Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация»

Задание 1

Сло­во­со­че­та­ние. В сло­во­со­че­та­нии одно слово глав­ное, а дру­гое за­ви­си­мое. Необ­хо­ди­мо опре­де­лить глав­ное слово (рис. 1).

Задание 1 по теме «Синтаксис и пунктуация»

Рис. 1. За­да­ние 1

Пра­виль­ный ва­ри­ант: А1, Б4, В3, Г2

 Разбор задания 1

Раз­бор воз­мож­ных оши­бок.

Глав­ное слово в сло­во­со­че­та­нии – то, от ко­то­ро­го за­да­ет­ся во­прос. За­ви­си­мое слово – то, к ко­то­ро­му за­да­ет­ся во­прос.

На­при­мер:

Разбор Задание 1 по теме «Синтаксис и пунктуация»

Во­прос за­да­ет­ся от слова учить­ся, в дан­ном сло­во­со­че­та­нии это слово глав­ное, и это гла­гол.

 Задание 2

По цели вы­ска­зы­ва­ния пред­ло­же­ния де­лят­ся на во­про­си­тель­ные, по­вест­во­ва­тель­ные и по­бу­ди­тель­ные. Вспом­нив осо­бен­но­сти каж­до­го из пред­ло­же­ний, опре­де­ли­те вид пред­ло­же­ния по цели вы­ска­зы­ва­ния (рис. 2).

 Задание 2 по теме «Синтаксис и пунктуация»

Рис. 2. За­да­ние 2

Пра­виль­ный ва­ри­ант: А3, Б1, В2.

 Разбор задания 2

Если при опре­де­ле­нии вида пред­ло­же­ния вы до­пу­сти­ли ошиб­ку, на­пом­ним на­зна­че­ние каж­до­го из видов пред­ло­же­ний.

Ос­нов­ным на­зна­че­ни­ем по­вест­во­ва­тель­ных пред­ло­же­ний яв­ля­ет­ся со­об­ще­ние об опре­де­лен­ных яв­ле­ни­ях дей­стви­тель­но­сти, т. е. пе­ре­да­ча ин­фор­ма­ции со­бе­сед­ни­ку.

На­зна­че­ни­ем по­бу­ди­тель­ных пред­ло­же­ний яв­ля­ет­ся по­буж­де­ние к дей­ствию того, к кому об­ра­ще­на речь.

Во­про­си­тель­ные пред­ло­же­ния нужны для вы­ра­же­ния во­про­са.

Вспом­нив на­зна­че­ние каж­до­го вида пред­ло­же­ний, вы­пол­ни­те за­да­ние (рис. 3).

Разбор Задания 2 по теме «Синтаксис и пунктуация»

Рис. 3. По­втор­ное за­да­ние

Пра­виль­ный ва­ри­ант: А2, Б1, В3.

 Задание 3

Раз­бе­ри­те пред­ло­же­ние по чле­нам. Опре­де­ляя члены пред­ло­же­ния, пом­ни­те, что раз­бор нужно на­чи­нать с глав­ных чле­нов пред­ло­же­ния, а от глав­ных чле­нов за­да­вать во­про­сы к вто­ро­сте­пен­ным (рис. 4). Обя­за­тель­но со­блю­дай­те этот по­ря­док.

Раз­бе­ри­те пред­ло­же­ние по чле­нам

Рис. 4. За­да­ние 3

Пра­виль­ный ва­ри­ант: А2, Б3, В4, Г1, Д5.

 Разбор задания 3

Если опре­де­лить пра­виль­но члены пред­ло­же­ния не уда­лось, то по­вто­ри­те во­про­сы, на ко­то­рые они от­ве­ча­ют.

На­пом­ним по­ря­док раз­бо­ра пред­ло­же­ния (рис. 5):

По­ря­док раз­бо­ра пред­ло­же­ния

Рис. 5. По­ря­док раз­бо­ра пред­ло­же­ния

Вы­пол­ни­те за­да­ние (рис. 6).

По­ря­док раз­бо­ра пред­ло­же­ния

Рис. 6. По­втор­ное за­да­ние

Пра­виль­ный ва­ри­ант: А1, Б5, В3, Г2, Д4.

 Задание 4

За­да­ние на пунк­ту­а­цию. Вспом­ни­те пра­ви­ла по­ста­нов­ки за­пя­той в пред­ло­же­ни­ях с од­но­род­ны­ми чле­на­ми, пред­ло­же­ни­ях с ввод­ны­ми слова и об­ра­ще­ни­я­ми. Не за­бы­вай­те, что за­пя­тая ста­вит­ся между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния. Объ­яс­ни­те, по­че­му имен­но так рас­став­ле­ны знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях (рис. 7).

За­да­ние 4 на пунк­ту­а­цию

Рис. 7. За­да­ние 4

Пра­виль­ный ва­ри­ант: А4, Б1, В2, Г3.

 Разбор задания 4

Если не уда­лось пра­виль­но вы­пол­нить за­да­ние, необ­хо­ди­мо вспом­нить неко­то­рые пра­ви­ла.

Од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния от­ве­ча­ют на один и тот же во­прос и за­ви­сят от од­но­го и того же слова.

Чтобы найти слож­ное пред­ло­же­ние, необ­хо­ди­мо вы­де­лить грам­ма­ти­че­ские ос­но­вы (долж­но быть не мень­ше двух).

Об­ра­ще­ние на­зы­ва­ет того, к кому об­ра­ща­ют­ся с речью, и не яв­ля­ет­ся чле­ном пред­ло­же­ния.

Ввод­ные слова вы­ра­жа­ют от­но­ше­ние го­во­ря­ще­го к вы­ска­зы­ва­нию и не яв­ля­ют­ся чле­ном пред­ло­же­ния.

Об­ра­ще­ние и ввод­ные слова на пись­ме вы­де­ля­ют­ся с обеих сто­рон за­пя­ты­ми.

Вы­пол­ни­те за­да­ние (рис. 8).

Разбор предложения (По­втор­ное за­да­ние)

Рис. 8. По­втор­ное за­да­ние

Пра­виль­ный ва­ри­ант: А1, Б3, В4, Г2.

 Задание 5

Для вы­пол­не­ния за­да­ния необ­хо­ди­мо вспом­нить пра­ви­ла по­ста­нов­ки тире между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым, по­ста­нов­ки двое­то­чия в пред­ло­же­ни­ях с обоб­ща­ю­щим сло­вом. Опре­де­ли­те, какие знаки пре­пи­на­ния сле­ду­ет по­ста­вить на месте про­пус­ков (рис.9).

знаки пре­пи­на­ния (Задание 5)

Рис. 9. За­да­ние 5

Пра­виль­ный ва­ри­ант: А2, Б5, В4, Г1, Д3, Е6.

 

 Разбор задания 5

Если вы до­пу­сти­ли неточ­ность при рас­ста­нов­ке зна­ков пре­пи­на­ния, на­пом­ним неко­то­рые пра­ви­ла.

Тире между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым ста­вит­ся, когда оба глав­ных члена пред­ло­же­ния вы­ра­же­ны име­на­ми су­ще­стви­тель­ны­ми, а на месте тире можем вста­вить слово «есть».

Двое­то­чие ста­вит­ся после обоб­ща­ю­ще­го слова, перед од­но­род­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния. Обоб­ща­ю­щее слово – это слово или со­че­та­ние слов, ко­то­рое яв­ля­ет­ся общим обо­зна­че­ни­ем для од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния и яв­ля­ет­ся таким же чле­ном пред­ло­же­ния, что и од­но­род­ные, к ко­то­рым оно от­но­сит­ся.

Вы­пол­ни­те за­да­ние (рис. 10).

знаки пре­пи­на­ния (Задание 5) Повторное задание

Рис. 10. По­втор­ное за­да­ние

Пра­виль­ный ва­ри­ант: А4, Б2, В5, Г6, Д1, Е3.

 Задание 6

Необ­хо­ди­мо рас­ста­вить знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях с пря­мой речью. Для этого нужно раз­ли­чать пря­мую речь и слова ав­то­ра (рис. 11).

знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях с пря­мой речью (Задание 6)

Рис. 11. За­да­ние 6

Пра­виль­ный ва­ри­ант: А1, Б2, В4, Г3.

 Разбор задания 6

Если при вы­пол­не­нии за­да­ния до­пу­ще­на ошиб­ка, вспом­ни­те, что пря­мая речь – это слова ка­ко­го-ли­бо лица, пе­ре­дан­ные от его имени. Пря­мая речь за­клю­ча­ет­ся в ка­выч­ки, после нее ста­вит­ся во­про­си­тель­ный, вос­кли­ца­тель­ный знак или за­пя­тая и тире. Если пря­мая речь идет после слов ав­то­ра, ста­вит­ся двое­то­чие.

Последнее изменение: Понедельник, 18 Сентябрь 2017, 01:34