Древняя Греция: от ранних цивилизаций к классовому обществу

 Введение

Древ­не­гре­че­ское об­ще­ство иг­ра­ло осо­бую роль в ис­то­рии древ­но­сти, имен­но в этом ре­ги­оне воз­ник­ло такое яв­ле­ние, как де­мо­кра­тия (про­ис­хо­дит от гре­че­ских слов «демос» – народ и «кра­тос» – власть, т. е. «власть на­ро­да»). Тра­ди­ции со­вре­мен­ной де­мо­кра­тии во мно­гом пе­ре­кли­ка­ют­ся с тра­ди­ци­я­ми древ­не­гре­че­ско­го по­ли­ти­че­ско­го устрой­ства. Имен­но там че­ло­век впер­вые пе­ре­стал быть под­дан­ным и стал граж­да­ни­ном – участ­ни­ком по­ли­ти­че­ской жизни.

Древ­няя Гре­ция часто пред­став­ля­ет­ся еди­ной ци­ви­ли­за­ци­ей с еди­ной куль­ту­рой и по­ли­ти­че­ским стро­ем, но на самом деле это было да­ле­ко не так. Еди­ной Гре­ция ста­но­вит­ся лишь в VI–V вв. до н.э. и то толь­ко в куль­тур­ном смыс­ле. Само по­ня­тия Гре­ция воз­ник­ло в рим­ские вре­ме­на, так на­зы­ва­лось одно из пле­мен, с ко­то­рым по­зна­ко­ми­лись рим­ляне на тер­ри­то­рии за­па­да от Бал­кан­ско­го по­лу­ост­ро­ва. Сами греки на­зы­ва­ли свою стра­ну Эл­ла­да, а себя эл­ли­на­ми.

На тер­ри­то­рии Гре­ции про­жи­ва­ло много раз­лич­ных на­род­но­стей и пле­мен. Счи­та­ет­ся, что в Гре­ции было так на­зы­ва­е­мое до­гре­че­ское на­се­ле­ние, это были пле­ме­на, ко­то­рые на­се­ля­ли Бал­кан­ский по­лу­ост­ров до при­хо­да туда ин­до­ев­ро­пей­цев. До клас­си­че­ских гре­ков эти пле­ме­на не дошли, со­хра­ни­лись лишь их на­зва­ния:

Пе­ласги

Ле­ле­ги

Ко­рий­цы

Соб­ствен­но гре­че­ских пле­мен было несколь­ко, и они пе­ре­се­ля­лись на тер­ри­то­рию юга Бал­кан­ско­го по­лу­ост­ро­ва в раз­ное время. В III – на­ча­ле II тыс. до н. э. при­шли пер­вые гре­че­ские пле­ме­на – ахей­цы. Они на­се­ли­ли рай­о­ны цен­траль­ной Гре­ции и ост­ро­ва Эгей­ско­го моря. В XII–XI вв. до н. э. на тер­ри­то­рию Гре­ции при­шли до­рий­цы, ко­то­рые за­во­е­ва­ли Бал­кан­ский по­лу­ост­ров и осели в опре­де­лен­ных рай­о­нах: в клас­си­че­скую эпоху до­рий­цы на­се­ля­ли юг по­лу­ост­ро­ва Пе­ло­пон­нес, а также ост­ро­ва Кипр и Крит. В VIII–VII вв. до н. э. на тер­ри­то­рию Гре­ции пе­ре­се­ли­лось 2 круп­ных союза пле­мен: ио­ний­цы и эо­лий­цы.

 Периодизация истории Древней Греции

1. Эпоха древ­ней­ших (ран­них) ци­ви­ли­за­ций (XXII–XII вв. до н. э.):

Ми­ной­ская ци­ви­ли­за­ция (XXII–XII вв. до н. э.), рас­по­ла­га­лась на ост­ро­ве Крит.

Ми­кен­ская ци­ви­ли­за­ция (XVI–XII вв. до н.э.), рас­по­ла­га­лась в ма­те­ри­ко­вой Гре­ции.

2. По­лис­ный этап – самый боль­шой и самый важ­ный в ис­то­рии Древ­ней Гре­ции (XI–IV вв. до н. э.). Ос­нов­ной фор­мой го­су­дар­ствен­но­го об­ра­зо­ва­ния Гре­ции этой эпохи ста­но­вит­ся полис – го­род-го­су­дар­ство. В по­лис­ный этап вхо­дит:

Го­ме­ров­ский пе­ри­од (XI–IX вв. до н. э.). В это время в Гре­ции прак­ти­че­ски не было пись­мен­ных ис­точ­ни­ков, по­это­му го­ме­ров­ский пе­ри­од также неред­ко на­зы­ва­ют «Пе­ри­од тем­ных веков».

Ар­ха­и­че­ский пе­ри­од (VIII–VI вв. до н. э.).

Клас­си­че­ский пе­ри­од (V–IV вв. до н.э.). В это время жили ве­ли­чай­шие умы того вре­ме­ни: Пла­тон и Ари­сто­тель, имен­но по­это­му он по­лу­чил такое на­зва­ние.

3) Эпоха эл­ли­низ­ма (конец IV–I вв. до н. э.). Эл­ли­низм – это время гре­ко-во­сточ­но­го син­те­за. Эта эпоха на­чи­на­ет­ся после эпохи за­во­е­ва­ний Алек­сандра Ма­ке­дон­ско­го, ко­то­рые про­хо­ди­ли в 334–324 гг. до н. э. В конце I века до н. э. за­кан­чи­ва­ет­ся ис­то­рия неза­ви­си­мой Гре­ции, в это время она вхо­дит в со­став Рим­ско­го го­су­дар­ства.

 Минойская цивилизация

Пер­вой ран­ней ци­ви­ли­за­ци­ей на тер­ри­то­рии Древ­ней Гре­ции была Ми­ной­ская. Она на­хо­ди­лась на тер­ри­то­рии ост­ро­ва Крит. Свое на­зва­ние она по­лу­чи­ла от ле­ген­дар­но­го царя Ми­но­са, ко­то­рый якобы объ­еди­нил весь ост­ров под своим на­ча­лом. На тер­ри­то­рии Крита до 1700 года су­ще­ство­ва­ло мно­же­ство неза­ви­си­мых го­су­дарств. Такие го­су­дар­ства со­хра­ни­лись в виде го­ро­дов, ко­то­рые были их сто­ли­ца­ми: Кносс, Фест (рис. 1), Мал­лия. В каж­дом из таких по­се­ле­ний рас­по­ла­гал­ся цар­ский дво­рец, ко­то­рый слу­жил до­ка­за­тель­ством по­ли­ти­че­ской са­мо­сто­я­тель­но­сти и неза­ви­си­мо­сти этих тер­ри­то­рий вплоть до 1700 года до н. э. Каж­дое из этих го­су­дарств было неболь­шим, од­на­ко до­воль­но креп­ким как с по­ли­ти­че­ской, так и с эко­но­ми­че­ской точки зре­ния.

Город Фест

Рис. 1. Город Фест

Около 1700 года до н. э. в Во­сточ­ном Сре­ди­зем­но­мо­рье про­изо­шло мощ­ное зем­ле­тря­се­ние. Оно при­ве­ло к тому, что преж­ние го­ро­да ока­за­лись раз­ру­ше­ны. Зем­ле­тря­се­ние озна­ча­ло неве­ро­ят­ный куль­тур­ный упа­док. Но после зем­ле­тря­се­ния Критна­чи­на­ет по­сте­пен­но объ­еди­нять­ся. Цен­тром объ­еди­не­ния стал город Кносс, ко­то­рый рас­по­ла­гал­ся в цен­траль­ной части ост­ро­ва Крит. Имен­но в го­ро­де Кнос­се жил царь Минос, с име­нем ко­то­ро­го гре­че­ская тра­ди­ция свя­зы­ва­ет воз­ник­но­ве­ние еди­но­го Крит­ско­го го­су­дар­ства. В Кнос­се был об­на­ру­жен огром­ный дво­рец, его пло­щадь со­став­ля­ла около 16 тысяч кв. мет­ров. Это было мно­го­этаж­ное зда­ние и в то время ка­за­лось чудом ин­же­нер­ной тех­ни­ки: ши­ро­кие дворы, огром­ные све­то­вые ко­лод­цы, храмы, по­ме­ще­ния для стра­жи, огром­ное ко­ли­че­ство ком­нат, ко­ри­до­ров (рис. 2).

Еди­но­го про­ек­та стро­и­тель­ства этого двор­ца не было. Ви­ди­мо, из­на­чаль­но это было неболь­шое со­ору­же­ние, к ко­то­ро­му по­сте­пен­но при­стра­и­ва­ли ком­на­ты, ко­ри­до­ры, до­пол­ни­тель­ные этажи, тер­ра­сы и со­пут­ству­ю­щие со­ору­же­ния. Древ­ние греки на­зва­ли этот Дво­рец крит­ских царей ла­би­рин­том (рис. 3). Сим­во­лом вла­сти на ост­ро­ве Крит был обо­ю­до­ост­рый топор, ко­то­рый по-гре­че­ски на­зы­ва­ет­ся лаб­рис. Слово «ла­би­ринт» озна­ча­ло «дом того, кто лаб­ри­сом вла­де­ет». Впо­след­ствии ла­би­рин­том стали на­зы­вать любое за­пу­тан­ное со­ору­же­ние. Ха­рак­тер­ной чер­той Кнос­ско­го двор­ца были во­до­про­вод и ка­на­ли­за­ция, огром­ные тер­ра­ко­то­вые ван­ные, рас­пи­сан­ные дель­фи­на­ми. К со­жа­ле­нию, до наших дней дво­рец дошел лишь в ру­и­нах, но даже по остат­кам этого со­ору­же­ния можно со­ста­вить себе пред­став­ле­ние об этой ве­ли­кой ци­ви­ли­за­ции.

Кнос­ский дво­рец

Рис. 2. Кнос­ский дво­рец

Кнос­ский дво­рец (ла­би­ринт Ми­но­тав­ра)

Рис. 3. Кнос­ский дво­рец (ла­би­ринт Ми­но­тав­ра)

На тер­ри­то­рии Крита было со­зда­но еди­ное го­су­дар­ство, ко­то­рое по­стро­и­ло еди­ную сеть дорог. Со­глас­но ле­ген­де, в ла­би­рин­те жил Ми­но­тавр (рис. 4) – чу­до­ви­ще, че­ло­век с го­ло­вой быка, ко­то­рое оби­та­ло в Кнос­ском двор­це и ко­то­ро­му якобы при­во­зи­ли на рас­тер­за­ние плен­ни­ков с тер­ри­то­рии ма­те­ри­ко­вой Гре­ции. Со­вре­мен­ные ис­то­ри­ки вер­сию о ми­но­тав­ре под­твер­жда­ют, но речь не шла о че­ло­ве­ке с го­ло­вой быка. Бык был то­тем­ным жи­вот­ным в Ми­ной­ской ци­ви­ли­за­ции, ри­ту­аль­ные бои с бы­ка­ми про­во­ди­лись в цен­траль­ном дворе Кнос­ско­го двор­ца. В Кнос­ском двор­це при­сут­ство­ва­ли фрес­ки, изоб­ра­жав­шие такие бои с бы­ка­ми (рис. 5).

Ми­но­тавр

Рис. 4 Ми­но­тавр

Фрес­ка Кнос­ско­го двор­ца

Рис. 5. Фрес­ка Кнос­ско­го двор­ца

Во­ен­но­го флота на Крите не было, тор­го­вый флот был на­столь­ко мощ­ным, что про­тив­ни­ки бо­я­лись вхо­дить в воды Крита. Из­вест­но, что на своих ко­раб­лях кри­тяне во­зи­ли зерно и ре­мес­лен­ные из­де­лия на тер­ри­то­рию Древ­не­го Егип­та. В Егип­те со­хра­ни­лись рос­пи­си, на ко­то­рых изоб­ра­же­ны крит­ские тор­гов­цы.

Как же могла по­гиб­нуть столь мощ­ная и силь­ная ци­ви­ли­за­ция? В 1480 году до н. э. про­изо­шло из­вер­же­ние вул­ка­на Сан­та­рин. С при­род­ной сти­хи­ей спра­вить­ся невоз­мож­но, и в ре­зуль­та­те из­вер­же­ния вул­ка­на Крит­ская ци­ви­ли­за­ция се­рьез­но осла­б­ла. С эко­но­ми­че­ской точки зре­ния по­те­ри были ко­лос­саль­ны­ми. По­это­му когда в XII веке на тер­ри­то­рии Крита по­яви­лись до­рий­цы, кри­тяне очень быст­ро сда­лись.

 Микенская цивилизация

На тер­ри­то­рии ма­те­ри­ко­вой Гре­ции су­ще­ство­ва­ла Ми­кен­ская ци­ви­ли­за­ция. По­ли­ти­че­ско­го един­ства здесь не было ни­ко­гда. Су­ще­ство­ва­ло несколь­ко де­сят­ков го­ро­дов: Ми­ке­ны, Ти­ринф, Пилос, Аргос. Ар­хео­ло­ги сви­де­тель­ству­ют о том, что еще в ми­кен­ские вре­ме­на, а это се­ре­ди­на II тыс. до н. э., су­ще­ство­ва­ла Ми­кен­ская кре­пость (рис. 6). Ми­кен­ские го­ро­да пред­став­ля­ли собой кре­по­сти, ис­то­ри­ки их на­зы­ва­ли ци­та­де­ля­ми. Одна из самых мощ­ных кре­по­стей была у го­ро­да Ти­ринф, в тол­щи­ну на­счи­ты­ва­ю­щая до 17 мет­ров. Война была ос­нов­ным за­ня­ти­ем для оби­та­те­лей Ми­кен­ской ци­ви­ли­за­ции. Ко­неч­но, там су­ще­ство­ва­ли зем­ле­де­лие, ско­то­вод­ство, раз­ви­тое ре­мес­ло, но боль­шую часть вре­ме­ни ми­кен­цы про­во­ди­ли в раз­лич­ных по­хо­дах.

Нель­зя недо­оце­нить куль­тур­ный вклад ми­кен­цев. До наших дней дошли па­мят­ни­ки куль­ту­ры, в част­но­сти «Льви­ные во­ро­та» в Ми­ке­нах (рис. 7). В 1939 году ар­хео­ло­ги рас­ко­па­ли огром­ный цар­ский дво­рец в Пи­ло­се, ко­то­рый ско­рее на­по­ми­нал рос­кош­ные ми­ной­ские двор­цы, чем ми­кен­ские по­строй­ки, на­по­до­бие кре­по­сти. В Пи­лос­ском двор­це об­на­ру­жен архив из цар­ских таб­ли­чек, бла­го­да­ря ко­то­ро­му стала до­ступ­ной ин­фор­ма­ция о том, как жили люди в Ми­ке­нах того вре­ме­ни.

Ми­кен­ская кре­пость

Рис. 6. Ми­кен­ская кре­пость

«Льви­ные во­ро­та» в Ми­ке­нах

Рис. 7. «Льви­ные во­ро­та» в Ми­ке­нах

 Полисный этап, Гомеровский период

О вой­нах, ко­то­рые вели в то время, мы можем го­во­рить бла­го­да­ря зна­ме­ни­тым по­э­мам Го­ме­ра.  В «Илиа­де» опи­сы­ва­ет­ся один из по­след­них круп­ных во­ен­ных кон­флик­тов между го­ро­да­ми этой ци­ви­ли­за­ции. Из­вест­но, что было со­зда­но объ­еди­не­ние ми­кен­ских го­ро­дов под ру­ко­вод­ством царя Ага­мем­но­на (рис. 8), и имен­но это объ­еди­не­ние от­пра­ви­лось во­е­вать под стены Трои. Ис­то­ри­че­ский ха­рак­тер Тро­ян­ской войны у со­вре­мен­ных ис­то­ри­ков со­мне­ния не вы­зы­ва­ет. Од­на­ко ис­то­ри­ки до сих пор спо­рят о том, когда имела место Тро­ян­ская война. На­зы­ва­ют­ся самые раз­ные даты, но боль­шин­ство ис­то­ри­ков схо­дят­ся на том, что этот кон­фликт имел место во вто­рой по­ло­вине XIII века до н. э. (при­мер­но 1240–1200 годы до н. э.).

Маска Ага­мем­но­на

Рис. 8. Маска Ага­мем­но­на

По­че­му имен­но эта война вошла в ис­то­рию и так по­дроб­но рас­смат­ри­ва­лась Го­ме­ром? Это была по­след­няя круп­ная война в ис­то­рии Ми­кен­ской ци­ви­ли­за­ции. В ней при­ни­ма­ли уча­стие воины из самых раз­ных ми­кен­ских го­ро­дов.

При­мер­но в то же время, когда ахей­цы сра­жа­лись у стен Трои, на се­ве­ре воз­ник­ла новая угро­за. К гра­ни­цам гре­че­ских го­ро­дов при­дви­ну­лись новые пле­ме­на – до­рий­цы. Ис­то­ри­ки спо­рят о сте­пе­ни их род­ства с ахей­ца­ми. При­хо­дят к мне­нию, что и ахей­цы, и до­рий­цы были ин­до­ев­ро­пей­ца­ми и имели много сход­ных черт в языке и в куль­ту­ре. В XIII–XII вв. до н. э. до­рий­цы за­во­е­ва­ли прак­ти­че­ски всю тер­ри­то­рию Гре­ции, и это со­бы­тие вошло в ис­то­рию как «до­рий­ское на­ше­ствие».

Имен­но до­рий­ское втор­же­ние было тем со­бы­ти­ем, ко­то­рое от­де­ля­ло эпоху ран­них ци­ви­ли­за­ций от по­лис­но­го этапа ис­то­рии Гре­ции. Раз­рыв между до­рий­ца­ми и ахей­ца­ми был се­рьез­ным, ведь у до­рий­цев не было ни пись­мен­но­сти, ни зем­ле­де­лия, уро­вень раз­ви­тия ре­мес­ла был на более низ­ком уровне, чем у ахей­цев.

Греки, ко­то­рые имели до этого пись­мен­ность, в XII–XI вв. до н. э. ее по­те­ря­ли. Гре­кам вновь по­на­до­би­лась пись­мен­ность в VIII–VII вв. до н.э., и они стали ис­поль­зо­вать фи­ни­кий­ское пись­мо. Важно от­ме­тить, что пись­мо, ко­то­рым поль­зо­ва­лись древ­ние греки до XII века до н. э., было иеро­гли­фи­че­ским, а бла­го­да­ря до­рий­цам в Древ­ней Гре­ции по­явил­ся за­им­ство­ван­ный из Фи­ни­кии ал­фа­вит.

Что ка­са­ет­ся куль­тур­но­го раз­ры­ва, то он про­явил­ся в том, что Гре­ция пе­ре­жи­ва­ла пе­ри­од упад­ка. От­сут­ствие пись­мен­ных ис­точ­ни­ков про­яви­лось в на­зва­нии «Тем­ные века», ко­то­рое точно ха­рак­те­ри­зу­ет эту эпоху.

С ар­хео­ло­ги­че­ской точки зре­ния в Гре­ции прак­ти­че­ски не оста­лось сви­де­тельств этой эпохи. Воз­мож­но, го­ро­да в это время про­па­ли, люди жили в неболь­ших де­ре­вуш­ках, а сле­дов от этих по­се­ле­ний не оста­лось.

Такая де­гра­да­ция ка­са­лась Гре­ции еще и в по­ли­ти­че­ском, а также в со­ци­аль­ном плане. Ис­чез­ла мощ­ная цар­ская власть, преж­ние цари стали не более чем во­ен­ны­ми во­ждя­ми. В поэме Го­ме­ра «Одис­сея» можно уви­деть, что об­ра­зы царей се­рьез­но от­ли­ча­ют­ся от тех, к ко­то­рым мы при­вык­ли.

Из до­сти­же­ний до­рий­цев можно вы­де­лить то, что они были эт­но­сом, ко­то­рый об­ла­дал тех­ни­кой вы­плав­ки же­ле­за. Этой тех­ни­ки у пред­ше­ствен­ни­ков до­рий­цев не было. До се­го­дняш­не­го дня яв­ля­ет­ся за­гад­кой то, от­ку­да же взя­лась такая со­вер­шен­ная тех­ни­ка у столь от­ста­лых пле­мен. Преж­няя вер­сия о том, что до­рий­цы, воз­мож­но, при­нес­ли эту тех­ни­ку из Альп, сей­час ис­то­ри­ка­ми пе­ре­смат­ри­ва­ет­ся. Мно­гие утвер­жда­ют то, что эта тех­ни­ка была за­им­ство­ва­на с тер­ри­то­рии Малой Азии.

Раз­ви­тие тех­ни­ки вы­плав­ки же­ле­за при­во­дит к тому, что в Гре­ции снова по­яв­ля­ет­ся вы­со­ко­спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ное ре­мес­ло. Это про­ис­хо­дит в конце го­ме­ров­ско­го пе­ри­о­да, а рас­цве­та ре­мес­ло до­сти­га­ет в ар­ха­и­че­скую и клас­си­че­скую эпоху. Ре­мес­лен­ни­ков в это время на­зы­ва­ли де­ми­ур­га­ми – ра­бо­та­ю­щи­ми на народ. Вновь воз­ник­ла со­вер­шен­ная тех­ни­ка ва­зо­пи­си, тех­ни­ка из­го­тов­ле­ния гон­чар­ных со­су­дов, а также тех­ни­ка из­го­тов­ле­ния ме­тал­ли­че­ских пред­ме­тов и стро­и­тель­ство ка­мен­ных зда­ний. Мно­гие виды ре­мес­ла в Гре­ции воз­рож­да­ют­ся на стыке го­ме­ров­ско­го и ар­ха­и­че­ско­го пе­ри­о­дов.

Раз­ви­тие ре­мес­ла при­во­дит к раз­ви­тию тор­гов­ли. Имен­но в Гре­ции впер­вые по­яв­ля­ет­ся такая форма рас­че­та, как день­ги (рис. 9). В се­ре­дине VII в. до н. э. пер­вые мо­не­ты были от­че­ка­не­ны в го­су­дар­стве Лидия, ко­то­рое на­хо­ди­лось на за­па­де по­лу­ост­ро­ва Малая Азия. Через несколь­ко лет мо­не­ты на­ча­ли че­ка­нить­ся на гре­че­ском ост­ро­ве Эгина. Имен­но от­сю­да тех­ни­ка че­кан­ки монет рас­про­стра­ня­ет­ся по всему миру.

Пер­вые гре­че­ские день­ги

Рис. 9. Пер­вые гре­че­ские день­ги

Про­яв­ле­ни­ем эко­но­ми­че­ско­го и по­ли­ти­че­ско­го раз­ви­тия ци­ви­ли­за­ции яв­ля­ет­ся рост на­се­ле­ния. Имен­но в это время ко­ли­че­ство жи­те­лей в Древ­ней Гре­ции рас­тет. Это при­во­дит к тому, что пе­ре­стра­и­ва­ют­ся гре­че­ские армии. Вме­сто армий, ко­то­рые со­сто­я­ли из всад­ни­ков и ко­лес­ни­чих, воз­ни­ка­ют мас­со­вые армии.  Они со­сто­я­ли из тя­же­ло­во­ору­жен­ных во­и­нов – гопли­тов (рис. 10). То го­су­дар­ство, ко­то­рое об­ла­да­ло луч­шей ар­ми­ей, могло пре­тен­до­вать на вли­я­ние и по­ли­ти­ку дру­гих го­ро­дов.

Уже в самом на­ча­ле эпохи ар­ха­и­ки гре­че­ские го­ро­да на­чи­на­ют раз­де­лять­ся на те, ко­то­рые об­ла­да­ли таким вли­я­ни­ем, и на го­ро­да, ко­то­рые не имели ни­ка­ко­го вли­я­ния. Во­ен­ный мо­мент был да­ле­ко не един­ствен­ным. Мно­гие го­ро­да про­сла­ви­лись бла­го­да­ря хра­мо­вым цен­трам, ко­то­рые рас­по­ла­га­лись на их тер­ри­то­рии, или ис­точ­ни­ка­ми сырья. Два глав­ных гре­че­ских по­ли­са – это Афины и Спар­та, воз­ник­ли имен­но бла­го­да­ря той во­ен­ной силе, ко­то­рую они могли пред­став­лять собой. Афины и Спар­та воз­ник­ли при­мер­но од­но­вре­мен­но, в IX–VIII вв. до н. э. Ле­ген­ды го­во­рят о том, что их воз­ник­но­ве­ние от­но­сит­ся к еще более ран­не­му вре­ме­ни. Про­ти­во­сто­я­ние между Афи­на­ми и Спар­той про­дол­жа­лось почти всю ар­ха­и­че­скую и клас­си­че­скую эпоху. Они имели слиш­ком много раз­ли­чий в об­ще­ствен­ном, по­ли­ти­че­ском, эко­но­ми­че­ском и даже куль­тур­ном устрой­стве. 

Гопли­ты

Рис. 10. Гопли­ты

Последнее изменение: Воскресенье, 13 Май 2018, 19:50