Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. («Пророк», «Поэт и толпа»)

 1. Характеристика второго петербуржского периода Пушкина

Судя по хро­но­ло­гии, мы на­хо­дим­ся во вто­ром Пе­тер­бург­ском пе­ри­о­де Пуш­ки­на, после Ми­хай­лов­ской ссыл­ки, где по сло­жив­шей­ся тра­ди­ции, ис­точ­ни­ком ко­то­рой был и сам Пуш­кин, его муза стала при­об­ре­тать все более жиз­не­по­доб­ные черты, на­по­ми­на­ю­щие собою Пуш­кин­ский ре­а­лизм. Од­на­ко, неко­то­рые темы в твор­че­стве Пуш­ки­на на­чи­на­ют раз­ра­ба­ты­вать­ся, опи­ра­ясь на ро­ман­ти­че­ские тра­ди­ции. И в первую оче­редь, это ка­са­ет­ся темы поэта и по­э­зии. На­пом­ним, что в твор­че­стве Пуш­ки­на имен­но темы по­э­зии при­об­ре­та­ют ха­рак­тер того мира, в ко­то­ром может осу­ще­ствить­ся выс­шая сте­пень че­ло­ве­че­ской сво­бо­ды. Имен­но по­это­му эта ро­ман­ти­че­ская тра­ди­ция ста­но­вит­ся важ­ной под­пор­кой для осу­ществ­ле­ния тех за­мыс­лов, о ко­то­рых пой­дет речь. Пре­жде чем за­ве­сти раз­го­вор о кон­крет­ных Пуш­кин­ских про­из­ве­де­ни­ях, на­пом­ним, что в по­э­зии ро­ман­ти­ков, в по­э­зии Пуш­кин­ских учи­те­лей (Жу­ков­ско­го, Ба­тюш­ки­на), у граж­дан­ских ро­ман­ти­ков (Ры­ле­е­ва) и бли­жай­ше­го ли­цей­ско­го друга Пуш­ки­на В.К. Кю­хель­бе­ке­ра тема поэта и по­э­зии при­об­ре­та­ла осо­бен­ный ха­рак­тер. Она вы­хо­ди­ла за рамки пред­став­ле­ний о том, что можно мыс­лить себе по­этам и по­э­ти­че­ским твор­че­ством. Поэт под пером ро­ман­ти­ков при­об­ре­тал облик иде­аль­но­го че­ло­ве­ка, ко­то­рый по-сво­е­му вос­при­ни­ма­ет окру­жа­ю­щий мир. Его по­э­ти­че­ское да­ро­ва­ние – это не раз­го­вор о сти­хо­твор­стве, это не раз­го­вор о пи­са­нии сти­хов, это раз­го­вор об осо­бом ви­де­нии мира, об осо­бом пе­ре­жи­ва­нии мира, до­ступ­ном от­нюдь не всем. По­эты-ро­ман­ти­ки, без­услов­но, от­де­ля­лись от толпы и пре­вра­ща­лись в до­ста­точ­но оди­но­кий, с одной сто­ро­ны, а с дру­гой – объ­еди­нен­ный общим свя­щен­ным со­ю­зом круг людей, ко­то­рые ока­зы­ва­лись близ­ки и род­ствен­ны друг другу, ско­рее в таком ду­хов­ном смыс­ле. Не слу­чай­но, что Пуш­кин вы­би­ра­ет для раз­вер­ты­ва­ния темы поэта и по­э­зии неко­то­рые ме­та­фо­ри­че­ские ходы. В одном слу­чае, перед нами воз­ни­ка­ет фи­гу­ра поэта, ме­та­фо­ри­че­ски пред­став­ле­на фи­гу­рой про­ро­ка, в дру­гом слу­чае – об­ра­зом жреца. Между ними есть что-то общее, по­то­му что и тот, и дру­гой яв­ля­ют­ся по­сред­ни­ка­ми между миром богов и миром людей. Язык богов обыч­но­му че­ло­ве­ку невня­тен, по­то­му что боги го­во­рят на языке, недо­ступ­ном обыч­но­му че­ло­ве­че­ско­му по­ни­ма­нию. Между миром бо­же­ствен­но­го языка и миром людей с необ­хо­ди­мо­стью воз­ни­ка­ет про­ме­жу­точ­ная фи­гу­ра – фи­гу­ра про­ро­ка, фи­гу­ра жреца, мис­сия и цель ко­то­рых сде­лать внят­ным и по­нят­ным тот язык хоть в ка­кой-то мере, по­то­му что до конца рас­шиф­ро­вать и по­нять всю меру бо­же­ствен­ной идеи че­ло­ве­че­ско­му уму недо­ступ­но. Во всех Пуш­кин­ских сти­хо­тво­ре­ни­ях со­хра­ня­ет­ся эф­фект недо­ска­зан­но­сти, некой тайны и недо­ступ­но­сти обыч­но­му че­ло­ве­че­ско­му по­ни­ма­нию, по­то­му что в кон­цеп­ции поэт со­хра­ня­ет свою та­ин­ствен­ность и непо­нят­ность обыч­но­му че­ло­ве­че­ско­му со­зна­нию. Для того чтобы хоть как-то при­бли­зить­ся к по­ни­ма­нию этих Пуш­кин­ских про­из­ве­де­ний, есть резон об­ра­тить­ся к пря­мым зна­че­ни­ям и смыс­лам этих ме­та­фор, к ко­то­рым об­ра­ща­ет­ся Пуш­кин.

 2. «Пророк Исайя»

Гра­мот­но­му чи­та­те­лю XIX века, хо­ро­шо зна­ко­мо­му с биб­лей­ской тра­ди­ци­ей, было по­нят­но, что мно­гие мо­ти­вы Пуш­кин­ско­го сти­хо­тво­ре­ния вос­хо­дят к тек­сту Вет­хо­го За­ве­та, а имен­но к книге про­ро­ка Исайи.

Про­рок Исайя

Рис. 1. Про­рок Исайя

По­это­му есть резон об­ра­тить­ся к этому тек­сту, чтобы уви­деть, что имен­но по­за­им­ство­вал от­ту­да Пуш­кин и как он пе­ре­ра­бо­тал текст дан­ной книги. Есть также необ­хо­ди­мость от­ме­тить то об­сто­я­тель­ство, что сама по себе фи­гу­ра про­ро­ка в биб­лей­ской тра­ди­ции воз­ни­ка­ет неожи­дан­ным об­ра­зом, в том смыс­ле, что биб­лей­ские про­ро­ки – это не ка­кие-то вы­да­ю­щи­е­ся лич­но­сти, а обыч­ные древ­не­ев­рей­ские пас­ту­хи, на го­ло­вы ко­то­рых вдруг неожи­дан­но сва­ли­ва­лась эта бо­же­ствен­ная мис­сия: идти и ска­зать ев­рей­ском на­ро­ду необ­хо­ди­мые слова Бога. По­это­му почти во всех биб­лей­ских кни­гах об­на­ру­жи­ва­ет­ся один и тот же близ­кий сюжет, ко­то­рый нам зна­ком как из­бра­ние про­ро­ка. Это пер­вое столк­но­ве­ние ни­че­го не ожи­да­ю­ще­го че­ло­ве­ка с Богом. Имен­но это самое место и при­влек­ло вни­ма­ние Пуш­ки­на. Пер­вое, что пе­ре­жи­ва­ет Исайя, услы­шав голос Бога, это свою соб­ствен­ную нечи­сто­ту. Он, бу­дучи обыч­ным че­ло­ве­ком, ока­зы­ва­ет­ся гре­хов­ным, как ми­ни­мум, пер­во­род­ным гре­хом. И когда он вы­яс­ня­ет, что ему нужно нести Слово Божье, то пер­вое, что он про­сит, это очи­стить его нечи­сти­вые уста от этого греха. И вот тогда по­яв­ля­ет­ся ше­сти­кры­лый се­ра­фим, ко­то­рый берет уголь из жерт­вен­ни­ка и при­жи­га­ет им уста Исайи, сни­мая с него этот грех и делая воз­мож­ным то, чтобы эти че­ло­ве­че­ские уста несли Слово Божье. А даль­ше Исайя слы­шит тот текст, ко­то­рый ему нужно нести к мя­теж­но­му Из­ра­и­ле­ву дому: «Гла­за­ми смот­реть бу­де­те и не уви­ди­те, ушами слы­шать бу­де­те и не услы­ши­те, ибо огру­бе­ло серд­це на­ро­да сего, и не при­дут ко мне, чтобы я ис­це­лил их».

Про­рок Исайя (Дж.Б. Тье­по­ло)

Рис. 2. Про­рок Исайя (Дж.Б. Тье­по­ло)

Уже от­сю­да видно, что Пуш­кин ка­кие-то мо­ти­вы этой книги ис­поль­зу­ет в своем сти­хо­тво­ре­нии, но в глу­бо­ко пре­об­ра­зо­ван­ном виде.

 3. Анализ стихотворения «Пророк»

Если речь идет о сти­хо­тво­ре­нии «Про­рок», то на­пом­ним, что в XIX веке в по­пу­ляр­ной хре­сто­ма­тии, в ко­то­рой пе­ча­та­лись луч­шие про­из­ве­де­ния рус­ских по­этов, ко­то­рую из­да­вал Га­ла­хов,

А.Д. Га­ла­хов

Рис. 3. А.Д. Га­ла­хов

это сти­хо­тво­ре­ние од­на­ж­ды было на­пе­ча­та­но с при­ме­ча­ни­ем – Исаий. Пуш­кин дей­стви­тель­но пе­ре­ра­ба­ты­ва­ет книж­ку «Про­рок Исайя», на­ме­кая тем самым, что в своем сти­хо­тво­ре­нии он вовсе не стре­мить­ся со­здать по­э­ти­че­ский облик биб­лей­ско­го про­ро­ка. Или, по край­ней мере, не толь­ко это, по­то­му что об­сто­я­тель­ства за­став­ля­ют ду­мать, что перед нами ме­та­фо­ра поэта и его по­э­ти­че­ско­го слу­же­ния:

Ду­хов­ной жаж­дою томим…

И это уже но­вость, по­то­му что если на биб­лей­ско­го про­ро­ка эта бо­же­ствен­ная мис­сия сва­ли­ва­лась неожи­дан­но, то Пуш­кин­ский ли­ри­че­ский герой томим ду­хов­ной жаж­дою. А это зна­чит, что по­сле­ду­ю­щая встре­ча с се­ра­фи­мом и Богом воз­ни­ка­ет как ответ на его ду­хов­ную жажду, на его пе­ре­жи­ва­ния, на нехват­ку ду­хов­ной опоры, ду­хов­но­го смыс­ла своей жизни.

Ше­сти­кры­лый се­ра­фим (М.А. Вру­бель, 1905 г.)

Рис. 4. Ше­сти­кры­лый се­ра­фим (М.А. Вру­бель, 1905 г.)

Тогда в ответ на ду­хов­ную жажду ему нав­стре­чу по­сы­ла­ет­ся ше­сти­кры­лый се­ра­фим. Этот пер­со­наж из ду­хов­ной иерар­хии един­ствен­ный раз упо­ми­на­ет­ся толь­ко в книге «Про­рок Исайя». Тогда с Пуш­кин­ским про­ро­ком про­ис­хо­дит некое пре­об­ра­зо­ва­ние. Легко за­ме­тить, что пре­об­ра­зо­ва­ние ка­са­ет­ся тех самых ча­стей, ко­то­рые вспо­ми­на­ет Бог, пред­ла­гая Исайю свою про­ро­че­скую мис­сию – глаза, уши и серд­це:

Пер­ста­ми лег­ки­ми как сон 
Моих зениц кос­нул­ся он. 
От­верз­лись вещие зе­ни­цы, 
Как у ис­пу­ган­ной ор­ли­цы. 
Моих ушей кос­нул­ся он, – 
И их на­пол­нил шум и звон:

И он к устам моим при­ник, 
И вы­рвал греш­ный мой язык, 
И празд­но­слов­ный и лу­ка­вый, 
И жало муд­рыя змеи 
В уста за­мер­шие мои 
Вло­жил дес­ни­цею кро­ва­вой. 
И он мне грудь рас­сек мечом, 
И серд­це тре­пет­ное вынул, 
И угль, пы­ла­ю­щий огнем, 
Во грудь от­вер­стую во­дви­нул.

Если у Исайи этот ше­сти­кры­лый се­ра­фим углем все-та­ки при­ка­сал­ся к губам, то в Пуш­кин­ском сти­хо­тво­ре­нии он вдруг ока­зы­ва­ет­ся вме­сто серд­ца. В конце кон­цов, эта уди­ви­тель­ная ме­та­мор­фо­за за­кан­чи­ва­ет­ся тем, что перед нами воз­ни­ка­ет со­всем па­ра­док­саль­ный образ трупа, че­ло­век ока­зы­ва­ет­ся уни­что­жен в своем неком при­род­ном, че­ло­ве­че­ском, на­ту­раль­ном ка­че­стве. Все его ор­га­ны чувств из­ме­ни­лись. С точки зре­ния про­ро­че­ской книги, они ока­за­лись очи­ще­ны. И тогда этот ле­жа­щий труп го­ло­сом Бога вос­кре­ша­ет­ся:

«Вос­стань, про­рок, и виждь, и внем­ли, 
Ис­пол­нись волею моей, 
И, об­хо­дя моря и земли, 
Гла­го­лом жги серд­ца людей».

И все равно оста­ют­ся за­гад­ки. Одна из самых зна­чи­тель­ных это, ко­неч­но, то, что от­кры­лось про­ро­ку в про­цес­се этого пре­об­ра­зо­ва­ния? По­жа­луй, един­ствен­ное место, ко­то­рое что-то объ­яс­ня­ет, это вот этот фраг­мент:

И внял я неба со­дро­га­нье, 
И гор­ний ан­ге­лов полет, 
И гад мор­ских под­вод­ный ход, 
И доль­ней лозы про­зя­ба­нье.

Ка­за­лось бы, перед нами некая кар­ти­на мира, но об­ра­ти­те вни­ма­ние, по край­ней мере, то, что можно из­влечь из Пуш­кин­ско­го тек­ста, уже само по себе уди­ви­тель­но. Обыч­ные люди все-та­ки видят море, а вот про­ро­ку от­кры­ва­ет­ся еще и «гад мор­ских под­вод­ный ход», он видит мор­ское дно. Обыч­ный че­ло­век видит небо, а Пуш­кин­ско­му про­ро­ку от­кры­ва­ет­ся ан­ге­лов полет, нечто вы­хо­дя­щее за рамки че­ло­ве­че­ско­го зре­ния. Он видит некую кар­ти­ну ми­ро­зда­ния свер­ху до­ни­зу. При­чем как бы од­но­мо­мент­но, од­но­вре­мен­но. По­то­му что когда мы смот­рим на небе­са, мы не видим, что про­ис­хо­дит у нас под носом, под но­га­ми, когда мы смот­рим под ноги, мы не видим небес. И толь­ко про­ро­ку дана воз­мож­ность ви­деть сте­рео­ско­пи­че­ским об­ра­зом од­но­вре­мен­но все, что невоз­мож­но уви­деть че­ло­ве­че­ско­му зре­нию. За всем за этим стоит еще одна более зна­чи­тель­ная биб­лей­ская тра­ди­ция. Ви­ди­те ли, все ми­ро­зда­ние – это тво­ре­ние Бога, в ко­то­ром во­пло­ти­лась его пре­муд­рость. Но опять же, в нашей обыч­ной че­ло­ве­че­ской зем­ной прак­ти­ке мы от­нюдь не ощу­ща­ем нашу жизнь как ис­пол­нен­но­го бо­же­ствен­но­го про­мыс­ла, бо­же­ствен­но­го смыс­ла. Ско­рее на­о­бо­рот, нам кру­гом ви­дят­ся одни несо­от­вет­ствия, одни непри­ят­но­сти, зло, ко­то­рое вся­кий раз ме­ша­ет нам осу­ще­ствить свою че­ло­ве­че­скую мечту. И нужно встать на ка­кую-то стран­ную, необыч­ную по­зи­цию для того, чтобы через все несо­вер­шен­ство мира вот таким необыч­ным, почти фан­та­сти­че­ским об­ра­зом, об­на­ру­жить за всем этим сто­я­щую бо­же­ствен­ную гар­мо­нию и, ра­зу­ме­ет­ся, усты­дить­ся сво­е­го соб­ствен­но­го несо­вер­шен­ства. Более того, темой, ко­то­рая про­ни­зы­ва­ет все это сти­хо­тво­ре­ние от его на­ча­ла до фи­наль­ной строч­ки «Гла­го­лом жги серд­ца людей», ста­но­вит­ся тема огня, тоже пред­став­ле­на раз­ны­ми ме­та­фо­ра­ми. Сна­ча­ла это ше­сти­кры­лый се­ра­фим (с древ­не­ев­рей­ско­го – ог­нен­ный), по­то­му что его функ­ция как раз ис­пе­пе­лять этим бо­же­ствен­ным огнем грехи мира. Это угль, пы­ла­ю­щий огнем, ко­то­рый воз­ни­ка­ет вме­сто преж­не­го че­ло­ве­че­ско­го серд­ца в груди про­ро­ка. И на­ко­нец, мис­си­ей его – «гла­го­лом жечь серд­ца людей». Ста­но­вит­ся по­нят­но, что этот по­эт-про­рок дол­жен про­из­во­дить с лю­дь­ми почти такую же опе­ра­ция, какую про­из­вел над ним се­ра­фим. Он дол­жен за­ста­вить людей по-дру­го­му ви­деть, слы­шать, вос­при­ни­мать окру­жа­ю­щий мир. Но для того, чтобы это пре­об­ра­зо­ва­ние про­изо­шло, по су­ще­ству каж­дый из нас дол­жен убить в себе че­ло­ве­ка обыч­но­го и воз­ро­дить ду­хов­но­го. В сти­хо­тво­ре­нии «Про­рок» все-та­ки его ли­ри­че­ский герой ведет раз­го­вор от сво­е­го соб­ствен­но­го имени «Я».

 4. «Тема поэта и поэзии»

Когда речь идет о Пуш­кине и его про­из­ве­де­ни­ях, то в ис­то­рии рус­ской куль­ту­ры и по­э­зии каж­дое из них могло сыг­рать свою соб­ствен­ную са­мо­сто­я­тель­ную роль. То, что в Пуш­кин­ском твор­че­стве вы­гля­дит вполне за­вер­шен­ным и гар­мо­нич­ным, в вос­при­я­тии по­сле­ду­ю­щих по­этов могло разой­тись в раз­ные сто­ро­ны. Име­ет­ся в виду, то об­сто­я­тель­ство, что, пред­по­ло­жим, тема поэта и по­э­зии, раз­вер­ну­тая в сти­хо­тво­ре­нии «Про­рок», в даль­ней­шем по­слу­жи­ло раз­ви­тию того на­прав­ле­ния в рус­ской по­э­зии, ко­то­рое при­ня­то на­зы­вать граж­дан­ской по­э­зи­ей. Оно и по­нят­но, по­то­му что в дан­ном слу­чае поэт вы­сту­пал в ка­че­стве об­ще­ствен­но­го де­я­те­ля, смысл де­я­тель­но­сти ко­то­ро­го за­клю­чал­ся в по­пыт­ке пе­ре­де­лать окру­жа­ю­щий мир. И это вполне впи­сы­ва­лось в опре­де­лен­ную тра­ди­цию, на ко­то­рую тоже опи­ра­ет­ся Пуш­кин. В первую оче­редь, это тра­ди­ции граж­дан­ской по­э­зии, граж­дан­ско­го ро­ман­тиз­ма (тра­ди­ции Ры­ле­е­ва) и его ли­цей­ско­го друга Кю­хель­бе­ке­ра, ко­то­рый в этот мо­мент (в 1826 году) уже осуж­ден по делу де­каб­ри­стов, и даль­ней­шая его судь­ба пока не опре­де­ле­на. А с дру­гой сто­ро­ны, сти­хо­тво­ре­ние «Поэт и толпа» ока­жет­ся неким сим­во­лом и ос­но­ва­ни­ем для раз­ви­тия диа­мет­раль­но про­ти­во­по­лож­но­го на­прав­ле­ния в раз­ви­тии рус­ской по­э­зии, того на­прав­ле­ния, ко­то­рое мыс­ли­ло себя и вы­стра­и­ва­ло себя в пря­мой оп­по­зи­ции к со­ци­аль­но зна­чи­мо­му по­ни­ма­нию по­э­зии поэта. Это так на­зы­ва­е­мое чи­стое ис­кус­ство. И един­ствен­ным в нашей тра­ди­ции ав­то­ри­те­том и иде­аль­ным во­пло­ще­ни­ем поэта в чи­стом его виде ока­жет­ся по­э­зия А.А. Фета:

Не для жи­тей­ско­го вол­не­нья, 
Не для ко­ры­сти, не для битв, 
Мы рож­де­ны для вдох­но­ве­нья, 
Для зву­ков слад­ких и мо­литв.

Имен­но эти строч­ки ста­нут сво­е­го рода по­э­ти­че­ским сим­во­лом всего твор­че­ства Фета.

А.А. Фет

Рис. 5. А.А. Фет

 5. Анализ стихотворения «Поэт и толпа»

А вот в сти­хо­тво­ре­нии «Поэт и толпа» перед нами воз­ни­ка­ет несколь­ко дру­гая си­ту­а­ция, иная кар­ти­на. Это не ли­ри­че­ский мо­но­лог, ко­то­рый раз­во­ра­чи­ва­ет­ся как бы от имени ли­ри­че­ско­го пер­со­на­жа. Это некая дра­ма­ти­че­ская сцен­ка, ко­то­рая по­ста­ет те­перь уже в виде диа­ло­га, пред­став­лен­но­го, с одной сто­ро­ны, жре­цом, а с дру­гой сто­ро­ны, вот этой самой непро­све­щен­ной тол­пой. Более того, эту самую дра­ма­ти­че­скую сцен­ку Пуш­кин ри­су­ет, опи­ра­ясь те­перь на дру­гую тра­ди­цию – не вет­хо­за­вет­ную, не биб­лей­скую, не хри­сти­ан­скую, а тра­ди­цию ан­тич­ную, в дан­ном слу­чае гре­ко­рим­скую. Это не слу­чай­но, по­то­му что имен­но ан­тич­ность по­ро­ди­ла это особо куль­тур­ное яв­ле­ние, ко­то­рое при­ня­то на­зы­вать диа­ло­гом. По­это­му не слу­чай­но этот диа­лог раз­во­ра­чи­ва­ет­ся между этими пер­со­на­жа­ми. Тема этого диа­ло­га с внеш­ней точки зре­ния вроде бы как раз­во­ра­чи­ва­ет­ся в связи с тем, что об­суж­да­ет­ся здесь песня жреца. Нужно по­ла­гать, что все-та­ки он пе­ре­да­ет некий голос, некую волю Бога, ко­то­рую пы­та­ет­ся пе­ре­дать людям. А с дру­гой сто­ро­ны, этот голос и эта песня ока­зы­ва­ют­ся толпе невнят­ны­ми:

Поэт по лире вдох­но­вен­ной 
Рукой рас­се­ян­ной бря­цал. 
Он пел – а хлад­ный и над­мен­ный 
Кру­гом народ непо­свя­щен­ный 
Ему бес­смыс­лен­но вни­мал.

С одной сто­ро­ны, вни­ма­ет, а с дру­гой – бес­смыс­лен­но, по­то­му что не по­ни­ма­ет, что поет. Но эта бес­смыс­лен­ная толпа пы­та­ет­ся разо­брать­ся, в чем дело, пы­та­ясь осмыс­лить в своих че­ло­ве­че­ских ка­те­го­ри­ях то, что про­ис­хо­дит на ее гла­зах:

И тол­ко­ва­ла чернь тупая: 
«Зачем так звуч­но он поет? 
На­прас­но ухо по­ра­жая, 
К какой он цели нас ведет? 
О чем брен­чит? чему нас учит? 
Зачем серд­ца вол­ну­ет, мучит, 
Как свое­нрав­ный ча­ро­дей? 
Как ветер, песнь его сво­бод­на, 
Зато как ветер и бес­плод­на: 
Какая поль­за нам от ней?»

Толпа пы­та­ет­ся вы­тя­нуть один из кри­те­ри­ев, по по­во­ду ко­то­рой можно было бы осмыс­лить песнь поэта, – поль­за. И вдруг в ответ слы­шит:

Молчи, бес­смыс­лен­ный народ, 
По­ден­щик, раб нужды, забот! 
Несно­сен мне твой ропот дерз­кий, 
Ты червь земли, не сын небес;

Тебе бы поль­зы всё — на вес 
Кумир ты це­нишь Бель­ве­дер­ский. 
Ты поль­зы, поль­зы в нем не зришь. 
Но мра­мор сей ведь бог!.. так что же? 
Печ­ной гор­шок тебе до­ро­же: 
Ты пищу в нем себе ва­ришь.

Ста­но­вит­ся по­нят­но, что цель по­э­зии вовсе не поль­за, а ка­кая-то дру­гая. Какая пока не со­всем еще по­нят­но. Тогда вновь не уни­ма­ет­ся непро­све­щен­ная толпа. Ей все равно не дано будет по­нять, в чем дело. Она тогда по­пы­та­ет­ся из­влечь из этой песни поэта некий урок:

Нет, если ты небес из­бран­ник, 
Свой дар, бо­же­ствен­ный по­слан­ник, 
Во благо нам упо­треб­ляй: 
Серд­ца со­бра­тьев ис­прав­ляй. 
Мы ма­ло­душ­ны, мы ко­вар­ны, 
Бес­стыд­ны, злы, небла­го­дар­ны; 
Мы серд­цем хлад­ные скоп­цы, 
Кле­вет­ни­ки, рабы, глуп­цы; 
Гнез­дят­ся клу­бом в нас по­ро­ки. 
Ты мо­жешь, ближ­не­го любя, 
Да­вать нам сме­лые уроки, 
А мы по­слу­ша­ем тебя.

Уди­ви­тель­ное при­зна­ние со сто­ро­ны толпы. Во-пер­вых, вдруг вы­яс­ня­ет­ся, что вся она на­пол­не­на кучей по­ро­ков, но со­всем не воз­ра­жа­ет про­тив того, чтобы поэты ис­прав­ля­ли эти самые по­ро­ки. Все равно тема того, что ка­кая-то поль­за, ка­кой-то смысл в этой бес­смыс­лен­ной песне дол­жен быть об­на­ру­жен. И вдруг в ответ поэт про­из­но­сит нечто неожи­дан­ное:

По­ди­те прочь – какое дело 
Поэту мир­но­му до вас! 
В раз­вра­те ка­ме­ней­те смело, 
Не ожи­вит вас лиры глас! 
Душе про­тив­ны вы, как гробы. 
Для вашей глу­по­сти и злобы 
Имели вы до сей поры 
Бичи, тем­ни­цы, то­по­ры;
– До­воль­но с вас, рабов безум­ных! 
Во гра­дах ваших с улиц шум­ных 
Сме­та­ют сор, – по­лез­ный труд! – 
Но, по­за­быв свое слу­же­нье, 
Ал­тарь и жерт­во­при­но­ше­нье, 
Жрецы ль у вас метлу берут? 
Не для жи­тей­ско­го вол­не­нья, 
Не для ко­ры­сти, не для битв, 
Мы рож­де­ны для вдох­но­ве­нья, 
Для зву­ков слад­ких и мо­литв.

Толь­ко в самом по­след­нем от­ве­те поэта воз­ни­ка­ет от­сыл­ка его к фи­гу­ре жреца, к фи­гу­ре по­сред­ни­ка между миром Богов и миром людей. Воз­ни­ка­ют сим­во­лы этого жре­че­ско­го слу­же­ния – ал­тарь, жерт­во­при­но­ше­ние. И если вам не по­нят­но, в чем смысл бо­же­ствен­но­го дела жреца, то в его обя­зан­но­сти вовсе не вхо­дит непро­све­щен­ной толпе рас­тол­ко­вы­вать это. За­гад­ка все равно оста­ет­ся нераз­га­дан­ной, если толь­ко не пред­ста­вить себе са­мо­го оче­вид­но­го. Цель по­э­зии – по­э­зия, цель ху­до­же­ства – ху­до­же­ство, са­мо­до­ста­точ­но­го внут­ри себя, не тре­бу­ю­ще­го ни­ка­ко­го оправ­да­ния для сво­е­го су­ще­ство­ва­ния.

 6. «Пророк» и декабристы»

Ис­то­рия со­зда­ния сти­хо­тво­ре­ния «Про­рок» сама по себе может вы­гля­деть в ка­че­стве от­дель­ной ис­то­рии. На­пом­ним, что Пуш­кин на­пи­сал это сти­хо­тво­ре­ние, когда до него дошла весть о вос­ста­нии де­каб­ри­стов. Сидя в Ми­хай­лов­ском, ему было из­вест­но о го­то­вя­щем­ся вос­ста­нии от при­е­хав­ше­го его од­на­ж­ды на­ве­стить И.И. Пу­щи­на. По­это­му когда из­ве­стие о вос­ста­нии дошло до Пуш­ки­на, то бли­жай­шие Пуш­кин­ские дру­зья, на­хо­дя­щи­е­ся в гуще со­бы­тий, со­об­ща­ли ему о со­бы­ти­ях, ко­то­рые раз­во­ра­чи­ва­лись в Пе­тер­бур­ге. Было оче­вид­но, что льви­ная доля де­каб­ри­стов, рас­ска­зы­вая Ни­ко­лаю I о том, от­ку­да они из­вле­ка­ли свои воль­но­лю­би­вые идеи, со­вер­шен­но от­кро­вен­но на­зы­ва­ли Пуш­ки­на, ци­ти­ро­ва­ли его стихи. По­это­му, как могла раз­вер­нуть­ся даль­ней­шая Пуш­кин­ская судь­ба, для са­мо­го Пуш­ки­на была про­бле­мой и за­гад­кой. И вот по этому слу­чаю он и со­чи­ня­ет «Про­ро­ка», ведь толч­ком к на­пи­са­нию этого сти­хо­тво­ре­ния ста­нет из­ве­стие о тра­ги­че­ском по­ра­же­нии вос­ста­ния де­каб­ри­стов, о Пуш­кин­ских дру­зьях, по­стра­дав­ших в этой ис­то­рии. Тут есть резон вспом­нить Кю­хель­бе­ке­ра, в твор­че­стве ко­то­ро­го образ поэта в первую оче­редь со­при­ка­сал­ся с об­ли­ком про­ро­ка и тра­ди­цию ко­то­ро­го про­дол­жа­ет Пуш­кин. В общем, Пуш­кин го­то­вил до­стой­ный ответ им­пе­ра­то­ру. Прав­да, по­поз­же мно­гие кон­крет­ные ис­то­ри­че­ские об­сто­я­тель­ства, свя­зан­ные с со­зда­ни­ем этого сти­хо­тво­ре­ния, были ис­клю­че­ны Пуш­ки­ным из тек­ста «Про­ро­ка», и сам он при­об­рел более ши­ро­кий, уни­вер­саль­ный, сим­во­ли­че­ский смысл, чем сама ис­то­рия.

 7. Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»

Перед нами два сти­хо­тво­ре­ния с двумя диа­мет­раль­но на­прав­лен­ны­ми иде­я­ми поэта и по­э­ти­че­ско­го слу­же­ния. Если в сти­хо­тво­ре­нии «Про­рок» поэт, вы­пол­няя бо­же­ствен­ную мис­сию, дол­жен «гла­го­лом жечь серд­ца людей», т. е. вы­пол­нять об­ще­ствен­но зна­чи­мое дело по ис­прав­ле­нию людей, то в слу­чае со сти­хо­тво­ре­ни­ем «Поэт и толпа» перед нами вы­ри­со­вы­ва­ет­ся диа­мет­раль­но про­ти­во­по­лож­ная си­ту­а­ция. Речь идет о ху­до­же­стве как та­ко­вом, ко­то­рое су­ще­ству­ет в виде, не тре­бу­ю­щем ни­ка­ко­го до­пол­ни­тель­но­го оправ­да­ния для сво­е­го су­ще­ство­ва­ния. На­пом­ню, что, с точки зре­ния Пуш­ки­на, это необя­за­тель­но вос­при­ни­мать как некое про­ти­во­ре­чие, ко­то­рое с тру­дом раз­ре­ша­ет­ся самим по­этом. В дей­стви­тель­но­сти и та, и дру­гая тема од­на­ж­ды со­еди­нят­ся в одном месте. Это будет зна­ме­ни­тое сти­хо­тво­ре­ние «Я па­мят­ник себе воз­двиг неру­ко­твор­ный»,

Рис. 6. Ав­то­граф сти­хо­тво­ре­ния «Па­мят­ник»

где бес­смер­тие поэта и его дела будет пред­став­ле­но в виде славы:

И сла­вен буду я, до­коль в под­лун­ном мире

Жив будет хоть один пиит.

По­то­му что по­нят­но, что поэты в первую оче­редь оце­нят то самое ху­до­же­ствен­ное ма­стер­ство, тот самый выс­ший ари­сто­кра­тизм ху­дож­ни­ка, ко­то­рый с блес­ком раз­во­ра­чи­ва­ет­ся в по­э­ти­че­ской форме Пуш­кин­ских про­из­ве­де­ний. А вот что ка­са­ет­ся слуха, ко­то­рый прой­дет по всей Руси, то эта ве­ли­кая Русь будет це­нить поэта со­всем за дру­гое. За то:

Что в мой же­сто­кий век вос­сла­вил я Сво­бо­ду

И ми­лость к пад­шим при­зы­вал.

Не слу­чай­но «Па­мят­ник» за­вер­шит­ся уди­ви­тель­ным со­еди­не­ни­ем хри­сти­ан­ской тра­ди­ции и ан­тич­ной:

Ве­ле­нью божию, о муза, будь по­слуш­на.

О том, как раз­ви­ва­лась тема поэта и по­э­зии в дру­гих, более позд­них про­из­ве­де­ни­ях Пуш­ки­на мы по­го­во­рим по­поз­же.

Вопросы к конспектам

1. Про­ве­ди­те срав­ни­тель­ную ха­рак­те­ри­сти­ку неко­то­рых сти­хо­тво­ре­ний раз­ных ав­то­ров XVIII-XIX ст. и рас­ска­жи­те, в чем нов­ше­ство и осо­бен­ность темы поэта и по­э­зии в твор­че­стве Пуш­ки­на.

2. Про­ана­ли­зи­руй­те сти­хо­тво­ре­ния Пуш­ки­на («Про­рок», «Поэт и толпа») с точки зре­ния их об­раз­но­сти.

3. *Ис­хо­дя из про­ана­ли­зи­ро­ван­ных сти­хо­тво­ре­ний Пуш­ки­на, на­пи­ши­те со­чи­не­ние-раз­мыш­ле­ние на тему: «Ка­че­ства лич­но­сти, ко­то­ры­ми дол­жен об­ла­дать ис­тин­ный поэт».

Последнее изменение: Среда, 21 Июнь 2017, 16:38