Религия древних греков

В Гре­ции есть два места с по­хо­жим на­зва­ни­ем. Одно – это гора Олимп на се­ве­ре Гре­ции, со­глас­но ве­ро­ва­ни­ям, на вер­шине Олим­па на­хо­ди­лись двор­цы богов (рис. 1). Дру­гое место – Олим­пия на юге Гре­ции, где раз в че­ты­ре года устра­и­ва­лись зна­ме­ни­тые спор­тив­ные игры, ко­то­рые были учре­жде­ны в честь Зевса – глав­но­го бога.

Боги Олим­па

Рис. 1. Боги Олим­па

Вер­хов­ный бог-гро­мо­вер­жец жил на горе Олимп. Свя­щен­ной пти­цей Зевса был орел. Бога изоб­ра­жа­ли мо­гу­чим муж­чи­ной сред­них лет. Взмах­нет Зевс рукой – удары грома рас­ка­тят­ся по небу, сверк­нет мол­ния, и хлы­нут по­то­ки дождя на землю. Зевса, как и осталь­ных богов, стре­ми­лись уми­ло­сти­вить жерт­ва­ми: жи­вот­ных за­ка­лы­ва­ли, а затем часть их туши сжи­га­ли на осо­бом камне – жерт­вен­ни­ке.

У Зевса есть брат – бог морей По­сей­дон (рис. 2). Взмах­нет По­сей­дон своим гроз­ным тре­зуб­цем – взды­ма­ют­ся, слов­но горы, мор­ские волны, бу­шу­ет на море сви­ре­пая буря. Пред­ставь­те себе: плы­вут на ко­раб­ле гре­че­ские мо­ре­хо­ды. Под­ни­ма­ет­ся силь­ный ветер, море, пре­жде спо­кой­ное, ста­но­вит­ся неузна­ва­е­мым. Ма­лень­кий де­ре­вян­ный ко­рабль бро­са­ет как щепку, ветер сва­лил мачту, водой смыло несколь­ких греб­цов. Ко­рабль дал течь. Люди в ужасе: чем они про­гне­ва­ли гроз­но­го бога, по­слав­ше­го эту бурю?! Кому мо­лят­ся греки о спа­се­нии ко­раб­ля?

Бог Аид – брат Зевса и По­сей­до­на – вла­сти­тель мрач­но­го под­зем­но­го «цар­ства мерт­вых». Там текут страш­ные хо­лод­ные реки, туда не про­ни­ка­ют лучи солн­ца и все­гда стоит без­от­рад­ная ночь. Точно го­ни­мые вет­ром, но­сят­ся там души умер­ших, жа­лу­ясь на свою судь­бу. Ни­ко­му нет воз­вра­та из этого цар­ства пе­ча­ли.

По­сей­дон

Рис. 2. По­сей­дон

Бо­ги­ня Гера – су­пру­га Зевса, вер­хов­ная бо­ги­ня. Греки по­чи­та­ли Геру как охра­ни­тель­ни­цу семьи. Счи­та­лось, что она по­мо­га­ет жен­щи­нам во время родов. В Тро­ян­ской войне Гера была ярой за­щит­ни­цей гре­ков и про­тив­ни­цей тро­ян­цев.

Гер­мес – вест­ник богов, по­это­му его изоб­ра­жа­ли в до­рож­ной ша­поч­ке (греки но­си­ли го­лов­ной убор, толь­ко на­хо­дясь в пути), зо­ло­тых кры­ла­тых сан­да­ли­ях и с зо­ло­тым жез­лом в руке, об­ла­да­ю­щим вол­шеб­ной силой. Этим жез­лом, усып­ля­ю­щим и про­буж­да­ю­щим людей, Гер­мес вы­пол­ня­ет важ­ную обя­зан­ность про­вод­ни­ка душ умер­ших в цар­ство Аида. Гер­мес – по­кро­ви­тель всех пут­ни­ков, в том числе и куп­цов. Хит­рость и лов­кость Гер­ме­са де­ла­ют его также по­кро­ви­те­лем во­ров­ства.

По всей Гре­ции по­чи­та­ли Афину – бо­ги­ню муд­ро­сти, бо­ги­ню-во­и­тель­ни­цу, охра­няв­шую го­ро­да, ве­ри­ли, что Афина по­мо­га­ет тка­чи­хам, гор­шеч­ни­кам и во­об­ще всем ре­мес­лен­ни­кам. Афину пред­став­ля­ли ве­ли­че­ствен­ной девой в длин­ном оде­я­нии. На ее го­ло­ве шлем, а на груди часто изоб­ра­жа­ли козью шкуру с го­ло­вой ска­зоч­но­го чу­ди­ща – гор­го­ны Ме­ду­зы. В пра­вой руке Афины копье, у ее ног из­ви­ва­ет­ся свя­щен­ная змея.

Бог Ди­о­нис был по­кро­ви­те­лем ви­но­гра­дар­ства и ви­но­де­лия. На поч­вах Гре­ции плохо росли зер­но­вые, зато ви­но­град­ни­ки да­ва­ли боль­шие уро­жаи: гре­че­ские зем­ле­дель­цы про­из­во­ди­ли много вина и для себя, и на про­да­жу. По­это­му Ди­о­нис осо­бен­но по­чи­тал­ся зем­ле­дель­ца­ми. Его изоб­ра­жа­ли кра­си­вым юно­шей с гроз­дья­ми ви­но­гра­да в руках.

Аф­ро­ди­та была бо­ги­ней кра­со­ты и любви. Это ей отдал Парис зо­ло­тое яб­ло­ко. Нежась в своих по­ко­ях, рас­че­сы­ва­ет она зо­ло­тым греб­нем кудри.

Самый ис­кус­ный ма­стер и самый некра­си­вый из богов, хро­мо­но­гий Ге­фест, тру­дит­ся у на­ко­валь­ни в своей куз­ни­це. Отцом Ге­фе­ста был Зевс, а ма­те­рью – Гера. Ге­фест – бог огня и куз­неч­но­го дела.

Арес – бог кро­ва­вой войны. Греки на­зы­ва­ли его «гу­би­тель людей, раз­ру­ши­тель го­ро­дов, за­пят­нан­ный кро­вью». Поэт Гомер же на­зы­вал Ареса самым нена­вист­ным из богов.

Бог Апол­лон и бо­ги­ня Ар­те­ми­да – брат и сест­ра. Апол­лон – по­кро­ви­тель пев­цов и му­зы­кан­тов, во­об­ще всех ис­кусств; он врач, к тому же об­ла­да­ет про­ро­че­ским даром. Ар­те­ми­да – бо­ги­ня-охот­ни­ца, она во­ору­же­на луком и часто поль­зу­ет­ся стре­ла­ми как ору­ди­ем на­ка­за­ния. Ар­те­ми­да об­ла­да­ет ре­ши­тель­ным и же­сто­ким ха­рак­те­ром. Так, на­при­мер, один юный охот­ник, неча­ян­но под­смот­рев­ший ку­па­ние об­на­жен­ной бо­ги­ни, был ею пре­вра­щен в оленя и рас­тер­зан псами.

Де­мет­ра – бо­ги­ня пло­до­ро­дия и зем­ле­де­лия, по­кро­ви­тель­ни­ца ма­те­рин­ства. Дочь Кро­но­са и Реи, сест­ра и су­пру­га Зевса, от ко­то­ро­го она ро­ди­ла Пер­се­фо­ну. Юную Пер­се­фо­ну по­хи­тил царь под­зем­но­го мира Аид. По­гру­зи­лась в пе­чаль бо­ги­ня зем­ле­де­лия Де­мет­ра. От ее тоски сох­нут ко­ло­сья на паш­нях, об­ле­та­ют ли­стья с де­ре­вьев, вянут цветы. Голод гро­зит всему жи­во­му.  Встре­во­жил­ся Зевс и от­пра­вил к Аиду вест­ни­ка богов Гер­ме­са. Гер­мес вер­нул Пер­се­фо­ну ма­те­ри. Об­ня­ла лю­би­мую дочь Де­мет­ра (рис. 3). От ее ра­до­сти рас­пу­сти­лись цветы, за­зе­ле­не­ли пашни и ви­но­град­ни­ки. С той поры две трети года Де­мет­ра про­во­дит с ма­те­рью на земле, а одну треть с мужем в под­зем­ном цар­стве.

Фре­де­рик Лей­тон.  Воз­вра­ще­ние Пер­се­фо­ны

Рис. 3. Фре­де­рик Лей­тон.  Воз­вра­ще­ние Пер­се­фо­ны

Неко­гда люди жили в тем­ных пе­ще­рах, не знали огня, не за­ни­ма­лись зем­ле­де­ли­ем и ре­мес­ла­ми. Внук бо­ги­ни земли, мо­гу­чий титан Про­ме­тей, спас людей от ги­бе­ли, он на­учил их стро­ить дома, вспа­хи­вать поля. Бла­го­да­ря Про­ме­тею люди овла­де­ли пись­мом и сче­том. Про­ме­тей по­хи­тил в куз­ни­це Ге­фе­ста огонь и при­нес его людям.

Зевс же­сто­ко по­ка­рал Про­ме­тея. Он при­ка­зал Ге­фе­сту при­ко­вать ти­та­на к скале. Каж­дый день орел вы­кле­вы­вал пе­чень Про­ме­тея, а за ночь она от­рас­та­ла вновь. Спас Про­ме­тея его про­ро­че­ский дар, имен­но он пред­ска­зал Зевсу, что сын, рож­ден­ный бо­ги­ней Фе­ти­дой, лишит царя Олим­па вла­сти. По воли Зевса Ге­ракл убил орла и осво­бо­дил стра­даль­ца (рис. 4). А Фе­ти­да вышла замуж за царя Пелея и ро­ди­ла ве­ли­чай­ше­го героя Гре­ции Ахил­ле­са.

Ге­ракл осво­бож­да­ет Про­ме­тея

Рис. 4. Ге­ракл осво­бож­да­ет Про­ме­тея

Ве­ли­чай­шим ге­ро­ем Гре­ции был сын Зевса Ге­ракл. Рож­ден­ный смерт­ной жен­щи­ной, он дол­жен был со­вер­шить две­на­дцать по­дви­гов, чтобы об­ре­сти бес­смер­тие. Ге­ракл сра­жал­ся с ди­ки­ми зве­ря­ми, ми­фи­че­ски­ми чу­до­ви­ща­ми и все­гда вы­хо­дил по­бе­ди­те­лем.

Последнее изменение: Вторник, 1 Май 2018, 17:57