенный процесс возвышения другого государства – Вавилона (ворота Бога). Этот город находился в центральной части Месопотамии. В районе этого города сходились многочисленные каналы, без которых не могли обойтись ни шумеры, ни аккадцы, ни другие жители этого региона Древней Месопотамии.
Рис. 4. Фрагмент стелы Ур-Намму
Огромную роль сыграла завоевательная политика правителей Вавилона. Во времена царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э.) Вавилон объединил под своим началом большую часть Древней Месопотамии. Именно при этом царе были приняты самые известные восточные законы, сохранившиеся до наших дней, – законы Хаммурапи (рис. 5).
Рис. 5. Стела с законами царя Хаммурапи
В 1595 году до н.э. Вавилон был захвачен племенами хеттов. Начинается долгий и тяжелый период упадка Древней Месопотамии. Об этом периоде известно немногое, в основном только благодаря археологическим находкам и переписке с древнеегипетскими фараонами, которая дошла до наших дней.
Ассирия
Большую роль в процессе объединения Месопотамии сыграла Ассирия. Во второй половине VIII века до н.э. ассирийцам удалось создать централизованное государство – первое государство имперского типа в истории человечества. Создание имперского государства историки связывают с переходом от ранней древности к поздней. Технический прогресс делает возможным то, что было невозможно раннее. Например, благодаря новшествам в технике было позволено кормить большую армию и чиновничий аппарат. Стали возможны крупномасштабные завоевания. Если говорить об экономике, то именно в это время появляется товарное производство.
Сравним раннюю и позднюю древность
Что касается экономических отношений, то для ранней древности характерна большая роль общины и коллективное использование земель. В эпоху поздней древности преимущественно происходит распад общинной земельной собственности, распространение частной собственности на землю (с согласия государства), падение роли общины и рост индивидуализма.
Что касается формы государства, то для ранней древности было характерно номовое государство(город-государство) и территориальное царство. В эпоху поздней древности утверждается империя – крупное относительно централизованное государство, проводящее активную внешнюю политику.
Существовали определенные религиозные различия между государствами ранней и поздней древности. Ранняя древность – это период политеизма (многобожия), децентрализованных родоплеменных религий. А поздняя древность – это период монотеизма (единобожие), этический характер религии, а также появление мировых религий.
Что касается характера рабовладения, то для ранней древности характерно было патриархальное рабство (раб – человек), нередко временный характер рабства. А в эпоху поздней древности господствует классическое рабовладение (раб – вещь).
Возвышение Ассирии было связано с тем, что технический прогресс вызвал к жизни возможность существования крупномасштабных армий. Благодаря реформе Тиглатпаласара III Ассирийского была создана мощнейшая ассирийская армия, имевшая хорошее вооружение. Два раза ассирийцы ходили с походами на Египет в 674 и 671 гг. до н.э. В период расцвета ассирийское государство занимало большую часть современного Ближнего Востока.
Благодаря проведенным военным реформам ассирийская армия насчитывала до 120 тысяч человек. В это время создается рекрутская армия (обязательный государственный набор на военную службу).
Своего культурного расцвета Ассирия достигает во время правления царя Ашшурбанапала (рис. 6) (669–627 гг. до н.э.). При нем была построена новая ассирийская столица – город Ниневия, который сохранился в разрушенном виде. В этом городе во дворце Ашшурбанапала был обнаружен его архив: около 30 тыс. глиняных табличек, на которые нанесены тексты по самым разным областям знаний, которые существовали в то время.
Рис. 6. Ашшурбанипал
Клинопись – наиболее характерный вариант письма для Древней Месопотамии (рис. 7). Жители Древней Месопотамии писали не на папирусе, как древние египтяне, а на глиняных дощечках, которые обрабатывались при помощи палочки – своеобразного стиля, которым выдавливались необходимые линии. Палочка оставляла после себя клинописные следы, и это стало характерной чертой Месопотамской культуры.
Рис. 7. Клинопись
В последние годы правления Ашшурбанипала начинается постепенный закат Ассирийского государства. После того как создается союз многочисленных городов, находившихся в подчинении у Ассирии, ассирийская армия начинает терпеть поражения. В 612 году была взята Ниневия, а окончательный разгром Ассирии относится к 609 году до н.э. – битва при Харране.
Нововавилонское царство
После того, как Ассирия как государство закончила существовать, вновь начинается возвышение Вавилона. Во время правления царя Навуходоносора II (605–562 гг. до н.э.) Вавилон становится настоящей столицей мира. Это был самый крупный город в то время, крупнейший город древности. В нем проживало не менее 200 тыс. человек. Город был окружен 8-метровой стеной, в которой находились многочисленные ворота и на которой возвышались башни. Стена была двойной для того, чтобы враг никак не мог пробраться через нее. Во время правления Навуходоносора II в центре Вавилона строится новый храм – храм Эсагила (рис. 8). Рядом с этим храмом возводился новый жертвенник – зиккурат, получивший название Этеменанки (храм краеугольного камня неба и земли).Этот храм имел высоту 91 метр. Считается, что именно его имели в виду авторы Библии, когда говорили о вавилонской башне. Однако это было не так.
Рис. 8. Храм Эсагила
При Навуходоносоре II Вавилон был значительно перестроен. Были возведены кварталы к западу от центра города. Считают, что в то время в городе находилось несколько десятков национальностей, языки часто смешивались.
Центральное место в Вавилоне занимал рынок, как и в любом другом восточном городе. Центральная улица насчитывала в ширину 35 метров. Это была улица ворот храма богини Иштар. Ворота сохранились до наших дней, но в восстановленном виде.
Именно в это время возникает одно из чудес света – Висячие сады Семирамиды (рис. 9).
Рис. 9. Висячие сады Семирамиды
Государство, созданное Навуходоносором II, оказалось не слишком прочным. В 539 году до н.э. оно было завоевано персами. Персы, кочевое племя, обитавшее на юге современного Ирана, быстро перешли к политике завоевания. Они покорили соседнюю империю Мидию, а в середине VI века до н.э. пришли на территорию Вавилонии. К концу VI века до н.э. Персидская империя заняла огромные территории: Передний и Ближний Восток, полуостров Малая Азия, а также Древний Египет, который в 525 году до н.э. покорился персам.
В Персии также была проведена серия реформ, связанных с именем царя Дария I (522–486 до н.э.). Он разделил все государство на отдельные области, которые получили название сатрапии. Такая форма территориального устройства позволяла перекладывать все функции и полномочия царя на наместников – представителей в регионах. В этом заключалась большая опасность, которая позже привела к распаду Персидской державы. Сатрапы (наместники), находившиеся далеко от столицы, пытались захватить в свои руки всю власть на местах. Нередко возникали восстания, где сатрапы выступали с требованиями получить дополнительные права и полномочия. Чтобы справиться с таким беспределом, была построена царская дорога, которая проходила через большую часть страны и позволяла в случае опасности быстро перебросить войска в нужное место. Также впервые вводилась монетная система на столь большой территории. Монета получила название дарик (рис. 10) по имени царя Дария.
Рис. 10. Дарик
Историки вывели закономерность: чем меньше государство, тем дольше оно существует. Огромные империи существовали непродолжительное время. Персидская держава также оказалась не достаточно прочным образованием. В V в. до н.э. после греко-персидских войн Персия вступила в эпоху кризиса. В 330-е годы на эти территории пришел Александр Македонский, который положил конец существованию Персидского государства. На этом месте возникла империя Александра Македонского.