Тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина («Евгений Онегин»)

 Предисловие к анализу произведения

Нач­нем с мо­мен­та пер­во­го зна­ком­ства Пуш­ки­на с Пе­тер­бур­гом, ко­то­рое слу­чит­ся в 1811 году, когда со своим дядей, Ва­си­ли­ем Льво­ви­чем (рис. 1),

В.Л. Пуш­кин

Рис. 1. В.Л. Пуш­кин

Пуш­кин из Моск­вы при­е­дет в Пе­тер­бург для того, чтобы по­сту­пать в толь­ко что от­крыв­ший­ся Цар­ско­сель­ский им­пе­ра­тор­ский лицей (рис. 2).

Цар­ско­сель­ский им­пе­ра­тор­ский лицей на ри­сун­ке XIX в.

Рис. 2. Цар­ско­сель­ский им­пе­ра­тор­ский лицей на ри­сун­ке XIX в.

Несколь­ко ме­ся­цев Пуш­кин про­ве­дет в Пе­тер­бур­ге, даль­ней­шая жизнь его будет свя­за­на с ли­це­ем. Толь­ко два­жды он будет от­пу­щен из лицея в Пе­тер­бург. Пер­вое зна­чи­тель­ное зна­ком­ство Пуш­ки­на со сто­ли­цей будет свя­за­но с его уже по­сле­ли­цей­ской служ­бой в кол­ле­гии ино­стран­ных дел с 1817 по 1820 годы. И тут же в его по­э­зии мы об­на­ру­жим пер­вое про­яв­ле­ние этой темы в из­вест­ной нам уже оде «Воль­ность», где он опи­шет Ми­хай­лов­ский замок (рис. 3).

Ми­хай­лов­ский замок в Пе­тер­бур­ге

Рис. 3. Ми­хай­лов­ский замок в Пе­тер­бур­ге

Но раз­вер­ну­тую, зна­чи­тель­ную ху­до­же­ствен­ную кар­ти­ну пе­тер­бург­ской жизни мы об­на­ру­жим в ро­мане «Ев­ге­ний Оне­гин», ко­то­рый он нач­нет пи­сать в 1823 году и за­кон­чит в 1830 в Бол­ди­но, в эту зна­ме­ни­тую первую бол­дин­скую осень. С этой точки зре­ния, в самом ро­мане Пе­тер­бург за­ни­ма­ет очень зна­чи­тель­ное место. С одной сто­ро­ны, роман от­кры­ва­ет­ся Пе­тер­бур­гом, в нем живет глав­ный пер­со­наж ро­ма­на. Роман за­вер­ша­ет­ся 8 гла­вой, дей­ствия ко­то­рой тоже раз­во­ра­чи­ва­ют­ся в Пе­тер­бур­ге. В своем плане, ко­то­рый на­чер­тит Пуш­кин в Бол­ди­но в связи с за­вер­ше­ни­ем ра­бо­ты над «Ев­ге­ни­ем Оне­ги­ным», он первую главу так и на­зо­вет – «Пе­тер­бург». По­след­нюю главу он на­зо­вет «Выс­ший свет», имея в виду пе­тер­бург­ский выс­ший свет. Ра­зу­ме­ет­ся, в се­ре­дине ро­ма­на воз­ник­нет изоб­ра­же­ние Моск­вы, что со­здаст опре­де­лен­ный кон­траст между об­ра­зом Пе­тер­бур­га и об­ра­зом Моск­вы внут­ри этого ро­ма­на.

 Вставка «Москва и Петербург»

Более важ­ным и зна­чи­тель­ным для ро­ма­на ока­жет­ся про­ти­во­по­став­ле­ние Пе­тер­бур­га и Моск­вы. Не слу­чай­но в своем Бол­дин­ском на­брос­ке Пуш­кин 7-ю главу ро­ма­на на­зо­вет «Москва». Речь здесь идет не толь­ко о сю­же­те, свя­зан­ном с тем, что Та­тья­на (рис. 4)

Образ Та­тья­ны Ла­ри­ной (ил­лю­стра­ция Л. Ти­мо­шен­ко)

Рис. 4. Образ Та­тья­ны Ла­ри­ной (ил­лю­стра­ция Л. Ти­мо­шен­ко)

от­прав­ля­ет­ся на яр­мар­ку невест в Моск­ву, но и об из­ме­не­ни­ях взгля­дов ге­ро­и­ни и ав­то­ра. И вот пер­вое зна­ком­ство с Моск­вой:

Но вот уж близ­ко. Перед ними 
Уж бе­ло­ка­мен­ной Моск­вы, 
Как жар, кре­ста­ми зо­ло­ты­ми 
Горят ста­рин­ные главы. 
Ах, брат­цы! как я был до­во­лен, 
Когда церк­вей и ко­ло­ко­лен 
Садов, чер­то­гов по­лу­круг 
От­крыл­ся предо мною вдруг! 
Как часто в го­рест­ной раз­лу­ке, 
В моей блуж­да­ю­щей судь­бе, 
Москва, я думал о тебе! 
Москва... как много в этом звуке 
Для серд­ца рус­ско­го сли­лось! 
Как много в нем ото­зва­лось!

На­пом­ним, что эта глава пи­шет­ся после воз­вра­ще­ния Пуш­ки­на из ми­хай­лов­ской ссыл­ки по им­пе­ра­тор­ско­му ве­ле­нию в Моск­ву, где он долго от­сут­ство­вал. По­это­му оче­вид­на че­ло­ве­че­ская теп­ло­та опи­са­ния Моск­вы, в от­ли­чие от хо­лод­но­го Пе­тер­бур­га, пусть и свя­зан­но­го со зна­чи­тель­ны­ми до­сти­же­ни­я­ми в сфере куль­ту­ры и ис­кус­ства, вы­ры­ва­ю­ща­я­ся из серд­ца поэта. Само изоб­ра­же­ние Моск­вы да­ет­ся иначе. Если Пе­тер­бург – это город, рас­по­ло­жен­ный в ни­зо­вьях дель­ты Невы, и по­это­му кар­тин­ки, ко­то­рые ри­су­ет Пуш­кин, – это ма­лень­кие эпи­зо­ды, вы­стро­ен­ные во­круг тех или иных пе­тер­бург­ских мест. Вот, на­при­мер, бал в одном из ве­ли­ко­леп­ных домов Пе­тер­бур­га, где изоб­ра­жа­ет­ся не толь­ко бал, но и сам дом со всем его окру­же­ни­ем, об­ра­зуя, таким об­ра­зом, фраг­мен­ты. То Москва, сто­я­щая на семи хол­мах, по­ка­за­на в виде па­но­ра­мы, где будет под­черк­ну­то на­ли­чие зо­ло­тых кре­стов, церк­вей, ко­ло­ко­лен (рис. 5).

Зла­то­гла­вая Москва (И. Раз­жи­вин)

Рис. 5. Зла­то­гла­вая Москва (И. Раз­жи­вин)

Таким об­ра­зом, тут будет под­черк­ну­та ре­ли­ги­оз­ная, пра­во­слав­ная, тра­ди­ция, но­си­те­лем ко­то­рой будет сама Москва, про­ти­во­по­став­лен­ная то­ле­рант­но­му и без­ре­ли­ги­оз­но­му Пе­тер­бур­гу.

Ад­ми­рал­тей­ство. Фон­тан (В. Ку­ли­ков)

Рис. 6. Ад­ми­рал­тей­ство. Фон­тан (В. Ку­ли­ков)

 Тема Петербурга в романе «Евгений Онегин»

С дру­гой сто­ро­ны, пер­вая тема, ко­то­рая нач­нет здесь раз­во­ра­чи­вать­ся, – это тема бли­жай­шей ис­то­рии, со­бы­тий 1812 года (рис. 7).

На­по­ле­он в го­ря­щей Москве (А. Адам)

Рис. 7. На­по­ле­он в го­ря­щей Москве (А. Адам)

По­это­му сразу ста­но­вит­ся по­нят­ным, что Москва по­гру­же­на в некий ис­то­ри­че­ский кон­текст и тра­ди­ции, ко­то­рые не об­на­ру­жи­ва­ют­ся в Пе­тер­бур­ге, сори­ен­ти­ро­ван­ном на со­вре­мен­ную ев­ро­пей­скую куль­ту­ру, ото­рван­ную от рус­ских на­ци­о­наль­ных кор­ней. Даль­ше даже сю­жет­но по­лу­ча­ет­ся так, что Та­тья­на воз­вра­ща­ет­ся в город, в ко­то­ром она ро­ди­лась. Тут она встре­ча­ет­ся со сво­и­ми род­ствен­ни­ка­ми, и раз­во­ра­чи­ва­ет­ся ино­гда иро­ни­че­ская прав­да раз­мыш­ле­ний Пуш­ки­на о том, что на­зы­ва­ет­ся род­ней, и от­нюдь не слу­чай­но имен­но мос­ков­ские главы по­тя­нут за собой пат­ри­ар­халь­но-се­мей­ную тему. По­это­му по­нят­но, что Та­тья­на в этом от­но­ше­нии ока­зы­ва­ет­ся свя­за­на не про­сто с Моск­вой, но и с на­ци­о­наль­но-куль­тур­ны­ми рус­ски­ми тра­ди­ци­я­ми, в своем про­ти­во­по­став­ле­нии Оне­ги­ну и Пе­тер­бур­гу. И тогда вновь мы об­на­ру­жи­ва­ем ту же осо­бен­ность в устро­е­нии ро­ма­на: с одной сто­ро­ны, перед нами пер­со­на­жи, яв­лен­ные как от­дель­ные лич­но­сти, а с дру­гой сто­ро­ны, они ока­зы­ва­ют­ся во­пло­ще­ни­ем очень зна­чи­тель­ных и раз­ных на­ци­о­наль­но-куль­тур­ных тра­ди­ций. Пе­тер­бург, Ев­ге­ний Оне­гин ока­зы­ва­ют­ся во­пло­ще­ни­ем пе­ре­во­ро­та, ко­то­рый был со­вер­шен Пет­ром I, ото­рвав­шим древ­нюю Русь от ев­ро­пе­и­зи­ро­ван­ной Рос­сии, а Та­тья­на, Москва ока­зы­ва­ют­ся во­пло­ще­ни­ем луч­ших на­ци­о­наль­ных ка­честв, ко­то­рые свя­за­ны с про­дол­же­ни­ем и опо­рой на до­пет­ров­скую Русь, от­вер­жен­ную Пет­ром I (рис. 8).

Им­пе­ра­тор Петр I

Рис. 8. Им­пе­ра­тор Петр I

Ко­неч­но, это будут раз­ные Пе­тер­бур­ги: Пе­тер­бург Оне­ги­на и Пе­тер­бург Та­тья­ны. И, на­ко­нец, есть ос­но­ва­ния на­пом­нить о со­жжен­ной, ча­стич­но со­хра­нен­ной 10-й главе ро­ма­на, где Пуш­кин пы­та­ет­ся на­ри­со­вать па­но­ра­му ста­нов­ле­ния, раз­ви­тия де­каб­рист­ских дви­же­ний в Пе­тер­бур­ге. И это будет тоже образ Пе­тер­бур­га, не по­хо­жий ни на Пе­тер­бург Та­тья­ны, ни на Пе­тер­бург Оне­ги­на. Но мы с вами со­сре­до­то­чим­ся по боль­шей части на пер­вой главе ро­ма­на.

Для этого есть опре­де­лен­ные слова. На­пом­ним, что в бол­дин­ских на­брос­ках Пуш­кин на­зо­вет эту главу «Пе­тер­бург». За­меть­те, не име­нем глав­но­го пер­со­на­жа. Ка­за­лось бы, имен­но эта глава по­свя­ще­на ха­рак­те­ри­сти­ке Оне­ги­на (рис. 9).

Образ Ев­ге­ния Оне­ги­на (ил­лю­стра­ция Л. Ти­мо­шен­ко)

Рис. 9. Образ Ев­ге­ния Оне­ги­на (ил­лю­стра­ция Л. Ти­мо­шен­ко)

Хотя в дей­стви­тель­но­сти она на­чи­на­ет­ся очень стран­но, раз­мыш­ле­ни­я­ми героя, отъ­ез­жа­ю­ще­го из Пе­тер­бур­га в де­рев­ню, внут­рен­ним его мо­но­ло­гом, еще не пред­став­лен­ным чи­та­те­лю. И за­вер­шит­ся несколь­ки­ми стро­фа­ми, опи­сы­ва­ю­щи­ми жизнь Оне­ги­на в де­ревне. Таким об­ра­зом, воз­ни­ка­ет де­ре­вен­ское коль­цо этой главы, внут­ри ко­то­рой раз­во­ра­чи­ва­ет­ся ха­рак­те­ри­сти­ка пер­со­на­жа, об­ра­за жизни пе­тер­бурж­ца. Сам мотив го­ро­да и его жи­те­ля ока­зы­ва­ют­ся вза­и­мо­свя­за­ны друг с дру­гом. С дру­гой сто­ро­ны, когда в 1825 году Пуш­кин пуб­ли­ку­ет от­дель­но первую главу в таком виде, он на­пи­шет от­дель­ное пре­ди­сло­вие, ко­то­рое на­чи­на­ет­ся стран­ным об­ра­зом: «Вот на­ча­ло боль­шо­го сти­хо­тво­ре­ния, ко­то­рое, может быть, ни­ко­гда не будет за­вер­ше­но». Дело в том, что к тому вре­ме­ни уже на­пи­са­на вто­рая глава и по­нят­но, что Пуш­кин ра­бо­та­ет над про­дол­же­ни­ем, и, по всей ви­ди­мо­сти, ему важно было под­черк­нуть, что эта пер­вая глава яв­ля­ет собой нечто це­лост­ное. Дей­стви­тель­но, чуть ниже он так и опре­де­лил: «Пер­вая глава пред­став­ля­ет собой нечто целое». Вполне можно уви­деть пе­тер­бург­скую тему и образ Пе­тер­бур­га внут­ри этой це­лост­ной главы. Пе­тер­бург­ская тема воз­ни­ка­ет тут же, во вто­рой главе, когда нам пред­став­ля­ют пер­со­на­жа:

Оне­гин, доб­рый мой при­я­тель,
Ро­дил­ся на бре­гах Невы,
Где, может быть, ро­ди­лись вы
Или бли­ста­ли, мой чи­та­тель;
Там неко­гда гулял и я:
Но вре­ден север для меня.

Эта глава пи­шет­ся в Ки­ши­не­ве, а стало быть, весь этот пред­ста­тель­ный образ Пе­тер­бур­га не что иное, как вос­по­ми­на­ния Пуш­ки­на о своих впе­чат­ле­ни­ях пе­тер­бург­ских 1817–1820 годов. Пред­став­ляя нам Оне­ги­на, он впи­шет его в осо­бен­но­сти пе­тер­бург­ской жизни, на­чи­ная с его об­ра­зо­ва­ния, с вос­по­ми­на­ний о вполне кон­крет­ных ре­а­ли­ях пе­тер­бург­ской жизни. Но это не толь­ко бе­ре­га Невы, это и Лет­ний сад, куда учи­тель Оне­ги­на водит его гу­лять, это и фран­цуз­ский язык. Хотя, впро­чем, фран­цуз­ский язык не может яв­лять­ся осо­бен­ным по­ка­за­те­лем пе­тер­бурж­ца, по­сколь­ку все рос­сий­ское дво­рян­ство вла­де­ло фран­цуз­ским язы­ком, а вот углуб­лен­ное изу­че­ние ла­ты­ни, ев­ро­пей­ской ис­то­рии (от древ­но­стей до наших дней) и по­след­них до­сти­же­ний ев­ро­пей­ской науки, со­всем не по­э­ти­че­ской, на­при­мер эко­но­ми­ки Адама Смита (рис. 10), может.

Адам Смит

Рис. 10. Адам Смит

Все это ха­рак­те­ри­зу­ет Оне­ги­на как че­ло­ве­ка ото­рван­но­го от на­ци­о­наль­ных рус­ских тра­ди­ций. Перед нами ев­ро­пей­ский тип, при­чем не про­сто ев­ро­пей­ский, а тип со­вре­мен­но­го ев­ро­пей­ца. На­пом­ним:

Как dandy лон­дон­ский одет.

Если Москва по-преж­не­му еще ори­ен­ти­ру­ет­ся на ста­рую доб­рую фран­цуз­скую, па­риж­скую тра­ди­цию (рис. 11),

Фран­цуз­ская мода XIX в

Рис. 11. Фран­цуз­ская мода XIX в

то со­вре­мен­ный пе­тер­бург­ский денди ори­ен­ти­ру­ет­ся на мод­ную и со­вре­мен­ную ан­глий­скую куль­ту­ру (рис. 12).

Ан­глий­ская мода XIX в

Рис. 12. Ан­глий­ская мода XIX в

При­чем ори­ен­ти­ру­ет­ся не толь­ко в своем внеш­нем виде, но и об­ще­куль­тур­ном: он чи­та­ет книги, на­пи­сан­ные со­вре­мен­ны­ми ан­глий­ски­ми ав­то­ра­ми. Не слу­чай­но два­жды в пер­вой главе Оне­гин будет срав­ни­вать­ся с Чайльд-Га­роль­дом (рис. 13),

Фрон­тис­пис из­да­ния 1825/26 года (Книга Дж. Бай­ро­на «Па­лом­ни­че­ство Чайльд-Га­роль­да»)

Рис. 13. Фрон­тис­пис из­да­ния 1825/26 года (Книга Дж. Бай­ро­на «Па­лом­ни­че­ство Чайльд-Га­роль­да»)

и это будет зву­чать вполне нор­маль­но и есте­ствен­но для пе­тер­бург­ско­го окру­же­ния. В то время как Та­тья­на, про­чи­ты­вая те же самые оне­гин­ские ро­ма­ны, со­всем иначе вос­при­мет эту фи­гу­ру Чайльд-Га­роль­да: «Моск­вич в га­роль­до­вом плаще». И это будет уже па­ро­дия, так как в Москве по­яв­ле­ние та­ко­го рода фи­гу­ры ста­но­вит­ся невоз­мож­ным, зато в Пе­тер­бур­ге – по­жа­луй­ста. На­пом­ним, что цен­траль­ная часть этой главы вы­стра­и­ва­ет­ся с внеш­ней точки зре­ния как опи­са­ние дня жизни Оне­ги­на. Есть резон об­ра­тить вни­ма­ние на то, как устро­ен этот сам день:

Бы­ва­ло, он еще в по­сте­ле:
К нему за­пи­соч­ки несут.
Что? При­гла­ше­нья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут:
Там будет бал, там дет­ский празд­ник.
Куда ж по­ска­чет мой про­каз­ник?

Не со­всем по­нят­но, прав­да, что это за утро, что это за про­буж­де­ние такое Оне­ги­на? Но со­вер­шен­но оче­вид­но, что вся его даль­ней­шая жизнь се­го­дняш­не­го дня рас­пи­са­на неким ри­ту­аль­ным об­ра­зом. Его ожи­да­ют сна­ча­ла дет­ские празд­ни­ки, потом он от­прав­ля­ет­ся в ре­сто­ран, где ждут его при­я­те­ли (с одной сто­ро­ны оне­гин­ские, с дру­гой – пуш­кин­ские, тут он вспо­ми­на­ет своих зна­ко­мых гу­са­ров, Ка­ве­ри­на в част­но­сти) (рис. 14),

П.П. Ка­ве­рин (де­каб­рист, при­я­тель Пуш­ки­на)

Рис. 14. П.П. Ка­ве­рин (де­каб­рист, при­я­тель Пуш­ки­на)

он от­прав­ля­ет­ся к ве­че­ру в театр, потом про­во­дит доб­рую часть ночи на балу. И в тот мо­мент, когда на­сту­па­ет утро сле­ду­ю­ще­го дня, Оне­гин укла­ды­ва­ет­ся спать. Так вы­гля­дит жизнь Оне­ги­на, где ос­нов­ной темой его су­ще­ство­ва­ния ста­но­вит­ся такое ри­ту­а­ли­зи­ро­ван­ное су­ще­ство­ва­ние. Более того, ри­ту­а­ли­зи­ро­ван­ное по пра­ви­лам некой свет­ской пе­тер­бург­ской жизни, ко­то­рая в самом ро­мане у Пуш­ки­на сим­во­ли­че­ски пред­став­ле­на бре­ге­том, ко­то­рый зво­нит Оне­ги­ну и со­об­ща­ет о необ­хо­ди­мо­сти смены де­ко­ра­ций, смены дей­ствий:

И там гу­ля­ет на про­сто­ре,
Пока недрем­лю­щий бре­гет 
Не про­зво­нит ему обед.

И чуть по­ни­же:

Еще бо­ка­лов жажда про­сит
За­лить го­ря­чий жир кот­лет,
Но звон бре­ге­та им до­но­сит,
Что новый на­чал­ся балет.

С одной сто­ро­ны, бре­гет – это вполне опре­де­лен­ный знак все того же ден­диз­ма. Это до­ста­точ­но до­ро­гие швей­цар­ские часы, по­пу­ляр­ные в выс­шем свете как раз в 1810–1820 гг. Оне­гин иг­ра­ет мод­ной и до­ро­го­сто­я­щей без­де­луш­кой. Но когда в пятой главе ро­ма­на Пуш­кин будет опи­сы­вать свое су­ще­ство­ва­ние в де­ре­вен­ской жизни, не пе­тер­бург­ской, то там вновь всплы­вет мотив этого са­мо­го бре­ге­та, но со­вер­шен­но иначе:

…Люблю я час

Опре­де­лять обе­дом, чаем

И ужи­ном. Мы время знаем

В де­ревне без боль­ших сует:

Же­лу­док – вер­ный наш бре­гет.

В дан­ном слу­чае по­лу­ча­ет­ся так, что бре­гет яв­ля­ет­ся неким сим­во­лом, некой ме­та­фо­рой вот такой ме­ха­ни­че­ской, ис­кус­ствен­ной жизни не толь­ко Оне­ги­на, а и неко­го пе­тер­бург­ско­го жи­те­ля из­вест­но­го слоя, круга – выс­ше­го дво­рян­ства.

 Вставка «Высший свет»

На­пом­ним, что вось­мую главу Пуш­кин не на­звал ни име­нем Моск­вы, ни Пе­тер­бур­га, а выс­шим све­том, чем под­чер­ки­ва­ет осо­бое об­сто­я­тель­ство, свя­зан­ное с тем, что в цен­тре этой главы будет не толь­ко новая Та­тья­на, но будет изоб­ра­жен выс­ший свет. И с этой точки зре­ния, вось­мая глава – это един­ствен­ное место, где так оче­вид­но образ пуш­кин­ской музы со­еди­ня­ет­ся с об­ли­ком Та­тья­ны. На­пом­ним, что на­чи­на­ет­ся эта глава с ис­то­рии из­ме­не­ний и раз­ви­тия своей музы, а за­вер­ша­ет­ся тем, что она од­на­ж­ды:

Яви­лась ба­рыш­ней уезд­ной,
С пе­чаль­ной думою в очах,
С фран­цуз­ской книж­кою в руках.

И ныне Музу я впер­вые
На свет­ский раут при­во­жу;
На пре­ле­сти ее степ­ные
С рев­ни­вой ро­бо­стью гляжу.
Сквозь тес­ный ряд ари­сто­кра­тов,
Во­ен­ных фран­тов, ди­пло­ма­тов,
И гор­дых дам она сколь­зит;
Вот села тихо и гля­дит,
Лю­бу­ясь шум­ной тес­но­тою,
Мель­ка­ньем пла­тьев и речей,
Яв­ле­ньем мед­лен­ным го­стей
Перед хо­зяй­кой мо­ло­дою,
И тем­ной рамою муж­чин
Вкруг дам как около кар­тин.

Ей нра­вит­ся по­ря­док строй­ный
Оли­гар­хи­че­ских бесед,
И холод гор­до­сти спо­кой­ной,
И эта смесь чинов и лет.
Но это кто в толпе из­бран­ной…

Даль­ше воз­ни­ка­ет оне­гин­ская тема, но вдруг на этом рауте по­яв­ля­ет­ся Та­тья­на:

Но вот толпа за­ко­ле­ба­лась,
По зале шепот про­бе­жал...
К хо­зяй­ке дама при­бли­жа­лась,
За нею важ­ный ге­не­рал.
Она была нето­роп­ли­ва,
Не хо­лод­на, не го­вор­ли­ва,
Без взора наг­ло­го для всех,
Без при­тя­за­ний на успех,
Без этих ма­лень­ких ужи­мок,
Без под­ра­жа­тель­ных затей...
Всё тихо, про­сто было в ней,
Она ка­за­лась вер­ный сни­мок
Du comme il faut... (Шиш­ков, про­сти:
Не знаю, как пе­ре­ве­сти.)

С одной сто­ро­ны, тут зву­чит и фран­цуз­ская речь в про­ти­во­по­став­ле­ние рус­ской (воз­ни­ка­ю­щий образ Шиш­ко­ва) (рис. 15),

А.С. Шиш­ков (рус­ский пи­са­тель, во­ен­ный и го­су­дар­ствен­ный де­я­тель)

Рис. 15. А.С. Шиш­ков (рус­ский пи­са­тель, во­ен­ный и го­су­дар­ствен­ный де­я­тель)

а с дру­гой сто­ро­ны, образ вполне есте­ствен­ный и под­ни­ма­ю­щий­ся до вы­со­ты со­вер­шен­ства. По­то­му что когда в даль­ней­шем речь пой­дет о са­лоне Та­тья­ны, то в её об­ли­ке Пуш­кин под­черк­нет гар­мо­ни­че­ские черты:

Упря­мо смот­рит он: она
Сидит по­кой­на и воль­на.

При­хо­дит муж. Он пре­ры­ва­ет
Сей непри­ят­ный tete-a-tete;
С Оне­ги­ным он вспо­ми­на­ет
Про­ка­зы, шутки преж­них лет.
Они сме­ют­ся. Вхо­дят гости.
Вот круп­ной солью свет­ской зло­сти
Стал ожив­лять­ся раз­го­вор;
Перед хо­зяй­кой лег­кий вздор
Мель­кал без глу­по­го же­ман­ства,
И пре­ры­вал его меж тем
Ра­зум­ный толк без пош­лых тем,
Без веч­ных истин, без пе­дан­ства,
И не пугал ни­чьих ушей
Сво­бод­ной жи­во­стью своей.

И когда в конце этой главы Пуш­кин таки на­зо­вет Та­тья­ну своим милым иде­а­лом, то ста­но­вит­ся по­нят­но, что в её судь­бе ка­ким-то уди­ви­тель­ным об­ра­зом пе­ре­пле­лись и оне­гин­ские уроки («учи­тесь власт­во­вать собой»), и на­ци­о­наль­ные тра­ди­ции, ко­то­рые в пуш­кин­ском ро­мане будут свя­за­ны с при­род­ным на­ча­лом. И в этом от­но­ше­нии сам облик выс­ше­го света и выс­шей ари­сто­кра­тии, ко­то­рая вы­рас­та­ет как со­еди­не­ние до­сти­же­ний ев­ро­пей­ской куль­ту­ры и на­ци­о­наль­ных рус­ских тра­ди­ций, будет явлен в ро­мане в по­след­ней главе об­ли­ком Та­тья­ны и об­ли­ком выс­ше­го света.

Тот облик Пе­тер­бур­га, ко­то­рый вста­ет в со­зна­нии Оне­ги­на, не един­ствен­ный. На­пом­ним, с одной сто­ро­ны, это не рус­ский город, он ев­ро­пей­ский, он кос­мо­по­ли­тич­ный, он сори­ен­ти­ро­ван на со­вре­мен­ную ев­ро­пей­скую тра­ди­цию и про­ти­во­по­став­ля­ет­ся на­ци­о­наль­ным тра­ди­ци­ям. С дру­гой сто­ро­ны, это один из об­ли­ков Пе­тер­бур­га, уви­ден­ный Оне­ги­ным. В дей­стви­тель­но­сти, в пер­вой главе Оне­гин не един­ствен­ный пер­со­наж. Есть и вто­рой, ко­то­рый мы при­выч­но на­зы­ва­ем ав­то­ром, а то ино­гда и про­сто Пуш­ки­ным, по­то­му что образ, ко­то­рый со­зда­ет Пуш­кин как сво­е­го при­я­те­ля и оне­гин­ско­го зна­ком­ца, на­пол­нен био­гра­фи­че­ски­ми мо­ти­ва­ми с са­мо­го на­ча­ла:

Но вре­ден север для меня.

Мы в Ки­ши­не­ве, мы на юге, мы вспо­ми­на­ем Пе­тер­бург. В тот самый мо­мент, в ко­то­рый Ев­ге­ний Оне­гин укла­ды­ва­ет­ся спать после ноч­но­го бала, на­сту­па­ет утро:

Пе­тер­бург про­буж­да­ет­ся.

Что ж мой Оне­гин? По­лу­сон­ный

В по­сте­лю с бала едет он:

А Пе­тер­бург неуго­мон­ный

Уж ба­ра­ба­ном про­буж­ден.

За­меть­те: про­буж­да­ет­ся Пе­тер­бург не ко­ло­коль­ным зво­ном, как это бы­ва­ло обыч­но в Москве, а ба­ра­ба­ном, по­то­му как ба­ра­ба­ном про­буж­да­лись гвар­дей­цы пол­ков, в изоби­лии на­хо­дя­щих­ся в Пе­тер­бур­ге, под­чер­ки­вая, что перед нами во­ен­ная сто­ли­ца:

Вста­ет купец, идет раз­нос­чик,

На биржу тя­нет­ся из­воз­чик,

С кув­ши­ном ох­тен­ка спе­шит,

Под ней снег утрен­ний хру­стит.

Проснул­ся утра шум при­ят­ный.

От­кры­ты став­ни; труб­ный дым

Стол­бом вос­хо­дит го­лу­бым,

И хлеб­ник, немец ак­ку­рат­ный,

В бу­маж­ном кол­па­ке, не раз

Уж от­во­рял свой ва­сисдас?

 Вставка «Петербург 10-й главы»

На­пом­ним, что в Бол­ди­но Пуш­кин за­вер­шил ра­бо­ту над ро­ма­ном: были на­пи­са­ны де­сять глав. Прав­да, 10 глава потом будет со­жже­на, но неко­то­рые фраг­мен­ты в за­шиф­ро­ван­ном виде со­хра­ни­лись:

Сна­ча­ла эти за­го­во­ры

Между Ла­фи­том и Клико,

Лишь были дру­же­ские споры,

И не вхо­ди­ла глу­бо­ко

В серд­ца мя­теж­ная наука.

Все это было толь­ко скука,

Без­де­лье мо­ло­дых умов...

Друг Марса, Вакха и Ве­не­ры

Им дерз­ко Лунин пред­ла­гал

Свои ре­ши­тель­ные меры

И вдох­но­вен­но бор­мо­тал.

Читал свои Ноэли Пуш­кин.

Ме­лан­хо­ли­че­ский Якуш­кин,

Ка­за­лось, молча об­на­жал

Ца­ре­убий­ствен­ный кин­жал.

Мы не будем сей­час с вами фан­та­зи­ро­вать о том, как бы сло­жи­лась даль­ней­шая судь­ба героя. На­пом­ним, что по тра­ди­ци­он­ной хро­но­ло­гии дей­ствия по­след­них глав ро­ма­на раз­во­ра­чи­ва­ют­ся в 1824 году, в пред­де­кабрь­скую эпоху. Не ис­клю­че­но, что изоб­ра­же­ние про­цес­са ста­нов­ле­ния де­каб­рист­ской идео­ло­гии могло ока­зать­ся фоном для раз­го­во­ров о судь­бе Ев­ге­ния Оне­ги­на. Но важно в дан­ном слу­чае не это. Важно то, что в об­ли­ке Пе­тер­бур­га в этой главе воз­ни­ка­ет со­всем дру­гая тема: Пе­тер­бург как город воль­но­лю­бия и де­каб­ри­стов, город, в ко­то­ром фор­ми­ру­ют­ся идеи и пред­став­ле­ния о новой, дру­гой Рос­сии (рис. 16).

Вос­ста­ние де­каб­ри­стов (Санкт-Пе­тер­бург, 14 де­каб­ря 1825 г.)

Рис. 16. Вос­ста­ние де­каб­ри­стов (Санкт-Пе­тер­бург, 14 де­каб­ря 1825 г.)

Но этого Пе­тер­бур­га не видит Оне­гин, ко­то­рый в этот мо­мент спит, а стало быть, есть еще сто­ро­на об­ра­за Пе­тер­бур­га в этой пер­вой главе, ко­то­рая пред­став­ле­на не взо­ром Оне­ги­на, а взгля­дом ав­то­ра. И он су­ще­ствен­но от­ли­ча­ет­ся от оне­гин­ско­го. Если в об­ли­ке Оне­ги­на Пуш­кин под­черк­нет ту спе­ци­фич­ность пе­тер­бург­ско­го су­ще­ство­ва­ния, ко­то­рую мы с вами опре­де­ли­ли как ис­кус­ствен­ную, ме­ха­ни­че­скую, ри­ту­аль­ную, то в своем ав­тор­ском об­ли­ке он под­черк­нет об­рат­ную часть этой ис­то­рии, про­ти­во­по­лож­ную, кон­траст­ную. И на­чать этот раз­го­вор можно с несколь­ко неожи­дан­но­го сю­же­та. На­пом­ним, что, оха­рак­те­ри­зо­вав об­ра­зо­ва­ние Оне­ги­на, Пуш­кин с неко­то­рой иро­ни­ей рас­суж­да­ет на тему той науки, в ко­то­рой он дей­стви­тель­но был «гений науки стра­сти неж­ной», ко­то­рую вос­пел Назон (рис. 17).

Пуб­лий Ови­дий Назон (древ­не­рим­ский поэт)

Рис. 17. Пуб­лий Ови­дий Назон (древ­не­рим­ский поэт)

Таким об­ра­зом, автор опять от­сы­ла­ет чи­та­те­ля к рим­ской тра­ди­ции, к Ови­дию На­зо­ну, к его зна­ме­ни­той поэме «Ис­кус­ство любви», о чем Пуш­кин вспом­нит еще раз в этой пер­вой главе. По­сколь­ку он на­хо­дит­ся на юге, то вспом­нит и Ови­дия, со­слан­но­го ко­гда-то из Рима. А стало быть, этот ови­ди­ев­ский мотив про­зву­чит опре­де­лен­ным об­ра­зом в ро­мане не слу­чай­но. Он будет со­от­не­сен с Оне­ги­ным с одной сто­ро­ны, с ав­то­ром с дру­гой. Автор чест­но при­знал­ся, что нена­ви­дит север. На­пом­ним, что Пуш­ки­на пе­ре­во­дят из Пе­тер­бур­га в Ки­ши­нев, а Ови­дия в ро­мане пе­ре­во­дят из Рима на бе­ре­га Чер­но­го моря. И тут воз­ни­ка­ет па­рал­лель. Этот мотив за­став­ля­ет об­на­ру­жить неко­то­рую ис­то­ри­че­скую кон­фликт­ность раз­ных ав­то­ров по от­но­ше­нию к вла­стям. Это самое Чер­ное море, куда был со­слан Ови­дий, тоже не про­па­да­ет в ро­мане. Те бли­ста­тель­ные оне­гин­ские по­бе­ды на лю­бов­ном фрон­те ока­зы­ва­ют­ся толь­ко кон­тра­стом, чтобы Пуш­кин раз­вер­нул из­вест­ное и самое пи­кант­ное в пер­вой главе от­ступ­ле­ние о дам­ских нож­ках, самая тро­га­тель­ная кар­ти­на ко­то­рых ри­су­ет­ся в том месте, где он вспо­ми­на­ет свое впе­чат­ле­ние о вол­нах, ко­то­рые бегут за этими са­мы­ми дам­ски­ми нож­ка­ми, а он за­ви­ду­ет этим убе­га­ю­щим вол­нам. И по­нят­но, по­че­му воз­ни­ка­ет это про­ти­во­по­став­ле­ние. По­то­му что море, по­то­му что юг, по­то­му что при­ро­да, по­то­му что это на­сто­я­щая че­ло­ве­че­ская страсть в от­ли­чие от науки стра­сти неж­ной, ко­то­рой, как ка­жет­ся, овла­дел Оне­гин. А в дей­стви­тель­но­сти для него это некая внеш­няя ха­рак­те­ри­сти­ка. Ему ка­жет­ся, что он уже все узнал, что он все понял, а в дей­стви­тель­но­сти в душе героя еще ни­че­го не про­изо­шло. Одним из важ­ных про­ти­во­по­став­ле­ний, среди ко­то­рых вы­ри­со­вы­ва­ет­ся образ Пе­тер­бур­га, ста­но­вит­ся как раз такое: про­ти­во­по­став­ле­ние ис­кус­ствен­но­сти, ме­ха­ни­стич­но­сти этого го­ро­да и его жи­те­лей с одной сто­ро­ны, с дру­гой сто­ро­ны есте­ствен­но­сти и на­ту­раль­но­сти более зна­чи­мых свойств и ка­честв. На­сту­па­ю­щее утро вклю­ча­ет в себя не толь­ко про­сы­па­ю­щий­ся ра­бо­чий люд, у ко­то­ро­го на­чи­на­ет­ся тру­до­вой день, о су­ще­ство­ва­нии ко­то­ро­го Оне­гин даже и не по­до­зре­ва­ет, но зато об этом знает автор, под­черк­нет при­род­ную, есте­ствен­ную жизнь Пе­тер­бур­га. Вста­ет солн­це, на­чи­на­ет­ся новая жизнь, на­чи­на­ет­ся новый день, в то время как наш пер­со­наж спать укла­ды­ва­ет­ся, вы­клю­ча­ясь как бы из этого при­род­но­го, есте­ствен­но­го, на­сто­я­ще­го су­ще­ство­ва­ния. Но это не един­ствен­ный кон­траст, на ко­то­ром воз­ни­ка­ет здесь изоб­ра­же­ние Пе­тер­бур­га, по­то­му что если образ Оне­ги­на под­черк­нет в Пе­тер­бур­ге эту самую ис­кус­ствен­ность, то автор об­на­ру­жит дру­гое свой­ство этой же ис­кус­ствен­но­сти. Это будет ис­кус­ство, по­то­му что самые тро­га­тель­ные стро­фы, изоб­ра­жа­ю­щие те­ат­раль­ную жизнь Пе­тер­бур­га, уви­де­ны не гла­за­ми Оне­ги­на, а гла­за­ми Пуш­ки­на. Перед нами воз­ни­ка­ет дру­гой лик Пе­тер­бур­га – Пе­тер­бур­га как сим­во­ла новой куль­ту­ры, как куль­тур­ной сто­ли­цы. Но но­си­те­лем этой идеи, этого мо­ти­ва ста­но­вит­ся сам автор. Таким об­ра­зом, в пер­вой главе мы об­на­ру­жи­ва­ем не толь­ко фи­гу­ру глав­но­го героя Ев­ге­ния Оне­ги­на, но мы об­на­ру­жи­ва­ем там и Пе­тер­бург как некий сим­вол, как знак новой ис­то­ри­че­ской эпохи, ко­то­рая ка­за­лась свя­зан­ной с фи­гу­рой Петра. А с дру­гой сто­ро­ны, этот же Пе­тер­бург ока­зы­ва­ет­ся фоном для ха­рак­те­ри­сти­ки Оне­ги­на как пер­со­на­жа, как ев­ро­пе­и­зи­ро­ван­но­го рус­ско­го че­ло­ве­ка, ока­зав­ше­го­ся на вер­ши­нах ев­ро­пей­ской куль­ту­ры и пе­ре­жив­ше­го эту куль­ту­ру пока толь­ко внешне. Она не кос­ну­лась внут­рен­ней жизни Оне­ги­на, ко­то­рая еще, пока в пер­вой главе, ока­зы­ва­ет­ся, по су­ще­ству, мерт­вой. От­сю­да зна­ме­ни­тая оне­гин­ская ханд­ра. А с дру­гой сто­ро­ны, воз­ни­ка­ет некое сю­жет­ное на­ча­ло ро­ма­на, ко­то­рое по боль­шо­му счету будет свя­за­но с об­на­ру­же­ни­ем этой внут­рен­ней оне­гин­ской жизни, ко­то­рая еще не вся умер­ла, по­то­му что он спо­со­бен к раз­ви­тию и к из­ме­не­нию.

Вопросы к конспектам

Со­ставь­те срав­ни­тель­ную ха­рак­те­ри­сти­ку об­ра­зов Моск­вы и Пе­тер­бур­га в ро­мане Пуш­ки­на «Ев­ге­ний Оне­гин».

Про­ана­ли­зи­руй­те Пе­тер­бург­ские части ро­ма­на («Ев­ге­ний Оне­гин») с точки зре­ния их об­раз­но­сти.

* На­пи­ши­те со­чи­не­ние-раз­мыш­ле­ние на тему: «Зна­че­ние Пе­тер­бур­га для твор­че­ства А.С. Пуш­ки­на».