Максим Горький: начало биографии. Герои ранних произведений

 Вступление

Мак­сим Горь­кий (на­сто­я­щие имя и фа­ми­лия Алек­сей Мак­си­мо­вич Пеш­ков) (1868-1936), рус­ский пи­са­тель, пуб­ли­цист.

Ран­няя фо­то­гра­фия Мак­сима Горь­кого

Рис. 1. Ран­няя фо­то­гра­фия

 Детство и юность писателя

Мак­сим Горь­кий

Рис. 1. Мак­сим Горь­кий

Отец, Мак­сим Сав­ва­ти­е­вич Пеш­ков (1840-71) — сын сол­да­та, раз­жа­ло­ван­но­го из офи­це­ров, сто­ляр-крас­но­де­рев­щик. В по­след­ние годы ра­бо­тал управ­ля­ю­щим па­ро­ход­ной кон­то­рой, умер от хо­ле­ры. Мать, Вар­ва­ра Ва­си­льев­на Ка­ши­ри­на (1842-79) — из ме­щан­ской семьи; рано ов­до­вев, вто­рич­но вышла замуж, умер­ла от ча­хот­ки. Дет­ство пи­са­те­ля про­шло в доме деда Ва­си­лия Ва­си­лье­ви­ча Ка­ши­ри­на, ко­то­рый в мо­ло­до­сти бур­ла­чил, затем раз­бо­га­тел, стал вла­дель­цем кра­силь­но­го за­ве­де­ния, в ста­ро­сти ра­зо­рил­ся. Дед обу­чал маль­чи­ка по цер­ков­ным кни­гам, ба­буш­ка Аку­ли­на Ива­нов­на при­об­щи­ла внука к на­род­ным пес­ням и сказ­кам, но глав­ное — за­ме­ни­ла мать, «на­сы­тив», по сло­вам са­мо­го Горь­ко­го, «креп­кой силой для труд­ной жизни» («Дет­ство»).

На­сто­я­ще­го об­ра­зо­ва­ния Горь­кий не по­лу­чил, за­кон­чив лишь ре­мес­лен­ное учи­ли­ще. Жажда зна­ний уто­ля­лась са­мо­сто­я­тель­но, он рос «са­мо­уч­кой». Тя­же­лая ра­бо­та (по­суд­ник на па­ро­хо­де, «маль­чик» в ма­га­зине, уче­ник в ико­но­пис­ной ма­стер­ской, де­сят­ник на яр­ма­роч­ных по­строй­ках и др.) и ран­ние ли­ше­ния пре­по­да­ли хо­ро­шее зна­ние жизни и вну­ши­ли мечты о пе­ре­устрой­стве мира. «Мы в мир при­шли, чтобы не со­гла­шать­ся...» — со­хра­нив­ший­ся фраг­мент уни­что­жен­ной поэмы мо­ло­до­го Пеш­ко­ва «Песнь ста­ро­го дуба».

Нена­висть к злу и эти­че­ский мак­си­ма­лизм были ис­точ­ни­ком нрав­ствен­ных тер­за­ний. В 1887 году пы­тал­ся по­кон­чить с собой. При­ни­мал уча­стие в ре­во­лю­ци­он­ной про­па­ган­де, «ходил в народ», стран­ство­вал по Руси, об­щал­ся с бо­ся­ка­ми. Ис­пы­тал слож­ные фи­ло­соф­ские вли­я­ния: от идей фран­цуз­ско­го Про­све­ще­ния и ма­те­ри­а­лиз­ма И. В. Гете до по­зи­ти­виз­ма Ж. М. Гюйо, ро­ман­тиз­ма Дж. Ре­с­ки­на и пес­си­миз­ма А. Шо­пен­гау­э­ра. В его ни­же­го­род­ской биб­лио­те­ке рядом с «Ка­пи­та­лом» К. Марк­са и «Ис­то­ри­че­ски­ми пись­ма­ми» П. Л. Лав­ро­ва сто­я­ли книги Э. Гарт­ма­на, М. Штир­не­ра и Ф. Ницше.

К. Маркс « Ка­пи­тал»

Рис. 3. К. Маркс « Ка­пи­тал»

П.Л. Лав­ров

Рис. 4. П.Л. Лав­ров

И.В. Гете

Рис. 5. И.В. Гете

1888 году ски­та­ет­ся по Руси, он встре­ча­ет раз­ных людей, узна­ет много судеб.

Вто­рая волна ски­та­ния в 1991 году: его ин­те­ре­су­ет жизнь, ко­то­рой живут люди.

 Раннее творчество

Горь­кий на­чи­нал как про­вин­ци­аль­ный га­зет­чик (пе­ча­тал­ся под име­нем Иегу­ди­ил Хла­ми­да).Псев­до­ним М. Горь­кий (пись­ма и до­ку­мен­ты под­пи­сы­вал на­сто­я­щей фа­ми­ли­ей — А. Пеш­ков; обо­зна­че­ния «А. М. Горь­кий» и «Алек­сей Мак­си­мо­вич Горь­кий» кон­та­ми­ни­ру­ют псев­до­ним с на­сто­я­щим име­нем) по­явил­ся в 1892 в ти­флис­ской га­зе­те «Кав­каз», где был на­пе­ча­тан пер­вый рас­сказ «Макар Чудра». В 1895, бла­го­да­ря по­мо­щи В. Г. Ко­ро­лен­ко, опуб­ли­ко­вал­ся в по­пу­ляр­ней­шем жур­на­ле «Рус­ское бо­гат­ство» (рас­сказ «Чел­каш»).

В. Г. Ко­ро­лен­ко

Рис. 6. В. Г. Ко­ро­лен­ко

Мак­сим Горь­кий в 1906 году же­нит­ся. Пре­кра­ща­ет­ся ста­тус ски­та­ния. Он ка­кли­те­ра­тор по­лу­ча­ет пер­вые день­ги.

В 1898 в Пе­тер­бур­ге вышла книга «Очер­ки и рас­ска­зы», имев­шая сен­са­ци­он­ный успех. В 1899 по­яви­лись поэма в прозе «Два­дцать шесть и одна» и пер­вая боль­шая по­весть «Фома Гор­де­ев». Слава Горь­ко­го росла с неве­ро­ят­ной быст­ро­той и вско­ре срав­ня­лась с по­пу­ляр­но­стью А. П. Че­хо­ва и Л. Н. Тол­сто­го.

Людей из низов при­вле­ка­ла сама мысль, что в ли­те­ра­ту­ру при­шел пи­са­тель из их среды, не по­на­слыш­ке знав­ший жизнь с самых мрач­ных и страш­ных ее сто­рон.

 Герои произведений Горького

С са­мо­го на­ча­ла обо­зна­чи­лось рас­хож­де­ние между тем, что пи­са­ла о Горь­ком кри­ти­ка, и тем, что желал ви­деть в нем ря­до­вой чи­та­тель. Тра­ди­ци­он­ный прин­цип тол­ко­ва­ния про­из­ве­де­ний с точки зре­ния за­клю­чен­но­го в них со­ци­аль­но­го смыс­ла при­ме­ни­тель­но к ран­не­му Горь­ко­му не сра­ба­ты­вал. Чи­та­те­ля мень­ше всего ин­те­ре­со­ва­ли со­ци­аль­ные ас­пек­ты его прозы, он искал и на­хо­дил в них на­стро­е­ние, со­звуч­ное вре­ме­ни. По сло­вам кри­ти­ка М. Про­то­по­по­ва, Горь­кий под­ме­нил про­бле­му ху­до­же­ствен­ной ти­пи­за­ции про­бле­мой «идей­но­го ли­риз­ма». Его герои сов­ме­ща­ли в себе ти­пи­че­ские черты, за ко­то­ры­ми сто­я­ло хо­ро­шее зна­ние жизни и ли­те­ра­тур­ной тра­ди­ции, и осо­бо­го рода «фи­ло­со­фию», ко­то­рой автор на­де­лял ге­ро­ев по соб­ствен­но­му же­ла­нию. Кри­ти­ки в связи с его тек­ста­ми ре­ша­ли не со­ци­аль­ные во­про­сы и про­бле­мы их ли­те­ра­тур­но­го от­ра­же­ния, а непо­сред­ствен­но «во­прос о Горь­ком» и со­здан­ном им со­би­ра­тель­ном ли­ри­че­ском об­ра­зе, ко­то­рый стал вос­при­ни­мать­ся как ти­пи­че­ский для Рос­сии конца 19 — на­ча­ла 20 вв. и ко­то­рый кри­ти­ка срав­ни­ва­ла со «сверх­че­ло­ве­ком» Ницше. Все это поз­во­ля­ет, во­пре­ки тра­ди­ци­он­но­му взгля­ду, счи­тать его ско­рее мо­дер­ни­стом, чем ре­а­ли­стом.

Бо­ся­ки в Рос­сии

Рис. 7. Бо­ся­ки в Рос­сии

Кри­ти­ки стали го­во­рить, что Горь­кий от­крыл но­во­го героя - это босяк. В сло­ва­рях того вре­ме­ни этого слова еще не было. «Босяк» встре­ча­ет­ся в раз­ных про­из­ве­де­ни­ях того вре­ме­ни.  Он  похож на опу­стив­ше­го­ся го­род­ско­го жи­те­ля, без­дом­ный, плохо оде­тый, оби­та­тель ноч­леж­ки, ал­ко­го­лик.

Горь­ков­ские  же  бо­ся­ки вы­гля­дят по-дру­го­му. Это  яркие, кра­си­вые, силь­ные люди,  и даже обо­рван­цы  у Горь­ко­го вы­гля­дят эф­фект­но и уве­рен­но (Кузь­ка, рас­сказ «Тоска», Ко­но­ва­лов).  И эти герои ока­зы­ва­ют­ся на дне,  это их выбор, здесь нет вли­я­ния среды, ко­то­рые вы­би­ра­ют сво­бо­ду.  

Горь­ков­ским бо­ся­кам нигде не хо­чет­ся быть. Бро­дя­ги от­ка­за­лись от ци­ви­ли­за­ции. Они сво­бод­но дви­га­ют­ся, мыс­лят, раз­го­ва­ри­ва­ют. Эти герои - ин­ди­ви­ду­а­ли­сты, не яв­ля­ют­ся чле­на­ми ни­ка­ко­го со­ци­у­ма.  Они любят по­го­во­рить, любят из­ре­кать афо­риз­мы, что, ко­неч­но же, кри­ти­кам не по­нра­ви­лось, они за­ме­ти­ли, что герои стран­ные ( на­по­ми­на­ют ис­ка­те­лей при­клю­че­ний) живут  по стран­ной мо­ра­ли, нет де­ле­ния на зло и добро. Глав­ная цель су­ще­ство­ва­ния - это ин­те­рес, ве­се­лье, лег­кая и ве­се­лая жизнь («Ста­ру­ха Изер­гиль»).

Они жаж­дут жить, жить «вовсю».  Они та­лант­ли­вы: любят чи­тать,  чув­ствен­но слу­ша­ют му­зы­ку, песни, ко­то­рые тро­га­ют душу.

 

Заключение

Ран­ние ро­ман­ти­че­ские про­из­ве­де­ния М.Горь­ко­го мно­го­об­раз­ны по жанру: это рас­ска­зы, ле­ген­ды, сказ­ки, поэмы. Наи­бо­лее из­вест­ны его ран­ние рас­ска­зы - "Макар Чудра", "Ста­ру­ха Изер­гиль". В пер­вом из них пи­са­тель по всем за­ко­нам ро­ман­ти­че­ско­го на­прав­ле­ния ри­су­ет об­ра­зы кра­си­вых, сме­лых и силь­ных людей. Опи­ра­ясь на тра­ди­цию рус­ской ли­те­ра­ту­ры, М. Горь­кий об­ра­ща­ет­ся к об­ра­зам цыган, став­ших сим­во­лом воли и без­удерж­ных стра­стей.

 

До­пол­ни­тель­но. Про­из­ве­де­ния

1892 год. Ти­флис. Ниж­ний Нов­го­род (с ок­тяб­ря).

«Макар Чудра» (опуб­ли­ко­ван в га­зе­те «Кав­каз», Ти­флис, 12 сен­тяб­ря).

«Еме­льян Пиляй» (опуб­ли­ко­ван в га­зе­те «Рус­ские ве­до­мо­сти», 5 ав­гу­ста. Рас­сказ был пе­ре­дав в ре­дак­цию Н. 3. Ва­си­лье­вым без ве­до­ма ав­то­ра. Его пер­вая пуб­ли­ка­ция).

1893 год. Ниж­ний Нов­го­род.

«Месть» («Волж­ский вест­ник», Ка­зань, ав­густ), «О чиже, ко­то­рый лгал, и о дятле - лю­би­те­ле ис­тине»  (га­зе­та «Волж­ский вест­ник», сен­тябрь), «Раз­го­вор по душе» («Волж­ский вест­ник», сен­тябрь), «Ни­щен­ка», «Ис­клю­чи­тель­ный факт», («Вол­гарь», но­ябрь), «Убе­жал» («Вол­гарь», де­кабрь). 

1894 год. Ниж­ний Нов­го­род.

«Дед Архип и Лень­ка» («Вол­гарь», фев­раль), «Го­ре­мы­ка Павел» («Вол­гарь», ап­рель - июнь), «Об одном поэте» («Волж­ский вест­ник», июнь), «Мой спут­ник («Са­мар­ская га­зе­та», де­кабрь), «Два бо­ся­ка» («Са­мар­ская га­зе­та», ок­тябрь), «О маль­чи­ке и де­воч­ке, ко­то­рые не за­мерз­ли» («Ни­же­го­род­ский ли­сток», де­кабрь).

1895. Ниж­ний Нов­го­род. Са­ма­ра (с фев­ра­ля).

«На соли» («Са­мар­ская га­зе­та», ян­варь), «Вывод» («Са­мар­ская га­зе­та», фев­раль), «Ста­ру­хе Изер­гиль», «На пло­тах» («Са­мар­ская га­зе­та», ап­рель), «Песнь о Со­ко­ле», «О ма­лень­кой фее и мо­ло­дом ча­бане» («Са­мар­ская га­зе­та», май), «Чел­каш» («Рус­ское бо­гат­ство», № 6, нюнь), «Дело с за­стеж­ка­ми», «Од­на­ж­ды осе­нью» («Са­мар­ская га­зе­та», июль), «Сказ­ка» («Са­мар­ская га­зе­та», ав­густ), «Ошиб­ка» («Рус­ская мысль», сен­тябрь), «Оди­но­кий», «Как пой­ма­ли Се­ма­гу» («Са­мар­ская га­зе­та», но­ябрь). 

Вопросы к конспектам

Про­чи­тать про­из­ве­де­ния( ран­ние) Горь­ко­го (по вы­бо­ру).

Последнее изменение: Пятница, 22 Сентябрь 2017, 22:28