Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

В Сред­ней Гре­ции на­хо­ди­лась об­ласть Ат­ти­ка (рис. 1). Ее глав­ным го­ро­дом были Афины. Почти вся осталь­ная Ат­ти­ка была по­кры­та го­ра­ми, в гор­ных рай­о­нах жи­те­ли раз­во­ди­ли овец, сви­ней и коз. В при­бреж­ных по­сел­ках жили ры­ба­ки, промышляв­шие ловом мор­ской рыбы.

Ат­ти­ка

Рис. 1. Ат­ти­ка

Почвы для зер­но­вых в Ат­ти­ке, как и в боль­шей части осталь­ной Гре­ции, были неваж­ные, зато ви­но­град и олив­ки здесь росли пре­крас­но. Оливы – веч­но­зе­ле­ные неболь­шие де­ревья с ис­крив­лен­ным ство­лом и се­реб­ри­сты­ми ли­стья­ми. На де­ревьях росли зе­ле­но­ва­тые плоды, ко­то­рые на­зы­ва­ют­ся олив­ка­ми, или мас­ли­на­ми. Греки ели олив­ки све­жи­ми, со­ле­ны­ми и ма­ри­но­ван­ны­ми, вы­ма­чи­вая их в ви­но­град­ном ук­су­се. Из оли­вок вы­дав­ли­ва­ли зо­ло­ти­стое высоко­качественное масло. Луч­шие сорта олив­ко­во­го масла шли в пи­щу, на нем жа­ри­ли рыбу, им за­прав­ля­ли овощи и яч­мен­ную ка­шу. Худ­шие сорта олив­ко­во­го масла упо­треб­ля­лись для осве­ще­ния. Масло на­ли­ва­ли в гли­ня­ный све­тиль­ник с узким но­си­ком, в ко­то­рый встав­ля­ли фи­тиль. Коп­тя­щий ого­нек едва раз­гонял мрак, но дру­го­го спо­со­ба осве­щать дом греки не знали. В бо­га­тых домах ве­че­ра­ми за­жи­га­ли де­сят­ки све­тиль­ни­ков, в бед­ных – один-два. Олив­ко­вым мас­лом сма­зы­ва­ли ожоги, оно вхо­ди­ло в со­став ле­карств. Греки на­ти­ра­ли им тело при посеще­нии бани, перед спор­тив­ной борь­бой (кожа ста­но­ви­лась скольз­кой, про­тив­ни­ку труд­нее было сде­лать за­хват). Во время сбора оли­вок сры­вать их нужно было ру­ка­ми по од­ной. При сборе оли­вок тря­сти ветви не сле­до­ва­ло: упав­шие и по­мятые олив­ки сох­нут и дают мень­ше масла. Ино­гда олив­ки осто­рожно сби­ва­ли пал­ка­ми, тут же со­би­рая (рис. 2).

Сбор олив

Рис. 2. Сбор олив

В Ат­ти­ке на скло­нах хол­мов вы­ра­щи­ва­ли ви­но­град. Из его сока де­ла­ли вино. Греки не пили вино чи­стым, а раз­бав­ля­ли его водой. Пьян­ство резко осуж­да­ли.

В VII веке до н. э. власть в Афи­нах при­над­ле­жа­ла знати. Про­стой народ, по-гре­че­ски демос, в управ­ле­нии не участ­во­вал. На холме, по­свя­щен­ном богу Аресу, за­се­дал аре­о­паг – совет знати. Из числа знат­ных и бо­га­тых афи­нян из­би­ра­ли ар­хон­тов – пра­ви­те­лей и судей. В Афин­ском по­ли­се дей­ство­ва­ли су­ро­вые за­ко­ны, на­пи­сан­ные ар­хон­том Дра­ко­ном. Даже за мел­кое во­ров­ство при­го­ва­ри­ва­ли к смерт­ной казни.

Луч­ши­ми зем­ля­ми в Ат­ти­ке вла­де­ли знат­ные люди. Кре­стьяне Ат­ти­ки часто го­ло­да­ли, у мно­гих не хва­та­ло даже семян для но­во­го по­се­ва. При­хо­ди­лось брать в долг у бо­га­тых со­се­дей. На кре­стьян­ской земле по­яв­ля­лись дол­го­вые камни. На них было вы­ре­за­но имя знат­но­го че­ло­ве­ка, дав­шего в долг зерно или се­реб­ро, имя долж­ни­ка и срок воз­вра­ще­ния долга. Если кре­стья­нин не от­даст долга, у него от­бе­рут землю. Но семью надо кор­мить, и при­хо­дит­ся вновь за­ле­зать в долги. Мно­гим кре­стья­нам гро­зи­ла участь стать раба­ми. Знат­ный ра­бо­вла­де­лец  мог по­слать ра­ба-долж­ни­ка на любые ра­бо­ты и даже про­дать его на чуж­би­ну. Афин­ский демос стал во­ору­жать­ся на борь­бу со зна­тью, тре­буя от­ме­ны дол­го­во­го раб­ства и пе­ре­де­ла земли (рис. 3).

Борь­ба де­мо­са про­тив дол­го­во­го раб­ства

Рис. 3. Борь­ба де­мо­са про­тив дол­го­во­го раб­ства

Последнее изменение: Среда, 2 Май 2018, 19:57