Максим Горький: антигерои ранних произведений. "Заметки о мещанстве"

 Вступление

М. Горь­кий вхо­дит в рус­скую ли­те­ра­ту­ру в 90-х годах XIX века. Вхож­де­ние его было очень ярким, он сразу же вы­звал боль­шой ин­те­рес у чи­та­те­лей. Со­вре­мен­ни­ки с изум­ле­ни­ем пи­са­ли, что народ Рос­сии, не знав­ший До­сто­ев­ско­го, мало зна­ю­щий Пуш­ки­на и Го­го­ля, не зна­ю­щий Лер­мон­то­ва, боль­ше дру­гих, но толь­ко ку­соч­ка­ми зна­ю­щий Тол­сто­го, знает Мак­си­ма Горь­ко­го.  

Мак­сим Горь­кий

Рис. 1. Мак­сим Горь­кий

 Герои и антигерои

С 1895 года Горь­кий (рис. 1) ста­но­вит­ся профессиональ­ным ли­те­ра­то­ром.

Его пер­вые про­из­ве­де­ния ав­то­био­гра­фич­ны, по­свя­ще­ны жизни и на­ча­лу твор­че­ства пи­са­те­ля («Мои уни­вер­си­те­ты»: «Ко­но­ва­ло­ва», «Хо­зя­и­на», «Слу­чай из жизни Ма­ка­ра (о по­пыт­ке са­мо­убий­ства в 1987 году и о при­чи­нах этого со­бы­тия).

Свои мечты и ча­я­ния от­ра­зил в ро­ман­ти­че­ских про­из­ве­де­ни­ях 90-х годов.

Рас­ска­зы М. Горь­ко­го 90-х гг.

Автор ис­поль­зу­ет ле­ген­ды и сам со­чи­ня­ет их:

«Ста­ру­ха Изер­гиль», «Песня о Со­ко­ле»

Сцены из ре­аль­ной жизни бо­ся­ков:

« Макар Чудра», «Чел­каш», «Ко­но­ва­лов», «Су­пру­ги Ор­ло­вы»

Рас­сказ «Чел­каш»

Чел­каш

Гав­ри­ла

ПОРТ­РЕТ

«острое хищ­ное лицо»

«длин­ный, кост­ля­вый, су­ту­лый», «гор­ба­тый, хищ­ный нос», «кот», «степ­ной яст­реб», «хищ­ная ху­до­ба», «хищ­ная птица», «вол­чьи лапы», «кошка».

ВЫВОД

В опи­са­нии героя встре­ча­ют­ся по­вто­ре­ния, что го­во­рит об обыч­ном, есте­ствен­ном со­сто­я­нии героя.

ПОРТ­РЕТ

«здо­ро­вый», «ши­ро­ко­пле­чий», «доб­ро­душ­ный», «свет­лые глаза», «тупые глаза», «жад­ные глаза», «жадно смор­щив глаза», «безум­ное лицо».

ВЫВОД

Опи­са­ние внеш­но­сти Гав­ри­лы да­ёт­ся в раз­ви­тии, на­блю­да­ет­ся ди­на­ми­ка его ха­рак­те­ра, при­чём в худ­шую сто­ро­ну.

2. Как герои от­но­сят­ся друг к другу?

Чел­каш о Гав­ри­ле

Гав­ри­ла о Чел­ка­ше

«со­су­нок», «дурак», «те­лё­нок», «со­ба­ка», «гнус»

«обо­рва­нец», «дра­ный», «пья­ни­ца», «тём­ный»

3. Иму­ще­ство ге­ро­ев

Чел­каш

Гав­ри­ла

разо­рван­ная ру­ба­ха да гряз­ные штаны.

Вывод:

Сво­бо­ден, нече­го те­рять.

«Ко­том­ка, коса, немно­го денег, в де­ревне – мать, хо­зяй­ство, земля.

Есть что те­рять.

4. От­но­ше­ние к сво­бо­де

Чел­каш

Гав­ри­ла

Любит сво­бо­ду, море.

Воз­не­на­ви­дел парня за то, что тот смеет лю­бить сво­бо­ду.

«Сам себе хо­зя­ин, пошёл – куда хошь, делай – что хошь. Гуляй знай, как хошь, Бога толь­ко помни…» 

 

Чел­каш

Гав­ри­ла

«босяк» «хищ­ник» «волк» «яст­реб» «хо­зя­ин» «охот­ник»

«кре­стья­нин» «ди­тят­ко» «теля» «со­су­нок» «раб»

«жерт­ва»

Чел­каш пре­зри­тель­но от­но­сит­ся к де­ре­вен­ско­му парню Гав­ри­ле, ко­то­ро­го он под­би­ва­ет на гра­беж.

Оба героя – хищ­ни­ки!

Чел­каш от­да­ёт Гав­ри­ле «за­ра­бо­тан­ное»

У Гав­ри­лы воз­ни­ка­ет же­ла­ние «убить и огра­бить»

«Гав­ри­ла кош­кой изо­гнул­ся»

«Ста­рый трав­ле­ный волк и пред­по­ло­жить не мог, кого он вы­рас­тил»

 Кто же такие герои и ан­ти­ге­рои про­из­ве­де­ний М. Горь­ко­го? Ка­ко­ва кон­цеп­ция мира ге­ро­ев? Кого они пре­зи­ра­ют?

Чел­каш

Гав­ри­ла

На дне жизни – это плохо, но хуже уже неку­да.

Ощу­тил пре­ступ­ную сла­бость об­ла­да­ния бо­гат­ством. Не оста­но­вил­ся.

Будет гу­лять, «как хошь», но будет ли пом­нить Бога?

Че­ло­век в стрем­ле­нии к осво­бож­де­нию при­нёс в жерт­ву дру­го­го.

Идея рас­ска­за: выше всех ма­те­ри­аль­ных цен­но­стей долж­ны быть нрав­ствен­ные цен­но­сти, ко­то­рые не уте­рял «босяк» Чел­каш, но ко­то­рые «рас­те­рял», на пер­вый взгляд, скром­ный, бо­го­бо­яз­ли­вый Гав­ри­ла.

Хотя со вре­ме­ни на­пи­са­ния рас­ска­за «Чел­каш» про­шло много лет, он не по­те­рял сво­е­го зна­че­ния и в наше время. Эко­но­ми­че­ский кри­зис, об­ни­ща­ние боль­шин­ства на­се­ле­ния, па­де­ние пре­сти­жа нрав­ствен­ных цен­но­стей – все это при­ве­ло к тому, что мно­гие люди счи­та­ют день­ги самым глав­ным в жизни, и для них неваж­но, каким спо­со­бом они до­бы­ты. Пре­одо­леть пси­хо­ло­гию стя­жа­тель­ства не про­сто, но тот, кто смо­жет это сде­лать, ста­нет выше, чище и ду­хов­но бо­га­че.

Пре­зре­ние к жад­но­сти будет со­пут­ство­вать горь­ков­ским ге­ро­ям.

Бо­ся­кам будут про­ти­во­сто­ять люди, ко­то­рые будут бо­ять­ся всего но­во­го и бо­ять­ся са­мо­го при­зра­ка сво­бо­ды.

Чел­каш. Кадр из филь­ма «Чел­каш».1956

Рис. 2. Чел­каш. Кадр из филь­ма «Чел­каш».1956

В рас­ска­зах ал­ле­го­ри­че­ско­го ха­рак­те­ра тоже есть ан­ти­ге­рои.

Сокол жа­ле­ет ужа, уж хочет по­знать неба, ду­ма­ет о том, что такое полет.

Ил­лю­стра­ция к «Песне о со­ко­ле»

Рис. 3. Ил­лю­стра­ция к «Песне о со­ко­ле»

В « Бу­ре­вест­ни­ке» пти­цам не до­ступ­но по­нять, что такое полет.

В серд­це Данко вски­па­ет него­до­ва­ние, «но от жа­ло­сти к людям оно по­гас­ло». Данко усми­рил свою гор­ды­ню, так как его лю­бовь к людям без­гра­нич­на. Имен­но лю­бовь к людям дви­жет по­ступ­ка­ми Данко. Толь­ко люди не пом­нят его любви и за­бы­ва­ют его по­двиг.

Всех ге­ро­ев М. Горь­ко­го объ­еди­ня­ет то, что они бо­ят­ся че­го-то но­во­го и силь­но­го, осто­рож­ни­ча­ют и пе­ре­стра­хо­вы­ва­ют­ся.

В дру­гих же рас­ска­зах до­бав­ля­ет­ся жад­ность, же­сто­кость, за­висть. Имен­но эти ка­че­ства при­су­щи ан­ти­ге­ро­ям, ко­то­рые про­ти­во­по­став­ле­ны бо­ся­ку.

 Учение Ницше и Маркса

Горь­кий ис­поль­зо­вал уче­ние Ницше и марк­сизм, от­ку­да чер­пал свои идеи и со­зда­вал об­ра­зы.

Нео­ро­ман­тизм конца XIX века – это новое при­клю­чен­че­ское, вы­со­кое и яркое, необыч­ное.

Фи­ло­со­фия Ницше от­ра­жа­ет­ся в твор­че­стве М. Горь­ко­го – это про­ти­во­по­став­ле­ние сла­бых и силь­ных, несво­бо­да и сво­бо­да (на­зы­ва­ет со­вре­мен­ность «жал­кое время низ­мен­ных людей с мерт­во­рож­ден­ны­ми серд­ца­ми») У Горь­ко­го силь­ные пре­зи­ра­ют сла­бых, а сла­бым нра­вит­ся по­ко­рять­ся.

Горь­кий не про­сто чи­та­ет про­из­ве­де­ния Марк­са, он и об­ща­ет­ся с марк­си­ста­ми, ведет про­па­ган­ду среди ра­бо­чих.

Мария Ан­дре­ева и Мак­сим Горь­кий

Рис. 4. Мария Ан­дре­ева и Мак­сим Горь­кий

В 1903 году женою Горь­ко­го ста­но­вить­ся М. Ан­дре­ева ( ак­три­са и боль­ше­вич­ка) (рис. 4).

 «Идея о Великом человеке»

До­пол­ни­тель­но. Про­из­ве­де­ния

Ле­ген­да о Данко

Рис. 5. Ле­ген­да о Данко

В ос­но­ве ле­ген­ды о Данко (рис. 5) лежит биб­лей­ская ис­то­рия о Мо­и­сее.

По­ве­лел Бог Мо­и­сею вы­ве­сти ев­рей­ский народ из Егип­та. Сотни лет про­жи­ли евреи в Егип­те, и им очень груст­но рас­ста­вать­ся с на­си­жен­ны­ми ме­ста­ми. Со­ста­ви­лись обозы, и евреи тро­ну­лись в путь. Они шли по пу­стыне, и Гос­подь по­сто­ян­но за­бо­тил­ся о них. Гос­подь велел Мо­и­сею уда­рить пал­кой по скале, и из нее хлы­ну­ла хо­лод­ная вода. Много ми­ло­стей ока­зы­вал Гос­подь ев­ре­ям, но они не были при­зна­тель­ны. За непо­слу­ша­ние и небла­го­дар­ность Бог на­ка­зал ев­ре­ев: сорок лет они блуж­да­ли в пу­стыне, никак не могли прий­ти в землю, обе­щан­ную Богом. На­ко­нец, Гос­подь сжа­лил­ся над ними и при­бли­зил их к этой земле. Но в это время вождь их Мо­и­сей умер.

 Мо­и­сей и Данко вы­во­дят людей из опас­ных для даль­ней­ше­го про­жи­ва­ния мест. Путь ока­зы­ва­ет­ся труд­ным, а от­но­ше­ния Мо­и­сея и Данко с тол­пой ослож­ня­ют­ся, так как люди те­ря­ют веру в спа­се­ние. Мо­и­сей опи­ра­ет­ся на по­мощь Бога, так как ис­пол­ня­ет его волю. Данко ис­пы­ты­ва­ет лю­бовь к людям, сам вы­зы­ва­ет­ся спа­сти их, ему никто не по­мо­га­ет.

 

Ле­ген­да о Мо­и­сее

Ле­ген­да о Данко

Сход­ство

Плен, враги, вы­во­дит один че­ло­век, люди те­ря­ют веру в спа­се­ние, роп­щут и на Мо­и­сея и на Данко

От­ли­чие

без­жиз­нен­ная пу­сты­ня

по­мощь Гос­по­да

уми­ра­ет в пути, не за­кон­чив своё дело

непро­хо­ди­мый лес

на­деж­да толь­ко на себя

вы­во­дит из плена ценой своей жизни

Вывод

спас Гос­подь

Данко спас всех один

Данко уми­ра­ет счаст­ли­вым, с со­зна­ни­ем вы­пол­нен­но­го долга, с чи­стой со­ве­стью.

Не слу­чай­но имя Данко свя­за­но с од­но­ко­рен­ны­ми сло­ва­ми «дань», «дам», «да­ю­щий» (даже если его имя рас­смат­ри­вать с точки зре­ния цы­ган­ско­го языка).

По­двиг, по Горь­ко­му, – это выс­шая сте­пень сво­бо­ды от любви к себе. Ге­ро­и­че­ская ро­ман­ти­ка Горь­ко­го тесно свя­за­на с жиз­нью, она в более яркой и силь­ной форме вы­ра­жа­ет то, что за­ло­же­но в самой дей­стви­тель­но­сти.

 «Записки мещанина»

Горь­кий ста­но­вит­ся вер­ным по­мощ­ни­ком и со­рат­ни­ком боль­ше­ви­ков. Со­бы­тия 9 ян­ва­ря Горь­кий тя­же­ло пе­ре­жи­ва­ет. Его аре­сто­вы­ва­ют. И на его за­щи­ту ста­но­вят­ся все. В это время (ок­тябрь 1905 г.) он пишет «За­мет­ки о ме­щан­стве».

Ме­щан­ство – это одно из со­сло­вий им­пе­рии го­род­ские жи­те­ли, ма­сте­ро­вые.

Горь­кий пе­ча­та­ет свои «За­мет­ки о ме­щан­стве» в га­зе­те « Новая жизнь». После этой пуб­ли­ка­ции это слово при­об­ре­та­ет дру­гой смысл. Ме­щан­ство вос­при­ни­ма­ет­ся нега­тив­но. Ме­ща­нин – это не бед­ный, а неве­же­ствен­ный че­ло­век, ко­то­рый те­перь ста­но­вит­ся ан­ти­ге­ро­ем. У мещан урод­ли­во раз­ви­то чув­ство соб­ствен­но­сти, все­гда при­сут­ству­ет же­ла­ние покоя внут­ри и вне себя, тем­ный страх перед тем, что могло бы на­ру­шить покой. Все эти ка­че­ства при­су­щи ан­ти­ге­ро­ям ран­не­го М. Горь­ко­го. «Ме­ща­нин не спо­со­бен ви­деть ни­че­го, кроме от­ра­же­ния своей серой… души».

Горь­кий от­но­сит к ме­щан­ско­му типу со­зна­ния всех, кто при­зы­ва­ет к по­кор­но­сти и тер­пе­нию. От­зы­ва­ет­ся о нашей ли­те­ра­ту­ре, где про­па­ган­ди­ру­ет­ся тер­пе­ние, непро­тив­ле­ние злу на­си­ли­ем.

Горь­кий от­кры­то за­явил, что при­шло время ре­во­лю­ци­о­не­ров, ме­щан­ство, кос­ность долж­ны быть уни­что­же­ны. Все, что про­по­ве­ду­ет сми­ре­ние и тер­пе­ние, все это несет зло.

Горь­кий от­крыл образ ду­хов­но­го ме­ща­ни­на.

 Заключение

Пи­са­тель желал уви­деть жизнь во всей ее су­ро­во­сти, взгля­нуть на нее без ка­ко­го бы то ни было же­ман­ства и в то же время все­лить веру в луч­шее, пусть еще недо­ста­точ­но кон­крет­но пред­став­лен­ное, пусть еще до­ста­точ­но фан­та­стич­ное в его про­из­ве­де­ни­ях тех лет.

Но­визне взгля­да на про­бле­му де­я­тель­но­го че­ло­ве­че­ско­го сча­стья и остро­те ее по­ста­нов­ки по­мо­га­ет об­ра­ще­ние к пуб­ли­ци­сти­ке. Круг пуб­ли­ци­сти­че­ских про­из­ве­де­ний уве­ли­чи­ва­ет­ся, их нужно вклю­чать в очерк жиз­нен­но­го и граж­дан­ско­го пути пи­са­те­ля.

 

Вопросы к конспектам

Про­чи­тать про­из­ве­де­ния Горь­ко­го (по вы­бо­ру). пе­ре­ска­зать близ­ко к тек­сту от­ры­вок; рас­сказ о по­дви­ге из жизни («Ле­ген­да о Данко»).

Последнее изменение: Пятница, 22 Сентябрь 2017, 22:36