Древние цивилизации Южной и Восточной Азии

 Введение

До конца XIX века зна­ния людей о древ­но­сти огра­ни­чи­ва­лись Древним Егип­том, Древ­ней Ме­со­по­та­ми­ей и биб­лей­ски­ми стра­на­ми. Толь­ко в на­ча­ле XX века были со­вер­ше­ны ар­хео­ло­ги­че­ские от­кры­тия, ко­то­рые поз­во­ли­ли уче­ным на­чать изу­че­ние этого ре­ги­о­на не со Сред­них веков, а с го­раз­до более ран­не­го вре­ме­ни.

Между ци­ви­ли­за­ци­я­ми Южной и Во­сточ­ной Азии (Индия и Китай) было нема­ло общих черт. Одной из них было то, что на тер­ри­то­рии со­вре­мен­ных Индии и Китая очень долго не су­ще­ство­ва­ло еди­ных го­су­дарств. Раз­лич­ные объ­еди­не­ния пле­мен по­яв­ля­лись в III–II ты­ся­че­ле­тии до н. э., но толь­ко в IV–III вв. до н. э. в Индии и в Китае впер­вые со­зда­ют­ся цен­тра­ли­зо­ван­ные го­су­дар­ства – это им­пе­рия Мау­рьев в Индии и им­пе­рия Цинь на тер­ри­то­рии Китая. В Индии и Китае в древ­но­сти были со­зда­ны ре­ли­ги­оз­но-фи­ло­соф­ские си­сте­мы, со­хра­ня­ю­щие свою ак­ту­аль­ность до наших дней. Речь идет о буд­диз­ме и кон­фу­ци­ан­стве. Дру­гие ре­ли­ги­оз­но-фи­ло­соф­ские си­сте­мы тоже ак­ту­аль­ны: дао­сизм, ин­ду­изм, воз­ник­ший в Индии на ру­бе­же II–I тыс. до н. э.  

 Индская цивилизация

В Индии воз­ни­ка­ет тре­тья по вре­ме­ни ци­ви­ли­за­ция в ис­то­рии че­ло­ве­че­ства – Индская ци­ви­ли­за­ция (XXII–XVIII вв. до н. э.). Про­то­го­су­дар­ства по­яви­лись в этом ре­ги­оне еще рань­ше. Индская ци­ви­ли­за­ция рас­по­ла­га­лась на бе­ре­гах реки Инд, это тер­ри­то­рия, ко­то­рая вхо­ди­ла в со­став Бри­тан­ской ко­ло­нии, а ныне от­но­сит­ся к го­су­дар­ству Па­ки­стан. Круп­ные го­ро­да, вхо­див­шие в со­став этой ци­ви­ли­за­ции, до­ста­точ­но хо­ро­шо изу­че­ны уче­ны­ми: это Мо­хен­джо-Да­ро (рис. 1) и Ха­рап­па. Здесь су­ще­ство­ва­ли квар­та­лы ре­мес­лен­ни­ков, ши­ро­кие улицы, си­сте­ма во­до­про­во­да и ка­на­ли­за­ции, си­сте­ма об­ще­ствен­ных ванн, где омо­ве­ния могли со­вер­шать жи­те­ли го­ро­да.

Древ­ний город Индии – Мо­хен­джо-Да­ро

Рис. 1. Древ­ний город Индии – Мо­хен­джо-Да­ро

Индская ци­ви­ли­за­ция об­ла­да­ла до­воль­но со­вер­шен­ной эко­но­ми­че­ской струк­ту­рой и под­дер­жи­ва­ла эко­но­ми­че­ские от­но­ше­ния с теми пле­ме­на­ми, ко­то­рые окру­жа­ли ее. В XVIII веке до н. э., а воз­мож­но, чуть рань­ше или чуть позже, Индская ци­ви­ли­за­ция пре­кра­ти­ла свое су­ще­ство­ва­ние. Уче­ные до се­го­дняш­не­го дня не могут точно опре­де­лить, по­че­му были уни­что­же­ны древ­ние го­ро­да. Речь не шла о се­рьез­ных за­во­е­ва­ни­ях или из­ме­не­ни­ях в со­ста­ве на­се­ле­ния. Пе­ре­се­ле­ние дру­гих на­ро­дов не могло стать при­чи­ной па­де­ния этой ци­ви­ли­за­ции. Мно­гие ис­то­ри­ки пред­по­ла­га­ют, что Индская ци­ви­ли­за­ция пре­кра­ти­ла свое су­ще­ство­ва­ние в ре­зуль­та­те воз­дей­ствия при­чин эко­ло­ги­че­ско­го ха­рак­те­ра. Такие фак­то­ры, как неуме­рен­ная ир­ри­га­ция, за­со­ле­ние зе­мель, долж­ны были при­ве­сти к па­де­нию уро­жай­но­сти и к тому, что ци­ви­ли­за­ция долж­на была прий­ти к эко­но­ми­че­ско­му упад­ку. Как одна из ци­ви­ли­за­ций, по­гиб­шая в ре­зуль­та­те эко­ло­ги­че­ских ка­та­строф, Индская ци­ви­ли­за­ция стоит в ряду с Ми­ной­ской ци­ви­ли­за­ци­ей и ци­ви­ли­за­ци­ей Майя на тер­ри­то­рии Мек­си­ки и Гва­те­ма­лы.

 Древняя Индия во времена Арийского вторжения

После того как пре­кра­ти­ли свое су­ще­ство­ва­ние индские го­ро­да, Индия вновь впа­да­ет в пе­ри­од пер­во­быт­но­сти. Идет де­гра­да­ция мест­но­го на­се­ле­ния, а го­су­дар­ствен­но­сти на про­тя­же­нии по­ло­ви­ны ты­ся­чи лет точно не было. В XIII–X вв. до н. э. в ис­то­рии Индии про­ис­хо­дит важ­ней­шее со­бы­тие. В этот ре­ги­он на­чи­на­ют рас­се­лять­ся ин­до­ев­ро­пей­ские пле­ме­на, из­вест­ные как пле­ме­на ариев. Это со­бы­тие вошло в ис­то­рию как Арий­ское втор­же­ние. Арии стали лю­дь­ми, ко­то­рые со­зда­ли ис­то­рию со­вре­мен­ной Индии, ин­дий­скую куль­ту­ру. На­се­ле­ние, ко­то­рое про­жи­ва­ло на этих зем­лях до при­хо­да арий­цев, пред­став­ля­ло собой на­се­ле­ние иное по куль­ту­ре и сво­е­му эт­ни­че­ско­му ха­рак­те­ру. Остат­ки этого до­арий­ско­го на­се­ле­ния Индии и се­год­ня про­жи­ва­ют в раз­лич­ных рай­о­нах по­лу­ост­ро­ва Ин­до­стан. Го­су­дар­ства, ко­то­рые со­зда­ют арий­цы, были уже не слиш­ком по­хо­жи на те, ко­то­рые су­ще­ство­ва­ли до XVIII века до н. э. Они были го­раз­до мень­ше, уро­вень тех­ни­че­ской осна­щен­но­сти этих куль­тур был го­раз­до хуже. От этого пе­ри­о­да до нас дошли свя­щен­ные книги арий­цев, они по­лу­чи­ли на­зва­ние веды. Древ­ней­шие из них, «Ри­гве­ды» или «веды гим­нов», были на­пи­са­ны еще до того, как арий­цы рас­се­ли­лись по всей тер­ри­то­рии Индии. Весь этот пе­ри­од, за­ни­ма­ю­щий первую по­ло­ви­ну I ты­ся­че­ле­тия до н. э., по­лу­чил на­зва­ние Ве­дий­ско­го пе­ри­о­да. Кроме тек­стов, су­ще­ству­ет и Ве­ди­че­ская ли­те­ра­ту­ра. К ней от­но­сят­ся две поэмы: «Ма­хаб­ха­ра­та» и «Ра­ма­я­на».

Имен­но в это время в Се­вер­ной Индии воз­ни­ка­ет тот ка­сто­вый или вар­но­вый строй, ко­то­рый со­хра­ня­ет­ся в Южной Азии до се­го­дняш­не­го дня и яв­ля­ет­ся одной из ха­рак­тер­ных черт ин­дий­ско­го об­ще­ства. Муд­ре­цы и пра­ви­те­ли Индии – это брах­маны (1 каста), воины – это кшат­рии (2 каста), а зем­ле­дель­цы и ре­мес­лен­ни­ки – это вай­шьи (3 каста). Самая низ­шая каста – это слуги, их на­зы­ва­ют шудры (рис. 2). Такая си­сте­ма была со­зда­на в Индии как ми­ни­мум в I ты­ся­че­ле­тии до н. э. Се­год­ня есть пред­по­ло­же­ния о том, что она по­яви­лась еще в до­арий­ский пе­ри­од. Имен­но такое раз­де­ле­ние ин­дий­ско­го об­ще­ства на со­ци­аль­ные груп­пы, са­мо­за­мкну­тые и опре­де­ля­ю­щие место че­ло­ве­ка в со­ци­у­ме, по мне­нию мно­гих уче­ных, яв­ля­ет­ся за­ло­гом ста­биль­но­сти су­ще­ство­ва­ния ин­дий­ской ци­ви­ли­за­ции. Каж­дый че­ло­век в такой си­сте­ме имеет свое соб­ствен­ное место, но оно опре­де­ле­но не его лич­ны­ми до­сто­ин­ства­ми, а той со­ци­аль­ной груп­пой, к ко­то­рой он при­над­ле­жит. В древ­но­сти были люди, ис­клю­чен­ные из этой ка­сто­вой си­сте­мы, – непри­ка­са­е­мые, или чан­да­лы, так как со­при­ка­сать­ся с пред­ста­ви­те­ля­ми дру­гих варн им было за­пре­ще­но. Они не могли иметь ка­ких-то общих дел и даже всту­пать в раз­го­во­ры друг с дру­гом. По­ло­же­ние непри­ка­са­е­мых было су­ще­ствен­но из­ме­не­но после того, как ин­дий­ское об­ще­ство при­об­ре­ло ев­ро­пей­ские черты, а с 1950 года этой со­ци­аль­ной груп­пы офи­ци­аль­но не су­ще­ству­ет.

Ка­сто­вый строй в Древ­ней Индии

Рис. 2. Ка­сто­вый строй в Древ­ней Индии

В VI–V вв. до н. э. в ис­то­рии Индии про­ис­хо­дит со­бы­тие, ко­то­рое на­ло­жи­ло свой от­пе­ча­ток на всю ис­то­рию че­ло­ве­че­ства. Воз­ни­ка­ет новая ре­ли­гия, по­лу­чив­шая на­зва­ние буд­дизм. Её ос­но­во­по­лож­ни­ком счи­та­ет­ся Сид­дхарт­ха Гау­та­ма, он был ин­дий­ским прин­цем и жил в до­лине Ганга. Буд­дизм стал пер­вой ми­ро­вой ре­ли­ги­ей в ис­то­рии. Он стал быст­ро рас­про­стра­нять­ся по всей тер­ри­то­рии Индии. Свя­щен­ная книга буд­диз­ма – Три­пи­та­ка – со­хра­ни­лась в огром­ном ко­ли­че­стве спис­ков. Буд­дизм силь­но от­ли­чал­ся от дру­гих ре­ли­ги­оз­ных и фи­ло­соф­ских уче­ний, ко­то­рые были рас­про­стра­не­ны в Индии в эту эпоху. Все они, кроме буд­диз­ма, под­дер­жи­ва­ли ка­сто­вый строй. Буд­дизм был пер­вой ре­ли­ги­ей, ко­то­рая про­воз­гла­ша­ла, что все люди равны между собой. Врож­ден­ные раз­ли­чия между лю­дь­ми буд­дизм от­ри­цал. Это было необ­хо­ди­мо для того, чтобы со­здать еди­ное об­ще­ство, ко­то­рое могло бы под­чи­нять­ся не своим пле­мен­ным во­ждям, а еди­ным царям. Имен­но буд­дизм как ос­нов­ная ре­ли­гия при­вел к со­зда­нию пер­во­го го­су­дар­ства, ко­то­рое охва­ты­ва­ло боль­шую часть Индии. Это го­су­дар­ство по­лу­чи­ло на­зва­ние им­пе­рия Мау­рьев, было со­зда­но царем Чанд­ра­гуп­той в 317 году до н. э. Чанд­ра­гуп­та и его пре­ем­ни­ки пе­ре­хо­ди­ли к по­ли­ти­ке ак­тив­ных за­во­е­ва­ний, в ре­зуль­та­те ко­то­рых еди­ное го­су­дар­ство охва­ты­ва­ло не толь­ко боль­шую часть Индии, но и тер­ри­то­рию со­вре­мен­но­го Па­ки­ста­на, во­сточ­ный Иран и от­дель­ные об­ла­сти Аф­га­ни­ста­на. Его сто­ли­ца – Па­та­ли­пут­ра – на­хо­ди­лась в во­сточ­ной части со­вре­мен­ной Индии. Сво­е­го рас­цве­та го­су­дар­ство Мау­рьев до­стиг­ло во время прав­ле­ния царя Ашокив 273–232 гг. до н. э. (рис. 3). Ашока был свое­об­раз­ным пра­ви­те­лем в том от­но­ше­нии, что он пы­тал­ся со­брать еди­ное об­ще­ство. Он при­нял буд­дизм, но офи­ци­аль­но про­воз­гла­сил ра­вен­ство всех ре­ли­гий.

Царь Ашока

Рис. 3. Царь Ашока

Глав­ный сим­вол со­вре­мен­ной Индии тоже вос­хо­дит ко вре­ме­ни прав­ле­ния царя Ашоки. Это зна­ме­ни­тая льви­ная ка­пи­тель из Сар­натха (рис. 4). 4 льви­ные фи­гу­ры, по­вер­ну­тые в 4 раз­ные сто­ро­ны, сим­во­ли­зи­ру­ют им­пер­ское мо­гу­ще­ство го­су­дар­ства и пре­тен­зию Ашоки на все­лен­ское прав­ле­ние.

Льви­ная ка­пи­тель из Сар­натха

Рис. 4. Льви­ная ка­пи­тель из Сар­натха

В Древ­ней Индии раз­ви­ва­лось и на­уч­ное зна­ние. Имен­но здесь впер­вые по­яви­лось по­ня­тие «нуля». Те цифры, ко­то­рые мы ис­поль­зу­ем сей­час и на­зы­ва­ем араб­ски­ми, са­ми­ми ара­ба­ми были за­им­ство­ва­ны из Индии. Из Индии арабы по­лу­чи­ли и спо­соб за­пи­си чисел, ко­то­рый се­год­ня ис­поль­зу­ет весь мир. Если го­во­рить о фи­ло­со­фии, то мно­гие фи­ло­соф­ские школы Древ­ней Индии про­дол­жа­ют су­ще­ство­вать и раз­ви­вать­ся в наши дни. Ве­ли­кие до­сти­же­ния в об­ла­сти аст­ро­но­мии со­вре­мен­ным уче­ным оста­ют­ся непо­нят­ны­ми. Непо­нят­но то, как древ­ние ин­дий­цы до­ду­ма­лись до такой си­сте­мы зна­ний. Имен­но в Древ­ней Индии впер­вые воз­ник­ло пред­став­ле­ние о том, что Земля вра­ща­ет­ся не толь­ко во­круг Солн­ца, но и во­круг своей оси.

 Древний Китай

Кроме Индии, су­ще­ство­ва­ла еще одна ци­ви­ли­за­ция, кон­гло­ме­рат го­су­дарств, ко­то­рые на­хо­ди­лись в Во­сточ­ной части Азии. Речь идет о Древ­нем Китае. За по­след­ние годы про­изо­шло много ар­хео­ло­ги­че­ских от­кры­тий, ко­то­рые поз­во­ля­ют по-дру­го­му по­смот­реть на ис­то­рию Древ­не­го Китая. Одним из самых глав­ных дис­кус­си­он­ных во­про­сов до се­го­дняш­не­го дня оста­ет­ся во­прос о том, когда впер­вые воз­ник­ло ки­тай­ское го­су­дар­ство. Ки­тай­ские ле­ген­ды гла­сят, что пер­вое го­су­дар­ство на тер­ри­то­рии Китая было со­зда­но еще в XXVII веке до н. э. Од­на­ко со­зда­но оно было не на во­сто­ке Китая, а на за­па­де, в горах Ку­нь­лунь. 

Ос­но­во­по­лож­ни­ком этого го­су­дар­ства был Жел­тый им­пе­ра­тор – Хуан Ди (рис. 5). Если го­во­рить о го­су­дар­ствах, су­ще­ство­ва­ние ко­то­рых до­ка­за­но с ар­хео­ло­ги­че­ской точки зре­ния, то одним из пер­вых таких го­су­дарств счи­та­ет­ся го­су­дар­ство Шан (Инь). Оно су­ще­ство­ва­ло в во­сточ­ной части Китая в XVII–XI вв. до н. э. Это го­су­дар­ство было раз­гром­ле­но в 1027 году до н. э. в ре­зуль­та­те по­хо­дов вар­ва­ров, при­шед­ших в это го­су­дар­ство с за­па­да. Имен­но с го­су­дар­ства Шан на­чи­на­ет­ся пе­ри­од су­ще­ство­ва­ния ки­тай­ской го­су­дар­ствен­но­сти с точки зре­ния со­вре­мен­ной офи­ци­аль­ной науки. Здесь было много раз­ных царств, ко­то­рые то объ­еди­ня­лись, то раз­де­ля­лись, по­сто­ян­но враж­до­ва­ли между собой. Необ­хо­ди­мо было со­здать ка­кие-то си­сте­мы, ко­то­рые поз­во­ли­ли бы Древ­не­му Китаю объ­еди­нить­ся, как это сде­ла­ла Индия, ру­ко­вод­ству­ясь прин­ци­па­ми и иде­я­ми буд­диз­ма. Но если в Индии буд­дизм прак­ти­че­ски не имел со­пер­ни­ков, то в Китае почти од­но­вре­мен­но в се­ре­дине I ты­ся­че­ле­тия до н. э. воз­ник­ли три по­пу­ляр­ные кон­цеп­ции:

- кон­фу­ци­ан­ство,

- дао­сизм,

- ле­гизм.

Хуан Ди (Жел­тый им­пе­ра­тор)

Рис. 5. Хуан Ди (Жел­тый им­пе­ра­тор)

Кон­фу­ци­ан­ство обя­за­но своим воз­ник­но­ве­ни­ем ки­тай­ско­му муд­ре­цу Кун-цзы (в пе­ре­во­де – Учи­тель Кун) (рис. 6). Кон­фу­ций, как его при­ня­то на­зы­вать, жил в 551–484 гг. до н. э. Ос­но­вы кон­фу­ци­ан­ства со­став­ля­ла идея обу­че­ния и слу­же­ния го­су­дар­ству. Кон­фу­ци­ан­ство пред­по­ла­га­ло, что каж­дый че­ло­век дол­жен от­дать все свои та­лан­ты на служ­бу го­су­дар­ству и под­чи­нять­ся го­су­дар­ству, чего бы оно ни по­тре­бо­ва­ло.

Кун-цзы – ос­но­во­по­лож­ник кон­фу­ци­ан­ства

Рис. 6. Кун-цзы – ос­но­во­по­лож­ник кон­фу­ци­ан­ства

Дру­гой ха­рак­тер но­си­ло ре­ли­ги­оз­но-фи­ло­соф­ское уче­ние, из­вест­ное как дао­сизм. Его ос­но­во­по­лож­ник Лао-Цзы (рис. 7) со­здал свя­щен­ную книгу «Дао Дэ Дзин», ко­то­рая пе­ре­во­дит­ся как «Слово о пути и бла­го­да­ти». Дао­сизм от­ли­чал­ся от кон­фу­ци­ан­ства в от­но­ше­нии того, что дол­жен де­лать че­ло­век. Каж­дый че­ло­век, с точки зре­ния Лао-Цзы, дол­жен сле­до­вать своим соб­ствен­ным пред­на­чер­та­ни­ям и ис­пол­нять тот путь, ко­то­рый ему был пред­на­чер­тан свыше. Если Кон­фу­ций при­зна­вал явное до­ми­ни­ро­ва­ние го­су­дар­ства над че­ло­ве­ком, то Лао-Цзы на эту про­бле­му смот­рел по-дру­го­му. Од­на­ко сто­рон­ни­ков дао­сиз­ма в Китае все­гда было мень­ше, чем сто­рон­ни­ков кон­фу­ци­ан­ства.

Лао Цзы – ос­но­во­по­лож­ник дао­сиз­ма

Рис. 7. Лао Цзы – ос­но­во­по­лож­ник дао­сиз­ма

Тре­тье уче­ние, не ре­ли­ги­оз­ное, а ско­рее по­ли­ти­ко-пра­во­вое, по­лу­чи­ло на­зва­ние ле­гизм. Это фи­ло­соф­ская школа эпохи Чжа­нь­го (Во­ю­ю­щих царств). Ос­нов­ной идеей школы было ра­вен­ство всех перед За­ко­ном и Сыном Неба, след­стви­ем чего яв­ля­лась идея раз­да­чи ти­ту­лов не по рож­де­нию, а по ре­аль­ным за­слу­гам, со­глас­но ко­то­рой любой про­сто­лю­дин имел право до­слу­жить­ся до пер­во­го ми­ни­стра. Каж­дый че­ло­век в этой си­сте­ме имел воз­мож­ность ока­зы­вать вли­я­ние на го­су­дар­ствен­ный ап­па­рат. Прав­да, для этого нужно было сдать эк­за­ме­ны. Для того чтобы быть на­зна­чен­ным на любой го­су­дар­ствен­ный пост, тре­бо­ва­лось сда­вать слож­ные и про­дол­жи­тель­ные эк­за­ме­ны.

 Империя Цинь в Китае

Пер­вый, кто по­пы­тал­ся во­пло­тить идеи ле­гиз­ма на прак­ти­ке, – Шан Ян (рис. 8). Он в се­ре­дине IV века до н. э. про­вел ре­фор­мы в го­су­дар­стве Цинь, в ко­то­ром пра­вил. Ре­зуль­та­том этого стало пре­вра­ще­ние Цинь в самую на­сто­я­щую про­то­им­пе­рию и ее пе­ре­ход к за­во­е­ва­ни­ям. Кри­ти­ки ле­гиз­ма счи­та­ют, что имен­но из него вы­рос­ла кон­цеп­ция то­та­ли­тар­но­го об­ще­ства. То­та­ли­та­ризм – это по­ли­ти­че­ский режим, ха­рак­те­ри­зу­ю­щий­ся кон­тро­лем го­су­дар­ства над част­ной жиз­нью своих граж­дан или под­дан­ных. Имен­но ре­фор­ма Шан Яна по­мог­ли со­зда­нию пер­во­го об­ще­ки­тай­ско­го го­су­дар­ства. Это го­су­дар­ство про­су­ще­ство­ва­ло со­всем немно­го, с 221 по 207 год до н. э. Ис­то­ри­ки на­зы­ва­ют это го­су­дар­ство Им­пе­ри­ей Цинь. Со­зда­те­лем этого го­су­дар­ства и пер­вым им­пе­ра­то­ром был Цинь Ши­ху­ан­ди, имя ко­то­ро­го пе­ре­во­дит­ся как «пер­вый им­пе­ра­тор ди­на­стии Цинь».Ру­ко­вод­ству­ясь прин­ци­пом вер­хо­вен­ства­пра­ви­те­ля, прин­ци­пом все­об­ще­го под­чи­не­ния, он со­здал мощ­ней­шее цен­тра­ли­зо­ван­ное го­су­дар­ство, со­здал еди­ную си­сте­му за­ко­нов, еди­ную си­сте­му мер и весов, уни­фи­ци­ро­вал по­ряд­ки в стране, была со­зда­на огром­ная и мощ­ная армия. Имен­но при нем на­ча­лось стро­и­тель­ство линий укреп­ле­ний, впо­след­ствии из­вест­ной как Ве­ли­кая Ки­тай­ская стена. Од­на­ко к этому им­пе­ра­то­ру мно­гие ис­то­ри­ки от­но­сят­ся кри­ти­че­ски: время его прав­ле­ния ока­за­ло се­рьез­ное нега­тив­ное вли­я­ние на ки­тай­ское об­ще­ство. Эко­но­ми­че­ский подъ­ем со­про­вож­дал­ся неви­дан­ны­ми до тех вре­мен ре­прес­си­я­ми, же­сто­чай­ши­ми на­ка­за­ни­я­ми и про­слав­ле­ни­ем имени им­пе­ра­то­ра.

Шан Ян

Рис. 8. Шан Ян

 Империя Хань в Китае

Вско­ре после смер­ти им­пе­ра­то­ра мел­кий чи­нов­ник Лю Бан под­нял вос­ста­ние, сумел со своим вой­ском за­хва­тить сто­ли­цу и про­воз­гла­сить со­зда­ние новой им­пе­рии. Эта им­пе­рия по­лу­чи­ла на­зва­ние Им­пе­рия Хань, ди­на­стия пра­ви­ла в Китае с 206 года до н. э. по 220 год н.э. В это время ки­тай­ское об­ще­ство ста­но­вит­ся еди­ным, кон­фу­ци­ан­ство было при­ня­то как офи­ци­аль­ная ре­ли­гия, но оно ско­рее яв­ля­лось фи­ло­соф­ским уче­ни­ем, опре­де­ляв­шим нормы мо­ра­ли и пра­ви­ла по­ве­де­ния людей по от­но­ше­нию друг к другу и к го­су­дар­ству. Имен­но во вре­ме­на им­пе­рии Хань го­су­дар­ство в Китае при­ня­ло тот все­объ­ем­лю­щий ха­рак­тер, ко­то­рое оно имеет се­год­ня. Была со­зда­на си­сте­ма го­су­дар­ствен­ных мо­но­по­лий (ис­клю­чи­тель­ное право на про­из­вод­ство или про­да­жу опре­де­лен­но­го вида то­ва­ров) и си­сте­ма то­таль­но­го кон­тро­ля над на­се­ле­ни­ем. Счи­та­ет­ся, что это по­мог­ло со­хра­нить Китаю ци­ви­ли­за­ци­он­ное и куль­тур­ное един­ство на про­тя­же­нии тысяч лет.

Последнее изменение: Суббота, 5 Май 2018, 14:18