Средневековая Франция
Введение
В 843 году после распада империи Карла Великого образовалось сразу несколько государств, которые существуют до сегодняшнего дня. Империя Карла Великого положила начало современной Германии, Италии, Франции.
IX–X века для западно-франкского королевства были временем непростым. Здесь сложилась сложная система феодальных отношений, которая предполагала существование единого короля, но власть его была формальной. За королевскую власть долго соперничали 2 династии: старая династия Каролингов, к которой принадлежал Карл Великий, и новая династия – Робертины. Каждый из правителей этого времени не получал свою власть по наследству, а избирался на королевский престол собранием знати. В итоге одна из династий должна была победить.
Правление династии Капетингов во Франции
Историки считают, что история современной Франции началась в 987 году. Именно в этом году умер последний правящий представитель династии Каролингов – Людовик Ленивый. Он находился у власти всего лишь 15 месяцев и не успел сделать ничего для Франции, поэтому его прозвище не совсем уместно. Новым королем был избран парижский граф Гуго Капет. Он был представителем династии Робертинов, и на тот момент его владения были невелики. Кроме Парижа, они включали небольшие окрестности этого города – Иль-де-Франс, а также город Орлеан. Таким образом, в руках нового короля находилась территория, занимавшая лишь несколько процентов от территории всей Франции.
Это было началом истории большого и важного в истории государства периода. Династия, основанная Гуго Капетом, получила название Капетинги. Официально она находилась у власти до 1328 года. На самом же деле вплоть до 1848 года во Франции правили представители боковых линий этой династии. Династии Валуа и Бурбонов были родственниками потомков Капетингов.
Главной проблемой, с которой столкнулся Гуго Капет, стали сложные и запутанные феодальные отношения. Существовал принцип, согласно которому король мог управлять только своими вассалами, т. е. людьми, получающими земли от короля. Вассалы короля также имели своих подданных, которые были подвластны им, а не королю. Это известное в истории правило гласило: Вассал моего вассала не мой вассал. Это значило, что князья, графы, бароны, которые не приносили присягу лично на верность королю (оммаж – присяга, оформлявшая заключение вассального договора в Западной Европе Средних веков), не входили в сферу юрисдикции короля.
Такая проблема была характерна не только для Франции, а для всей ранней средневековой Европы. Она не существовала только в Англии, где присягу на верность королю приносили все дворяне. Но даже это не спасло Англию от междоусобных войн. Во Франции такая ситуация подрывала единство страны. Король, перемещавшийся между Парижем и Орлеаном, вынужден был проезжать через территории своих дворян, которые не всегда были лояльны к королю. Таким образом, путешествие короля оказывалось небезопасным.
Для того чтобы решить проблему феодальной раздробленности, парижские короли в X–XI веке еще не обладали достаточной силой.
Ситуация изменилась лишь в XII веке. Король Людовик VI (рис. 1) (годы правления 1108–1137 гг.) начал постепенно захватывать земли своих вассалов. Таким образом, начали расширяться королевские земли. Эту территорию принято называть французским словом домен.
Рис. 1. Людовик VI
Единство государства можно было укреплять не только военными методами, но и другими. Филипп II Август (рис. 2) (годы правления 1180–1223 гг.) проводил многочисленные военные столкновения, например с английским королем. В результате этих войн Франция вернула себе территории Нормандии, которые принадлежали Английскому королевству.
Рис. 2. Филипп II Август
Во времени раннего Средневековья столицы многих европейских государств были подвижными. Столицей считалось то место, где находится король. Подвижной была и французская столица. Именно во время правления Филиппа II Августа Париж становится настоящей французской столицей. Здесь строятся новые дома, а также по приказу Филиппа II Августа была построена крепость Лувр. До нас крепость в своем первозданном виде не дошла, сейчас Лувр выполняет роль главного французского музея.
Следующий этап в развитии французского государства связан с правлением короля Людовика IX Святого (годы правления 1226–1270 гг.). Такое прозвище он получил за Крестовые походы, однако их нельзя было назвать удачными. Он провел целый ряд реформ, которые были направлены на централизацию страны:
- создание высшего судебного органа королевства – парламента;
- воспрещение судебных поединков в королевских владениях. Таким образом, дворяне вынуждены были являться для суда к королю;
- образование Счетной палаты и введение единой королевской монеты на территории государства, а также запрет «дурной монеты», содержащий низкий процент драгоценных металлов.
Еще большую роль в процессе централизации Франции сыграл король Филипп IV Красивый (рис. 3) (годы правления 1285–1314). С эпохой его правления связан ряд реформ. Главной своей целью он поставил пополнение французской казны. Он впервые в европейской практике ввел налог с продаж. Этот налог восприняли резко негативно, во Франции его называли «дурной налог». Однако налог действительно позволил пополнить французскую казну. Также Филипп IV предпринял меры для того, чтобы золото не утекало из Франции. Он запретил вывозить золото и серебро за пределы страны. Это вызвало недовольство в его отношениях с другими странами, ведь торговать стало сложнее. Также этот закон вызвал возмущение Римского Папы. Церковь собирала налог – церковную десятину, а золото и серебро вывозить из Франции было нельзя. Поэтому налог был выплачен медной монетой, что вызвало крайнее возмущение Папы Римского. Конфликт с ним был не в интересах французского короля, ведь Папа Римский мог навредить популярности короля во Франции. Для того чтобы укрепить свой авторитет, в 1302 году Филипп IV впервые созывает французский парламент – Генеральные Штаты. Выборы проводились только в городах: по 2 представителя от города должны были прибыть в Париж. В работе Генеральных Штатов принимало участие высшее дворянство и высшее духовенство.
Рис. 3. Филипп IV Красивый
Папа Римский Бонифаций VIII не был доволен изменениями в политике французского короля. Собственно, для этого Филипп IV и созвал Генеральные Штаты, боясь, что Папа Римский может отлучить его от церкви. В результате, чтобы избежать дальнейшего продолжения конфликта, в 1305 году король Франции Филипп IV захватывает Рим и свергает БонифацияVIII c папского престола. В результате новых выборов новым Папой был избран французский представитель – Климент V (рис. 4). Резиденция Папы Римского располагалась в Риме, но по настоянию Филиппа IV в 1309 году Климент V перенес папскую столицу во Францию. Место для новой резиденции было выбрано на юге страны, в городе Авиньоне (город до сих пор носит такое название). Папский дворец находился в Авиньоне на протяжении 69 лет. Этот период с 1309 по 1378 год вошел в историю под названием Авиньонское пленение пап.
Рис. 4. Папа Римский Климент V
Теперь церковную десятину должны были выплачивать не в пользу Италии, а в пользу Франции. Это приводило к тому, что денег у французского короля становилось еще больше. Но Филипп IV был ненасытен: он брал в долг и долги почти никогда не возвращал. Он был в долгу у многих французских городов, органы самоуправления которых не могли сопротивляться королевским притязаниям.
Филипп IV дошел до того, что взял деньги в долг у еврейских менял и когда понял, что не в состоянии расплатиться, выгнал евреев из Франции. В результате долги получились отмененными. Евреи покинули Францию, но Филипп понял, что в долг ему евреи больше не дадут, ведь теперь их не было в пределах его державы. Поэтому он разрешил им вернуться, но при условии, что долг Филипп IV возвращать им не будет. Евреи возвратились и вновь стали давать королю в долг, а король вновь выдворил евреев из страны.
Деньги король тратил в первую очередь на укрепление государства, не только на создание роскошных дворцов, но и на создание армии. Филиппу, как и другим французским королям, была необходима армия профессиональная, которая хранила бы верность только ему. Но профессиональная армия – дело дорогое, и денег нужно было всё больше и больше.
Последним громким делом в жизни Филиппа IV стал разгром ордена тамплиеров. Разгром этого ордена, по мысли Филиппа, должен был принести ему огромные богатства, ведь все конфискованное имущество поступало в королевскую казну. Однако в результате разгрома ордена казна сильно не пополнилась.
После смерти Филиппа IV престол по очереди переходил к его сыновьям, но все они правили недолго, и в 1328 году династия пресеклась.
Правление династии Валуа и Столетняя война во Франции
Тогда власть перешла к боковой ветви династии Капетингов, и на престоле оказалась династия Валуа.
Главным поприщем династии Валуа стала знаменитая Столетняя война (1337–1453 гг.). Причиной войны был династический кризис. Когда династия Капетингов пресеклась, это вызвало большой интерес у английских королей, ведь они были родственниками французских королей и происходили из нормандской династии. Претензии английских королей на французский престол и стали причиной Столетней войны.
Кроме династического, был интерес и экономический. Англия и Франция соперничали из-за богатых регионов, таких как Фландрия. Это были регионы с высоким развитием ремесла и располагавшие источниками сырья.
Но по официальной версии считалось, что английский король Эдуард III Плантагенет имеет такое же отношение к династии Капетингов, как Филипп VI Валуа, который занял престол, когда пресеклась династия Капетингов.
Большая часть Столетней войны проходила под знаком превосходства Англии. Французская армия год за годом терпела поражения: 1346 год – поражение в Битве при Креси, 1356 год – поражение в Битве при Пуатье (рис. 5). Причин поражения было много: эпидемия чумы, Парижское восстание (1356–1358 гг.), а также крестьянская война Жакерия, которая хоть продолжалась всего 2 недели, но потрясла Францию. Но даже после завершения крестьянских войн и восстаний французская армия все равно оставалась слабее английской.
Рис. 5. Битва при Пуатье, 1356 год
В 1415 году французы потерпели очередное поражение в битве при Азенкуре. В 1420 году был подписан мирный договор в Труа, согласно которому северная часть Франции вместе с Парижем переходили в руки англичан.
Ситуация обострялась, и французскому королю Карлу VII (годы правления 1422–1461 гг.) не была представлена возможность официально короноваться ни в Париже, ни в древней столице Реймсе. Он был скорее не королем, а дофином – наследником престола.
Спасла французского короля Жанна д’Арк (рис. 6). Она предложила свою помощь в восстановлении независимости Франции. Ее действия были успешными. Она привела Карла в Реймс и обеспечила его безопасность во время коронации.
Рис. 6. Жанна д’Арк
После того как Карл VII официально стал французским королем, были проведены реформы. Он создал не просто постоянную армию, а армию, верную королю. Такая армия получила название жандармерия. Также Карл VII ввел постоянный налог, который взимается во Франции до сегодняшнего дня. Речь шла уже не только об объединении страны, а о ее централизации.
Роль Генеральных Штатов во время правления Карла VII и его наследников становится все меньше. Постепенно Франция из сословно-представительной монархии превращается в абсолютную монархию.
Своего апогея процесс централизации достигает начиная со времени правления короля Франциска I (рис. 7) (годы правления 1515–1547 гг.).В его указах появляется форма: «На то мое соизволение», то есть король опирается только на свою волю, а не на мнение сословно-представительного органа. Именно этому королю принадлежала инициатива по освоению территорий в Новом Свете, при нем создаются первые французские колонии на американском континенте.
Рис. 7. Франциск I Валуа
Религиозные войны во Франции
Однако во время правления Франциска I появляется важный фактор, дестабилизирующий Францию. Этим фактором стала новая религия – протестантизм, направление кальвинизм, набирающее популярность в самом начале XVI века. До тех пор пока кальвинисты (во Франции их называли гугенотами) не представляли собой серьезной политической силы, французская монархия терпела их и не устраивала никаких гонений. Когда же гугеноты проникли в высшие эшелоны власти, это не могло не вызвать конфликта. В результате во Франции прошла серия конфликтов на религиозной почве, которые вошли в историю под названием Религиозные войны (1562–1594 гг.). Их кульминацией считается Варфоломеевская ночь, или резня гугенотов (рис. 8), устроенная в Париже и распространившаяся на всю территорию Франции в 1572 году.
Рис. 8. Варфоломеевская ночь (август 1572 года)
Завершил Религиозные войны король Генрих IV Наваррский (рис. 9) (годы правления 1589–1610 гг.). В 1598 году Генрих Наваррский провозгласил эдикт о веротерпимости, или Нантский эдикт, согласно которому было объявлено, что каждый вправе исповедовать ту религию, которой он считает должным придерживаться. Таким образом, религиозные противоречия между католиками и гугенотами должны были прекратиться. Но подобные разногласия остались характерны и для Франции в XVII веке и позже.
Рис. 9. Генрих IV Наваррский
Нантский эдикт провозглашал официальный характер Галликанской церкви (французско-католическая церковь, имеющая собственное самоуправление, в отличие от римско-католической).
Начало правления династии Бурбонов во Франции
Сам Генрих Наваррский уже не принадлежал к династии Валуа, а принадлежал к династии Бурбонов, которые правили во Франции до 1848 года. Его деятельность также была направлена на усовершенствование государственной социальной политики. Впервые были провозглашены права подданных на жизнь, имущество и определенные привилегии.
Генрих Наваррский пытался создать такую систему, которая позволила бы добиться процветания каждому французу. При нем произошли серьезные социальные изменения, и он остался в памяти французов как «добрый король».
В 1610 году Генрих Наваррский был убит в Париже религиозным фанатиком Франсуа Равальяком, который был не согласен с Генрихом в религиозном вопросе (в отношении Нантского эдикта и веротерпимости). Со смертью Генриха Наваррского процесс создания социального государства во Франции резко затормозился. Его сын, будущий король Людовик XIII (годы правления 1610–1643 гг.), был слишком маленький, и вся полнота власти сосредоточилась в руках министра – кардинала Ришелье.