Максим Горький. Жизнь и творчество после Великой Октябрьской социалистической революции

 1. Вступление

Мак­сим Горь­кий

Рис. 1. Мак­сим Горь­кий

Тему ре­во­лю­ции Горь­кий раз­вил в 1917—1918 гг. в своей га­зе­те «Новая жизнь», в ко­то­рой опуб­ли­ко­вал около 80 ста­тей, объ­еди­нен­ных потом в две книги «Ре­во­лю­ция и куль­ту­ра» и «Несвое­вре­мен­ные мысли». Суть его взгля­дов за­клю­ча­лась в том, что ре­во­лю­ция (ра­зум­ное пре­об­ра­зо­ва­ние об­ще­ства) долж­на в корне от­ли­чать­ся от «рус­ско­го бунта» (бес­смыс­лен­но его раз­ру­ша­ю­ще­го). Горь­кий был убеж­ден, что стра­на сей­час не го­то­ва к со­зи­да­тель­ной со­ци­а­ли­сти­че­ской ре­во­лю­ции, что сна­ча­ла народ «дол­жен быть про­ка­лен и очи­щен от раб­ства, вскорм­лен­но­го в нем, мед­лен­ным огнем куль­ту­ры».

От­но­ше­ние Горь­ко­го к ре­во­лю­ции 1917 года

Когда Вре­мен­ное пра­ви­тель­ство все-та­ки было сверг­ну­то, Горь­кий резко вы­сту­па­ет про­тив боль­ше­ви­ков. В пер­вые ме­ся­цы после ок­тябрь­ско­го пе­ре­во­ро­та, когда раз­нуз­дан­ная толпа гро­ми­ла двор­цо­вые по­гре­ба, когда со­вер­ша­лись на­ле­ты и гра­бе­жи, Горь­кий с гне­вом писал о раз­гу­ле анар­хии, об уни­что­же­нии куль­ту­ры, о же­сто­ко­сти тер­ро­ра.

Про­ме­тей несет людям огонь

Рис. 2.  Про­ме­тей несет людям огонь

Горь­кий вы­дви­га­ет кон­цеп­цию двух видов ре­во­лю­ци­о­не­ров:

пер­вый тип – это Про­ме­тей; че­ло­век, ко­то­рый осве­ща­ет людям путь, ко­то­рый ду­ма­ет о благе всего че­ло­ве­че­ства;

вто­рой тип – ре­во­лю­ци­о­нер на время, ко­то­рый лично оби­жен на жизнь и те­перь меч­та­ет са­мо­утвер­дить­ся и ис­поль­зо­вать по­бе­ду ре­во­лю­ции для своих целей.

Сей­час, как ему ка­жет­ся, к вла­сти при­шли имен­но такие ре­во­лю­ци­о­не­ры.

Боль­ше­ви­ки были от этого не в вос­тор­ге, но лич­ные связи Горь­ко­го с во­ждя­ми с одной сто­ро­ны, и боль­шой вес его за­гра­нич­ной ре­пу­та­ции, с дру­гой, по­ста­ви­ли его в уни­каль­ное по­ло­же­ние: в 1918–1921 гг. Горь­кий был прак­ти­че­ски един­ствен­ной неза­ви­си­мой вне­пра­ви­тель­ствен­ной об­ще­ствен­ной силой во всей Со­вет­ской Рос­сии.   

 

2. Задача Горького: спасти культуру

Он играл из­бран­ную им роль за­щит­ни­ка куль­ту­ры и ци­ви­ли­за­ции в пол­ную меру своих воз­мож­но­стей. Рус­ская куль­ту­ра в боль­шом долгу перед ним. Все, сде­лан­ное между 1918 и 1921 гг., чтобы спа­сти пи­са­те­лей и дру­гих ин­тел­ли­ген­тов от го­ло­да, – было сде­ла­но бла­го­да­ря Горь­ко­му. В ос­нов­ном это уда­лось за счет целой си­сте­мы цен­тра­ли­зо­ван­ных ли­те­ра­тур­ных учре­жде­ний, где поэты и про­за­и­ки за­се­ли за пе­ре­во­ды. План этот, ко­неч­но, был далек от со­вер­шен­ства, но при дан­ных об­сто­я­тель­ствах он был един­ствен­но воз­мож­ным. Прав­да, с дру­гой сто­ро­ны, эти «об­сто­я­тель­ства» на­сту­пи­ли не без ак­тив­но­го уча­стия Горь­ко­го и его бли­жай­ших по­ли­ти­че­ских дру­зей. 

Он ор­га­ни­зо­вы­ва­ет из­да­тель­ство «Все­мир­ная ли­те­ра­ту­ра».  Люди  ра­бо­та­ют, по­лу­ча­ют за­ра­бот­ки.  Горь­кий пы­та­ет­ся спа­сти то од­но­го че­ло­ве­ка от пре­сле­до­ва­ния, дру­го­го - от аре­ста, то все время ез­дить в Моск­ву на лич­ные сви­да­ния с Ле­ни­ным.

Горь­кий со­би­рал  у себя раз­ных людей, всех он пы­та­ет­ся на­кор­мить, обо­греть.

В 1919 г. Горь­кий опуб­ли­ко­вал свои вос­по­ми­на­ния о Тол­стом (Лев Тол­стой) – снова за­ста­вив­шие всех осо­знать, что он, в конце кон­цов, боль­шой пи­са­тель, – ли­те­ра­тур­ное вли­я­ние Горь­ко­го оста­лось незна­чи­тель­ным. В своих днев­ни­ках он тепло от­зы­ва­ет­ся о Тол­стом. Важ­ной темой сей­час для Горь­ко­го ста­но­вить­ся  тема сво­бо­ды.

Горь­ко­му тя­же­ло: во­круг него по­ги­ба­ют люди.

Зи­но­вьев пре­сле­ду­ет Горь­ко­го, про­во­дит обыс­ки (у Горь­ко­го все время скры­ва­ют­ся ка­кие-то люди).

 3. Горький выезжает из России

Клю­че­вы­ми со­бы­ти­я­ми, ко­то­рые под­толк­ну­ли Горь­ко­го к отъ­ез­ду, стали: смерть А. Блока и рас­стрел Н. Гу­ми­ле­ва. После этого Горь­кий понял, что его пе­ре­ста­ли слу­шать.

Зи­но­вьев Г.Е.

Рис. 3. Зи­но­вьев Г.Е.

О здо­ро­вье его – все­гда сла­бом – по­сто­ян­но до­хо­дят угро­жа­ю­щие слухи. Он про­дол­жа­ет ра­бо­тать, и его новые книги неуклон­но укреп­ля­ют его по­ло­же­ние клас­си­ка. Он также из­да­ет непе­ри­о­ди­че­ские сбор­ни­ки Бе­се­да, глав­ным об­ра­зом по­пу­ля­ри­зи­ру­ю­щие до­сти­же­ния на­уч­но­го про­грес­са. В по­след­ние годы по­пу­ля­ри­за­ция науки стала иг­рать важ­ную роль в де­я­тель­но­сти Горь­ко­го, так как он счи­та­ет, что его стра­на нуж­да­ет­ся в первую оче­редь в рас­про­стра­не­нии эле­мен­тар­ных зна­ний. По сво­е­му на­ив­но­му и почти ре­ли­ги­оз­но­му пре­кло­не­нию перед зна­ни­я­ми и на­у­кой Горь­кий бли­зок к Г. Дж. Уэлл­су.

В Ита­лии он много ра­бо­та­ет (г. Сор­рен­то). Но глав­ное для него – это со­бы­тия в Рос­сии.

Он пишет  книгу «О рус­ском кре­стьян­стве» (1922), вы­шед­шую в Бер­лине, где вклю­ча­ет много горь­ких, но трез­вых и цен­ных на­блю­де­ний над от­ри­ца­тель­ны­ми сто­ро­на­ми рус­ско­го ха­рак­те­ра. Глядя прав­де в глаза, он писал: «Же­сто­кость форм ре­во­лю­ции я объ­яс­няю ис­клю­чи­тель­но же­сто­ко­стью рус­ско­го на­ро­да». Но из всех со­ци­аль­ных слоев рус­ско­го об­ще­ства наи­бо­лее по­вин­ным в ней он счи­тал кре­стьян­ство. Имен­но в кре­стьян­стве пи­са­тель уви­дел ис­точ­ник всех ис­то­ри­че­ских бед Рос­сии. 

Сле­ду­ю­щие годы были за­пол­не­ны для него на­пря­жен­ным тру­дом. Горь­кий пишет за­вер­ша­ю­щую часть ав­то­био­гра­фи­че­ской три­ло­гии «Мои Уни­вер­си­те­ты» (1923), роман «Дело Ар­та­мо­но­вых» (1925), несколь­ко рас­ска­зов и пер­вые два тома эпо­пеи «Жизнь Клима Сам­ги­на» (1927—1928) — по­ра­зи­тель­ной по сво­е­му охва­ту кар­ти­ны ин­тел­лек­ту­аль­ной и со­ци­аль­ной жизни Рос­сии по­след­них де­ся­ти­ле­тий перед ре­во­лю­ци­ей 1917 г.

В 1928 году Горь­кий при­ез­жа­ет в СССР. В этом году ему ис­пол­ня­ет­ся 60 лет.

Его встре­ча­ют как Юлия Це­за­ря. Горь­ко­го возят по стране, по­ка­зы­ва­ют до­сти­же­ния.

 4. Приезд. Соловки

Этот визит Горь­ко­го по­ро­дил мно­же­ство ле­генд, и пи­са­тель со­зда­ет жур­нал «Наши до­сти­же­ния». Он по­се­ща­ет Со­лов­ки. В этом ла­ге­ре на­хо­дят­ся раз­ные люди. Горь­кий пред­ла­га­ет пре­ступ­ни­ков от­дать в тру­до­вые ко­ло­нии (об­ще­ние с Ма­ка­рен­ко).

Ма­ка­рен­ко А.С.

Рис. 4.  Ма­ка­рен­ко А.С.

Горь­кий видит мо­дель «ста­ро­го» че­ло­ве­ка в «но­во­го» в дей­ствии. Люди пишут ему о прав­де, но Горь­кий им не верит (ста­тья в «Прав­де»). Горь­кий ярост­но за­щи­ща­ет со­вет­скую власть. В ста­тье «Если враг не сда­ет­ся – его уни­что­жа­ют» Мак­сим Горь­кий пишет о  том, что везде пре­да­те­ли(19:18).

Зна­ме­ни­тое воз­зва­ние Горь­ко­го « С кем Вы,  «ма­сте­ра куль­ту­ры»?» http://​www.​modernlib.​ru/​books/​gorkiy_​maksim/​s_​kem_​vi_​mastera_​kulturi/​read/​ об­ра­ще­но к за­пад­ной ин­тел­ли­ген­ции.(20:20)

 5. Идеология партии в отношении М. Горького

В 1932 году име­нем Горь­ко­го на­зы­ва­ют его город, в раз­ных го­ро­дах по­яв­ля­ют­ся улицы с его име­нем. Вла­сти при­ла­га­ют все уси­лия, чтобы вер­нуть в Рос­сию Горь­ко­го.  В 1933 году Горь­кий воз­вра­ща­ет­ся. Горь­кий ста­но­вить­ся при­знан­ным во­ждем со­вре­мен­ной ли­те­ра­ту­ры. В  1934  году с груп­пой пи­са­те­лей он едет на строй­ку, ко­то­рую ведут за­клю­чен­ные, как пре­крас­ный об­ра­зец пе­ре­вос­пи­та­ния людей (вос­пе­ва­ет «раб­ский» труд).

Ста­лин и Горь­кий

Рис. 5.  Ста­лин и Горь­кий

 6. Горький и власть

Ста­лин и Горь­кий (21:00) не раз встре­ча­ли. Ста­лин го­во­рит о целях пи­са­те­ля (ин­же­не­ра че­ло­ве­че­ских душ). Со­зда­ет­ся об­ще­ствен­ная ор­га­ни­за­ция, ко­то­рая долж­на будет осу­ществ­лять идео­ло­ги­че­ские за­да­чи пар­тии. Был со­здан Союз  пи­са­те­лей.

Горь­кий вы­сту­пил на 1 съез­де Союза пи­са­те­лей Рос­сии, в своем вы­ступ­ле­нии пы­та­ет­ся дать объ­яс­не­ние, что такое со­ци­а­ли­сти­че­ский ре­а­лизм, цель ко­то­ро­го непре­рыв­ное раз­ви­тие цен­ней­ших ин­ди­ви­ду­аль­ных  спо­соб­но­стей че­ло­ве­ка.

Горь­кий на Бе­ло­мор­ка­на­ле

Рис. 6. Горь­кий на Бе­ло­мор­ка­на­ле

 7. Последние дни жизни

В 1935 году Горь­кий неожи­дан­но стал про­сить­ся в Ита­лию,  ссы­ла­ясь на уста­лость, «об­ло­жи­ли». Власть кон­тро­ли­ро­ва­ла все: пе­ре­пис­ка, раз­го­во­ры.  Вла­сти ждали от Горь­ко­го, что он на­пи­шет роман о  пре­крас­ной со­вет­ской дей­стви­тель­но­сти. Ста­лин очень долго ждал от Горь­ко­го био­гра­фи­че­ско­го очер­ка. Но Горь­кий ни­че­го о со­вет­ской вла­сти не писал. Все это время он ра­бо­та­ет над ро­ма­ном «Жизнь Клима Сам­ги­на», ко­то­рый за­кон­чить не успел.

Горь­кий умер 18 июня 1936 года. Позже на­ча­лась эпоха боль­шо­го тер­ро­ра. Пер­вым же об­ви­не­ни­ем было убий­ство Горь­ко­го. Крем­лев­ские врачи под пыт­кам дали по­ка­за­ния, что они отра­ви­ли пи­са­те­ля и сде­ла­ли это по при­ка­за­нию Ягоды.

Ягода Г.Г

Рис. 7. Ягода Г.Г

 8. Образ Максима Горького

Мак­сим  Горь­кий – одна из самых про­ти­во­ре­чи­вых фигур конца 19 – на­ча­ла 20 веков.

Это ЧЕ­ЛО­ВЕК-ЭПО­ХА, от­ра­зив­ший все пе­ре­ло­мы, все идеи этого вре­ме­ни. Он про­де­лал слож­ный путь от певца ре­во­лю­ции («Песня о бу­ре­вест­ни­ке»),  к ав­то­ру жест­ких ста­тей в за­щи­ту со­вет­ской вла­сти.

 

Вопросы к конспектам

Про­чи­тать ста­тьи Горь­ко­го (по вы­бо­ру)

Последнее изменение: Пятница, 22 Сентябрь 2017, 23:04