А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Произведение и эпоха
«Евгений Онегин» отобразил целую эпоху (с начала XIX столетия по 1825 год, год декабристского восстания), охватывая ее через частную жизнь героев. Этот период – «золотой век» дворянства – уже от нас далеко, но мы можем преодолеть эту дистанцию. Центральное, важнейшее произведение Пушкина само стало эпохой – как в судьбе автора, писавшего её более восьми лет, так и во всей русской культуре.
Жанр
«Вот начало большого стихотворения, которое, вероятно, не будет окончено», – такое предисловие даёт Пушкин первой издаваемой главе своего произведения. Впервые в русской литературе возникает текст, создающийся буквально на глазах читателя. Если обычно автор пишет, заканчивает, редактирует и печатает уже целое произведение, то здесь совсем иное: писатель, кажется, и сам не знает, куда поведут его персонажи. Не знает, что увидит в «магическом кристалле» вдохновения: замысел только вырисовывается. Итак, перед нами «свободный роман», «собранье пёстрых глав». Запомним эти авторские определения.
Ещё одно важное высказывание Пушкина: «Я пишу теперь не роман, а роман в стихах – дьявольская разница!» Именно словосочетание «роман в стихах», как мы знаем, закрепилось за «Евгением Онегиным». Применительно к «Евгению Онегину» мы можем понять его вот как: перед нами и повествование о событиях (фабула,история Онегина и Татьяны) – и попутные заметки автора о себе, своих взглядах, о прошлом, о создаваемом сейчас произведении (это мы находим в лирических отступлениях). То есть перед нами и эпос, и лирика. Эпос должен рассказать о вымышленных «третьих лицах», а лирика – поведать об авторском, личном, передать движения души пишущего. В романе «Евгений Онегин» мы видим фактически два романа, две истории: историю героев и лирическую историю автора. Меняются герои – но меняется и автор, повторяя за Пушкиным пути его творческого и духовного развития.
Итак, перед нами лироэпическое произведение – роман в стихах.
Сюжет и композиция
Главный герой – светский человек, искушённый в удовольствиях и уставший от них, – переживает душевный кризис. Он едет в деревенскую усадьбу, которую получил в наследство. Там же, в провинции, Онегин знакомится с юным поэтом Владимиром Ленским, и молодые дворяне становятся друзьями. Ленский знакомит Онегина со своей невестой Ольгой и её сестрой Татьяной. С первой встречи Татьяна влюбляется в Евгения, пишет ему письмо с признанием, но Онегин не может ответить взаимностью и предложить барышне руку и сердце. Татьяна, отчаявшись, готова последовать судьбам любимых романных героинь и, решившись на «преступную» страсть, погубить свою жизнь. Внезапная ссора Онегина с Ленским, дуэль и гибель Владимира всё меняют: Онегин навсегда покидает усадьбу. Спустя год Татьяну увозят в Москву, где богатый генерал делает барышне предложение. Проходит два года, Онегин приезжает в Петербург и встречает Татьяну на балу. Татьяна теперь – великолепная светская дама. Теперь уже Евгений чувствует, что влюблён в Татьяну – жену своего давнего приятеля. Онегин посылает Татьяне письма с признаниями, на которые она не отвечает. Финал романа – объяснение героев: Татьяна по-прежнему любит Онегина, но не нарушит верности брака.
На протяжении всего романа автор, отвлекаясь от рассказа о героях, размышляет о любви, творчестве, сущности человека, русской жизни – всё это отражается в лирических отступлениях. интересной особенностью композиции является зеркальная симметрия. Сначала Татьяна и Евгений встречаются, Татьяна влюбляется в Онегина, страдает из-за неразделенной любви, при встрече Онегин читает ей «проповедь». Затем происходит дуэль между Онегиным и Ленским – кульминационное драматичное событие. При встрече в Петербурге теперь уже Онегин оказывается в положении отвергнутого, и все события повторяются в той же последовательности. Единицей повествования в лироэпическом произведении становится не только глава (как традиционно в романе), но и строфа (как в лирике) – уникальная, созданная Пушкиным и отныне называемая «онегинской».
Персонажи
Евгений Онегин. Светский человек, денди, поклонник женской красоты и соблазнитель. Богатый человек, Онегин пресыщен жизнью, ему не интересна карьера (он нигде не служит), его уже не вдохновляют ни любовные приключения, ни дружба, ни самообразование. Казалось бы, удручающая характеристика. Но автор отмечает в Онегине, своем друге, важные качества: «С ним подружился я в то время, / Мне нравились его черты, / Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность / И резкий, охлажденный ум». Именно эти качества заставляют Евгения бежать от круговорота пустых наслаждений, испытывать «хандру». Онегин хочет найти смысл жизни, но не знает как. На протяжении романа он проявляет себя то как честный и благородный человек (получив признание, он не воспользовался простодушием и любовью Татьяны), то как манипулятор и эгоист, мнящий себя Наполеоном в человеческих отношениях («поклялся Ленского взбесить»). Он то презирает мнение света, то зависит от чужой оценки (как в ситуации с дуэлью). И наконец, он то холоден и разочарован, то искренне влюблён.
Татьяна Ларина. В начале романа поэтичная, погружённая в собственный мир барышня, любящая читать и поначалу воспринимающая мир через романные схемы. Но дело не только в книгах: в душе Татьяны гораздо больше индивидуального, подлинного, чем заимствованных фантазий. Любовь для Татьяны – не «наука страсти нежной», а драгоценный и чистый подарок свыше,готовность к настоящей жертве. Татьяне очень горько осознавать, что для скептика Евгения любви не существует: для него это или страсть, или скучная привычка. Читая книги Онегина, по пометкам Евгения на полях книг Татьяна проделает сложную аналитическую работу: ещё лучше поймёт того человека, которого любит, – уже реального, а не придуманного Онегина. И продолжит его любить. Однако Татьяна не верит в любовь Евгения, а если бы и поверила, то не согласилась бы строить счастье на предательстве и не пошла бы против чести.
Владимир Ленский Пылкий, мечтательный, наивный юноша. Талантливый поэт, пусть пока и не нашедший по-настоящему своего голоса. Влюблён в Ольгу, бесконечно ей доверяет, готов защищать её ценою жизни – и вызывает на дуэль Онегина, заигрывавшего с Ольгой. Парадоксальным образом Ленский спасает честь Татьяны, которая под угрозой (о чем он не знает), пытаясь спасти честь Ольги, которая вне опасности.
Ольга. Очаровательная провинциальная барышня, красивая и пустая, типичная романная героиня своего времени.
Автор. Не только создатель текста, но и его персонаж – приятель Онегина. Биографически близок Пушкину, но не равен ему.
Художественные особенности
Исключительную роль для понимания романа играют эпиграфы – обращайте на них внимание.
Нельзя не сказать и про символические образы. Важнейшим сцеплением таких образов отказывается сон Татьяны, в котором предсказывается судьба героев: несостоявшееся соблазнение Татьяны, смерть Ленского, и даже гротескная пляшущая мельница оказывается жутким предвестьем будущей вполне реальной мельницы, у которой стреляются Онегин и Ленский. Пушкинист В.С. Непомнящий говорит также об особом значении образа стола: сначала мы видим пиршественный стол Онегина в Петербурге, потом туалетный столик с изысканными диковинками, именно за столомвидит Татьяна Евгения во сне. Стол как символ жизни-потребления: выбирай, всё к твоим услугам. Но и «на столе, / Как дань, готовую земле» видит Онегин умершего родственника. От одного «стола» – до другого: как не пресытиться жизнью, лишь бездумно потребляя, как не прожить её впустую?
Открытый финал романа даёт читателю возможность представлять, что было с героями дальше, а Евгению даёт возможность внутреннего преображения – через понимание другого человека, страдание и любовь.