Максим Горький. Жизнь и творчество между двумя русскими революциями

 1. Вступление

Горь­кий, несмот­ря на неве­ро­ят­ный, фан­та­сти­че­ский успех своих книг, ни­ко­гда не был столь богат, как его за­пад­ные со­бра­тья по перу. В Рос­сии 1900-х гг. легко было стать му­че­ни­ком, и  в ап­ре­ле 1901 года Горь­кий аре­сто­ван в Ниж­нем Нов­го­ро­де и за­клю­чен под стра­жу за уча­стие в сту­ден­че­ских вол­не­ни­ях в Пе­тер­бур­ге. Под аре­стом пи­са­тель пре­бы­ва­ет месяц, после чего он от­пу­щен под до­маш­ний арест, а затем вы­слан в Ар­за­мас. В этом же году в жур­на­ле «Жизнь» вы­хо­дит «Песня о бу­ре­вест­ни­ке», после чего жур­нал за­крыт вла­стя­ми.  

Мак­сим  Горь­кий

Рис. 1.  Мак­сим  Горь­кий

В 1902 г. Горь­кий был из­бран по­чет­ным чле­ном Им­пе­ра­тор­ской Ака­де­мии наук. Та­ко­го еще не слу­ча­лось с пи­са­те­лем трид­ца­ти трех лет. Но пре­жде чем Горь­кий смог вос­поль­зо­вать­ся сво­и­ми но­вы­ми пра­ва­ми, его из­бра­ние было ан­ну­ли­ро­ва­но пра­ви­тель­ством, так как но­во­из­бран­ный ака­де­мик «на­хо­дил­ся под над­зо­ром по­ли­ции».

В связи с этим Чехов и Ко­ро­лен­ко от­ка­за­лись от член­ства в Ака­де­мии. Горь­кий играл вид­ную роль в пер­вой рус­ской ре­во­лю­ции. В ян­ва­ре 1905 г. он был аре­сто­ван за уча­стие в про­те­сте про­тив «9-го ян­ва­ря», и его арест по­влек за собой волну де­мон­стра­ций в его за­щи­ту. После осво­бож­де­ния Горь­кий из­да­вал еже­днев­ную га­зе­ту, под­дер­жи­ва­ю­щую боль­ше­ви­ков, в ко­то­рой он опуб­ли­ко­вал серию ста­тей, где объ­явил всех рус­ских пи­са­те­лей два­дца­то­го века, вклю­чая До­сто­ев­ско­го и Тол­сто­го, ме­ща­на­ми. Горь­кий играл также вид­ную роль в кам­па­нии про­тив ино­стран­ных зай­мов Рос­сии, а в де­каб­ре ак­тив­но по­мо­гал во­ору­жен­но­му вос­ста­нию в Москве.

После по­дав­ле­ния де­кабрь­ско­го во­ору­жен­но­го вос­ста­ния, ко­то­ро­му Горь­кий от­кры­то со­чув­ство­вал, ему при­ш­лось эми­гри­ро­вать из Рос­сии. По за­да­нию ЦК пар­тии он от­пра­вил­ся в Аме­ри­ку для сбора путем аги­та­ции денег в кассу боль­ше­ви­ков. В США он за­кон­чил «Вра­гов» — самую ре­во­лю­ци­он­ную из своих пьес. Здесь же в ос­нов­ном был на­пи­сан роман «Мать», за­ду­мы­вав­ший­ся Горь­ким как сво­е­го рода Еван­ге­лие со­ци­а­лиз­ма.

 2. Рождение нового героя. Роман «Мать»

Роман «Мать», име­ю­щий цен­траль­ной идеей вос­кре­се­ние из мрака че­ло­ве­че­ской души, на­пол­нен хри­сти­ан­ской сим­во­ли­кой: по ходу дей­ствия мно­го­крат­но обыг­ры­ва­ет­ся ана­ло­гия между ре­во­лю­ци­о­не­ра­ми и апо­сто­ла­ми пер­во­на­чаль­но­го хри­сти­ан­ства; дру­зья Павла Вла­со­ва сли­ва­ют­ся в гре­зах его ма­те­ри в образ кол­лек­тив­но­го Хри­ста, при­чем сын ока­зы­ва­ет­ся в цен­тре, сам Павел ас­со­ци­и­ру­ет­ся с Хри­стом, а Ни­лов­на — с Бо­го­ма­те­рью, ко­то­рая жерт­ву­ет сыном ради спа­се­ния мира. Цен­траль­ный эпи­зод ро­ма­на — пер­во­май­ская де­мон­стра­ция в гла­зах од­но­го из ге­ро­ев пре­вра­ща­ет­ся в «в крест­ный ход во имя Бога Но­во­го, Бога света и прав­ды, Бога ра­зу­ма и добра». Путь Павла, как из­вест­но, кон­ча­ет­ся крест­ной жерт­вой. Все эти мо­мен­ты были глу­бо­ко про­ду­ма­ны Горь­ким. Он был уве­рен, что в при­об­ще­нии на­ро­да к со­ци­а­ли­сти­че­ским идеям очень важен эле­мент веры (в ста­тьях 1906 г. «О ев­ре­ях» и «О Бунде» он прямо писал, что со­ци­а­лизм — это «ре­ли­гия масс»).

Один из важ­ных мо­мен­тов ми­ро­воз­зре­ния Горь­ко­го со­сто­ял в том, что Бог со­зда­ет­ся лю­дь­ми, при­ду­мы­ва­ет­ся, кон­стру­и­ру­ет­ся ими, чтобы за­пол­нить пу­сто­ту серд­ца. Таким об­ра­зом, ста­рые боги, как это неод­но­крат­но бы­ва­ло в ми­ро­вой ис­то­рии, могут уме­реть и усту­пить место новым, если народ по­ве­рит в них. Мотив бо­го­ис­ка­тель­ства был по­вто­рен Горь­ким в на­пи­сан­ной в 1908 г. по­ве­сти «Ис­по­ведь». Ее герой, разо­ча­ро­вав­шись в офи­ци­аль­ной ре­ли­гии, му­чи­тель­но ищет Бога и на­хо­дит его в сли­я­нии с ра­бо­чим на­ро­дом, ко­то­рый и ока­зы­ва­ет­ся, таким об­ра­зом, ис­тин­ным «кол­лек­тив­ным Богом».

Из Аме­ри­ки Горь­кий от­пра­вил­ся в Ита­лию и по­се­лил­ся на ост­ро­ве Капри. В годы эми­гра­ции он на­пи­сал «Лето» (1909), «Го­ро­док Оку­ров» (1909), «Жизнь Мат­вея Ко­же­мя­ки­на» (1910), пьесу «Васса Же­лез­но­ва», «Сказ­ки об Ита­лии» (1911), «Хо­зя­ин» (1913), ав­то­био­гра­фи­че­скую по­весть «Дет­ство» (1913).            

Те­перь у Горь­ко­го по­яв­ля­ет­ся дру­гой че­ло­век – прав­до­ис­ка­тель, ко­то­рый пы­та­ет­ся до­стичь ис­ти­ны. Пи­са­тель пы­та­ет­ся  рас­крыть то, то про­ис­хо­дит в го­ло­ве че­ло­ве­ка, и по­мочь найти выход из пу­та­ни­цы в го­ло­ве че­ло­ве­ка.

Уже в 1905 г. его по­ра­зил рев раз­бу­жен­ной на­род­ной сти­хии, вы­рвав­ший­ся на­ру­жу сквозь все со­ци­аль­ные за­пре­ты и гро­зив­ший по­то­пить жал­кие ост­ров­ки ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры.

В 1906 году пи­са­тель со­зда­ет роман «Мать», в ко­то­ром он об­ра­ща­ет­ся к 90-м годам про­шло­го сто­ле­тия:  по­яви­лось толь­ко марк­сист­кое ра­бо­чее дви­же­ние, нет  точ­но­го раз­гра­ни­че­ния добра и зла. Ре­во­лю­ци­о­не­ры от­но­сят­ся к че­ло­ве­ку с со­чув­стви­ем.

Горь­кий го­во­рит о том, что его роман – это новое Еван­ге­лие.

Кар­ти­на «Хри­стос на пути в Эм­маус»

Рис. 2.  Кар­ти­на «Хри­стос на пути в Эм­маус»

Цель Горь­ко­го – по­род­нить, объ­еди­нить людей. Все герои ро­ма­на ищут сча­стья.

Роман «Мать» об­на­ру­жи­ва­ет со­вер­шен­но чет­кую по­зи­цию ав­то­ра по от­но­ше­нию к об­ще­ствен­ным пре­об­ра­зо­ва­ни­ям; про­из­ве­де­ние про­ник­ну­то па­фо­сом борь­бы за пе­ре­устрой­ство жизни, что дли­тель­ное время да­ва­ло повод для весь­ма од­но­сто­рон­ней оцен­ки его в рам­ках со­вет­ской идео­ло­гии. За «ге­ро­и­че­ской борь­бой но­во­го по­ко­ле­ния ре­во­лю­ци­о­не­ров» не за­ме­ча­ли (или не хо­те­ли за­ме­чать) живых людей с их внут­рен­ни­ми про­ти­во­ре­чи­я­ми, стра­да­ни­я­ми, нрав­ствен­ны­ми ис­ка­ни­я­ми. А ведь имен­но внут­рен­ний ду­хов­ный мир че­ло­ве­ка ин­те­ре­со­вал ве­ли­чай­ших рус­ских пи­са­те­лей, про­из­ве­де­ния ко­то­рых стали клас­си­кой ми­ро­вой ли­те­ра­ту­ры. Од­но­сто­рон­ний под­ход к дан­но­му про­из­ве­де­нию, на­вя­зан­ный ком­му­ни­сти­че­ской идео­ло­ги­ей, несо­мнен­но, не может удо­вле­тво­рить че­ло­ве­ка, счи­та­ю­ще­го себя ис­тин­ным зна­то­ком и це­ни­те­лем ли­те­ра­ту­ры.

Ве­ро­ят­но, более це­ле­со­об­раз­но будет рас­смат­ри­вать это про­из­ве­де­ние, ис­сле­дуя ду­хов­ный мир ге­ро­ев. Так, луч­шие чув­ства, воз­ни­ка­ю­щие в серд­цах, зовут людей на служ­бу вы­со­кой и свет­лой идее. Но когда эта идея за­сло­ня­ет собой все осталь­ное, по­ра­бо­щая че­ло­ве­ка, она глу­шит в душе его те самые чув­ства, ко­то­рые по­бу­ди­ли его к слу­же­нию ей. Этот па­ра­докс тра­ги­чен. И от­чет­ли­вей всего про­яв­ля­ет­ся он в об­ра­зе Павла Вла­со­ва, ко­то­рый рас­смат­ри­вал­ся, до недав­не­го вре­ме­ни как без­ого­во­роч­но по­ло­жи­тель­ный. Но имен­но в нем про­яв­ля­ет­ся силь­нее всего «одер­жи­мость идеей», имен­но в нем это яв­ле­ние при­об­ре­та­ет наи­бо­лее раз­ру­ши­тель­ные формы. Стрем­ле­ние к вы­со­кой цели, пе­ре­рас­тая в фа­на­тизм, по­дав­ля­ет в душе героя такие веч­ные че­ло­ве­че­ские чув­ства, как сы­нов­няя лю­бовь, лю­бовь к дому, к жен­щине.

Горь­ко­му ка­жет­ся,  что он нашел  героя, ко­то­рый стро­ит ис­то­рию, со­зи­да­ет.

Два героя: Павел Вла­сов и его мать, Ни­лов­на

Же­сто­ко, не по-сы­но­вьи, го­во­рит он ма­те­ри, что об­ре­чен уме­реть за свою идею, не хочет слу­шать ее перед де­мон­стра­ци­ей. Образ Павла — это образ че­ло­ве­ка, де­ла­ю­ще­го, хотя и не по злому умыс­лу, несчаст­ны­ми всех, кому он дорог. Осо­бен­но это видно из ис­то­рии его любви. В жизни перед ним по­сто­ян­но воз­ни­ка­ет необ­хо­ди­мость вы­бо­ра между идеей и живой душой. И он вы­би­ра­ет идею… По­это­му образ Павла Вла­со­ва тра­ги­чен. В его душе про­изо­шел раз­лад между са­мы­ми глу­бо­ки­ми, кор­не­вы­ми, жиз­нен­ны­ми ос­но­ва­ми и идеей, целью, по­став­лен­ной им самим.

По­яв­ле­ние ро­ма­на М. Горь­ко­го «Мать» вы­зва­ло острую по­ле­ми­ку в кри­ти­ке. В жур­на­ле «Рус­ская мысль» была опуб­ли­ко­ва­на ста­тья Д. Фи­ло­со­фо­ва «Конец Горь­ко­го». Кри­тик от­ме­чал неубе­ди­тель­ность ху­до­же­ствен­но­го об­ра­за глав­ной ге­ро­и­ни — Пе­ла­геи Ни­лов­ны. Пи­са­тель воз­ра­зил — и не из ав­тор­ско­го са­мо­лю­бия, как писал он сам, но ссы­ла­ясь на ре­аль­ные про­то­ти­пы по­ве­сти — Петра За­ло­мо­ва, осуж­ден­но­го в 1902 году за пер­во­май­скую де­мон­стра­цию в Сор­мо­ве, и его мать Анну Ки­рил­лов­ну За­ло­мо­ву, ко­то­рая вклю­чи­лась в ре­во­лю­ци­он­ную борь­бу вме­сте с сыном.

Кри­тик Львов - Ро­га­чев­ский вы­со­ко оце­нил роман М. Горь­ко­го « Мать».

Львов-Ро­га­чев­ский Ва­си­лий Льво­вич

Рис. 3.  Львов-Ро­га­чев­ский Ва­си­лий Льво­вич

Роман М. Горь­ко­го по­стро­ен таким об­ра­зом, что Ни­лов­на яв­ля­ет­ся участ­ни­ком или сви­де­те­лем всех опи­сан­ных со­бы­тий. Если роман «Мать» — это про­из­ве­де­ние о му­чи­тель­ном про­цес­се из­жи­ва­ния в людях раб­ских чувств по­кор­но­сти и стра­ха, о слож­ном пре­вра­ще­нии че­ло­ве­ка из жерт­вы в борца, то Ни­лов­на в этом от­но­ше­нии — наи­бо­лее яркий и убе­ди­тель­ный при­мер.

Путь Ни­лов­ны сло­жен и про­ти­во­ре­чив. Жен­щине, про­жив­шей боль­шую часть жизни в по­кор­но­сти и стра­хе, не так про­сто было на­чать жить по-дру­го­му. Она много вы­стра­да­ла и ко мно­го­му при­вык­ла. Бед­ность, пья­ный и гру­бый муж, но «все так живут». В на­ча­ле ро­ма­на мы видим роб­кую, по­кор­ную, за­би­тую жен­щи­ну. Она учит сына сто­ро­нить­ся людей, ибо они «нена­ви­дят друг друга». В этом Ни­лов­на глу­бо­ко убеж­де­на. Узнав, что сын чи­та­ет за­пре­щен­ные книги, она сна­ча­ла серд­цем по­чув­ство­ва­ла, а затем ра­з­умом по­ня­ла право­ту сына и его то­ва­ри­щей.

Ге­ро­и­ня Горь­ко­го неожи­дан­но по­па­да­ет в иную среду и видит людей веры и са­мо­по­жерт­во­ва­ния, пре­дан­ных делу бу­ду­ще­го. Сна­ча­ла она по­тря­се­на их неве­ри­ем в Бога, она чув­ству­ет, что мно­го­го не по­ни­ма­ет, но она все пре­одо­ле­ет силой своей ма­те­рин­ской любви. Ни­лов­на охот­но на­чи­на­ет вы­пол­нять по­ру­че­ния сына, по­сте­пен­но втя­ги­ва­ет­ся в ре­во­лю­ци­он­ную ра­бо­ту. После аре­ста Павла Ни­лов­на носит на фаб­ри­ку ли­стов­ки, чтобы не оста­но­ви­лось дело, на­ча­тое сыном.

По­сте­пен­но из тем­но­го, за­би­то­го, без­молв­но­го су­ще­ства она пре­вра­ти­лась в че­ло­ве­ка, зна­ю­ще­го прав­ду и уве­рен­но­го в своей право­те. Ее лю­бовь к един­ствен­но­му сыну пе­ре­рос­ла в огром­ное ма­те­рин­ское чув­ство ко всем бор­цам за осво­бож­де­ние на­ро­да.

Таким об­ра­зом, смысл за­гла­вия «Мать» рас­ши­рил­ся, при­об­ре­тая зна­че­ние сим­во­ла. Про­цесс ду­хов­но­го обо­га­ще­ния был слож­ным и труд­ным, но она пре­одо­ле­ла труд­но­сти. В пер­вом аги­та­ци­он­ном вы­ступ­ле­нии Ни­лов­ны на пер­во­май­ской де­мон­стра­ции ее пред­став­ле­ние о со­ци­аль­ной борь­бе еще со­сед­ству­ет с ре­ли­ги­оз­ным. В селе Ни­коль­ском Ни­лов­на ис­кус­но ведет про­па­ган­дист­скую ра­бо­ту с кре­стья­на­ми. После суда над Пав­лом мать не под­да­лась горю, она про­дол­жи­ла дело сына. Аре­сто­ван­ная на вок­за­ле, из­би­ва­е­мая жан­дар­ма­ми, Ни­лов­на на­пря­га­ет по­след­ние силы, чтобы бро­сить в народ ли­стов­ки с речью Павла. Из ее груди вы­ры­ва­ет­ся пла­мен­ный при­зыв: «Со­би­рай, народ, силы свои во еди­ную силу!»

На новом пути Пе­ла­геи Ни­лов­ны в ре­во­лю­ци­он­ном дви­же­нии сго­ра­ет все ста­рое, от­ста­лое, рож­да­ют­ся новые мысли и чув­ства. Она про­ни­ка­ет­ся боль­шой лю­бо­вью к миру, к людям, к на­ро­ду. Пи­са­тель по­ка­зы­ва­ет воз­рож­де­ние Ни­лов­ны, рисуя тип че­ло­ве­ка из на­род­ных глу­бин: «Ка­за­лось, ты­ся­чи жиз­ней го­во­рят ее уста­ми». Ве­ли­ка за­слу­га Горь­ко­го, со­здав­ше­го в ро­мане «Мать» образ про­стой рус­ской жен­щи­ны из на­ро­да, всту­па­ю­щей в мир ре­во­лю­ци­он­ной осво­бо­ди­тель­ной борь­бы, ду­хов­но воз­ро­див­шей­ся из угне­тен­но­го со­сто­я­ния. Образ Ни­лов­ны вос­при­ни­ма­ет­ся как оли­це­тво­ре­ние огром­ных пе­ре­мен, про­ис­шед­ших в со­зна­нии людей, всту­пив­ших на путь ре­во­лю­ци­он­ной борь­бы. В ро­мане Горь­кий со­зда­ет образ жен­щи­ны-ре­во­лю­ци­о­нер­ки, для ко­то­рой все борцы за прав­ду — ее дети.

Имен­но с ро­ма­на «Мать» по­сле­ду­ю­щие пар­тий­ные кри­ти­ки  на­чи­на­ют отчет на­прав­ле­ний, ко­то­рое они на­зо­вут со­ци­а­ли­сти­че­ским ре­а­лиз­мом, по­то­му что, с их точки зре­ния, в ро­мане «Мать»  пси­хо­ло­гия и сюжет опре­де­ля­ют­ся клас­со­вой при­над­леж­но­стью, клас­со­вой борь­бой, имен­но в этом ро­мане по­ка­зан ру­ко­во­дя­щая роль парии, здесь рож­да­ет­ся новый че­ло­век. В ней впер­вые про­зву­ча­ла тема бо­го­стро­и­тель­ства, ко­то­рое Горь­кий с А. В. Лу­на­чар­ским и А. А. Бог­да­но­вым про­по­ве­до­вал в ка­прий­ской пар­тий­ной школе для ра­бо­чих, что вы­зва­ло его рас­хож­де­ния с Ле­ни­ным, нена­ви­дев­шим "за­иг­ры­ва­ние с бо­жень­кой".

Об этом ро­мане Ленин ска­зал, что роман « Мать» -  очень свое­вре­мен­ная книга, несмот­ря на то, что он ее по­ру­гал за бо­го­стро­и­тель­ство.

 3. О провинциальной России

Горь­кий пишет по-но­во­му о про­вин­ци­аль­ной Рос­сии: ис­че­за­ет  чер­но-бе­лое де­ле­ние всех пер­со­на­жей на «со­ко­лов» и «ужей», по­яв­ля­ет­ся бы­то­вой ма­те­ри­ал («Ле­до­ход»). Речь ге­ро­ев ме­ня­ет­ся. Горь­кий про­дол­жа­ет лес­ков­скую тра­ди­цию в изоб­ра­же­нии по­все­днев­ной  жизни рус­ско­го че­ло­ве­ка.

Лес­ков Н.С.

Рис. 4. Лес­ков Н.С.

Ав­то­био­гра­фи­че­ская три­ло­гия Горь­ко­го тоже необыч­на. Герой про­из­ве­де­ния, ко­то­рый яв­ля­ет­ся на­блю­да­те­лем и рас­сказ­чи­ком, ав­тор-ре­бе­нок, но про него почти ни­че­го не го­во­рить­ся. Его гла­за­ми видно, как мир же­сток... У Горь­ко­го вос­по­ми­на­ния о дет­стве такие, будто ки­пят­ком ошпа­ри­ли серд­це. По­это­му Горь­кий про­по­ве­ду­ет про­тив­ле­ние злу на­си­ли­ем, ко­то­рое может про­гло­тить че­ло­ве­ка в один миг, если не со­про­тив­лять­ся.

Люди злые, по­то­му что неве­же­ствен­ные, к ним никто не от­но­сил­ся по-че­ло­ве­че­ски.

«В людях» герой страст­но рвет­ся к об­ра­зо­ва­нию.

В конце де­каб­ря 1913 г., вос­поль­зо­вав­шись все­об­щей ам­ни­сти­ей, объ­яв­лен­ной по слу­чаю 300-ле­тия Ро­ма­но­вых, Горь­кий вер­нул­ся в Рос­сию и по­се­лил­ся в Пе­тер­бур­ге. В 1914 г. он ос­но­вал свой жур­нал «Ле­то­пись» и из­да­тель­ство «Парус». Здесь в 1916 г. была опуб­ли­ко­ва­на его ав­то­био­гра­фи­че­ская по­весть «В людях» и цикл очер­ков «По Руси».

 Мак­сим Горь­кий. 1916 год

Рис. 5. Мак­сим Горь­кий. 1916 год

 4. Отношение М. Горького к событиям в России

Пер­вая ми­ро­вая война тя­же­ло от­ра­зи­лась на ду­шев­ном со­сто­я­нии Горь­ко­го. Она сим­во­ли­зи­ро­ва­ла на­ча­ло ис­то­ри­че­ско­го краха его идеи «кол­лек­тив­но­го ра­зу­ма», к ко­то­рой он при­шел после разо­ча­ро­ва­ния ниц­шев­ским ин­ди­ви­ду­а­лиз­мом (по мне­нию Т. Манна, Горь­кий про­тя­нул мост от Ницше к со­ци­а­лиз­му). Без­гра­нич­ная вера в че­ло­ве­че­ский разум, при­ня­тая как един­ствен­ный дог­мат, не под­твер­жда­лась жиз­нью. Война стала во­пи­ю­щим при­ме­ром кол­лек­тив­но­го безу­мия, когда Че­ло­век был низ­ве­ден до «окоп­ной вши», «пу­шеч­но­го мяса», когда люди зве­ре­ли на гла­зах и разум че­ло­ве­че­ский был бес­си­лен перед ло­ги­кой ис­то­ри­че­ских со­бы­тий. В сти­хо­тво­ре­нии Горь­ко­го 1914 года есть стро­ки: «Как же мы потом жить будем?//Что нам этот ужас при­не­сет?//Что те­перь от нена­ви­сти к людям // Душу мою спа­сет?»

Позже по­яви­лось несколь­ко ста­тей, опре­де­ля­ю­щих от­но­ше­ние Горь­ко­го к рус­ско­му на­ро­ду. Боль­шое впе­чат­ле­ние на со­вре­мен­ни­ков про­из­ве­ла его ста­тья «Две души», по­явив­ша­я­ся в «Ле­то­пи­сях» в конце 1915 г. От­да­вая в ней долж­ное бо­гат­ству души рус­ско­го на­ро­да, Горь­кий все же от­но­сил­ся к его ис­то­ри­че­ским воз­мож­но­стям с боль­шим скеп­си­сом. «Рус­ский народ,- писал он,- меч­та­те­лен, ленив, его бес­силь­ная душа может вспых­нуть кра­си­во и ярко, но горит она недол­го и быст­ро уга­са­ет. По­се­му рус­ской нации обя­за­тель­но необ­хо­дим «внеш­ний рычаг», спо­соб­ный сдви­нуть ее с мерт­вой точки. Од­на­ж­ды роль «ры­ча­га» сыг­рал Петр I. Те­перь при­ш­ла пора новых свер­ше­ний, и роль «ры­ча­га» в них долж­на вы­пол­нить ин­тел­ли­ген­ция, пре­жде всего ре­во­лю­ци­он­ная, но также на­уч­но-тех­ни­че­ская и твор­че­ская. Она долж­на при­не­сти в народ за­пад­ную куль­ту­ру и при­вить ему ак­тив­ность, ко­то­рая убьет в его душе «ле­ни­во­го ази­а­та».

Фев­раль­скую ре­во­лю­цию 1917 г. Горь­кий при­нял всей душой, но к даль­ней­шим со­бы­ти­ям, и в осо­бен­но­сти к ок­тябрь­ско­му пе­ре­во­ро­ту, его от­но­ше­ние было очень неод­но­знач­ным. Во­об­ще ми­ро­ощу­ще­ние Горь­ко­го после ре­во­лю­ции 1905 г. пре­тер­пе­ло эво­лю­цию и стало более скеп­ти­че­ским. При всем том, что его вера в Че­ло­ве­ка и вера в со­ци­а­лизм оста­лась неиз­мен­ной, он ис­пы­ты­вал со­мне­ние в от­но­ше­нии того, что со­вре­мен­ный рус­ский ра­бо­чий и со­вре­мен­ный рус­ский кре­стья­нин спо­соб­ны вос­при­нять свет­лые со­ци­а­ли­сти­че­ские идеи так, как долж­но.

С дру­гой сто­ро­ны, книги Горь­ко­го на­ча­ли про­ни­кать в массы ра­бо­че­го клас­са и во мно­гом спо­соб­ство­ва­ли фор­ми­ро­ва­нию тех умо­на­стро­е­ний рус­ско­го ра­бо­че­го, ко­то­рые об­на­ру­жи­ли себя в 1917 г. и позд­нее. Вер­нув­шись в Рос­сию, Горь­кий ос­но­вал еже­ме­сяч­ный жур­нал «Ле­то­пись», не упро­чив­ший его вли­я­ния. 

 5. Заключение

Когда на­ча­лась ми­ро­вая война, Горь­кий занял явно ин­тер­на­ци­о­на­лист­скую и по­ра­жен­че­скую по­зи­цию, а в 1917 г. снова под­дер­жал своих ста­рых дру­зей боль­ше­ви­ков.

Но на этот раз под­держ­ка не была без­ого­во­роч­ной, и, хотя в общем Горь­кий был на сто­роне Ле­ни­на и его по­ли­ти­ки, он не отож­деств­лял себя с пар­ти­ей, ста­ра­ясь иг­рать роль тре­тей­ско­го судьи и борца за мир и куль­ту­ру.

Горь­кий предо­сте­ре­гал всех от ре­во­лю­ци­он­но­го  пе­ре­во­ро­та, про­сил по­до­ждать, не вы­пус­кать агрес­сию. Он ста­но­вить­ся про­тив­ни­ком новой вла­сти.

Куль­ту­ра и наука были, по мысли Горь­ко­го, как раз той силой (а ин­тел­ли­ген­ция — но­си­те­лем этой силы), ко­то­рая «поз­во­лит нам пре­одо­леть мер­зость жизни и неустан­но, упря­мо стре­мить­ся к спра­вед­ли­во­сти, к кра­со­те жизни, к сво­бо­де».

Вопросы к конспектам

Про­чи­тать роман М. Горь­ко­го «Мать».

Последнее изменение: Пятница, 22 Сентябрь 2017, 22:59