Крестовые походы
Введение
Так называют серию военных акций европейского дворянства в эпоху развитого Средневековья. Крестовые походы происходили в 1096–1270 гг. Эпоха крестовых походов занимает в истории почти два века.
Причины крестовых походов
Главной причиной крестовых походов было отвоевание гроба Господня (рис. 1), Святой земли, которая находилась в руках «неверных», то есть мусульман. В VII веке территории Ближнего Востока вместе с Иерусалимом попали в руки арабов. Во второй половине XI века, когда начинаются крестовые походы, арабов в этом регионе сменили турки-сельджуки, которые также имели мусульманское вероисповедание.
Рис. 1. Храм гроба Господня в Иерусалиме
Почему именно в конце XI века началось столь мощное движение крестоносцев? Ведь к этому времени арабы уже достаточно давно владели этими святынями, в Европе это вызывало недовольство, но к Крестовым походам никто не призывал.
Многие историки считают, что Первый крестовый поход, а также все последующие имели демографические причины. Европа в конце XI века сталкивается с проблемой перенаселения. Доказательством этого становится тот факт, что основная масса крестоносцев происходила из тех районов, где в Европе наблюдалась наибольшая плотность населения: Северная Франция, Южная Италия, западные районы Германии. Те районы, которые не имели такой проблемы перенаселения, тяги к походам в Палестину не испытывали. Еще одним доказательством этого демографического фактора, влияющего на крестовые походы, является тот момент, что после начала крупномасштабных эпидемий в Западной Европе Крестовые походы постепенно прекращаются. После знаменитой эпидемии чумы 1348 года в Европе о крестовых походах уже не было и речи. Когда Европа вновь вступает в период относительного благополучия, когда вновь увеличивается количество населения, то основная масса походов будет направлена уже не на Восток, а на Запад, начнется эпоха Великих географических открытий.
Крестовый поход бедноты
В Крестовом походе бедноты, предшествующем Первому крестовому походу, принимало большое количество бедных и малоимущих жителей европейских регионов. Это связано с тем, что последние годы перед крестовым походом были годами засухи и неурожая в западных европейских странах. Походы оказались направлены на Восток потому, что паломники, возвращавшиеся из Иерусалима, рассказывали о несметных богатствах, которые были на Востоке.
Еще одним фактором стало стремление римско-католической церкви распространить свое влияние на восточное Средиземноморье. В 1054 году произошла Великая схизма – раскол между католической и православной церковью. В крестовых походах католики видели возможность распространить свое политическое, экономическое и идеологическое влияние на новые территории.
Повод к крестовым походам дала Византия. Турки-сельджуки перешли в активное наступление на византийские территории, они захватили Сирию, Палестину и Ливан, а в 1071 году византийская армия была разгромлена в битве при Манцикерте. В результате византийский император Алексей I Комнин обратился к странам Западной Европы с просьбой оказать ему помощь в борьбе с турками-сельджуками. Турки-сельджуки своей столицей сделали город Никею на азиатском побережье Босфора, недалеко от города Константинополя. Также они договорились с печенегами о совместных действиях против Византии. В результате Константинополь мог пасть под ударами таких объединенных сил. Алексею Комнину не хотелось призывать на помощь западноевропейское рыцарство, но в данной ситуации другого выхода не было. Католики очень внимательно отнеслись к этой просьбе, ведь она отвечала их собственным интересам. В результате в ноябре 1095 года на Клермонском соборе папа Урбан II призвал всех королей, сеньоров, рыцарей и простых людей отправиться в крестовый поход и отвоевать гроб Господень.
Речь папы римского встретила большое воодушевление. Как говорилось выше, католики жаждали богатств. В считанные недели после призыва папы Урбана II в разных районах Европы стали создаваться отряды людей, которые были готовы отправиться в поход. Они нашивали на свою одежду кресты, по этим крестам их стали называть крестоносцами, а сами походы – крестовыми (рис. 2).
Рис. 2. Крестоносцы
Дворяне тоже собирались участвовать в крестовом походе, но для этого необходимы были деньги, вооружение. А беднота в таких приготовлениях не нуждалась. По призыву французского священника Петра Пустынника во Франции собирается толпа в несколько десятков тысяч человек. Историки считают, что общее количество крестоносцев доходило до 80 тысяч. Но все они до Константинополя не дошли. Около Константинополя собралась армия примерно в 40 тысяч представителей первой волны крестоносцев. Их поход принято называть Крестовым походом бедноты. Беднота вызывала серьезные опасения у тех стран, через которые они проходили. По обычаям эпохи Средневековья крестоносцев-паломников должны были кормить за счет тех территорий, через которые они проходили. Но снабдить пищей и всеми необходимыми средствами передвижения 80-тысячную армию было невозможно. Поэтому участники Крестового похода бедноты нередко воспринимались как разбойничья толпа. Эти люди вынуждены были грабить для того, чтобы обеспечить себе минимальное пропитание. Когда крестоносцы дошли до Константинополя, выяснилось, что вместо 80 тысяч до города дошло около 40.
Византийский император Алексей Комнин понимал, что это сборище представляет собой не армию, а сброд, который не сможет противостоять войскам турок-сельджуков. Он не хотел переправлять этих людей через пролив Босфор, но когда понял, что они грабят в городе, бесчинствуют, приносят один беспорядок, то принял решение о том, чтобы они были переправлены на восточный берег пролива Босфор и отправились туда, куда они пожелают. В результате около 30 тысяч человек благодаря судам, которые предоставил византийский император, оказались на азиатском берегу.
Однако путь армии оказался недолгим и бесславным. Не дойдя до столицы турок-сельджуков Никеи, крестоносцы оказались разгромлены войском турок, которое напало на них и истребило большую часть людей, надеявшихся дойти до Святой земли. Считают, что спаслось лишь около 1000 человек, среди них был Петр Пустынник, благодаря проповедям которого эти люди отправились в поход. Так кончился Крестовый поход бедноты, которой не удалось дойти до Святой земли.
Первый крестовый поход, 1096–1099 гг.
Первый крестовый поход проходит в 1096–1099 гг. (рис. 3). Пока беднота шла к Константинополю, европейские феодалы готовились к новому походу. В результате крестоносцы отправились в Константинополь сразу по нескольким направлениям. Войска из северной Франции вел Гуго Великий (Гуго Вермандуа), Готфрид Бульонский вел войска из центральной Франции, жителей Италии вел Боэмунд Тарентский, людей из южной Франции вел Раймунд IV, тех, кто пожелал принимать участие в походе из северо-западной Франции, вел Роберт Нормандский. В результате около Константинополя армии были объединены. Такая армия, гораздо лучше подготовленная и лучше вооруженная, представляла собой серьезную силу. Крестоносцам в ходе первого Крестового похода удалось отвоевать большую часть современной Палестины, а в 1099 году захватить Иерусалим и провозгласить создание там Иерусалимского королевства.
Рис. 3. Первый и Второй крестовые походы
Главная цель крестовых походов – освобождение гроба Господня – была достигнута. В результате на территории Палестины и прилегающих землях Ливана и Сирии было создано несколько государств, которые получили название государства крестоносцев на Востоке. Главную роль играло Иерусалимское королевство, первым правителем которого стал Балдуин Бульонский. Это государство должно было воплощать в себе идею христианского господства в Иерусалиме и над всеми святынями в Палестине, но Иерусалимское королевство оказалось не единственным, существовали и другие государства: графство Триполи, княжество Антиохия, графство Эдесское (рис. 4). На этих землях европейские рыцари насаждали те же порядки, которым они привыкли следовать во Франции, Германии, Великобритании. Там существовала такая же система социальной иерархии, как и в европейском средневековом обществе.
Рис. 4. Государства, основанные крестоносцами в результате Первого крестового похода
Турки-сельджуки не смирились с потерей таких важных территорий. Мусульманский мир быстро консолидировался и сумел создать новую, боеспособную армию. Государства крестоносцев стали сжиматься: в 1144 году было потеряно графство Эдесское.
Второй крестовый поход, 1147–1149 гг.
Все это стало поводом очередных настроений в Европе, связанных с идеей крестовых походов. В 1147–1149 гг. французский король Людовик VII и германский император Конрад III отправились во Второй крестовый поход. Этот поход оказался неудачным. Германская армия была разбита турками, а французская безрезультатно осаждала Дамаск. В результате подобные крестовые походы превращались лишь в декларацию о намерениях, чем в реальные действия.
После Второго крестового похода в мусульманском мире происходит очень важное событие: на территории Египта было создано новое мощное государство, правитель которого, Саладин, мог создать огромную боеспособную армию и перейти в контрнаступление. В результате ему удалось отвоевать у крестоносцев Иерусалим.
Третий крестовый поход, 1189–1192 гг.
Через 2 года после захвата Иерусалима войсками Саладина, в 1189 году, начался Третий крестовый поход. Британские войска возглавлял король Ричард I Львиное Сердце (рис. 5), германские войска возглавлял Фридрих I Барбаросса (рис. 6), а французские – король Филипп II Август (рис. 7). Но этот поход не увенчался успехом. Поход завершился в 1192 году со скромными результатами.
Рис. 5. Английский король Ричард I Львиное Сердце
Рис. 6. Фридрих I Барбаросса
Рис. 7. Филипп II Август
Четвертый крестовый поход, 1202–1204 гг.
Четвертый Крестовый поход, который проходил в 1202–1204 гг., представляет особый интерес для историков. На этот раз крестоносцам удалось собрать серьезную армию. Они решили отправиться в Иерусалим не через Константинополь, а морским путем. Этот поход мог бы быть удачным, но в стане крестоносцев возник разлад. Для того чтобы переправить огромное войско в район Иерусалима, потребовалось большое количество судов. Когда войска собрались в Венеции, они ожидали помощи от венецианцев, но те в свою очередь предоставили свои корабли, но не просто так: корабли предоставлялись за плату. Сумма была настолько высокой, что собрать эти деньги было невозможным. Венецианцы согласились предоставить свои корабли «в долг». В качестве платы должна была послужить половина тех богатств, которые крестоносцы должны были получить в Иерусалиме. Условия были шокирующие, но у крестоносцев не было другого выхода. Венецианцы жаждали все новых богатств, а так как Иерусалим был еще далеко, они предложили пойти на Константинополь. Константинополь также считался очень богатым городом, фактически вторым после Иерусалима. Крестоносцы вынуждены были согласиться пойти на уступки венецианцам и потребовать оплаты долга венецианцам от византийского императора. В результате крестоносцы захватили Константинополь. Это был уникальный случай в истории: они шли воевать на Ближний Восток, а захватили столицу христианского государства – Константинополь. Именно в это время византийское государство прекращает свое существование. Это произошло в 1204 году. На месте бывшей Византии крестоносцы создали Латинскую империю (рис. 8). Но государство оказалось непрочным и распалось через полвека. На этом месте в 1261 году Византия была вновь воссоздана под видом Никейской империи.
Рис. 8. Латинская империя
Четвертый крестовый поход показал, что реальной целью этих походов является не отвоевание гроба Господня, а меркантильные экономические интересы западных европейских стран.
В 1212 году состоялся так называемый Крестовый поход детей (рис. 9), экспедиция под предводительством юного провидца по имени Стефан, который вдохнул во французских и немецких детей веру в то, что с его помощью, как бедные и преданные слуги Господа, они смогут вернуть христианству Иерусалим. Дети отправились на юг Европы, но многие из них не достигли даже берегов Средиземного моря, а погибли в пути. Некоторые историки считают, что Крестовый поход детей был провокацией, устроенной работорговцами с целью продать участников похода в рабство.
Рис. 9. Крестовый поход детей
В мае 1212 года, когда немецкое народное войско прошло через Кёльн, в его рядах насчитывалось около двадцати пяти тысяч детей и подростков, направляющихся в Италию, чтобы оттуда морем достигнуть Палестины. В хрониках XIII века более пятидесяти раз упоминается этот поход, который получил название «крестового похода детей».
Последние крестовые походы
Силы у европейцев были на исходе. В XIII веке было предпринято еще несколько крестовых походов, известных как крестовые походы с Пятого по Восьмой. Все они заканчивались неудачно.
Во время Шестого крестового похода, который проходил в 1228–1229 гг. германскому императору Фридриху II Штауфену удалось вновь вернуть Иерусалим. Но в 1244 году город вновь перешел в руки мусульман.
Во время Седьмого крестового похода французский король вместе со своей свитой попал в плен к мусульманам. Пришлось заплатить огромный выкуп и отдать земли, которые ему принадлежали на Ближнем Востоке.
Восьмой крестовой поход (1270 год) (рис. 10) закончился бесславно. Французский король Людовик IX успел переправиться через Средиземное море и высадиться на побережье Туниса, практически сразу он умер от чумы.
Рис. 10. Восьмой крестовый поход
В результате провала последних крестовых походов в конце XIII века прекратили свое существование государственные образования, находившиеся под властью крестоносцев на Ближнем Востоке. В 1268 году была потеряна Антиохия, в 1289 – графство Триполи, а в 1291 – пала последняя крепость крестоносцев, Акра.
Итоги крестовых походов
Крестовые походы закончились практически безрезультатно. Однако можно считать, что это было первое крупномасштабное соприкосновение восточной и западной цивилизаций в эпоху Средних веков. В результате западная экономика получила ощутимый толчок в своем развитии. Именно в это время в Европе появляются те изобретения, которые первоначально принадлежали арабам. Что касается диалога культур, то именно в 1140–1141 гг. Петр Достопочтенный осуществил первый перевод Корана на латынь, также он повелел перевести на латынь такой источник, как Талмуд – священную книгу иудеев.