А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

 Произведение и эпоха

«Ев­ге­ний Оне­гин» отоб­ра­зил целую эпоху (с на­ча­ла XIX сто­ле­тия по 1825 год, год де­каб­рист­ско­го вос­ста­ния), охва­ты­вая ее через част­ную жизнь ге­ро­ев. Этот пе­ри­од – «зо­ло­той век» дво­рян­ства – уже от нас да­ле­ко, но мы можем пре­одо­леть эту ди­стан­цию. Цен­траль­ное, важ­ней­шее про­из­ве­де­ние Пуш­ки­на само стало эпо­хой – как в судь­бе ав­то­ра, пи­сав­ше­го её более вось­ми лет, так и во всей рус­ской куль­ту­ре.

 Жанр

«Вот на­ча­ло боль­шо­го сти­хо­тво­ре­ния, ко­то­рое, ве­ро­ят­но, не будет окон­че­но», – такое пре­ди­сло­вие даёт Пуш­кин пер­вой из­да­ва­е­мой главе сво­е­го про­из­ве­де­ния. Впер­вые в рус­ской ли­те­ра­ту­ре воз­ни­ка­ет текст, со­зда­ю­щий­ся бук­валь­но на гла­зах чи­та­те­ля. Если обыч­но автор пишет, за­кан­чи­ва­ет, ре­дак­ти­ру­ет и пе­ча­та­ет уже целое про­из­ве­де­ние, то здесь со­всем иное: пи­са­тель, ка­жет­ся, и сам не знает, куда по­ве­дут его пер­со­на­жи. Не знает, что уви­дит в «ма­ги­че­ском кри­стал­ле» вдох­но­ве­ния: за­мы­сел толь­ко вы­ри­со­вы­ва­ет­ся. Итак, перед нами «сво­бод­ный роман», «со­бра­нье пёст­рых глав». За­пом­ним эти ав­тор­ские опре­де­ле­ния.

Ещё одно важ­ное вы­ска­зы­ва­ние Пуш­ки­на: «Я пишу те­перь не роман, а роман в сти­хах – дья­воль­ская раз­ни­ца!» Имен­но сло­во­со­че­та­ние «роман в сти­хах», как мы знаем, за­кре­пи­лось за «Ев­ге­ни­ем Оне­ги­ным». При­ме­ни­тель­но к «Ев­ге­нию Оне­ги­ну» мы можем по­нять его вот как: перед нами и по­вест­во­ва­ние о со­бы­ти­ях (фа­бу­ла,ис­то­рия Оне­ги­на и Та­тья­ны) – и по­пут­ные за­мет­ки ав­то­ра о себе, своих взгля­дах, о про­шлом, о со­зда­ва­е­мом сей­час про­из­ве­де­нии (это мы на­хо­дим в ли­ри­че­ских от­ступ­ле­ни­ях). То есть перед нами и эпос, и ли­ри­ка. Эпос дол­жен рас­ска­зать о вы­мыш­лен­ных «тре­тьих лицах», а ли­ри­ка – по­ве­дать об ав­тор­ском, лич­ном, пе­ре­дать дви­же­ния души пи­шу­ще­го. В ро­мане «Ев­ге­ний Оне­гин» мы видим фак­ти­че­ски два ро­ма­на, две ис­то­рии: ис­то­рию ге­ро­ев и ли­ри­че­скую ис­то­рию ав­то­ра. Ме­ня­ют­ся герои – но ме­ня­ет­ся и автор, по­вто­ряя за Пуш­ки­ным пути его твор­че­ско­го и ду­хов­но­го раз­ви­тия.

Итак, перед нами ли­ро­эпи­че­ское про­из­ве­де­ние – роман в сти­хах.

 

Сюжет и композиция

Глав­ный герой – свет­ский че­ло­век, ис­ку­шён­ный в удо­воль­стви­ях и устав­ший от них, – пе­ре­жи­ва­ет ду­шев­ный кри­зис. Он едет в де­ре­вен­скую усадь­бу, ко­то­рую по­лу­чил в на­след­ство. Там же, в про­вин­ции, Оне­гин зна­ко­мит­ся с юным по­этом Вла­ди­ми­ром Лен­ским, и мо­ло­дые дво­ряне ста­но­вят­ся дру­зья­ми. Лен­ский зна­ко­мит Оне­ги­на со своей неве­стой Оль­гой и её сест­рой Та­тья­ной. С пер­вой встре­чи Та­тья­на влюб­ля­ет­ся в Ев­ге­ния, пишет ему пись­мо с при­зна­ни­ем, но Оне­гин не может от­ве­тить вза­им­но­стью и пред­ло­жить ба­рышне руку и серд­це. Та­тья­на, от­ча­яв­шись, го­то­ва по­сле­до­вать судь­бам лю­би­мых ро­ман­ных ге­ро­инь и, ре­шив­шись на «пре­ступ­ную» страсть, по­гу­бить свою жизнь. Вне­зап­ная ссора Оне­ги­на с Лен­ским, дуэль и ги­бель Вла­ди­ми­ра всё ме­ня­ют: Оне­гин на­все­гда по­ки­да­ет усадь­бу. Спу­стя год Та­тья­ну уво­зят в Моск­ву, где бо­га­тый ге­не­рал де­ла­ет ба­рышне пред­ло­же­ние. Про­хо­дит два года, Оне­гин при­ез­жа­ет в Пе­тер­бург и встре­ча­ет Та­тья­ну на балу. Та­тья­на те­перь – ве­ли­ко­леп­ная свет­ская дама. Те­перь уже Ев­ге­ний чув­ству­ет, что влюб­лён в Та­тья­ну – жену сво­е­го дав­не­го при­я­те­ля. Оне­гин по­сы­ла­ет Та­тьяне пись­ма с при­зна­ни­я­ми, на ко­то­рые она не от­ве­ча­ет. Финал ро­ма­на – объ­яс­не­ние ге­ро­ев: Та­тья­на по-преж­не­му любит Оне­ги­на, но не на­ру­шит вер­но­сти брака.

На про­тя­же­нии всего ро­ма­на автор, от­вле­ка­ясь от рас­ска­за о ге­ро­ях, раз­мыш­ля­ет о любви, твор­че­стве, сущ­но­сти че­ло­ве­ка, рус­ской жизни – всё это от­ра­жа­ет­ся в ли­ри­че­ских от­ступ­ле­ни­ях. ин­те­рес­ной осо­бен­но­стью ком­по­зи­ции яв­ля­ет­ся зер­каль­ная сим­мет­рия. Сна­ча­ла Та­тья­на и Ев­ге­ний встре­ча­ют­ся, Та­тья­на влюб­ля­ет­ся в Оне­ги­на, стра­да­ет из-за нераз­де­лен­ной любви, при встре­че Оне­гин чи­та­ет ей «про­по­ведь». Затем про­ис­хо­дит дуэль между Оне­ги­ным и Лен­ским – куль­ми­на­ци­он­ное дра­ма­тич­ное со­бы­тие. При встре­че в Пе­тер­бур­ге те­перь уже Оне­гин ока­зы­ва­ет­ся в по­ло­же­нии от­верг­ну­то­го, и все со­бы­тия по­вто­ря­ют­ся в той же по­сле­до­ва­тель­но­сти. Еди­ни­цей по­вест­во­ва­ния в ли­ро­эпи­че­ском про­из­ве­де­нии ста­но­вит­ся не толь­ко глава (как тра­ди­ци­он­но в ро­мане), но и стро­фа (как в ли­ри­ке) – уни­каль­ная, со­здан­ная Пуш­ки­ным и от­ныне на­зы­ва­е­мая «оне­гин­ской».

 Персонажи

Ев­ге­ний Оне­гин. Свет­ский че­ло­век, денди, по­клон­ник жен­ской кра­со­ты и со­блаз­ни­тель. Бо­га­тый че­ло­век, Оне­гин пре­сы­щен жиз­нью, ему не ин­те­рес­на ка­рье­ра (он нигде не слу­жит), его уже не вдох­нов­ля­ют ни лю­бов­ные при­клю­че­ния, ни друж­ба, ни са­мо­об­ра­зо­ва­ние. Ка­за­лось бы, удру­ча­ю­щая ха­рак­те­ри­сти­ка. Но автор от­ме­ча­ет в Оне­гине, своем друге, важ­ные ка­че­ства: «С ним по­дру­жил­ся я в то время, / Мне нра­ви­лись его черты, / Меч­там неволь­ная пре­дан­ность, Непод­ра­жа­тель­ная стран­ность / И рез­кий, охла­жден­ный ум». Имен­но эти ка­че­ства за­став­ля­ют Ев­ге­ния бе­жать от кру­го­во­ро­та пу­стых на­сла­жде­ний, ис­пы­ты­вать «ханд­ру». Оне­гин хочет найти смысл жизни, но не знает как. На про­тя­же­нии ро­ма­на он про­яв­ля­ет себя то как чест­ный и бла­го­род­ный че­ло­век (по­лу­чив при­зна­ние, он не вос­поль­зо­вал­ся про­сто­ду­ши­ем и лю­бо­вью Та­тья­ны), то как ма­ни­пу­ля­тор и эго­ист, мня­щий себя На­по­лео­ном в че­ло­ве­че­ских от­но­ше­ни­ях («по­клял­ся Лен­ско­го взбе­сить»). Он то пре­зи­ра­ет мне­ние света, то за­ви­сит от чужой оцен­ки (как в си­ту­а­ции с ду­э­лью). И на­ко­нец, он то хо­ло­ден и разо­ча­ро­ван, то ис­кренне влюб­лён.

Та­тья­на Ла­ри­на. В на­ча­ле ро­ма­на по­э­тич­ная, по­гру­жён­ная в соб­ствен­ный мир ба­рыш­ня, лю­бя­щая чи­тать и по­на­ча­лу вос­при­ни­ма­ю­щая мир через ро­ман­ные схемы. Но дело не толь­ко в кни­гах: в душе Та­тья­ны го­раз­до боль­ше ин­ди­ви­ду­аль­но­го, под­лин­но­го, чем за­им­ство­ван­ных фан­та­зий. Лю­бовь для Та­тья­ны – не «наука стра­сти неж­ной», а дра­го­цен­ный и чи­стый по­да­рок свыше,го­тов­ность к на­сто­я­щей жерт­ве. Та­тьяне очень горь­ко осо­зна­вать, что для скеп­ти­ка Ев­ге­ния любви не су­ще­ству­ет: для него это или страсть, или скуч­ная при­выч­ка. Читая книги Оне­ги­на, по по­мет­кам Ев­ге­ния на полях книг Та­тья­на про­де­ла­ет слож­ную ана­ли­ти­че­скую ра­бо­ту: ещё лучше пой­мёт того че­ло­ве­ка, ко­то­ро­го любит, – уже ре­аль­но­го, а не при­ду­ман­но­го Оне­ги­на. И про­дол­жит его лю­бить. Од­на­ко Та­тья­на не верит в лю­бовь Ев­ге­ния, а если бы и по­ве­ри­ла, то не со­гла­си­лась бы стро­ить сча­стье на пре­да­тель­стве и не пошла бы про­тив чести.

Вла­ди­мир Лен­ский Пыл­кий, меч­та­тель­ный, на­ив­ный юноша. Та­лант­ли­вый поэт, пусть пока и не на­шед­ший по-на­сто­я­ще­му сво­е­го го­ло­са. Влюб­лён в Ольгу, бес­ко­неч­но ей до­ве­ря­ет, готов за­щи­щать её ценою жизни – и вы­зы­ва­ет на дуэль Оне­ги­на, за­иг­ры­вав­ше­го с Оль­гой. Па­ра­док­саль­ным об­ра­зом Лен­ский спа­са­ет честь Та­тья­ны, ко­то­рая под угро­зой (о чем он не знает), пы­та­ясь спа­сти честь Ольги, ко­то­рая вне опас­но­сти. 

Ольга. Оча­ро­ва­тель­ная про­вин­ци­аль­ная ба­рыш­ня, кра­си­вая и пу­стая, ти­пич­ная ро­ман­ная ге­ро­и­ня сво­е­го вре­ме­ни.

Автор. Не толь­ко со­зда­тель тек­ста, но и его пер­со­наж – при­я­тель Оне­ги­на. Био­гра­фи­че­ски бли­зок Пуш­ки­ну, но не равен ему.

 Художественные особенности

Ис­клю­чи­тель­ную роль для по­ни­ма­ния ро­ма­на иг­ра­ют эпи­гра­фы – об­ра­щай­те на них вни­ма­ние.
Нель­зя не ска­зать и про сим­во­ли­че­ские об­ра­зы. Важ­ней­шим сцеп­ле­ни­ем таких об­ра­зов от­ка­зы­ва­ет­ся сон Та­тья­ны, в ко­то­ром пред­ска­зы­ва­ет­ся судь­ба ге­ро­ев: несо­сто­яв­ше­е­ся со­блаз­не­ние Та­тья­ны, смерть Лен­ско­го, и даже гро­теск­ная пля­шу­щая мель­ни­ца ока­зы­ва­ет­ся жут­ким пред­ве­стьем бу­ду­щей вполне ре­аль­ной мель­ни­цы, у ко­то­рой стре­ля­ют­ся Оне­гин и Лен­ский. Пуш­ки­нист В.С. Непом­ня­щий го­во­рит также об осо­бом зна­че­нии об­ра­за стола: сна­ча­ла мы видим пир­ше­ствен­ный стол Оне­ги­на в Пе­тер­бур­ге, потом туа­лет­ный сто­лик с изыс­кан­ны­ми ди­ко­вин­ка­ми, имен­но за сто­лом­ви­дит Та­тья­на Ев­ге­ния во сне. Стол как сим­вол жиз­ни-по­треб­ле­ния: вы­би­рай, всё к твоим услу­гам. Но и «на столе, / Как дань, го­то­вую земле» видит Оне­гин умер­ше­го род­ствен­ни­ка. От од­но­го «стола» – до дру­го­го: как не пре­сы­тить­ся жиз­нью, лишь без­дум­но по­треб­ляя, как не про­жить её впу­стую?

От­кры­тый финал ро­ма­на даёт чи­та­те­лю воз­мож­ность пред­став­лять, что было с ге­ро­я­ми даль­ше, а Ев­ге­нию даёт воз­мож­ность внут­рен­не­го пре­об­ра­же­ния – через по­ни­ма­ние дру­го­го че­ло­ве­ка, стра­да­ние и лю­бовь.

Последнее изменение: Суббота, 17 Июнь 2017, 19:23