Обстоятельство

Понятие об обстоятельстве

Об­сто­я­тель­ство – это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, ко­то­рый от­ве­ча­ет на во­про­сы где? когда? куда? от­ку­да? как? по­че­му? зачем? Об­сто­я­тель­ство слу­жит для ха­рак­те­ри­сти­ки дей­ствия или при­зна­ка и ука­зы­ва­ет на спо­соб со­вер­ше­ния дей­ствия, время, место, при­чи­ну, цель или усло­вие про­те­ка­ния дей­ствия.

Под­чер­ки­ва­ют­ся об­сто­я­тель­ства пунк­ти­ром с точ­кой.

 Способы выражения обстоятельства

Об­сто­я­тель­ства обыч­но вы­ра­жа­ют­ся на­ре­чи­я­ми или су­ще­стви­тель­ны­ми в кос­вен­ных па­де­жах. На­при­мер:

Зав­тра я иду в музей.

Иду (когда?) зав­тра

Иду (куда?) в музей

Кроме того, об­сто­я­тель­ства могут быть вы­ра­же­ны неопре­де­лен­ной фор­мой гла­го­ла (Я зашел(зачем?) по­здо­ро­вать­ся) или устой­чи­вы­ми со­че­та­ни­я­ми слов:

Он бежал(как?) сломя го­ло­ву.

 Виды обстоятельств по значению

По зна­че­нию вы­де­ля­ют­ся об­сто­я­тель­ства:

1) об­ра­за дей­ствия (Они от­ве­ча­ют на во­про­сы как? каким об­ра­зом?):

Мы пошли пеш­ком.

2) вре­ме­ни (когда?):

Мы при­е­ха­ли вчера.

3) места (где? куда? от­ку­да?):

Я по­бе­жал впе­ред.

4) при­чи­ны (по­че­му?):

От уста­ло­стиу меня кру­жит­ся го­ло­ва.

5) цели (зачем?):

Я при­ш­ла ми­рить­ся.

6) меры и сте­пе­ни (в какой мере, сте­пе­ни?). Эти об­сто­я­тель­ства в ос­нов­ном от­но­сят­ся к при­ла­га­тель­ным и на­ре­чи­ям:

Он был очень вни­ма­тель­ным.

7) усло­вия (при каком усло­вии?):

Без звон­катуда идти нель­зя.

8) уступ­ки (несмот­ря на что?):

Несмот­ря на дождь, мы все же вышли из дома.

Вопросы к конспектам

За­да­ние №1

В сле­ду­ю­щих пред­ло­же­ни­ях вы­де­ли­те об­сто­я­тель­ства:

1. Над самой го­сти­ни­цей и над садом веяли флаги; сту­ден­ты си­де­ли за сто­ла­ми под об­стри­жен­ны­ми лип­ка­ми; в сто­роне, в бе­сед­ке из плюща, по­ме­ща­лись му­зы­кан­ты и усерд­но иг­ра­ли.

2. Мы уме­сти­лись на ла­воч­ке и при­ня­лись пить из тя­же­лых оло­вян­ных кру­жек до­воль­но хо­лод­ный сок.

3. К ве­че­ру она непри­твор­но зев­ну­ла и рано ушла к себе.

4. Я спал дурно и встал рано, при­вя­зал по­ход­ную ко­то­моч­ку за спину и от­пра­вил­ся пеш­ком в горы.

За­да­ние №2

Вспом­ни­те от­ры­вок из поэмы А.С. Пуш­ки­на «Рус­лан и Люд­ми­ла» и вставь­те недо­ста­ю­щие об­сто­я­тель­ства:

… дуб зе­лё­ный;

Зла­тая цепь … том:

… кот уче­ный

Все ходит …:

Идет … - песнь за­во­дит,

… - сказ­ки го­во­рит;

… чу­де­са, … леший бро­дит,

Ру­сал­ка … сидит;

… неве­до­мых …

Следы неви­дан­ных зве­рей;

Из­буш­ка … на ку­рьих нож­ках

Стоит без окон, без две­рей.

За­да­ние №3

Вы­де­ли­те об­сто­я­тель­ства в сле­ду­ю­щих пред­ло­же­ни­ях:

За по­ля­ми и лу­га­ми тя­ну­лись боль­шие леса, а в лесах были глу­бо­кие озера. Да, хо­ро­шо было за го­ро­дом!

На сол­ныш­ке ле­жа­ла ста­рая усадь­ба, окру­жен­ная глу­бо­ки­ми ка­на­ва­ми с водой; от стен дома до самой воды рос лопух. В чаще ло­пу­ха было глухо и дико, и вот там-то си­де­ла на яйцах утка. (Г.-Х. Ан­дер­сен)

Последнее изменение: Понедельник, 18 Сентябрь 2017, 00:49