Основные этапы эволюции творчества А.С. Пушкина. Образы музы в творчестве поэта

 1. Биография и творчество Пушкина

На про­шлом уроке мы вы­яс­ни­ли самое глав­ное: из­ме­не­ние музы от ее клас­си­че­ско­го об­ли­ка к ро­ман­ти­че­ско­му, а потом и ре­а­ли­сти­че­ско­му. И воз­вра­ща­ясь к вось­мой главе «Ев­ге­ния Оне­ги­на», можно об­ра­тить вни­ма­ние, что ис­то­рию своей музы, а между тем, и ис­то­рию своей жизни, Пуш­кин рас­ска­зы­ва­ет так, как будто бы она счаст­ли­ва и сво­бод­на, скла­ды­ва­лась и раз­ви­ва­лась: лицей, Пе­тер­бург, юг, Ми­хай­лов­ское.

Но стоит об­ра­тить вни­ма­ние на дру­гое об­сто­я­тель­ство, ко­то­рое нам хо­ро­шо из­вест­но, но не все­гда со­от­но­си­мо с этим от­рыв­ком, ведь все эти пе­ри­о­ды био­гра­фи­че­ской Пуш­кин­ской жизни были не про­сто не сво­бод­ны­ми пе­ри­о­да­ми, а были пе­ри­о­да­ми, ор­га­ни­зо­ван­ны­ми не Пуш­кин­ской волей: лицей – это ре­ше­ние его ро­ди­те­лей; служ­ба в Кол­ле­гии ино­стран­ных дел – тоже на­вя­зан­ная; юг – это недоб­ро­воль­ный пе­ре­вод по служ­бе; Ми­хай­лов­ское – дей­стви­тель­ная ссыл­ка, ко­то­рая окан­чи­ва­ет­ся уди­ви­тель­но: Пуш­кин ока­зы­ва­ет­ся един­ствен­ным офи­ци­аль­но по­ми­ло­ван­ным ссыль­ным, что яв­ля­лось волей им­пе­ра­то­ра, а не са­мо­го Пуш­ки­на. Когда же речь идет о вто­ром Пе­тер­бург­ском этапе жизни Пуш­ки­на, то мы по­ни­ма­ем, что эта си­ту­а­ция не мень­шей сво­бо­ды. В 1831 году после же­нить­бы Пуш­ки­на мо­ло­до­же­ны про­во­дят ме­до­вый месяц в Цар­ском Селе, что, ве­ро­ят­но, тоже сим­во­лич­но. Пуш­кин в на­ча­ле своей новой се­мей­ной жизни воз­вра­ща­ет­ся в свою юность, в Цар­ское Село. Там же по слу­чаю хо­ле­ры ока­за­лась цар­ская семья. Ни­ко­лай I

Им­пе­ра­тор Ни­ко­лай І

Рис. 1. Им­пе­ра­тор Ни­ко­лай І

смот­рит на воз­му­жав­ше­го Пуш­ки­на и от­прав­ля­ет его на служ­бу в Ми­ни­стер­ство ино­стран­ных дел с осо­бен­ным за­да­ни­ем: он те­перь ра­бо­та­ет над ис­то­ри­ей Петра Ве­ли­ко­го.

Им­пе­ра­тор Петр Ве­ли­кий

Рис. 2. Им­пе­ра­тор Петр Ве­ли­кий

 2. Тема свободы в творчестве Пушкина

Эта ра­бо­та, ко­то­рая от­кры­ла Пуш­ки­ну воз­мож­ность по­се­ще­ния ис­то­ри­че­ских ар­хи­вов, ра­бо­ты с за­кры­ты­ми до­ку­мен­та­ми, при­вя­зы­ва­ла его к Пе­тер­бур­гу, из ко­то­ро­го Пуш­кин хотел уехать куда угод­но, но им­пе­ра­тор его не пус­кал. Един­ствен­ные две по­езд­ки, ко­то­рые он со­вер­шил, это по­езд­ка без раз­ре­ше­ния на Кав­каз в 1829 г., за что был на­ка­зан, и един­ствен­ная офи­ци­аль­но раз­ре­шен­ная ко­ман­ди­ров­ка – это по­езд­ка в Орен­бург­скую гу­бер­нию, когда Пуш­кин офи­ци­аль­но ра­бо­та­ет над сбо­ром ма­те­ри­а­ла в связи с ис­то­ри­ей Пу­га­чев­ско­го бунта. Он рвет­ся из Пе­тер­бур­га, и един­ствен­ное, что ему уда­ет­ся, это Ми­хай­лов­ское и Бол­ди­но. Пред­ста­вить себе менее несво­бод­ную судь­бу рос­сий­ско­го дво­ря­ни­на про­сто невоз­мож­но.

 3. Трансформация музы и поэта в творчестве Пушкина

Но в вось­мой главе «Ев­ге­ния Оне­ги­на» мы об­на­ру­жи­ва­ем диа­мет­раль­но про­ти­во­по­лож­ную кон­цеп­цию и Пуш­кин­ской судь­бы, ко­то­рая в его ва­ри­ан­те раз­во­ра­чи­ва­ет­ся как некая сво­бод­ная ста­нов­ле­ния и раз­ви­тия как са­мо­го поэта, так и его музы. По­это­му ста­но­вит­ся по­нят­но, что Пуш­кин уди­ви­тель­ным об­ра­зом из несво­бо­ды своей био­гра­фии со­тво­ря­ет сво­бо­ду сво­е­го твор­че­ства. И когда он в 1836 году в своем зна­ме­ни­том сти­хо­тво­ре­нии «Па­мят­ник»

Па­мят­ник сти­хо­тво­ре­нию Пуш­ки­на «Па­мят­ник»

Рис. 3. Па­мят­ник сти­хо­тво­ре­нию Пуш­ки­на «Па­мят­ник»

так и на­пи­шет, что «в мой же­сто­кий век вос­сла­вил я сво­бо­ду», то в этой строч­ке, без­услов­но, со­дер­жа­лась и эта мысль: воз­мож­ность по­бе­дить «мой же­сто­кий век», как он его на­зо­вет в сти­хо­тво­ре­нии «Раз­го­вор кни­го­про­дав­ца с по­этом», Пуш­кин все-та­ки пре­одо­лел сво­бо­дой твор­че­ства.

С дру­гой сто­ро­ны, по­ми­мо этой кон­цеп­ции, свя­зан­ной с раз­ви­ти­ем, из­ме­не­ни­ем, транс­фор­ма­ци­ей музы и поэта, в твор­че­стве Пуш­ки­на об­на­ру­жи­ва­ет­ся и диа­мет­раль­но про­ти­во­по­лож­ная идея. В 1819 году он на­пи­шет сти­хо­тво­ре­ние «Воз­рож­де­ние»:

Ху­дож­ник-вар­вар ки­стью сон­ной

Кар­ти­ну гения чер­нит

И свой ри­су­нок без­за­кон­ный

Над ней бес­смыс­лен­но чер­тит.

Но крас­ки чуж­дые, с ле­та­ми,

Спа­да­ют вет­хой че­шу­ей;

Со­зда­нье гения пред нами

Вы­хо­дит с преж­ней кра­со­той.

Так ис­че­за­ют за­блуж­де­нья

С из­му­чен­ной души моей,

И воз­ни­ка­ют в ней ви­де­нья

Пер­во­на­чаль­ных, чи­стых дней.

Воз­ни­ка­ет мысль о том, что все из­ме­не­ния, ко­то­рые про­ис­хо­дят, это за­блуж­де­ния, в то время, как внут­ри оста­ет­ся некое ядро, ко­то­рое ока­зы­ва­ет­ся неиз­мен­ным, в том смыс­ле, что при всех из­ме­не­ни­ях и ва­ри­а­ци­ях мы ощу­ща­ем, что перед нами все-та­ки Пуш­кин. Так в чем же можно об­на­ру­жить эти «пер­во­на­чаль­ные, чи­стые дни», ту прин­ци­пи­аль­ную осо­бен­ность Пуш­кин­ско­го гения? По­это­му если мы хотим хоть как-то пред­ста­вить некое прин­ци­пи­аль­ное свое­об­ра­зие ху­до­же­ствен­но­го мыш­ле­ния Пуш­ки­на, то есть резон и нам вер­нуть­ся к ран­ним пе­ри­о­дам Пуш­кин­ско­го твор­че­ства, чтобы уви­деть в этом на­ча­ле твор­че­ско­го пути некие неиз­ме­ня­е­мые кон­стан­ты, ко­то­рые оформ­ля­ют осо­бен­ность твор­че­ско­го мыш­ле­ния Пуш­ки­на.

На­пом­ним, что по из­вест­ной тра­ди­ции, вос­хо­дя­щей к Бе­лин­ско­му,

В.Г. Бе­лин­ский

Рис. 4. В.Г. Бе­лин­ский

ли­цей­ский пе­ри­од при­ня­то на­зы­вать уче­ни­че­ским, что со­от­но­си­мо и с обу­че­ни­ем в лицеи, и тем, что пер­вые по­э­ти­че­ские опыты Пуш­ки­на вы­стра­и­ва­ют­ся в под­ра­жа­ния его учи­те­лям.

 4. Подражание в творчестве Пушкина

Сна­ча­ла это будет твор­че­ство Ба­тюш­ко­ва,

К.Н. Ба­тюш­ков

Рис. 8. К.Н. Ба­тюш­ков

потом – Жу­ков­ско­го.

В.А. Жу­ков­ский

Рис. 9. В.А. Жу­ков­ский

И дей­стви­тель­но, го­во­ря о своей ли­цей­ской музе, Пуш­кин вы­де­лит там два цен­траль­ных жанра: по­сла­ние и эле­гия. По­это­му в пер­вом пе­ри­о­де ли­цей­ской жизни Пуш­кин будет ори­ен­ти­ро­вать­ся на дру­же­ское по­сла­ние Ба­тюш­ко­ва, а во вто­ром – на эле­гию Жу­ков­ско­го. Пуш­кин дей­стви­тель­но будет со­зда­вать про­из­ве­де­ния, в ко­то­рых будет вос­ста­нав­ли­вать свое­об­ра­зие ху­до­же­ствен­ной ма­не­ры своих учи­те­лей. Так, пред­по­ло­жим, если речь идет о Ба­тюш­ко­ве, то это по­сла­ние «Го­ро­док», ко­то­рое почти ими­ти­ру­ет Ба­тюш­ков­ские «Мои пе­на­ты», если Жу­ков­ский, то это сти­хо­тво­ре­ние «Певец», ко­то­рое яв­ля­ет­ся ва­ри­а­ци­ей сти­хо­тво­ре­ния с тем же на­зва­ни­ем. Сле­ду­ет на­пом­нить, что Жу­ков­ский и Ба­тюш­ков со­зда­ют су­ще­ствен­но раз­ные ху­до­же­ствен­ные миры, раз­ные об­ли­ки по­этов, раз­ные об­ли­ки их муз. Так, если поэт Ба­тюш­ко­ва – это ле­ни­вец, фи­ло­соф, муд­рец, меч­та­тель, эпи­ку­ре­ец, в своих меч­тах на­сла­жда­ю­щий­ся жиз­нью, тра­ди­ция ко­то­ро­го вос­про­из­во­дит ан­тич­ную тра­ди­цию, то в слу­чае с Жу­ков­ским перед нами ме­лан­хо­лик, дра­ма­ти­че­ски пе­ре­жи­ва­ю­щий свое зем­ное су­ще­ство­ва­ние, устрем­лен­ный к небес­но­му иде­а­лу, чем бли­зок к тра­ди­ции хри­сти­ан­ско­го нео­пла­то­ни­че­ско­го ми­ро­по­ни­ма­ния. В этом смыс­ле это два раз­ных со­дер­жа­тель­ных яв­ле­ния, труд­но со­от­но­си­мые друг с дру­гом. Од­на­ко Пуш­кин­ские стихи, на­пи­сан­ные в под­ра­жа­ние Ба­тюш­ко­ву, вы­зы­ва­ют у Ба­тюш­ко­ва такую се­рьез­но­го рода ре­ак­цию, что од­на­ж­ды он при­е­дет в лицей, чтобы по­зна­ко­мить­ся с этим юным да­ро­ва­ни­ем. А чуть позже сре­а­ги­ру­ет на одно из ли­цей­ских по­сла­ний «Юрье­ву»

Ф.Ф. Юрьев

Рис. 10. Ф.Ф. Юрьев

таким об­ра­зом: нерв­но сжав ли­сток с ру­ко­пи­сью этого сти­хо­тво­ре­ния, за­ме­тит, что если этот юнец так и даль­ше пой­дет, то нам на Пар­на­се боль­ше де­лать нече­го. Те от­кры­тия, к ко­то­рым стар­шие со­вре­мен­ни­ки Пуш­ки­на шли дли­тель­ным ху­до­же­ствен­ным раз­ви­ти­ем, этот по сути под­ро­сток вос­про­из­во­дит с необы­чай­ной лег­ко­стью. Таким об­ра­зом, перед нами уди­ви­тель­ное свой­ство Пуш­ки­на, ко­то­рое много позже Гне­дич

Н.И. Гне­дич

Рис. 11. Н.И. Гне­дич

в одном из по­сла­ний, об­ра­щен­ных Пуш­ки­ну, неслу­чай­но со­от­не­сет его с Про­те­ем –

Про­тей

Рис. 12. Про­тей

древ­не­гре­че­ским ми­фо­ло­ги­че­ским су­ще­ством, спо­соб­ным при­ни­мать самые раз­но­об­раз­ные формы. В итоге перед нами об­на­ру­жит­ся изу­ми­тель­ная осо­бен­ность Пуш­ки­на ху­до­же­ствен­но про­ни­кать не толь­ко в стили дру­гих ав­то­ров, но и в стили дру­гих на­ро­дов и куль­тур. Ведь в по­сле­ду­ю­щем он с точ­но­стью будет вос­про­из­во­дить в своем твор­че­стве, ска­жем, не толь­ко миры биб­лей­ско­го Вет­хо­го за­ве­та,

Вет­хий завет

Рис. 13. Вет­хий завет

но и книг Ко­ра­на.

Коран

Рис. 14. Коран

Он изоб­ра­зит нам Сред­не­ве­ко­вую Ан­глию, Ис­па­нию. По­это­му ту уди­ви­тель­ную осо­бен­ность, ко­то­рую много позже До­сто­ев­ский

Ф.М. До­сто­ев­ский

Рис. 15. Ф.М. До­сто­ев­ский

опре­де­лит как все­мир­ную от­зыв­чи­вость Пуш­ки­на, можно об­на­ру­жить в этой необы­чай­ной спо­соб­но­сти Пуш­ки­на улав­ли­вать и вос­про­из­во­дить яв­ле­ния окру­жа­ю­ще­го мира, ино­гда даже чуж­дые са­мо­му Пуш­ки­ну.

Дру­гая осо­бен­ность, ко­то­рая так же ярко про­яв­ля­ет­ся уже в самом на­ча­ле твор­че­ско­го пути Пуш­ки­на, это спо­соб­ность со­еди­нять несо­еди­ни­мые вещи. В част­но­сти, он не толь­ко под­ра­жа­ет Ба­тюш­ко­ву и Жу­ков­ско­му, но со­еди­ня­ет их вме­сте. Если в пер­вой по­ло­вине ли­цей­ско­го твор­че­ства – это об­ра­зы Ба­тюш­ко­ва: по­эт-ле­ни­вец и муд­рец, то во вто­рой – эле­ги­че­ские об­ра­зы Жу­ков­ско­го, свя­зан­ные со смер­тью. И это все пишет маль­чик в воз­расте 15-16 лет, со­зда­вая ощу­ще­ние неко­го сю­же­та, ко­то­рые раз­вер­нул­ся в его ли­цей­ской ли­ри­ке от неко­го пред­ше­ству­ю­ще­го сча­стья и на­сла­жде­ния жиз­нью к пол­но­му его разо­ча­ро­ва­нию. Более того, из этого сю­же­та он сде­ла­ет сти­хо­тво­ре­ния, и самое за­ме­ча­тель­ное из них – это по­сла­ние «Дру­зьям»:

Бо­га­ми вам еще даны

Зла­тые дни, зла­тые ночи,

И том­ных дев устрем­ле­ны

На вас вни­ма­тель­ные очи.

Иг­рай­те, пойте, о дру­зья!

Утрать­те вечер ско­ро­теч­ный…

Все это силь­но на­по­ми­на­ет по­э­ти­че­скую мысль Ба­тюш­ко­ва с при­зы­вом на­сла­ждать­ся жиз­нью. А фи­наль­ная строч­ка зву­чит так:

И вашей ра­до­сти бес­печ­ной

Сквозь слезы улыб­ну­ся я.

 5. «Воспоминания в Царском селе»

Дру­гим при­ме­ром, де­мон­стри­ру­ю­щим, с одной сто­ро­ны, осо­бен­ное по­ло­же­ние ли­цей­ско­го Пуш­ки­на в кругу уже из­вест­ных по­этов, может ока­зать­ся, по­жа­луй, самое из­вест­ное сти­хо­тво­ре­ние «Вос­по­ми­на­ния в Цар­ском селе»,

Ав­то­граф сти­хо­тво­ре­ния «Вос­по­ми­на­ния в Цар­ском селе»

Рис. Ав­то­граф сти­хо­тво­ре­ния «Вос­по­ми­на­ния в Цар­ском селе»

неслу­чай­но по­мя­ну­то­го Пуш­ки­ным в «Ев­ге­нии Оне­гине»: «Ста­рик Дер­жа­вин нас за­ме­тил». На­пом­ним, что си­ту­а­ция скла­ды­ва­лась таким об­ра­зом, что ли­це­и­стам было из­вест­но то, что эк­за­мен по рус­ской ли­те­ра­ту­ре будет при­ни­мать оли­це­тво­ре­ние по­э­зии XVIII сто­ле­тия Г.Р. Дер­жа­вин.

Г.Р. Дер­жа­вин

Рис. 5. Г.Р. Дер­жа­вин

И как-то в связи  этим сло­жи­лось впе­чат­ле­ние о том, что Пуш­кин со своей уди­ви­тель­ной спо­соб­но­стью под­ра­жать сти­лям дру­гих ав­то­ров будет под­ра­жать этому ав­то­ру. Но от по­пы­ток Пуш­ки­на при­дать этому сти­хо­тво­ре­нию Дер­жа­вин­ский вид оста­нет­ся толь­ко одна – это прав­ка пер­вой строч­ки: из­на­чаль­но было так: «Навис по­кров угрю­мой ночи». Но, когда об­на­ру­жил, что это будет Дер­жа­вин, Пуш­кин на вся­кий слу­чай «ч» по­пра­вил на «щ», и по­лу­чи­лась ста­ро­сла­вян­ская форма «нощи». Таким об­ра­зом, эта де­таль при­да­ет облик XVIII века, хотя, ра­бо­тая над этим про­из­ве­де­ни­ем, Пуш­кин под­ра­жа­ет ис­то­ри­че­ской эле­гии Ба­тюш­ко­ва «На раз­ва­ли­нах замка в Шве­ции», где его ли­ри­че­ский герой, блуж­дая по раз­ва­ли­нам древ­не­го ры­цар­ско­го замка, вспо­ми­на­ет в своих меч­тах о той жизни, ко­то­рая ко­гда-то раз­во­ра­чи­ва­лась здесь, про­ти­во­по­став­ляя ге­ро­и­че­ско­му про­шло­му ны­неш­нее без­ге­ро­и­че­ское на­сто­я­щее. В этом смыс­ле, Пуш­кин под­хва­ты­ва­ет стро­фи­ку и мо­ти­вы Ба­тюш­ков­ско­го сти­хо­тво­ре­ния: мы тоже гу­ля­ем, но не по раз­ва­ли­нам, а по Ека­те­ри­нин­ско­му саду,

Ека­те­ри­нин­ский сад

Рис. 6. Ека­те­ри­нин­ский сад

со­зер­цая па­мят­ни­ки во­ин­ским по­бе­дам эпохи Ека­те­ри­ны ІІ,

Им­пе­ра­три­ца Ека­те­ри­на ІІ

Рис. 7. Им­пе­ра­три­ца Ека­те­ри­на ІІ

по­это­му тоже воз­ни­ка­ет ощу­ще­ние ге­ро­и­че­ско­го про­шло­го. Но неожи­дан­но финал этой как бы ис­то­ри­че­ской эле­гии за­кан­чи­ва­ет­ся не эле­ги­че­ски, а оди­че­ски, по­то­му что Пуш­кин вспом­нить войну 1812 года, ко­то­рая была недав­но, нашу по­бе­ду, славу рус­ско­го на­ро­да. Таким об­ра­зом, тра­ди­ци­он­ная пе­чаль­ная ис­то­ри­че­ская эле­гия Ба­тюш­ко­ва под пером Пуш­ки­на со­еди­нит­ся с оди­че­ским фи­на­лом. И опять воз­ник­нет со­еди­не­ние несо­еди­ни­мо­го. Без­услов­но, успех, ко­то­рый имели эти стихи у Дер­жа­ви­на, от­ра­зит­ся на том, что этот текст будет из­ве­стен и бли­жай­ше­му окру­же­нию луч­ших рус­ских по­этов, в част­но­сти, В.А. Жу­ков­ско­му, ко­то­рый в этом же году на­пи­шет некую ва­ри­а­цию Пуш­кин­ско­му сти­хо­тво­ре­нию. Это будет тоже про­гул­ка по им­пе­ра­тор­ским садам, прав­да сады будут дру­гие. Это будет Пав­ловск и эле­гия «Сла­вян­ка». И здесь мы об­на­ру­жи­ва­ем, что наш юный поэт ока­зы­ва­ет­ся неким ис­точ­ни­ком, твор­че­ским им­пуль­сом для со­зда­ния про­из­ве­де­ний своих учи­те­лей и вы­да­ю­щих­ся к тому вре­ме­ни по­этов.

 6. Соединение несоединимого в творчестве Пушкина

Со­зда­ет­ся впе­чат­ле­ние, будто мы это про­жи­ли и по­ня­ли брен­ность и тщет­ность этого на­ив­но­го ра­до­ва­ния и смот­рим на него с дру­гой точки зре­ния: с точки зре­ния Жу­ков­ско­го. Таким об­ра­зом, такое сти­хо­тво­ре­ние невоз­мож­но ни у Ба­тюш­ко­ва, ни у Жу­ков­ско­го. Зато оно воз­мож­но у ли­цей­ско­го Пуш­ки­на, в ко­то­ром он как бы под­ни­ма­ет­ся над ху­до­же­ствен­ны­ми ми­ра­ми своих учи­те­лей. И даль­ше так и будет, в том смыс­ле, что Пуш­кин­ский гений будет устро­ен таким об­ра­зом, что вся­кий раз он будет син­те­зи­ро­вать самые раз­но­об­раз­ные, от­ча­сти од­но­сто­рон­ние тра­ди­ции, под­ни­ма­ясь над ними и тем самым ока­зав­шись на самой вер­шине рус­ско­го Пар­на­са. Это свой­ство ока­за­лось вполне по­нят­но и са­мо­му Пуш­ки­ну, если иметь в виду со­че­та­ние несо­че­та­е­мо­го. На­пом­ним:

О сколь­ко нам от­кры­тий чуд­ных

Го­то­вят про­све­ще­нья дух

И опыт, сын оши­бок труд­ных,

И гений, па­ра­док­сов друг.

 7. «Я снова жизни полон»

Позд­ние ли­цей­ские эле­ги­че­ские стихи ри­су­ют нам вдруг кар­ти­ну не про­сто дра­ма­ти­че­скую, а тра­ги­че­скую: «Я видел смерть». Дело до­хо­дит до того, что мы разо­ча­ро­вы­ва­ем­ся в жизни, в по­э­зии, и перед нами очень се­рьез­ный дра­ма­ти­че­ский ход, не на­по­ми­на­ю­щий ве­се­ло­го Пуш­ки­на. Но эта си­ту­а­ция будет раз­ви­вать­ся недол­го. В пер­вые же ме­ся­цы Пе­тер­бург­ской жизни он на­пи­шет по­сла­ние «К ней» (1817 г.). Не со­всем ясно, кто ад­ре­сат этого по­сла­ния, но там он раз­вер­нет имен­но этот сюжет: я уми­рал, муза умол­ка­ла, серд­це осты­ло, но вот я встре­тил тебя, и вновь серд­це вспых­ну­ло, вся жизнь за­иг­ра­ла преж­ни­ми крас­ка­ми, и я готов жить даль­ше. Имен­но в этом не очень по­пу­ляр­ном сти­хо­тво­ре­нии будет най­де­но раз­ре­ше­ние этого ли­ри­че­ско­го сю­же­та, ко­то­рый сло­жил­ся в ли­цей­ский пе­ри­од Пуш­ки­на. Уже здесь мы об­на­ру­жи­ва­ем ди­на­ми­ку, ко­то­рая будет ис­точ­ни­ком музы. А с дру­гой сто­ро­ны, бу­ду­щие ре­ше­ния мно­гих ху­до­же­ствен­ных про­из­ве­де­ний Пуш­ки­на, на­при­мер, «Я помню чуд­ное мгно­ве­ние», где речь идет о такой же си­ту­а­ции. Более того, если вспом­нить об­ра­зы, ко­то­ры­ми Пуш­кин опи­сы­ва­ет раз­ви­тие Ев­ге­ния Оне­ги­на в од­но­имен­ном ро­мане, то мы об­на­ру­жим ту же об­раз­ность: хо­лод­ное серд­це, прав­да, не до конца, о чем нам будут твер­дить от пер­вой главы до вось­мой, в ко­то­рой оно неожи­дан­но за­пы­ла­ет. Таким об­ра­зом, перед нами вы­ри­со­вы­ва­ет­ся некий сюжет, ко­то­рый будет раз­ра­ба­ты­вать­ся на про­тя­же­нии всего твор­че­ства Пуш­ки­на: некой та­ин­ствен­ной жизни серд­ца и души.

 8. «Послание «К Чаадаеву»

П.Я. Ча­а­да­ев

Рис. 16. П.Я. Ча­а­да­ев

В ка­че­стве еще од­но­го ори­ги­наль­но­го и па­ра­док­саль­но­го ре­ше­ния можно при­ве­сти дру­гую тра­ди­цию, к ко­то­рой об­ра­ща­ет­ся Пуш­кин, прав­да, в пер­вом Пе­тер­бург­ском пе­ри­о­де, – граж­дан­ская, воль­но­лю­би­вая по­э­зия. Это зна­ме­ни­тое сти­хо­тво­ре­ние-по­сла­ние «К Ча­а­да­е­ву»:

Любви, на­деж­ды, тихой славы

Недол­го нежил нас обман,

Ис­чез­ли юные за­ба­вы,

Как сон, как утрен­ний туман…

Ав­то­граф сти­хо­тво­ре­ния Пуш­ки­на «К Ча­а­да­е­ву»

Рис. 17. Ав­то­граф сти­хо­тво­ре­ния Пуш­ки­на «К Ча­а­да­е­ву»

Вна­ча­ле сти­хо­тво­ре­ние раз­во­ра­чи­ва­ет­ся в духе уны­лой эле­гии разо­ча­ро­ва­ния, а потом – в стиле граж­дан­ской по­э­зии: разо­ча­ро­ва­ние в лич­ной жизни не по­влек­ло разо­ча­ро­ва­ние во всем, по­то­му что герой на­хо­дит опору в том, чтобы по­свя­тить себя об­ще­ствен­но­му слу­же­нию:

Но в нас горит еще же­ла­нье;

Под гне­том вла­сти ро­ко­вой

Нетер­пе­ли­вою душой

От­чиз­ны внем­лем при­зы­ва­нье…

Но даль­ше воз­ни­ка­ла стран­ная си­ту­а­ция. В тра­ди­ции граж­дан­ской по­э­зии давно сло­жи­лась тра­ди­ция, ко­то­рая раз­де­ля­ла лич­ную жизнь и необ­хо­ди­мость ис­пол­не­ния долга. Герой обык­но­вен­но от­ка­зы­вал­ся от любви во имя сра­же­ния. Что де­ла­ет наш пер­со­наж?

Мы ждем с том­ле­ньем упо­ва­нья

Ми­ну­ты воль­но­сти свя­той,

Как ждет лю­бов­ник мо­ло­дой

Ми­ну­ты вер­но­го сви­да­нья…

Пуш­кин па­ра­док­саль­ным об­ра­зом объ­еди­ня­ет эти мо­ти­вы, ко­то­рые в тра­ди­ции дра­ма­ти­че­ски разъ­еди­ня­лись, со­зда­вая образ не че­ло­ве­ка, ко­то­рый кон­фликт­но вос­при­ни­ма­ет и свою част­ную жизнь, и идею ис­пол­не­ния долга, а некой цель­ной гар­мо­ни­че­ской лич­но­сти, для ко­то­рой этот долг ока­зы­ва­ет­ся про­дол­же­ни­ем самых ин­тим­ных дви­же­ний его души.

Вопросы к конспектам

1. Про­ана­ли­зи­руй­те сти­хо­тво­ре­ния Пуш­ки­на ли­цей­ско­го и Пе­тер­бург­ско­го пе­ри­о­дов, най­ди­те в них под­ра­жа­ния дру­гим по­этам и по­э­зи­ям.

2. Про­ана­ли­зи­руй­те сти­хо­тво­ре­ния Пуш­ки­на ли­цей­ско­го и Пе­тер­бург­ско­го пе­ри­о­дов, най­ди­те в них нов­ше­ства.

3. *Сде­лай­те пре­зен­та­цию о транс­фор­ма­ции музы и поэта в твор­че­стве Пуш­ки­на.

 

Последнее изменение: Среда, 21 Июнь 2017, 15:51