Олимпийские игры в древности

Олим­пий­ские игры в жизни  древ­них гре­ков были столь зна­чи­тель­ным и гран­ди­оз­ным со­бы­ти­ем, что по ним даже вели свое ле­то­ис­чис­ле­ние. На время игр за­бы­ва­лись раз­до­ры и рас­при, пре­кра­ща­лись войны, объ­яв­лял­ся все­об­щий мир. На­вер­ное, по­это­му до сих пор олим­пий­ских спортс­ме­нов на­зы­ва­ют по­слан­ца­ми мира.

За несколь­ко ме­ся­цев до на­ча­ла со­рев­но­ва­ний по всем гре­че­ским го­ро­дам разъ­ез­жа­ли послы, при­гла­шая к уча­стию в играх же­ла­ю­щих. По древним за­ко­нам при­нять уча­стие в играх могли все сво­бод­ные греки, но от­ва­жи­ва­лись всту­пить в борь­бу толь­ко силь­ней­шие. Юноши и муж­чи­ны го­да­ми го­то­ви­ли себя к со­стя­за­ни­ям, а вот жен­щи­нам при­ни­мать уча­стие в играх было за­пре­ще­но. 

Один раз в че­ты­ре года, в се­ре­дине лета, в Олим­пию (рис. 1) сте­ка­лись толпы людей. Боль­шин­ство со­рев­но­ва­ний про­хо­ди­ло на ста­ди­оне, ко­то­рый имел про­дол­го­ва­тую форму. С одной сто­ро­ны он при­мы­кал к под­но­жию холма. Мест для си­де­ния зри­те­лей не было. Зри­те­ли сто­я­ли, си­де­ли или ле­жа­ли на холме, а также на на­сы­пях, об­ло­жен­ных дер­ном. Плату за по­се­ще­ния ста­ди­о­на не брали.

Олим­пия

Рис. 1. Олим­пия

В пер­вый день все спортс­ме­ны при­но­си­ли жерт­ву богам, кля­лись бо­роть­ся чест­но и не поль­зо­вать­ся за­пре­щен­ны­ми при­е­ма­ми. Судьи да­ва­ли клят­ву чест­но су­дить спортс­ме­нов, вы­но­сить спра­вед­ли­вое ре­ше­ние.

Сле­ду­ю­щие дни были по­свя­ще­ны со­стя­за­ни­ям по раз­лич­ным видам спор­та. Мно­гие со­рев­но­ва­ния про­хо­ди­ли под му­зы­ку.

На­чи­на­ли бе­гу­ны (рис. 2). Участ­ни­ки со­рев­но­ва­ний по ко­ман­де «За­нять место нога к ноге!» – ста­но­ви­лись на свои места на до­рож­ке. Если один их ат­ле­тов сры­вал­ся с места до сиг­на­ла, судья на­ка­зы­вал его хлы­стом.

Бег

Рис. 2. Бег

О ско­ро­сти бе­гу­нов сла­га­ли ле­ген­ды. Рас­ска­зы­ва­ли, что был бегун, ко­то­ро­го ви­де­ли толь­ко на стар­те и фи­ни­ше, как он бежал всю ди­стан­цию никто не видел, на­столь­ко быст­ро он быст­ро бежал. Дру­гой бегун мог обо­гнать зайца, а тре­тий бежал так, что на до­рож­ке не остав­лял сле­дов.

При прыж­ке в длину для уси­ле­ния толч­ка, ат­ле­ты ис­поль­зо­ва­ли ка­мен­ные или свин­цо­вые гири. В мо­мент от­тал­ки­ва­ния, пры­гун вы­бра­сы­вал руки с ги­ря­ми сна­ча­ла впе­ред, а потом резко назад.

На бе­го­вой до­рож­ке устра­и­ва­ли со­рев­но­ва­ния по ме­та­нию диска и копья. Диски были ка­мен­ны­ми или брон­зо­вы­ми, самые боль­шие ве­си­ли не более 5 кг.

Самым лю­би­мым видом со­стя­за­ний была борь­ба (рис. 3). Борцы ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­ли под­нож­ку за­хва­ты рук и шеи. Чтобы легче было спра­вить­ся с про­тив­ни­ком, его пер­во­на­чаль­но ста­ра­лись вы­ва­лять в пыли, чтобы тело, сма­зан­ное олив­ко­вым мас­лом, стало менее скольз­ким. Для по­бе­ды тре­бо­ва­лось, чтобы про­тив­ник три­жды кос­нул­ся земли обе­и­ми ло­пат­ка­ми.

Борь­ба

Рис. 3. Борь­ба

Кроме пя­ти­бо­рья устра­и­ва­ли кон­ные со­стя­за­ния, ко­то­рые про­хо­ди­ли на ип­по­дро­ме. По сиг­на­лу трубы воз­ни­цы взма­хи­ва­ли би­ча­ми и ко­лес­ни­цы устрем­ля­лись впе­ред. Они долж­ны были сде­лать 12 кру­гов (около 13 км). Самым опас­ным были те места, где тре­бо­ва­лось обо­гнуть по­во­рот­ный столб. Неред­ко ло­ша­ди ста­но­ви­лись на дыбы, так как при по­во­ро­те солн­це на­чи­на­ло све­тить им в морды и они пу­га­лись, по­это­му ино­гда скач­ки за­кан­чи­ва­лись ги­бе­лью ко­лес­ни­чих. Не все­гда вла­де­лец ло­ша­дей сам ими управ­лял, чаще всего это де­ла­ли его слуги, но по­бе­да при­суж­да­лась хо­зя­и­ну ло­ша­дей.

В по­след­ний день игр, перед хра­мом Зевса ста­ви­ли стол из зо­ло­та и сло­но­вой кости. На нем ле­жа­ли венки из свя­щен­но­го олив­ко­во­го де­ре­ва. По­бе­ди­те­ли по оче­ре­ди под­хо­ди­ли к глав­но­му судье, ко­то­рый воз­ла­гал на их го­ло­вы венки. В это время гла­ша­тай на­зы­вал имя ат­ле­та и его род­ной город. Затем по­бе­ди­те­ли про­хо­ди­ли по­чет­ный круг, а зри­те­ли кри­ча­ли: «Слава, слава по­бе­ди­те­лям!»

Когда по­бе­ди­тель воз­вра­щал­ся домой, все жи­те­ли вы­хо­ди­ли ему нав­стре­чу. Атлет в пур­пур­ной одеж­де под­хо­дил к глав­но­му храму и при­но­сил свой венок в дар богам. По­бе­ди­те­лю Олим­пий­ских игр ста­ви­ли ста­тую, ему предо­став­ля­ли по­чет­ные места в те­ат­ре, до конца жизни его кор­ми­ли за об­ще­ствен­ный счет.

Наи­боль­шей сла­вой поль­зо­вал­ся Милон (рис. 4). С дет­ских лет он носил на пле­чах те­лен­ка и по­вто­рял это упраж­не­ние еже­днев­но.  В 540 г. до н. э. Милон по­бе­дил в со­стя­за­ни­ях маль­чи­ков-бор­цов на Олим­пий­ских играх, он оста­вал­ся непо­бе­ди­мым бор­цом на про­тя­же­нии трид­ца­ти лет. Обыч­но Милон со­кру­шал про­тив­ни­ка, об­ру­ши­ва­ясь на него тя­же­стью сво­е­го тела. Од­на­ж­ды никто не ре­шал­ся вы­сту­пить про­тив Ми­ло­на, и он по­лу­чил по­бе­ду без борь­бы. На­прав­ля­ясь к су­дьям за вен­ком, атлет по­скольз­нул­ся и упал на ров­ном месте. Зри­те­ли по­тре­бо­ва­ли не да­вать венка ат­ле­ту, ко­то­рый па­да­ет на землю без про­тив­ни­ка. Но Милон гордо от­ве­тил, что он упал толь­ко один раз и очень хочет ви­деть того, кто смо­жет бро­сить его во вто­рой и тре­тий раз (по­ра­же­ние за­счи­ты­ва­ли при трое­крат­ном па­де­нии борца на землю).

Же­ла­ю­щих это сде­лать не на­шлось. Рас­ска­зы­ва­ли самые уди­ви­тель­ные ис­то­рии о силе Ми­ло­на. Когда он учил­ся в школе, то в ком­на­те, где про­ис­хо­ди­ли за­ня­тия, вне­зап­но рух­ну­ла ко­лон­на. Милон дер­жал на своих руках пе­ре­кры­тия до тех пор, пока все не по­ки­ну­ли дом, и сам вы­бе­жал по­след­ним. Он часто де­мон­стри­ро­вал силу: на­мо­тав на го­ло­ву во­ло­вьи жилы и сдер­жав ды­ха­ние, Милон раз­ры­вал их на­пря­же­ни­ем му­ску­лов. Когда Милон ста­но­вил­ся на брон­зо­вый ме­та­тель­ный диск, по­ли­тый олив­ко­вым мас­лом, ни­ко­му не уда­ва­лось столк­нуть его с места. Даже смерть Ми­ло­на была необыч­ной. Бу­дучи глу­бо­ким ста­ри­ком, он за­хо­тел разо­рвать ру­ка­ми пень, ко­то­рый кли­нья­ми не могли раз­ру­бить дро­во­се­ки. Но пень за­ще­мил ему руку, и ночью он стал до­бы­чей вол­ков.

Милон

Рис. 4. Милон

В V в. до н. э. про­сла­вил­ся Фи­а­ген. Когда ему было де­вять лет, он под­нял на плечо по­нра­вив­шу­ю­ся ему брон­зо­вую ста­тую, сто­яв­шую на ры­ноч­ной пло­ща­ди, и унес к себе домой. Фи­а­ге­на за­ста­ви­ли ста­тую от­не­сти на преж­нее место, а молва о его силе рас­про­стра­ни­лась по всей Эл­ла­де. За свою жизнь на раз­лич­ных со­стя­за­ни­ях он по­лу­чил 1400 по­бед­ных вен­ков.

Слава об Олим­пий­ских играх и вы­да­ю­щих­ся ат­ле­тах пе­ре­жи­ла века.

Последнее изменение: Среда, 2 Май 2018, 20:08