Раннее Христианство

 Распространение христианства в Римской империи

Хри­сти­ан­ство ока­зы­ва­ло свое вли­я­ние на Рим­скую им­пе­рию на­чи­ная с I века н. э. Имен­но в это время воз­ни­ка­ет хри­сти­ан­ство как от­дель­ная ре­ли­гия, а не как на­прав­ле­ние или секта в рам­ках иуда­из­ма.

Хри­сти­ан­ство се­рьез­но от­ли­ча­лось от тех ре­ли­гий, ко­то­рые были рас­про­стра­не­ны как на Древ­нем Во­сто­ке, так и в гре­ко-рим­ском мире. В ос­но­ве хри­сти­ан­ства лежит уче­ние о ра­вен­стве людей между собой и перед бо­га­ми. В этой си­ту­а­ции не было раз­ли­чия между гос­по­ди­ном и рабом, пред­ста­ви­те­ля­ми раз­ных эт­но­сов, раз­ных на­ци­о­наль­но­стей. Имен­но по­это­му хри­сти­ан­ство быст­ро рас­про­стра­ни­лось с тер­ри­то­рий Ближ­не­го Во­сто­ка на земли, вхо­див­шие в со­став Рим­ско­го го­су­дар­ства.

Столь по­пу­ляр­ная ре­ли­гия не могла не вы­зы­вать опа­се­ний у рим­ских им­пе­ра­то­ров. Мно­гие из них на­чи­на­ют го­не­ния на хри­сти­ан. Впер­вые такие го­не­ния про­хо­ди­ли в Риме в 64 году н. э. во время прав­ле­ния им­пе­ра­то­ра Неро­на (рис. 1). Более позд­ние им­пе­ра­то­ры также от­но­си­лись к хри­сти­ан­ству неод­но­знач­но. Хри­сти­ан­ство с его иде­я­ми ра­вен­ства не со­от­вет­ство­ва­ло об­ще­им­пер­ским прин­ци­пам и прин­ци­пу того, что рим­ский им­пе­ра­тор яв­ля­ет­ся выше, чем любой его под­дан­ный. Имен­но это обу­сло­ви­ло сна­ча­ла скры­тый ха­рак­тер хри­сти­ан­ской ре­ли­гии. Этот пе­ри­од ино­гда на­зы­ва­ют ка­та­комб­ный, когда хри­сти­ан­ские об­щи­ны были вы­нуж­де­ны пря­тать­ся от об­ще­ствен­но­сти и про­во­дить свои со­бра­ния в тех ме­стах, где они не могли быть за­стиг­ну­ты врас­плох рим­ски­ми вой­ска­ми. Од­на­ко это не ме­ша­ло хри­сти­ан­ству рас­про­стра­нять­ся.

Им­пе­ра­тор Нерон

Рис. 1. Им­пе­ра­тор Нерон

Ре­аль­ное вли­я­ние на ис­то­рию Рима хри­сти­ан­ство на­чи­на­ет ока­зы­вать лишь в III веке н. э. Имен­но в это время хри­сти­ан­ство оформ­ля­ет­ся как от­дель­ное ре­ли­ги­оз­ное уче­ние, за­мкну­тое в самом себе. Имен­но тогда, в III–IV веке, по­яв­ля­ют­ся изоб­ра­же­ния Иису­са Хри­ста, и они ско­рее были сим­во­ли­че­ски­ми, неже­ли изоб­ра­же­ни­я­ми ре­аль­но­го че­ло­ве­ка.

В эпоху сол­дат­ских им­пе­ра­то­ров мно­гие пра­ви­те­ли пы­та­лись ре­шить во­прос о том, на­сколь­ко нужно и по­лез­но го­су­дар­ству хри­сти­ан­ство. Можно было со­хра­нить преж­нюю форму им­пе­ра­тор­ской вла­сти, ко­то­рая опи­ра­лась на культ Юпи­те­ра и на рим­ские тра­ди­ции. Но все боль­шее ко­ли­че­ство людей, не толь­ко в бед­ных, но и в знат­ных слоях рим­ско­го об­ще­ства на­чи­на­ет вы­ска­зы­вать свои сим­па­тии к хри­сти­ан­ству. По­яв­ля­ет­ся мысль о том, что имен­но эта ре­ли­гия может стать мо­мен­том, объ­еди­ня­ю­щим Рим­ское го­су­дар­ство.

У хри­сти­ан­ства в этой си­ту­а­ции было много со­пер­ни­ков. Су­ще­ство­ва­ла по­пу­ляр­ная ре­ли­гия мит­ра­изм, тоже мо­но­те­и­сти­че­ская (вера в еди­но­го бога), а также раз­лич­ные на­прав­ле­ния и в самом хри­сти­ан­стве. Во­прос о вы­бо­ре наи­луч­ше­го ва­ри­ан­та ре­ли­гии в это время стал очень ак­ту­аль­ным.

 Правление Диоклетиана (284 – 305 г.) и его новая система власти

По­сте­пен­ная де­гра­да­ция и рас­пад Рим­ско­го го­су­дар­ства в III веке н. э. в эпоху сол­дат­ских им­пе­ра­то­ров при­ве­ли мно­гих пра­ви­те­лей к мысли, что необ­хо­ди­мо вне­сти се­рьез­ные из­ме­не­ния в по­ли­ти­че­ский строй Рим­ско­го го­су­дар­ства. Им­пе­ра­то­ром, ко­то­рый по­пы­тал­ся вне­сти из­ме­не­ния и пе­ре­стро­ить всю си­сте­му управ­ле­ния в Риме, был Дио­кле­ти­ан (рис. 2) (284–305). Новая си­сте­ма вла­сти, ко­то­рую пред­ло­жил этот им­пе­ра­тор, по­лу­чи­ла на­зва­ние тет­рар­хия (от греч. «тетра» – че­ты­ре и «архэ» – власть) – власть че­ты­рех. Глав­ную угро­зу ста­биль­но­сти Рим­ско­го го­су­дар­ства, по мне­нию Дио­кле­ти­а­на, пред­став­ля­ли пол­ко­вод­цы. Пол­ко­вод­цы пы­та­лись по­лу­чить власть в Риме и с этой целью под­ни­ма­ли вос­ста­ния и мя­те­жи. Свя­за­но это с тем, что огром­ную роль в Риме иг­ра­ла армия. Дио­кле­ти­ан пред­ло­жил си­сте­му, ко­то­рая поз­во­ля­ла бы по­лу­чать власть пол­ко­вод­цам не в ходе мя­те­жей, а за­кон­ным спо­со­бом. Он раз­де­лил Рим на две части (Запад и Во­сток), и в каж­дой из ча­стей управ­ля­ло два че­ло­ве­ка од­но­вре­мен­но. Стар­ший со­пра­ви­тель на­зы­вал­ся Ав­густ, а млад­ший со­пра­ви­тель на­зы­вал­ся Це­зарь. Таким об­ра­зом, Рим фак­ти­че­ски был раз­де­лен на 4 части. На За­па­де (впо­след­ствии За­пад­ная Рим­ская им­пе­рия) од­но­вре­мен­но пра­ви­ли двое: Ав­гу­стом был Мак­си­ми­ли­ан, ко­то­рый пра­вил в Ме­дио­лане (со­вре­мен­ный Милан), а Це­за­рем был Кон­стан­ций Хлор, ко­то­рый пра­вил в Гал­лии и Бри­та­нии.

Дио­кле­ти­ан

Рис. 2. Дио­кле­ти­ан

На Во­сто­ке Ав­гу­стом был сам Дио­кле­ти­ан, а на роль Це­за­ря он при­гла­сил пол­ко­вод­ца Га­ле­рия, в управ­ле­ние ко­то­ро­му были даны тер­ри­то­рии Бал­кан­ско­го по­лу­ост­ро­ва. Пред­по­ла­га­лось, что Ав­гу­сты будут на­хо­дить­ся у вла­сти на про­тя­же­нии 20 лет. После того как они вый­дут в от­став­ку, их сме­нят Це­за­ри, а Це­за­ри, став­шие Ав­гу­ста­ми, при­гла­сят в свою оче­редь на роль млад­ших со­пра­ви­те­лей тех пол­ко­вод­цев, ко­то­рых они по­счи­та­ют наи­бо­лее ло­яль­ны­ми. В итоге по­лу­ча­лось, что каж­дые 20 лет власть в Риме долж­на была ме­нять­ся.

Дио­кле­ти­ан ввел эту си­сте­му в 286 году и ровно через 20 лет вышел в от­став­ку. 
За время сво­е­го прав­ле­ния он про­во­дил со­вер­шен­но раз­ные ме­ро­при­я­тия. Были в их числе и го­не­ния на хри­сти­ан. Также время Дио­кле­ти­а­на – это время неве­ро­ят­но­го роста цен. В Риме на­блю­да­лась неви­дан­ная до тех пор ин­фля­ция. Дио­кле­ти­ан ока­зал­ся пер­вым пра­ви­те­лем, ко­то­рый по­пы­тал­ся эту про­бле­му ре­шить. Им были из­да­ны эдик­ты (указы) о твер­дых ценах и о ми­ни­маль­ной за­ра­бот­ной плате. Ми­ни­маль­ная за­ра­бот­ная плата су­ще­ство­ва­ла и до этого вре­ме­ни, но твер­дые цены по­пы­та­лись уста­но­вить впер­вые. Од­на­ко этот эдикт не слиш­ком хо­ро­шо со­блю­дал­ся. Тор­гов­цы не хо­те­ли про­да­вать свои про­дук­ты по той цене, ко­то­рую им дик­то­ва­ло го­су­дар­ство.

Прак­ти­че­ски сразу после смер­ти Дио­кле­ти­а­на си­сте­ма тет­рар­хии пре­кра­ти­ла свое су­ще­ство­ва­ние. Им­пе­ра­то­ры не хо­те­ли рас­ста­вать­ся с вла­стью всего через 20 лет после на­ча­ла прав­ле­ния. Но тет­рар­хия свою роль в ис­то­рии Рима сыг­ра­ла. Имен­но из-за того, что она су­ще­ство­ва­ла, в ис­то­рии позд­ней Рим­ской им­пе­рии воз­ник­ло раз­де­ле­ние на две части: За­пад­ную и Во­сточ­ную Рим­скую им­пе­рию.

 Провозглашение христианства официальной религией Рима

С 306 по 337 год Римом пра­вил им­пе­ра­тор Кон­стан­тин I (рис. 3). Он яв­лял­ся еди­но­лич­ным пра­ви­те­лем Рим­ско­го го­су­дар­ства, и это был пер­вый рим­ский им­пе­ра­тор, ко­то­рый не про­сто по­кро­ви­тель­ство­вал хри­сти­а­нам, но и про­воз­гла­сил хри­сти­ан­ство офи­ци­аль­ной ре­ли­ги­ей Рима.

Кон­стан­тин I

Рис. 3. Кон­стан­тин I

Им­пе­ра­тор Кон­стан­тин в 325 году про­вел Ни­кей­ский собор (рис. 4). Еще в 313 году он издал Ми­лан­ский эдикт о ве­ро­тер­пи­мо­сти, со­глас­но ко­то­ро­му го­не­ния на пред­ста­ви­те­лей дру­гих ре­ли­гий долж­ны были быть пре­кра­ще­ны. Это ка­са­лось не толь­ко хри­сти­ан­ства и не толь­ко язы­че­ской ре­ли­гии, но и мно­го­чис­лен­ных куль­тов, ко­то­рые в это время су­ще­ство­ва­ли на тер­ри­то­рии Рима. С 325 года хри­сти­ан­ству ока­зы­ва­ет­ся мак­си­маль­ное по­кро­ви­тель­ство на тер­ри­то­рии Рим­ско­го го­су­дар­ства.

Ни­кей­ский собор 325 года

Рис. 4. Ни­кей­ский собор 325 года

Для того чтобы из­ба­вить­ся от на­сле­дия язы­че­ских богов, Кон­стан­тин ос­но­вал новую сто­ли­цу сво­е­го го­су­дар­ства – в 330 году был ос­но­ван город, по­лу­чив­ший в его честь на­зва­ние Кон­стан­ти­но­поль. На этом месте уже су­ще­ство­ва­ла гре­че­ская ко­ло­ния Ви­зан­тия, от­сю­да и пошла тра­ди­ция на­зы­вать всю Во­сточ­ную Рим­скую им­пе­рию Ви­зан­ти­ей.

На Во­сто­ке су­ще­ство­ва­ла тра­ди­ция пе­ре­осно­ва­ния го­ро­дов. Пра­ви­тель, желая уве­ко­ве­чить свое имя, ос­но­вы­вал город на том месте, где по­се­ле­ние уже было. Кон­стан­ти­но­поль стал цен­тром хри­сти­ан­ской ре­ли­гии на время прав­ле­ния Кон­стан­ти­на.

Рим в это время тоже не был за­бро­шен. Там на про­тя­же­нии несколь­ких де­сят­ков лет су­ще­ство­ва­ла соб­ствен­ная цер­ков­ная иерар­хия. Папы рим­ские по­яви­лись за­дол­го до по­яв­ле­ния им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на и до ос­но­ва­ния Кон­стан­ти­но­по­ля. Город Кон­стан­ти­но­поль су­ще­ству­ет и по сей день. Когда турки в 1453 году за­хва­ти­ли этот город, на­зва­ние ему они со­хра­ни­ли. Ныне это город Стам­бул (рис. 5), так он стал на­зы­вать­ся толь­ко в 30-е годы XX века.

Стам­бул (ранее Кон­стан­ти­но­поль)

Рис. 5. Стам­бул (ранее Кон­стан­ти­но­поль)

Хри­сти­ан­ство стало эле­мен­том, объ­еди­ня­ю­щим рим­скую куль­ту­ру. Имен­но им­пе­ра­тор Кон­стан­тин ввел хри­сти­ан­ский ка­лен­дарь, и, таким об­ра­зом, си­сте­ма ле­то­ис­чис­ле­ния была уни­фи­ци­ро­ва­на на огром­ной тер­ри­то­рии. В Риме и до этого вре­ме­ни су­ще­ство­вал еди­ный ка­лен­дарь, ко­то­рый на­чи­нал­ся 753 годом до Рож­де­ства Хри­сто­ва. Те­перь новая си­сте­ма ле­то­ис­чис­ле­ния была при­ня­та не толь­ко в Риме, но и на дру­гих тер­ри­то­ри­ях, ко­то­рые при­мы­ка­ли к этому го­су­дар­ству.

 Правление Юлиана Отступника и Феодосия I

Рас­про­стра­не­ние хри­сти­ан­ства к этому вре­ме­ни было на­столь­ко ши­ро­ко, что после Кон­стан­ти­на толь­ко один рим­ский им­пе­ра­тор не был хри­сти­а­ни­ном. Очень быст­ро вся рим­ская элита об­ра­ти­лась в хри­сти­ан­ство. Един­ствен­ный им­пе­ра­тор, ко­то­рый не был хри­сти­а­ни­ном, был Юлиан От­ступ­ник (рис. 6), пра­вив­ший в 360–363 гг. За то, что он не при­зна­вал хри­сти­ан­ство, и за то по­кро­ви­тель­ство, ко­то­рое он ока­зы­вал дру­гим куль­там, он по­лу­чил про­зви­ще От­ступ­ник.

Юлиан От­ступ­ник

Рис. 6. Юлиан От­ступ­ник

Хри­сти­ан­ство рас­про­стра­ня­лось все шире, и в 380 году н. э. был издан закон, со­глас­но ко­то­ро­му хри­сти­ан­ское ве­ро­ис­по­ве­да­ние ста­но­ви­лось обя­за­тель­ным для всех жи­те­лей Рим­ской им­пе­рии. Хри­сти­ан­ство иг­ра­ло по­ло­жи­тель­ную роль в раз­ви­тии рим­ско­го об­ще­ства и го­су­дар­ства, но оно же на­сто­я­ло на от­мене очень мно­гих эле­мен­тов язы­че­ства. На­при­мер, в 394 году были за­пре­ще­ны Олим­пий­ские игры, ко­то­рые про­во­ди­лись более 1000 лет. Воз­рож­де­ны они были толь­ко в 1896 году.

В 395 году умер им­пе­ра­тор Фе­о­до­сий I (рис. 7), пра­вив­ший в 346–395 гг. Это был по­след­ний рим­ский пра­ви­тель, имев­ший хотя бы фор­маль­ное право на ру­ко­вод­ство как За­пад­ной, так и Во­сточ­ной ча­стя­ми Рим­ской им­пе­рии. Имен­но в 395 году про­ис­хо­дит окон­ча­тель­ное раз­де­ле­ние Рим­ской им­пе­рии на две части: За­пад­ную и Во­сточ­ную.

Фе­о­до­сий I

Рис. 7. Фе­о­до­сий I

Две эти части имели со­вер­шен­но раз­ную судь­бу. За­пад­ная Рим­ская им­пе­рия пре­кра­ти­ла свое су­ще­ство­ва­ние в 476 году, а Во­сточ­ная Рим­ская им­пе­рия, или Ви­зан­тия, су­ще­ство­ва­ла до се­ре­ди­ны XV века.

 Начало раскола христианской церкви и падение Западной Римской империи

В это время в Рим­ской церк­ви на­чи­на­ет­ся рас­кол. Хри­сти­ан­ству при­хо­ди­лось еще с I века н. э. со­пер­ни­чать с дру­ги­ми ре­ли­ги­я­ми. Но те­перь в самом хри­сти­ан­стве по­яв­ля­ют­ся раз­ные на­прав­ле­ния. Имен­но в этом ин­те­ре­сы хри­сти­ан­ской церк­ви порой рас­хо­ди­лись с ин­те­ре­са­ми Рим­ско­го го­су­дар­ства. Если хри­сти­ан­ство вос­при­ни­ма­лось как мо­мент объ­еди­ня­ю­щий, то в это время в самом ре­ли­ги­оз­ном уче­нии воз­ни­ка­ют раз­ные на­прав­ле­ния и секты.

Апо­фе­о­зом стал IV Все­лен­ский собор, ко­то­рый про­хо­дил в 451 году. На этом со­бо­ре Во­сточ­ная часть хри­сти­ан­ской церк­ви от­кры­то вы­ра­зи­ла несо­гла­сие с идеей пре­вос­ход­ства папы рим­ско­го, и имен­но на этом со­бо­ре в се­ре­дине V века был за­ло­жен фун­да­мент кри­зи­са, ко­то­рый в итоге при­ве­дет к раз­де­ле­нию хри­сти­ан­ства на ка­то­ли­цизм и пра­во­сла­вие.

Го­раз­до важ­нее и опас­нее, чем хри­сти­ан­ский рас­кол, было дру­гое со­бы­тие в рим­ской ис­то­рии, ко­то­рое на­чи­на­ет­ся в по­след­ние годы IV века нашей эры. В 375 (по неко­то­рым вер­си­ям в 378 году) на­чи­на­ет­ся про­цесс, из­вест­ный как Ве­ли­кое пе­ре­се­ле­ние на­ро­дов (рис. 8). На тер­ри­то­рию Рим­ско­го го­су­дар­ства при­хо­дят самые раз­ные вар­вар­ские пле­ме­на. Неко­то­рые пе­ре­се­ля­лись даже не с тер­ри­то­рии Ев­ро­пы, а из Азии, таким об­ра­зом, про­де­лы­вая огром­ный путь. Эти за­во­е­ва­те­ли ока­зы­ва­ли на Рим­скую им­пе­рию нега­тив­ное вли­я­ние.

Ве­ли­кое пе­ре­се­ле­ние на­ро­дов

Рис. 8. Ве­ли­кое пе­ре­се­ле­ние на­ро­дов

По­че­му Рим­ское го­су­дар­ство не смог­ло от­бить­ся от этих вар­вар­ских пле­мен? Рим на­хо­дил­ся в со­сто­я­ние столь глу­бо­ко­го кри­зи­са, что его армия уже не могла ока­зы­вать ре­аль­но­го вли­я­ния на внеш­не­по­ли­ти­че­ские про­цес­сы. Так, в пер­вые годы V века н. э. Рим пе­ре­жи­ва­ет мно­го­чис­лен­ные на­ше­ствия готов. Ве­ст­го­ты под ру­ко­вод­ством Ала­ри­ха (рис. 9) по­пы­та­лись взять город в 408 году, но тогда уда­лось от­ку­пить­ся. А в 410 году Ала­рих вер­нул­ся, и Рим был раз­граб­лен. После того как Рим был раз­граб­лен пле­ме­на­ми ве­ст­го­тов, дру­гие пле­ме­на по­ня­ли, что этот город яв­ля­ет­ся для них за­кон­ной до­бы­чей.

Ко­роль ве­ст­го­тов Ала­рих

Рис. 9. Ко­роль ве­ст­го­тов Ала­рих

Нель­зя ска­зать, что Рим не со­про­тив­лял­ся. В 451 году про­изо­шла битва на Ка­та­ла­ун­ских полях, в ко­то­рой рим­ляне раз­гро­ми­ли пле­ме­на гун­нов, наи­бо­лее опас­но­го сво­е­го про­тив­ни­ка. Гунны были вы­нуж­де­ны от­ка­зать­ся от идеи экс­пан­сии на тер­ри­то­рию рим­ско­го го­су­дар­ства и осели на гра­ни­цах Рима. В 455 году одно из гер­ман­ских пле­мен – ван­да­лы – раз­гра­би­ло Рим (рис. 10). От­сю­да тер­мин ван­да­лизм – уни­что­же­ние куль­тур­ных цен­но­стей.

На­ше­ствие ван­да­лов на Рим

Рис. 10. На­ше­ствие ван­да­лов на Рим

После этого и дру­гих столк­но­ве­ний Рима с гер­ман­ца­ми рас­пад За­пад­ной части Рим­ско­го го­су­дар­ства был пред­опре­де­лен. Офи­ци­аль­но это про­изо­шло в 476 году н. э. Тогда по­след­ний рим­ский им­пе­ра­тор Ромул Ав­гу­стул был низ­ло­жен Одо­акром из пле­ме­ни ски­ров. Одо­актр понял, что сверг­нуть 16-лет­не­го юношу очень легко. Он по­ни­мал, что ему од­но­му не спра­вить­ся с управ­ле­ни­ем столь об­шир­ны­ми тер­ри­то­ри­я­ми, по­это­му знаки им­пе­ра­тор­ской вла­сти были ото­сла­ны Одо­акром в Кон­стан­ти­но­поль, что и поз­во­ли­ло потом Ви­зан­тии пре­тен­до­вать на зва­ние пре­ем­ни­цы Рим­ской им­пе­рии. Сам Одо­акр со­хра­нил за собой власть лишь на тер­ри­то­рии Ита­лии. Этой датой за­кан­чи­ва­ет­ся ис­то­рия Древ­не­го мира и на­чи­на­ет­ся ис­то­рия Сред­них веков.

Последнее изменение: Понедельник, 14 Май 2018, 11:59