Поход Александра Македонского на Восток
Рис. 1. Александр Македонский
Александр (рис. 1) получил прекрасное образование, его учитель был сам Аристотель. Говоря о нем, Александр замечал: «Филиппу я обязан тем, что живу, а Аристотелю тем, что живу достойно».
Весной 334 г. до н. э. небольшое войско под предводительством юного царя перешло Геллеспонт и подошло к р. Граник. Накануне сражения Александр велел солдатам плотно поужинать и не жалеть припасов, так как завтра предстояло угощаться припасами врага. Персидское войско находилось в очень выгодной позиции, и даже опытный полководец Парменион сомневался в успехе, предлагая Александру начать сражение утром, когда македонская армия сумеет построиться быстрее и, соответственно, получит преимущество. На это Александр ответил: «Мне будет стыдно перед Геллеспонтом, если, спокойно преодолев этот широкий морской пролив, я испугаюсь какой-то речушки». Под градом стрел конница преодолела быстрое течение и обрывистый берег и вступила в бой. В схватке Александр был окружен врагами, и военачальник персов даже срубил гребень с его шлема. Казалось, что гибель Александра неизбежна, но в этот момент подоспел друг царя – Клит – и пронзил врага копьем. Сражение закончилось победой македонян. Им был открыт путь к богатейшим городам Малой Азии. Жители греческих городов, расположенных здесь, встречали Александра как освободителя.
Наряду с приморскими городами Александр утвердил свою власть и в глубине полуострова. Побывал он и в городе Гордий, столице Фригии. Здесь царю показали колесницу, дышло которой соединял ярмом чрезвычайно запутанный узел. Александру рассказали предание: кто развяжет этот узел, тот станет владыкой Азии. Царь попробовал развязать узел, но тот не поддавался, и тогда он выхватил меч и одним ударом разрубил сплетение.
Персидский царь Дарий III не понимал, какая страшная угроза нависла над его царством. С большим войском он двинулся навстречу Александру. Войска встретились около г. Исса. И здесь молодому полководцу улыбнулась удача. Дарий завел свои войска в теснины, где персидская конница не могла развернуться. Александр не дал неприятелю окружить себя, и во главе своей гвардии он прорвался к колеснице персидского царя. Дарий испугался и бежал с поля боя. Сопротивление персов было сломлено за два часа. Македоняне захватили не только лагерь персов, но и семью царя – мать, жену и двух дочерей. Однако Александр велел им сказать, что он воюет с Дарием, а им будут оказаны такие же почести, к каким они привыкли на свободе.
Разгромив персидского царя, войска Александра заняли страны, лежащие на восточном побережье Средиземного моря: Сирию, Палестину, Финикию.
Многие покорились без сопротивления. Отпор лишь дал финикийский город Тир, в руках которого находилась морская торговля с Персией. Он был расположен на неприступном скалистом острове и окружен мощными стенами. Более полугода длилась его осада. Наконец, македоняне построили дамбу через пролив и ворвались в город. Они разграбили и подожгли Тир, многие его жители были убиты, а тысячи обращены в рабство.
В эти дни Александр получает письмо от Дария, где тот предлагает ему половину своей империи. Полководец Парменион, узнав об этом, воскликнул:
- Если бы я был Александром, я бы согласился!
- И я бы согласился, если бы я не был Александром!
В 332 г. до н. э. Александру с легкостью удалось завоевать Египет, т. к. египтяне видели в македонцах избавление от персидского ига. В оазисе Сива Александра провозгласили богом и сыном бога Амона. Это решение жрецов очень понравилось царю. Он разослал гонцов во все покоренные страны, чтобы и там его признали богом. Успехи Александра, всеобщая лесть и заложенное в нем с детства тщеславие привели к тому, что он и сам уверовал в свою божественность и могущество.
В Египте Александр на берегу моря, напротив острова Фарос, повелел заложить новый город, который назвал своим именем (рис. 2).
Рис. 2. Александрия Египетская
Однако война заставила Александра покинуть Египет и направиться на север. Здесь, у селения Гавгамелы, в октябре 331 г. до н. э. и произошло еще одно сражение с персами. Дарий ждал Александра на удобном для действий его боевых колесниц поле. Парменион уговаривал царя напасть на врага ночью, рассчитывая, что внезапный удар приведет врага в смятение. «Я не краду побед, – отвечал Александр, – мне подобает воевать честно, без хитростей и уловок». Несмотря на подходящую местность, а также на численное превосходство, Дарий был разбит. В сражении Дарий проявил поразительную слабость духа: он обратился в бегство, когда возникла угроза его безопасности, в то время, когда можно было ещё сопротивляться и при некоторых условиях даже изменить ход событий в свою пользу. Вскоре Дарий был убит своими приближенными.
Города Персидской державы сдавались один за другим. В Персеполе, древней столице Персии, в подвалах царского дворца хранились сокровища персидских царей, для вывоза которых Александру потребовалось 10 тысяч пар мулов и 5 тысяч верблюдов.
Завоевание Персии казалось Александру началом великого похода. Но для осуществления задуманных им планов завоевания Азии македонского войска было недостаточно. Поэтому он приказал набирать 30 тыс. персидских мальчиков и обучать их военным приемам.
326 г. до н. э. – Александр достиг территории Индии. Перед ним стояло сильное войско царя Пора, вооруженное боевыми колесницами и слонами. Бой длился 8 часов. Македонская армия одержала победу, но потери были велики. На месте битвы царь основал город Никею («победа»), на реке Гидаспу – город Буцефалия (в честь своего коня, который к этому времени издох от старости).
Рис. 3. Держава Александра Македонского
Битва с Пором подорвала мужество македонян. В Индии было много непокоренных племен, и македонянам приходилось вести ожесточенные бои. Силы иссякали. Александру приходилось прибегать к беспощадной строгости, несмотря на прежние заслуги своих воинов. Но их уже нельзя было заставить воевать, ни угрозами, ни обещаниями, после чего Александру ничего не оставалось, как объявить о возвращении домой. Столицей своей империи Александр сделал город Вавилон.
Здесь в 323 году 13 июня, под тенью «висячих садов» Семирамиды на 33-м году жизни он скончался от лихорадки. Его тело было перевезено в Египетскую Александрию и там погребено. А огромная империя, созданная им, распалась.