Средневековая европейская культура
Предыстория
В традиции со времен эпохи Возрождения закрепился миф о том, что после падения Римской империи античная культура умирает. Эпоха Ренессанса (от фр. «возрождение») была возрождением культуры как таковой в понимании современников. Однако это мнение на данный момент утратило свою актуальность. Средневековая культура, во многом унаследовавшая античную, стоит у истоков культуры Нового времени, от которого уже нетрудно перекинуть мостик в современность.
Философия
Говоря о культуре Средневековья, мы должны четко понимать, что мы имеем дело с религиозной культурой. Почти любое проявление культуры в Средние века так или иначе связано с институтом церкви, хотя не стоит забывать и о богатом языческом наследии. Именно церковная религиозная философия (а точнее, теология – богословие), расцвела в Средние века. Вокруг средневековых университетов стали складываться центры нарождающейся схоластики. Схоласты подчинили догматы церкви строгим логическим доказательствам. Их подход окажет сильнейшее влияние на дальнейшую философскую традицию.
Искусство
Большая часть дошедших до нас произведений средневекового искусства также связана с церковью. Подавляющее большинство значимых построек – это храмы, церкви, монастыри. Средневековая архитектура, как правило, делится на два стиля – романский стиль и готический (пришедший на смену романскому). Нет даты точного появления романского стиля. Он долго складывался на основе римской архитектуры. Ему были характерны лаконичность и строгость, церкви в подавляющем большинстве случаев были базиликального типа. На рубеже XI–XII вв. романский стиль перерождается в готический. Если романская архитектура больше походила на военные укрепления и была связана со становлением христианской культуры в Европе, то архитектура готики – это архитектура победы католической церкви, архитектура триумфа, неслучайно последний период развития готики называют «пламенеющей готикой». Она величественна и грандиозна, ее цель вознести своими сводами человека к Богу, показать божественное величие. Готический храм внутри – это книга в камне. Огромное количество изящно выполненных скульптур, витражей и икон рассказывают прихожанам библейские события, постоянно напоминает о них.
Литература
Средневековая литература была крайне неоднородна. Есть литература религиозная, светская (придворная), народная. Так же, как и архитектура, она не выросла на пустом месте. Наследниками античной мысли были многие крупные литераторы, которые записывали историю своих народов. Так появилась «Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного, «История франков» Григория Турского, «Жизнь Карла Великого» Эйнхарда. Параллельно с этим начинается запись эпических произведений, таких как «Песнь о Роланде». На юге Франции распространилась куртуазная культура рыцарей. В Германии развивается культура миннезингеров. Большую известность получат рыцарские романы, которые не утратили свое влияния до сегодняшнего дня. Но не стоит забывать и о народной культуре. Песни вагантогов, бродячих студентов, также дошли до нас. Именно в народной культуре из фарса и мистерии родится театр, каким мы его знаем. Его рождение произошло на городских площадях под гул толпы.
Образование
Именно в Средние века рождается университет и университетская культура. Университеты распространяются по всей Европы, именно вокруг них будут концентрироваться знание и ученость, они становятся очагами средневековой культуры.
Участники
Ансельм Кентерберийский – один из основателей средневековой схоластики.
Абеляр – средневековый схоласт, поэт и музыкант. Осужден церковью как еретик. Также известен тайным браком со своей ученицей Элоизой.
Фома Аквинский – выдающийся средневековый философ, сформулировал пять рационалистических доказательств бытия Бога, систематизировал основные догматы схоластики.
Виллар де Оннонкур – архитектор, вошедший в историю своим альбомом с зарисовками.
Беда Достопочтенный – автор «Церковной истории народа англов».
Эйнхард – автор «Жизнеописания Карла Великого».
Григорий Турский – автор «Истории франков».
Франсуа Вийон – наиболее известный поэт позднего Средневековья.
Кретьен де Труа – автор ряда известных куртуазных романах, таких как «Ивейн, или Рыцарь со львом» и «Ланселот, или Рыцарь телеги».
Заключение
Культура Нового времени не рождается из ниоткуда, не является лишь отрицанием «темной» культуры Средних веков. Эпоху Возрождения можно рассматривать как высшую стадию развития средневековой культуры. Великие творцы Раннего Возрождения: Чимабуэ, Джотто и Мазаччо, Данте, Петрарка и Боккаччо, Пизано и Донателло – все они были глубоко укоренены в средневековой культуре. Знаменитый французский историк Жак Ле Гофф написал книгу «Рождение Европы», эта книга повествует о том, как Средневековье и средневековая культура произвели на свет ту Европу, что мы знаем.