Тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина («Медный всадник», «Пиковая дама»)

 1. Анализ поэмы «Медный всадник»

Мы про­дол­жа­ем урок, свя­зан­ный с темой и об­ра­зом Пе­тер­бур­га в твор­че­стве Пуш­ки­на, и об­ра­тим­ся к дру­го­му про­из­ве­де­нию – к поэме «Мед­ный всад­ник», на­пи­сан­ной Пуш­ки­ным в Бол­дин­скую осень 1833 года. Дан­ные поэмы – итог пуш­кин­ских раз­мыш­ле­ний над этой пе­тер­бург­ской темой.

Па­мят­ник Петру I на Се­нат­ской пло­ща­ди в Санкт-Пе­тер­бур­ге, «Мед­ный всад­ник» (Э. Фаль­коне, 1782)

Рис. 1. Па­мят­ник Петру I на Се­нат­ской пло­ща­ди в Санкт-Пе­тер­бур­ге, «Мед­ный всад­ник» (Э. Фаль­коне, 1782)

«Пи­ко­вая дама»

«Мед­ный всад­ник» как пер­вая пе­тер­бург­ская по­весть со­зда­на Пуш­ки­ным в 1833 году, в 1834 году он на­пи­шет вто­рую пе­тер­бург­скую по­весть – «Пи­ко­вая дама».

Ил­лю­стра­ция к по­ве­сти Пуш­ки­на «Пи­ко­вая дама» (Р. Пи­са­рев, 1997)

Рис. 2. Ил­лю­стра­ция к по­ве­сти Пуш­ки­на «Пи­ко­вая дама» (Р. Пи­са­рев, 1997)

Ко­неч­но, это будет со­всем дру­гой сюжет и дру­гой пер­со­наж, но в дан­ном слу­чае нас будут вол­но­вать неко­то­рые общие мо­ти­вы, ко­то­рые неожи­дан­но об­на­ру­жи­ва­ют­ся в обеих по­ве­стях. В об­ра­зе Ев­ге­ния из «Мед­но­го всад­ни­ка» будет под­черк­нут мотив бед­но­сти и неиз­беж­но­сти труда. А в об­ра­зе Гер­ма­на, героя «Пи­ко­вой дамы», этот мотив обо­ра­чи­ва­ет­ся мо­ти­вом, свя­зан­ным с необ­хо­ди­мо­стью мол­ние­нос­но­го обо­га­ще­ния. С дру­гой сто­ро­ны, и в той, и в дру­гой по­ве­сти зву­чит мотив фан­та­сти­че­ских пре­вра­ще­ний. И если в «Мед­ном всад­ни­ке» не со­всем ясно: дей­стви­тель­но ли всад­ник со­рвал­ся со сво­е­го пье­де­ста­ла или перед нами су­ма­сшед­шее со­зна­ние пер­со­на­жа, то в слу­чае с «Пи­ко­вой дамой» перед нами фан­та­сти­че­ская по­весть в точ­ном смыс­ле этого слова. По­то­му что чтобы там ни про­ис­хо­ди­ло с самой игрой, яв­ле­ние мерт­вой гра­фи­ни опи­са­но Пуш­ки­ным таким об­ра­зом, что этот по­ту­сто­рон­ний мир как бы ре­аль­но су­ще­ству­ет и вры­ва­ет­ся в жизнь Гер­ма­на, ко­то­рый ин­те­ре­су­ет нас в ка­че­стве пе­тер­бург­ско­го жи­те­ля. Таким об­ра­зом, в общей кон­цеп­ции образ Пе­тер­бур­га воз­ни­ка­ет в твор­че­ском на­сле­дии Пуш­ки­на как образ, несу­щий в себе некую фан­та­стич­ность, в ко­то­ром могут про­ис­хо­дить яв­ле­ния, вы­хо­дя­щие за рамки ре­аль­но­сти. Более того, эти два пер­со­на­жа, Ев­ге­ний и Гер­ман, за­вер­шат свои судь­бы оди­на­ко­во. Прав­да, су­ма­сше­ствие Ев­ге­ния обер­нет­ся для него од­но­вре­мен­но неким ду­хов­ным от­кры­ти­ем, а су­ма­сше­ствие Гер­ма­на – ду­хов­ным на­ка­за­ни­ем. Но и в том, и в дру­гом слу­чае и тот, и дру­гой пер­со­наж, невзи­рая на гран­ди­оз­ную раз­ни­цу между ними – один пер­со­наж по­ло­жи­тель­ный, а дру­гой – от­ри­ца­тель­ный, – яв­ля­ют­ся тра­ги­че­ски­ми ге­ро­я­ми.

Нач­нем с опре­де­ле­ния жанра этой поэмы.

Поэма – это круп­ное сти­хо­твор­ное про­из­ве­де­ние с по­вест­во­ва­тель­ным сю­же­том.

По­весть – это про­за­и­че­ский жанр неустой­чи­во­го объ­е­ма с хро­ни­каль­ным сю­же­том.

При жизни Пуш­ки­на был опуб­ли­ко­ван неболь­шой фраг­мент из вступ­ле­ния, ко­то­рый мы хо­ро­шо пом­ним, ко­то­рый зву­чит как некий гимн Пе­тер­бур­гу. И Пуш­кин со­про­во­дил этот от­ры­вок под­за­го­лов­ком «От­ры­вок из поэмы», а один из внут­рен­них сим­во­лов этой поэмы был свя­зан с вы­со­ким, тра­ди­ци­он­ным жан­ром вы­со­кой поэмы, с дру­гой сто­ро­ны, мы с лег­ко­стью здесь об­на­ру­жим дру­гой тра­ди­ци­он­ный клас­си­че­ский жанр оды, когда речь идет о гимне Пе­тер­бур­гу. За­ме­тим, что под­за­го­ло­вок, ко­то­рый Пуш­кин дает своей поэме, никак не свя­зан с этими жан­ра­ми. Он на­зы­ва­ет свою поэму иначе: «Пе­тер­бург­ская по­весть», чем за­став­ля­ет вспом­нить о таком же стран­ном опре­де­ле­нии жанра, ко­то­рое об­на­ру­жи­ва­ет­ся в «Ев­ге­нии Оне­гине». Перед нами, с одной сто­ро­ны, роман, а с дру­гой – роман в сти­хах. Это стран­ное со­еди­не­ние вы­со­ко­го и низ­ко­го во мно­гом пред­опре­де­ли­ло собою свое­об­ра­зие всей этой поэмы, место в твор­че­стве Пуш­ки­на и место в ис­то­рии рус­ской ли­те­ра­ту­ры. Оно на­чи­на­ет­ся с са­мо­го на­ча­ла и об­на­ру­жи­ва­ет себя тут же, во вступ­ле­нии:

На бе­ре­гу пу­стын­ных волн Стоял он, дум ве­ли­ких полн, И вдаль гля­дел. Пред ним ши­ро­ко Река нес­ла­ся; бед­ный чёлн По ней стре­мил­ся оди­но­ко. По мши­стым, топ­ким бе­ре­гам Чер­не­ли избы здесь и там, Приют убо­го­го чу­хон­ца; И лес, неве­до­мый лучам В ту­мане спря­тан­но­го солн­ца, Кру­гом шумел.

Перед нами вполне про­за­и­че­ское опи­са­ние пей­за­жа пу­стын­но­го места, а вот даль­ше раз­во­ра­чи­ва­ют­ся думы этого че­ло­ве­ка:

И думал он: От­сель гро­зить мы будем шведу, Здесь будет город за­ло­жен На зло над­мен­но­му со­се­ду. При­ро­дой здесь нам суж­де­но В Ев­ро­пу про­ру­бить окно, Ногою твер­дой стать при море. Сюда по новым им вол­нам Все флаги в гости будут к нам, И за­пи­ру­ем на про­сто­ре.

И вот преж­ний про­за­и­че­ский тон сме­ня­ет­ся вы­со­ким и по­э­ти­че­ским. По­нят­но, что Петр меч­та­ет о со­зда­нии новой сто­ли­цы, но­во­го го­ро­да, ев­ро­пей­ско­го го­ро­да. И даль­ше, рисуя облик го­ро­да, ко­то­рый через сто лет воз­ник, Пуш­кин ис­поль­зу­ет за­ме­ча­тель­ный прием оли­це­тво­ре­ния: Пе­тер­бург воз­ни­ка­ет как бы сам собой:

И ныне там По ожив­лен­ным бе­ре­гам Гро­ма­ды строй­ные тес­нят­ся Двор­цов и башен; ко­раб­ли Тол­пой со всех кон­цов земли К бо­га­тым при­ста­ням стре­мят­ся; В гра­нит оде­ла­ся Нева; Мосты по­вис­ли над во­да­ми; Тем­но-зе­ле­ны­ми са­да­ми…

Такое ощу­ще­ние, что город вы­рас­та­ет сам, неким чу­дес­ным об­ра­зом. Под­го­тав­ли­вая один из самых фан­та­сти­че­ских мо­мен­тов этой поэмы, свя­зан­ной с ожив­ле­ни­ем мед­но­го всад­ни­ка. За­кан­чи­ва­ет­ся это вступ­ле­ние зна­ме­ни­тым гим­ном Пе­тер­бур­гу: «Люблю тебя, Петра тво­ре­нье», где автор ри­су­ет клас­си­че­скую кар­ти­ну Пе­тер­бур­га в раз­ных его ипо­ста­сях. Од­на­ко за­вер­ша­ет­ся вступ­ле­ние воз­вра­ще­ни­ем уже к дру­гой теме. Не вы­со­кой, не оди­че­ской, не по­эм­ной, а к тому, что сам Пуш­кин опре­де­лил в ка­че­стве пе­тер­бург­ской по­ве­сти, неко­го слу­чая, неко­го про­ис­ше­ствия, ко­то­рый про­изо­шел на фоне этой гран­ди­оз­ной кар­ти­ны:

Кра­суй­ся, град Пет­ров, и стой Неко­ле­би­мо как Рос­сия, Да уми­рит­ся же с тобой И по­беж­ден­ная сти­хия; Враж­ду и плен ста­рин­ный свой Пусть волны фин­ские за­бу­дут И тщет­ной зло­бою не будут Тре­во­жить веч­ный сон Петра!

Так за­кан­чи­ва­ет­ся оди­че­ская часть вступ­ле­ния, по­то­му как ос­нов­ная часть поэмы будет диа­мет­раль­но про­ти­во­по­лож­на по сво­е­му сю­же­ту. Все-та­ки фин­ские волны не за­бу­дут свой плен, все-та­ки они будут тре­во­жить если не сон Петра, то жизнь обыч­ных пе­тер­бург­ских жи­те­лей.

И тут на­чи­на­ет­ся пер­вая часть поэмы, ко­то­рая тоже об­на­ру­жи­ва­ет неко­то­рую стран­ность. Поэма на­зы­ва­ет­ся «Мед­ный всад­ник» и, ка­за­лось бы, глав­ным пер­со­на­жем, глав­ным ге­ро­ем дол­жен быть Мед­ный всад­ник, но это со­всем не так, по­то­му что герой ее будет ти­пи­чен, в на­ча­ле, по край­ней мере, как раз для жанра по­ве­сти. Это будет обыч­ный че­ло­век. Хотя имя но­сить он будет героя дру­го­го пуш­кин­ско­го ро­ма­на, «Ев­ге­ния Оне­ги­на»:

Мы будем на­ше­го героя Звать этим име­нем. Оно Зву­чит при­ят­но; с ним давно Мое перо к тому же друж­но. Про­зва­нья нам его не нужно.

Лю­бо­пыт­но, что герой тут вы­сту­па­ет без фа­ми­лии, у него оста­лось одно имя, по­то­му что фа­ми­лия – это по­ка­за­тель рода. Если Ев­ге­ний Оне­гин – ро­до­ви­тый дво­ря­нин, то Ев­ге­ний из «Мед­но­го всад­ни­ка» – дво­ря­нин, по­те­ряв­ший свое дво­рян­ство, свое род­ство. И имен­но об этом даль­ше рас­суж­да­ет Пуш­кин:

Хотя в ми­нув­ши вре­ме­на Оно, быть может, и бли­ста­ло И под пером Ка­рам­зи­на В род­ных пре­да­ньях про­зву­ча­ло; Но ныне све­том и мол­вой Оно за­бы­то.

Перед нами воз­ни­ка­ет со­всем иной пер­со­наж. Это – плод Пет­ров­ской ре­фор­мы, ко­то­рая раз­ру­ши­ла пред­ше­ству­ю­щее от­но­ше­ние к дво­рян­ству, свя­зан­но­го, в первую оче­редь, с род­ством. И пред­ло­жи­ла дру­гую идею – идею слу­жи­во­го дво­рян­ства, идею чи­нов­ни­ков. И Ев­ге­ний из «Мед­но­го всад­ни­ка» – это как раз пер­со­наж, явив­ший­ся в ка­че­стве ис­то­ри­че­ско­го плода пет­ров­ских ре­форм, равно как и сам Пе­тер­бург в ка­че­стве новой сто­ли­цы. И по­это­му живет он не у Лет­не­го сада и гу­ля­ет не по Нев­ско­му про­спек­ту.

Наш герой Живет в Ко­ломне; где-то слу­жит, Ди­чит­ся знат­ных и не тужит Ни о по­чи­ю­щей родне, Ни о за­бы­той ста­рине.

А стало быть, этими нуж­да­ми обыч­ной пе­тер­бург­ской жизни и огра­ни­че­ны мечты на­ше­го пер­со­на­жа. Он со­всем не рас­суж­да­ет о воз­мож­но­сти ка­ких-ни­будь ис­то­ри­че­ских по­дви­гов, за­ме­ча­тель­ных до­сти­же­ний в плане науки или ис­кус­ства. О чем он может ду­мать? Он ду­ма­ет о хо­ро­шем месте, ко­то­рое могло бы при­не­сти ему при­лич­ный доход и в связи с этим о воз­мож­но­сти осу­ще­ствить свою самую глав­ную мечту – же­нить­ся на своей лю­би­мой Па­ра­ше. Обыч­ный ба­наль­ный круг обыч­ных по­все­днев­ных тем. И то по су­ще­ству, ско­рее всего, сфор­ми­ро­ван­ных нуж­дой, необ­хо­ди­мо­стью. Но и этим меч­там на­ше­го героя осу­ще­ствить­ся здесь, в Пе­тер­бур­ге, не дано, по­то­му что пер­вая часть за­вер­ша­ет­ся опи­са­ни­ем зна­ме­ни­то­го на­вод­не­ния, слу­чив­ше­го­ся в Пе­тер­бур­ге 7 но­яб­ря 1824 года. Имен­но это на­вод­не­ние и дало Пуш­ки­ну право на­звать свою поэму по­ве­стью, по­то­му что он рас­ска­зы­ва­ет о слу­чае, про­изо­шед­шем со­всем недав­но. Образ на­вод­не­ния вы­стра­и­ва­ет­ся Пуш­ки­ным таким же спо­со­бом, когда он, с одной сто­ро­ны, опи­сы­ва­ет ре­аль­ные про­ис­хо­дя­щие со­бы­тия, а с дру­гой сто­ро­ны, под­ни­ма­ет их до очень вы­со­ких и зна­чи­тель­ных тем. Финал этого по­топ­ле­ния за­кан­чи­ва­ет­ся таким об­ра­зом:

И всплыл Пет­ро­поль, как три­тон,

По пояс в воду по­гру­жен...

И вот перед нами уже не обыч­ный Пе­тер­бург, даже в том виде, в ко­то­ром его вос­при­ни­ма­ет пер­со­наж, почти ми­фо­ло­ги­че­ский:

И вот уже с раз­мы­то­го клад­би­ща

Воды Невы несут гробы.

Народ вос­при­ни­ма­ет на­вод­не­ние как страш­ный суд, как Божий гнев. И наш герой пы­та­ет­ся спря­тать­ся от волн, сидя на спине ка­мен­но­го льва на Пет­ро­вой пло­ща­ди. Но раз­мыш­ля­ет он не о себе, раз­мыш­ля­ет он о своей Па­ра­ше, жи­ву­щей с дру­гой сто­ро­ны Невы, на Но­во­си­бир­ском ост­ро­ве в га­ва­ни. И смут­ное со­мне­ние тер­за­ет Ев­ге­ния от­но­си­тель­но того, что его мечта может ока­зать­ся нере­а­ли­зо­ван­ной и может не слу­чить­ся. Это раз­мыш­ле­ние под­ни­ма­ет­ся им до уров­ня по­пыт­ки по­нять смысл сво­е­го су­ще­ство­ва­ния:

И жизнь ничто, как сон пу­стой, На­смеш­ка неба над зем­лей?

Пе­ре­жи­ва­ния Ев­ге­ния осо­зна­ют­ся здесь и пе­ре­жи­ва­ют­ся очень вы­со­ко. А за­вер­ша­ет­ся эта глава об­ра­ще­ни­ем к Мед­но­му всад­ни­ку несколь­ко неожи­дан­ным об­ра­зом:

И он, как будто окол­до­ван, Как будто к мра­мо­ру при­ко­ван, Сойти не может! Вкруг него Вода и боль­ше ни­че­го! И, об­ра­щен к нему спи­ною, В неко­ле­би­мой вы­шине, Над воз­му­щен­ною Невою Стоит с про­стер­тою рукою Кумир на брон­зо­вом коне.

Уди­ви­тель­но, что Петр во вступ­ле­нии во­об­ще никак не на­зван. Здесь он воз­ни­ка­ет даже не в виде этого всад­ни­ка, а в виде ку­ми­ра на брон­зо­вом коне. А в Мед­но­го всад­ни­ка он пре­вра­тит­ся толь­ко в фи­на­ле вто­рой части.

Даль­ше сама по­весть рас­ска­зы­ва­ет вполне ба­наль­ную ис­то­рию. Ко­неч­но, Ев­ге­нию уда­лось пе­ре­брать­ся через Неву, убе­дить­ся, что домик, где жила Па­ра­ша со своей ма­те­рью, ока­зал­ся сне­сен. Он их не на­хо­дит. По­нят­но, что в ре­зуль­та­те он схо­дит с ума, по­то­му что эта един­ствен­ная мечта его жизни не осу­ще­стви­лась. Пер­со­наж, если вспо­ми­нать облик Пе­тер­бур­га, не про­сто схо­дит с ума. Он те­ря­ет воз­мож­ность сво­е­го су­ще­ство­ва­ния, он пре­вра­ща­ет­ся в без­дом­но­го че­ло­ве­ка. Или, дру­ги­ми сло­ва­ми, в че­ло­ве­ка, домом ко­то­ро­го ста­но­вит­ся же­сто­кий, бес­че­ло­веч­ный, ка­мен­ный Пе­тер­бург. Он по­во­ра­чи­ва­ет­ся к на­ше­му су­ма­сшед­ше­му Ев­ге­нию са­мы­ми мрач­ны­ми, са­мы­ми же­сто­ки­ми сто­ро­на­ми. Но при этом облик пер­со­на­жа ме­ня­ет­ся. Сама тема су­ма­сше­ствия обо­ра­чи­ва­ет­ся не толь­ко по­те­рей при­выч­но­го рас­суд­ка, а и несет с собой от­зву­ки пред­ше­ству­ю­ще­го на­вод­не­ния:

Но бед­ный, бед­ный мой Ев­ге­ний ... Увы! его смя­тен­ный ум Про­тив ужас­ных по­тря­се­ний Не усто­ял. Мя­теж­ный шум Невы и вет­ров раз­да­вал­ся В его ушах. Ужас­ных дум Без­молв­но полон, он ски­тал­ся.

Из преж­не­го ма­лень­ко­го, ник­чем­но­го че­ло­ве­ка он вдруг пре­вра­ща­ет­ся в некое стран­ное су­ще­ство:

Он оглу­шен Был шумом внут­рен­ней тре­во­ги. И так он свой несчаст­ный век Вла­чил, ни зверь ни че­ло­век, Ни то ни сё, ни жи­тель света, Ни при­зрак мерт­вый...

Имен­но в таком стран­ном со­сто­я­нии безу­мия с Ев­ге­ни­ем про­ис­хо­дит цен­траль­ный эпи­зод всей поэмы: столк­но­ве­ние его с Мед­ным всад­ни­ком, по­то­му что вдруг, через год, в таком стран­ном со­сто­я­нии безу­мия блуж­дая непо­да­ле­ку от Пет­ров­ской пло­ща­ди, он об­на­ру­жи­ва­ет, или ему так ка­жет­ся в этом по­лу­тем­ном со­зна­нии, в ка­че­стве ис­точ­ни­ка и при­чи­ны всей не слу­чив­шей­ся его жизни имен­но Петра, яв­лен­но­го фи­гу­рой Мед­но­го всад­ни­ка. В итоге в его со­зна­нии вы­рас­та­ет бунт:

Он мра­чен стал Пред гор­де­ли­вым ис­ту­ка­ном И, зубы стис­нув, паль­цы сжав, Как обу­ян­ный силой чер­ной, «Добро, стро­и­тель чу­до­твор­ный! — Шеп­нул он, злоб­но за­дро­жав, — Ужо тебе!..» И вдруг стре­мглав Бе­жать пу­стил­ся. По­ка­за­лось Ему, что гроз­но­го царя, Мгно­вен­но гне­вом воз­го­ря, Лицо ти­хонь­ко об­ра­ща­лось... И он по пло­ща­ди пу­стой Бежит и слы­шит за собой — Как будто грома гро­хо­та­нье — Тя­же­ло-звон­кое ска­ка­нье По по­тря­сен­ной мо­сто­вой. И, оза­рен луною блед­ной, Про­стер­ши руку в вы­шине, За ним несет­ся Всад­ник Мед­ный На звон­ко-ска­чу­щем коне…

Воз­ни­ка­ет фан­та­сти­че­ская си­ту­а­ция. И свя­за­на она не толь­ко с этим мо­ти­вом вдруг ожив­ше­го всад­ни­ка, а с тем, что этот всад­ник ис­пу­гал­ся ле­пе­та на­ше­го Ев­ге­ния: кумир на брон­зо­вом коне, ко­то­рый ве­ли­ча­во кра­со­вал­ся над бур­ны­ми во­да­ми Невы никак не за­де­тый всем этим на­вод­не­ни­ем, был вы­нуж­ден оста­вить свой пье­де­стал и от­пра­вить­ся вслед за бун­тов­щи­ком. Это будет мгно­ве­ние, все успо­ко­ит­ся, сам Ев­ге­ний ис­пу­га­ет­ся того, что с ним про­изо­шло:

И с той поры, когда слу­ча­лось Идти той пло­ща­дью ему, В его лице изоб­ра­жа­лось Смя­те­нье. К серд­цу сво­е­му Он при­жи­мал по­спеш­но руку, Как бы его сми­ряя муку, Кар­туз из­но­шен­ный сымал, Сму­щен­ных глаз не поды­мал И шел сто­рон­кой.

Ко­неч­но, Ев­ге­ний бун­ту­ет про­тив Петра, про­тив Пе­тер­бур­га, про­тив ис­то­рии, ко­то­рая при­ве­ла его к та­ко­му се­го­дняш­не­му со­сто­я­нию. Речь тут идет уже не толь­ко о ма­лень­ком че­ло­ве­ке Ев­ге­нии и мед­ном всад­ни­ке Петре. Речь идет о столк­но­ве­нии че­ло­веч­но­сти этого ма­лень­ко­го че­ло­ве­ка и бес­че­ло­веч­но­сти го­су­дар­ствен­ной ма­ши­ны, оли­це­тво­ре­ни­ем ко­то­рой ста­но­вит­ся Мед­ный всад­ник.

Финал будет стран­ный. Ко­неч­но, герой наш умрет и будет по­хо­ро­нен на неком ост­ро­ве:

Ост­ров малый На взмо­рье виден. Ино­гда При­ча­лит с нево­дом туда Рыбак на ловле за­поз­да­лый И бед­ный ужин свой варит, Или чи­нов­ник по­се­тит, Гуляя в лодке в вос­кре­се­нье, Пу­стын­ный ост­ров. Не взрос­ло Там ни бы­лин­ки. На­вод­не­нье Туда, играя, за­нес­ло

До­миш­ко вет­хой. Над водою Остал­ся он как чер­ный куст. Его про­шед­шею вес­ною Свез­ли на барке. Был он пуст И весь раз­ру­шен. У по­ро­га Нашли безум­ца моего, И тут же хлад­ный труп его По­хо­ро­ни­ли ради бога.

Мы по­вер­ну­ли почти к на­ча­лу поэмы – «на бе­ре­гу пу­стын­ных волн». Как будто ни­ка­ко­го Пе­тер­бур­га не было, а остал­ся этот пу­стын­ный ост­ров и труп Ев­ге­ния, ве­ро­ят­но, все-та­ки на­шед­ше­го домик своей Па­ра­ши, хоть так при­бли­зив­ше­го­ся к ней, хоть так осу­ще­ствив­ше­го свою мечту. Это со­еди­не­ние сим­во­ли­че­ско­го, воз­вы­шен­но­го, оди­че­ско­го в этой поэме с одной сто­ро­ны, с дру­гой, того, что при­ня­то на­зы­вать пе­тер­бург­ской по­ве­стью, при­ве­ло к уди­ви­тель­ным от­кры­ти­ям. С одной сто­ро­ны, в этой пе­тер­бург­ской по­ве­сти за­зву­чат фан­та­сти­че­ские мо­ти­вы, мотив невоз­мож­но­сти су­ще­ство­ва­ния че­ло­ве­ка в Пе­тер­бур­ге: Пе­тер­бург за­да­вит его даже с про­сты­ми, по­все­днев­ны­ми меч­та­ми и идил­ли­я­ми. Этот город не со­здан для че­ло­ве­ка. По­нят­но, что это не город Ев­ге­ния Оне­ги­на, это со­всем дру­гой город – город ма­лень­ко­го че­ло­ве­ка.

«Пуш­кин и Го­голь»

Сам жанр, от­кры­тый Пуш­ки­ным, жанр пе­тер­бург­ской по­ве­сти, ока­зал­ся с очень зна­чи­тель­ной по­сле­ду­ю­щей судь­бой. Имен­но в таком виде, каком сфор­ми­ро­ва­лась эта по­весть в «Мед­ном всад­ни­ке» и «Пи­ко­вой даме», будут раз­во­ра­чи­вать изоб­ра­же­ния Пе­тер­бур­га по­сле­до­ва­те­ли Пуш­ки­на: Н.В. Го­голь (рис. 3),

Н.В. Го­голь

Рис. 3. Н.В. Го­голь

Ф.М. До­сто­ев­ский (рис. 4).

Ф.М. До­сто­ев­ский

Рис. 4. Ф.М. До­сто­ев­ский

Пер­со­на­жи их по­ве­стей – это не Ев­ге­ний Оне­гин, а Ев­ге­ний из «Мед­но­го всад­ни­ка». Это ма­лень­кие люди, за­дав­лен­ные жиз­нью Пе­тер­бур­га. Но самым зна­чи­тель­ным и бли­жай­шим про­дол­жа­те­лем этой тра­ди­ции вы­сту­пит Н.В. Го­голь. И если не об­ра­щать­ся к кон­крет­ным по­ве­стям, ко­то­рые при­ня­то на­зы­вать пе­тер­бург­ски­ми – «Ши­нель», «Нос», «Нев­ский про­спект», – то во всех этих по­ве­стям мы об­на­ру­жим, во-пер­вых, фан­та­сти­че­ский сюжет. Так, в Пе­тер­бур­ге нос может су­ще­ство­вать от­дель­но от сво­е­го хо­зя­и­на, при­чем сам образ Пе­тер­бур­га будет но­сить двой­ствен­ный ха­рак­тер, если вспом­нить хотя бы «Нев­ский про­спект» с его бле­стя­щим на­ча­лом и дра­ма­ти­че­ским фи­на­лом. По­это­му ста­но­вит­ся по­нят­ным, что бли­ста­тель­ный образ Пе­тер­бур­га, ко­то­рый со­здаст Пуш­кин в пер­вой главе «Ев­ге­ния Оне­ги­на» будет за­вер­ше­ни­ем очень зна­чи­тель­ной тра­ди­ции, свя­зан­ной с пред­ше­ству­ю­щим XVIII веком, где Пе­тер­бург вос­при­ни­мал­ся как во­пло­ще­ние забот и труда им­пе­ра­то­ра Петра I (рис. 5)

Им­пе­ра­тор Петр I

Рис. 5. Им­пе­ра­тор Петр I

о своем со­зда­нии. Пуш­кин также пе­ре­ло­мит эту тра­ди­цию: в его твор­че­стве Пе­тер­бург при­об­ре­тет со­всем дру­гой вид и ха­рак­тер: это будет город уни­жен­ных и оскорб­лен­ных.

Вопросы к конспектам

Со­ставь­те срав­ни­тель­ную ха­рак­те­ри­сти­ку об­ра­зов Ев­ге­ния («Мед­ный всад­ник») и Гер­ма­на («Пи­ко­вая дама»), най­ди­те общие и от­ли­чи­тель­ные черты.

Про­ана­ли­зи­руй­те поэму Пуш­ки­на «Мед­ный всад­ник» с точки зре­ния её об­раз­но­сти.

* На­пи­ше­те со­чи­не­ние на тему: «Роль ху­до­же­ствен­ной де­та­ли в по­ве­сти А.С. Пуш­ки­на «Пи­ко­вая дама».

Последнее изменение: Среда, 21 Июнь 2017, 16:49