Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина («Поэт», «Осень»)

 1. «Жизнь и творчество»

Почти каж­дое Пуш­кин­ское сти­хо­тво­ре­ние стало осо­бен­ным сю­же­том в даль­ней­шем осмыс­ле­нии его твор­че­ства, а по­сколь­ку тут речь идет о поэте и по­э­зии, то и это сти­хо­тво­ре­ние с его уди­ви­тель­ной кон­цеп­ци­ей, со­еди­ня­ю­щей ни­чтож­ность жизни поэта в обы­ден­ном со­сто­я­нии и осо­бое пре­бы­ва­ние его в мире твор­че­ства, в тот мо­мент, когда он слы­шит бо­же­ствен­ный гла­гол, по­ро­ди­ло раз­ное пред­став­ле­ние о том, как со­от­но­сит­ся жизнь Пуш­ки­на с его твор­че­ством. На­при­мер, с одной сто­ро­ны, воз­ни­ка­ли раз­мыш­ле­ния и идеи, свя­зан­ные с тем, что двой­ствен­ная кон­цеп­ция сло­жи­лась у Пуш­ки­на не слу­чай­но, по­то­му что он дей­стви­тель­но в жизни мог не яв­лять собою вы­со­ко­го об­раз­ца че­ло­ве­че­ско­го по­ве­де­ния. Он мог быть вспыль­чи­вым, быть скло­нен к из­ме­нам, резко ме­нять свои мне­ния и оцен­ки. Но когда речь за­хо­ди­ла о твор­че­стве, то всю эту низ­мен­ную часть жизни Пуш­кин остав­лял за некой гра­ни­цей, куда эту самую жизнь он не до­пус­кал. А с дру­гой сто­ро­ны, это же сти­хо­тво­ре­ние да­ва­ло воз­мож­ность раз­вер­нуть­ся дру­гой идеи, ко­то­рая со­еди­ня­ет в себе и низ­мен­ную че­ло­ве­че­скую при­ро­ду, и выс­шие ее про­яв­ле­ния в неко­то­ром един­стве.

 2. Анализ стихотворения «Поэт»

Можно об­ра­тить вни­ма­ние на то, что сти­хо­тво­ре­ние «Поэт» воз­ни­ка­ет, ко­неч­но, в кон­тек­сте бли­жай­ших к нему сти­хо­тво­ре­ний – «Про­рок» 1826г., «Поэт и толпа» 1828г. – ровно в се­ре­дине, в 1827г. И мы дей­стви­тель­но об­на­ру­жи­ва­ем здесь близ­кие мо­ти­вы. В первую оче­редь они свя­за­ны со сти­хо­тво­ре­ни­ем «Поэт и толпа», где поэт пред­ста­вал в ка­че­стве жреца бога Апол­ло­на.

Апол­лон

Рис. 1. Апол­лон

И в этом сти­хо­тво­ре­нии мель­ка­ет такой же мотив:

Пока не тре­бу­ет поэта

К свя­щен­ной жерт­ве Апол­лон…

На­пом­ним:

От­верз­лись вещие зе­ни­цы,

Как у ис­пу­ган­ной ор­ли­цы.

И в сти­хо­тво­ре­нии «Поэт»:

Душа поэта встре­пе­нет­ся,

Как про­бу­див­ший­ся орел.

По­нят­но, что Пуш­кин со­зда­ет некий общий кон­текст мо­ти­вов и об­ра­зов, ко­то­рые свя­за­ны между этими сти­хо­тво­ре­ни­я­ми. Об­ра­тим вни­ма­ние так же на еще одну осо­бен­ность. И в сти­хо­тво­ре­нии «Про­рок», и в сти­хо­тво­ре­нии «Поэт и толпа» сама тема поэта и по­э­зии раз­во­ра­чи­ва­ет­ся в крайне дра­ма­ти­че­ском ключе. В слу­чае с «Про­ро­ком» воз­ни­ка­ет непри­ми­ри­мый кон­траст между обыч­ным че­ло­ве­ком и че­ло­ве­ком-про­ро­ком. На­пом­ним, что там че­ло­век дол­жен убить в себе че­ло­ве­ка («…как труп в пу­стыне я лежал…»). И толь­ко божье вос­кре­ше­ние за­став­ля­ет те­перь уже не про­сто че­ло­ве­ка, а про­ро­ка вос­пря­нуть, ожить и про­дол­жить дело се­ра­фи­ма. В слу­чае со сти­хо­тво­ре­ни­ем «Поэт и толпа» воз­ни­ка­ет непре­одо­ли­мая гра­ни­ца между соб­ствен­но тол­пой и по­этом, пол­но­го непо­ни­ма­ния. В слу­чае со сти­хо­тво­ре­ни­ем «Поэт» мы тоже об­на­ру­жим некий дра­ма­ти­че­ский ход, внут­ренне дра­ма­тич­ный:

Пока не тре­бу­ет поэта 
К свя­щен­ной жерт­ве Апол­лон, 
В за­бо­тах су­ет­но­го света 
Он ма­ло­душ­но по­гру­жен; 
Мол­чит его свя­тая лира; 
Душа вку­ша­ет хлад­ный сон, 
И меж детей ни­чтож­ных мира, 
Быть может, всех ни­чтож­ней он.

Но лишь бо­же­ствен­ный гла­гол 
До слуха чут­ко­го кос­нет­ся, 
Душа поэта встре­пе­нет­ся, 
Как про­бу­див­ший­ся орел. 
Тос­ку­ет он в за­ба­вах мира, 
Люд­ской чуж­да­ет­ся молвы, 
К ногам на­род­но­го ку­ми­ра 
Не кло­нит гор­дой го­ло­вы; 
Бежит он, дикий и су­ро­вый, 
И зву­ков и смя­те­нья полн, 
На бе­ре­га пу­стын­ных волн, 
В ши­ро­ко­шум­ные дуб­ро­вы...

Кон­траст по­ня­тен: между одним со­сто­я­ни­ем поэта, пока его «жерт­вы свя­щен­ной не тре­бу­ет Апол­лон», он ока­зы­ва­ет­ся не про­сто ни­чтож­ней­шим из людей, а, быть может, самым ни­чтож­ным. Но, как толь­ко бо­же­ствен­ный гла­гол ка­са­ет­ся до слуха поэта, он пре­об­ра­жа­ет­ся. Мотив, в общем, на­по­ми­на­ет преды­ду­ще­го про­ро­ка. Тоже при­су­ще внут­рен­нее пре­об­ра­же­ние, но в «Про­ро­ке» эта си­ту­а­ция вы­гля­де­ла дей­стви­тель­но дра­ма­тич­ной и не на­пря­жен­ной, в том смыс­ле, что че­ло­век якобы уми­рал, а про­рок воз­рож­дал­ся. Здесь при всем кон­тра­сте, воз­ни­ка­ю­щем между как бы низ­ким зву­ча­ни­ем темы ни­чтож­но­го че­ло­ве­ка и бо­же­ствен­ным зву­ча­ни­ем поэта, гра­ни­цы нет. Это про­ис­хо­дит, как бы, легко, как бы, само собой ра­зу­ме­ю­ще­е­ся. И в этом смыс­ле это сти­хо­тво­ре­нии от­ли­ча­ет­ся от всех пред­ше­ству­ю­щих, о ко­то­рых мы го­во­ри­ли. И, дей­стви­тель­но, в ро­ман­ти­че­ской тра­ди­ции не со­еди­ни­мо, ка­за­лось, воз­мож­ность объ­еди­нить низ­кую тему, бы­то­вую тему, су­ет­ную тему с вы­со­кой, бо­же­ствен­ной, по­э­ти­че­ской. Они все­гда вос­при­ни­ма­лись в непри­ми­ри­мом кон­тра­сте. И Пуш­кин по­сту­па­ет уди­ви­тель­но па­ра­док­саль­ным об­ра­зом. Он со­еди­ня­ет несо­еди­ни­мые вещи с точки зре­ния су­ще­ству­ю­щей ро­ман­ти­че­ской тра­ди­ции. Он все-та­ки со­зда­ет фи­гу­ру поэта не как фи­гу­ру, ко­то­рая из­нут­ри раз­ры­ва­ет­ся между ни­зо­стью жизни и вы­со­той сво­е­го ду­хов­но­го стрем­ле­ния, а все-та­ки со­еди­ня­ет их в некое па­ра­док­саль­ное, из­нут­ри себя все же дра­ма­ти­че­ское, но един­ство. И все-та­ки в этом сти­хо­тво­ре­нии, ко­неч­но, все равно оста­ет­ся тайна. Речь идет вроде бы как о неко­ем твор­че­ском про­цес­се, ко­то­рый воз­ни­ка­ет вслед за услы­шан­ным «бо­же­ствен­ным гла­го­лом»:

Бежит он, дикий и су­ро­вый, 
И зву­ков и смя­те­нья полн, 
На бе­ре­га пу­стын­ных волн, 
В ши­ро­ко­шум­ные дуб­ро­вы...

И конец. Пуш­кин, так ска­жем, це­ло­муд­рен­но оста­нав­ли­ва­ет­ся, ука­зы­вая нам толь­ко на то, что поэт ока­зы­ва­ет­ся в неко­ем необ­хо­ди­мом оди­но­че­стве, он ока­зы­ва­ет­ся в ка­ком-то осо­бом со­еди­не­нии с миром при­ро­ды, он ухо­дит от людей, он ухо­дит от мир­ской жизни и все на этом. Даль­ней­шее ока­зы­ва­ет­ся здесь та­ин­ствен­ным, за­га­доч­ным и не про­яс­нен­ным до конца не толь­ко, может быть, в этом сти­хо­тво­ре­нии, но и, может быть, для са­мо­го Пуш­ки­на, по­то­му как речь здесь идет уже о за­гад­ках твор­че­ства.

Вот на фоне этого цикла сти­хо­тво­ре­ний, ко­то­рый Пуш­кин со­зда­ет в конце 1820-х гг., со­вер­шен­но неожи­дан­но, по-но­во­му, почти ре­во­лю­ци­он­но вы­гля­дит сти­хо­тво­ре­ние «Осень». В первую оче­редь, оно будет об­ра­ще­но к дру­го­му жанру, к жанру дру­же­ско­го по­сла­ния, зна­ко­мо­му твор­че­ству Пуш­ки­на еще с ли­цей­ской поры. И от­нюдь не слу­чай­но эпи­гра­фом к этому сти­хо­тво­ре­нию Пуш­кин вы­бе­рет строч­ку из по­сла­ния Г.Р. Дер­жа­ви­на

Г.Р. Дер­жа­вин

Рис. 2. Г.Р. Дер­жа­вин

к Е. Бол­хо­ви­ти­но­ву «Жизнь Зван­ская»:

Чего в мой дрем­лю­щий тогда не вхо­дит ум?

Е.А. Бол­хо­ви­ти­нов

Рис. 3. Е.А. Бол­хо­ви­ти­нов

Соб­ствен­но, у Дер­жа­ви­на этой строч­кой от­кры­ва­лась стро­фа, где он рас­ска­зы­вал о своих за­ня­ти­ях по­э­зи­ей в своем име­нии Зва­ный. А стало быть, уже этот эпи­граф, невзи­рая на то, что сти­хо­тво­ре­ние на­зы­ва­ет­ся «Осень», за­став­ля­ет ду­мать, что некая внут­рен­няя тема всего сти­хо­тво­ре­ния все-та­ки будет свя­за­на с твор­че­ством и вдох­но­ве­ни­ем. С дру­гой сто­ро­ны, сам по себе ком­мен­та­рий на­зва­ния – от­ры­вок, за­став­ля­ет вспом­нить дру­го­го ав­то­ра нам из­вест­но­го, это Жу­ков­ский. И в дан­ном слу­чае речь идет о зна­ме­ни­тых пей­заж­ных эле­ги­ях Жу­ков­ско­го, а точ­нее о сти­хо­тво­ре­нии, ко­то­рое мы с вами раз­би­ра­ли, о не вы­ра­зи­мом, ко­то­рое тоже на­зы­ва­ет­ся у Жу­ков­ско­го «От­ры­вок». И тоже сти­хо­тво­ре­ние вы­стра­и­ва­ет­ся как некая пей­заж­ная эле­гия, свя­зан­ная с тем, чтобы найти слова не толь­ко для того, чтобы изоб­ра­зить кар­ти­ну окру­жа­ю­ще­го нас мира, но и умуд­рить­ся, со­об­раз­но идеям Жу­ков­ско­го, про­ник­нуть за его гра­ни­цу, по­чув­ство­вать при­сут­ствие Бога в окру­жа­ю­щем мире. И это ощу­ще­ние ока­зы­ва­ет­ся непе­ре­да­ва­е­мым сло­вом, и лишь мол­ча­ние по­нят­но го­во­рит.

Все это вещи, ко­то­рые, без­услов­но, пом­нит Пуш­кин, ра­бо­тая над этим сти­хо­тво­ре­ни­ем. Более того, дей­стви­тель­но, «Осень», невзи­рая на свой за­го­ло­вок, ори­ен­ти­ру­ю­щий нас на пей­заж­ную ли­ри­ку, на то, что пер­вая ок­та­ва на­чи­на­ет­ся здесь таки с пей­за­жа:

Ок­тябрь уж на­сту­пил — уж роща отря­ха­ет 
По­след­ние листы с нагих своих вет­вей; 
Дох­нул осен­ний хлад — до­ро­га про­мер­за­ет. 
Журча еще бежит за мель­ни­цу ручей, 
Но пруд уже за­стыл; сосед мой по­спе­ша­ет 
В отъ­ез­жие поля с охо­тою своей, 
И страж­дут озими от бе­ше­ной за­ба­вы, 
И будит лай собак уснув­шие дуб­ра­вы.

Нас дей­стви­тель­но на­стра­и­ва­ют на пей­заж, при­чем в таком ре­а­ли­сти­че­ском смыс­ле, по­то­му что мы здесь не встре­тим ни­ка­ких осо­бен­ных ме­та­фор, мы здесь не встре­тим ни­ка­ких осо­бен­ных укра­ше­ний по­э­ти­че­ских. Перед нами такое нагое слово с пря­мы­ми зна­че­ни­я­ми, а если уж воз­ни­ка­ют ка­кие-ли­бо ме­та­фо­ри­че­ские от­тен­ки, то, в общем, они не раз­ру­ша­ют общей кар­ти­ны. А между тем, весь вы­стра­и­ва­ет­ся как некое об­ще­ние с чи­та­те­лем. Автор все время об­ра­ща­ет­ся к нему:

Дни позд­ней осени бра­нят обык­но­вен­но, Но мне она мила, чи­та­тель до­ро­гой…

Как это объ­яс­нить? Мне нра­вит­ся она, Как, ве­ро­ят­но, вам ча­хо­точ­ная дева…

В конце кон­цов, вы­яс­ня­ет­ся, что автор ведет некий непри­нуж­ден­ный раз­го­вор с чи­та­те­лем. Это важ­ная по­дроб­ность, по­то­му что по­сле­ду­ю­щее опи­са­ние раз­ных вре­мен года, ко­то­рые воз­ни­ка­ют здесь как по­пыт­ки ав­то­ра объ­яс­нить по­че­му он любит осень некой такой осо­бен­ной лю­бо­вью, вы­стра­и­ва­ет­ся таким об­ра­зом: не сколь­ко как кар­ти­ны при­ро­ды пей­заж­ной, сколь­ко вы­ра­же­ние эмо­ци­о­наль­но­го от­но­ше­ния ав­то­ра к этим вре­ме­нам года. Вот он объ­яс­ня­ет, по­че­му он не любит весны, по­че­му по-сво­е­му ему сим­па­тич­на, но не очень долго, зима, по­че­му он не любит лето и даль­ше вновь воз­вра­ща­ет­ся к осени. На­пом­ним, как это вы­гля­дит:

Дни позд­ней осени бра­нят обык­но­вен­но, 
Но мне она мила, чи­та­тель до­ро­гой, 
Кра­сою тихою, бли­ста­ю­щей сми­рен­но. 
Так нелю­би­мое дитя в семье род­ной 
К себе меня вле­чет. 
Ска­зать вам от­кро­вен­но, 
Из го­до­вых вре­мен я рад лишь ей одной, 
В ней много доб­ро­го; лю­бов­ник не тще­слав­ный, 
Я нечто в ней нашел меч­тою свое­нрав­ной.

А даль­ше, вдруг, в по­пыт­ке объ­яс­нит это стран­ное чув­ство любви к осени, Пуш­кин при­бе­га­ет к очень необыч­но­му об­ра­зу:

Как это объ­яс­нить? 
Мне нра­вит­ся она, 
Как, ве­ро­ят­но, вам ча­хо­точ­ная дева 
Порою нра­вит­ся.

Но в любом слу­чае можно об­суж­дать тему осо­бой кра­соч­но­сти «ча­хо­точ­ной девы», но Пуш­кин ведет раз­го­вор таким об­ра­зом, что это обыч­ная вещь, что вся­ко­му че­ло­ве­ку нра­вит­ся уми­ра­ю­щая ча­хо­точ­ная дева порою. Стран­ный, па­ра­док­саль­ный ход.

На смерть осуж­де­на, 
Бед­няж­ка кло­нит­ся без ро­по­та, без гнева.

Улыб­ка на устах увя­нув­ших видна; 
Мо­гиль­ной про­па­сти она не слы­шит зева; 
Иг­ра­ет на лице еще баг­ро­вый цвет. 
Она жива еще се­год­ня, зав­тра нет.

Зато воз­ни­ка­ет тема смер­ти, пусть и в такой стран­ной огла­сов­ке, по­то­му  что сле­ду­ю­щая стро­фа дает нам зна­ме­ни­тую кар­ти­ну осени, ко­то­рую обык­но­вен­но все пом­нят на­и­зусть:

Уны­лая пора! очей оча­ро­ва­нье! 
При­ят­на мне твоя про­щаль­ная краса — 
Люблю я пыш­ное при­ро­ды увя­да­нье, 
В баг­рец и в зо­ло­то оде­тые леса, 
В их сенях ветра шум и све­жее ды­ха­нье, 
И мглой вол­ни­стою по­кры­ты небе­са, 
И ред­кий солн­ца луч, и пер­вые мо­ро­зы, 
И от­да­лен­ные седой зимы угро­зы.

За­меть­те, пей­заж тут воз­ни­ка­ет уже вто­рой, по­то­му что в пер­вой ок­та­ве нам дали пей­за­жик:

Ок­тябрь уж на­сту­пил — уж роща отря­ха­ет…

Такой кон­крет­ный пей­заж. А в дан­ном слу­чае речь идет о неко­ем обоб­щен­ном пей­за­же, где речь идет о некой смыс­ло­вой на­пол­нен­но­сти этой осени, она тоже, с одной сто­ро­ны, уми­ра­ет, но уми­ра­ет как-то кра­си­во, уми­ра­ет тор­же­ствен­но. Это пыш­ное при­ро­до­увя­да­ние:

В баг­рец и в зо­ло­то оде­тые леса…

Но явно воз­ни­ка­ет па­рал­лель с уми­ра­ю­щей девой – она-то ведь умрет на­все­гда, а вот что ка­са­ет­ся уми­ра­ния при­ро­ды осени, то пре­крас­но оно имен­но по­то­му, что оно вре­мен­но. В нем все равно рано или позд­но на­сту­пит зима, потом весна, потом лето, сло­вом, те самые вре­ме­на года, о ко­то­рых толь­ко что рас­ска­зал автор. Эта кар­ти­на осени в седь­мой ок­та­ве вос­при­ни­ма­ет­ся как некий сим­вол веч­но­сти, неуми­ра­ю­щей при­ро­ды. По­это­му она про­из­во­дит дву­смыс­лен­ный образ: с одной сто­ро­ны, это уны­лая пора, а с дру­гой – очей оча­ро­ва­нье. Но даль­ше воз­ни­ка­ет па­ра­докс. Ви­ди­те ли, обыч­но эту самую осень бра­нят, а мне нра­вит­ся. Сле­ду­ю­щая стро­фа на­чи­на­ет­ся с па­ра­док­саль­но­го утвер­жде­ния:

И с каж­дой осе­нью я рас­цве­таю вновь.

 3. Анализ стихотворения «Осень»

За­меть­те, там дева уми­ра­ла, как и долж­но было бы, но пред­ва­ряя раз­го­вор об осени, по­то­му что это все-та­ки про увя­да­ние, а когда речь идет об ав­то­ре, то с ним про­ис­хо­дит некое про­ти­во­есте­ствен­ное, непри­род­ное пре­об­ра­же­ние. И вме­сто того, чтоб уми­рать, мы неожи­дан­но рас­цве­та­ем:

Здо­ро­вью моему по­ле­зен рус­ской холод; 
К при­выч­кам бытия вновь чув­ствую лю­бовь: 
Чре­дой сле­та­ет сон, чре­дой на­хо­дит голод; 
Легко и ра­дост­но иг­ра­ет в серд­це кровь, 
Же­ла­ния кипят — я снова счаст­лив, молод, 
Я снова жизни полн — таков мой ор­га­низм.

Стран­ный ход, со­гла­си­тесь, по­то­му что чуть по­поз­же воз­ник­нет раз­го­вор о твор­че­стве, о по­э­зии:

И за­бы­ваю мир — и в слад­кой ти­шине 
Я слад­ко усып­лен моим во­об­ра­же­ньем, 
И про­буж­да­ет­ся по­э­зия во мне: 
Душа стес­ня­ет­ся ли­ри­че­ским вол­не­ньем, 
Тре­пе­щет и зву­чит, и ищет, как во сне, 
Из­лить­ся на­ко­нец сво­бод­ным про­яв­ле­ньем — 
И тут ко мне идет незри­мый рой го­стей, 
Зна­ком­цы дав­ние, плоды мечты моей.

И мысли в го­ло­ве вол­ну­ют­ся в от­ва­ге, 
И рифмы лег­кие нав­стре­чу им бегут, 
И паль­цы про­сят­ся к перу, перо к бу­ма­ге, 
Ми­ну­та — и стихи сво­бод­но по­те­кут.

Так дрем­лет недви­жим ко­рабль в недвиж­ной влаге, 
Но чу! — мат­ро­сы вдруг ки­да­ют­ся, пол­зут 
Вверх, вниз — и па­ру­са на­ду­лись, ветра полны; 
Гро­ма­да дви­ну­лась и рас­се­ка­ет волны.

Един­ствен­ное, что оста­ет­ся пред­ста­вить в дан­ном слу­чае, по­пы­та­ясь по­нять, по­че­му же осе­нью наш поэт вме­сто того, чтоб уми­рать, вдруг рас­цве­та­ет и к преж­ним при­выч­кам бытия вдруг на него на­ка­ты­ва­ет этот по­э­ти­че­ский порыв, ста­но­вит­ся по­нят­но толь­ко одно – что твор­че­ство ока­зы­ва­ет­ся един­ствен­ной воз­мож­но­стью пре­одо­леть че­ло­ве­че­скую смерть и при­кос­нуть­ся к бес­смер­тию мира. И вдруг неожи­дан­но мы в этом сти­хо­тво­ре­нии об­на­ру­жи­ва­ем дав­нюю тему, ко­гда-то под­ня­тую Го­ра­ци­ем,

Го­ра­ций

Рис. 6. Го­ра­ций

бес­смер­тия поэта, ко­то­рая при­хо­дит к нему через его стихи. Это тема оды «в их по­мине», из­вест­ная нам в ка­че­стве па­мят­ни­ка, к ко­то­рой Пуш­кин об­ра­тить­ся через три года в своем под­ра­жа­нии Го­ра­цию в сти­хо­тво­ре­нии «Я па­мят­ник себе воз­двиг неру­ко­твор­ный». С дру­гой сто­ро­ны, есть резон вспом­нить про то, что воз­ни­ка­ет такое ощу­ще­ние, что мир по­э­зии вы­рас­та­ет в пуш­кин­ском сти­хо­тво­ре­нии как бы из мира ре­аль­но­го. Ведь вот речь шла о лете, о зиме, о весне, в конце кон­цов об осени, и вот сей­час из всего из этого как бы вы­рас­та­ет мир твор­че­ства, на пер­вый взгляд. А с дру­гой сто­ро­ны, об­ра­тим вни­ма­ние, что вот этот мир во­об­ра­же­ний, ко­то­рый воз­ни­ка­ет в тек­сте пуш­кин­ских сти­хо­тво­ре­ний, ни­че­го об­ще­го не имеет с окру­жа­ю­щим миром. Ока­зы­ва­ет­ся, чтобы это самое во­об­ра­же­ние вас по­се­ти­ло, вы долж­ны за­быть мир, от­вер­нуть­ся от него.

Я слад­ко усып­лен моим во­об­ра­же­ньем…

С одной сто­ро­ны, воз­ни­ка­ет такая мысль, что если это во­об­ра­же­ние, то оно, ко­неч­но, свя­за­но с окру­жа­ю­щим миром, но с дру­гой – оно су­ще­ствен­но иное. В под­твер­жде­ние этому – вдруг неожи­дан­но воз­ни­ка­ю­щий рой го­стей, зна­ком­цы дав­ние, плоды мечты моей. Мы были одни, вдруг нас ока­за­лось много, вдруг мы ока­за­лись на бе­ре­гу моря, вдруг неожи­дан­но воз­ни­ка­ет ко­рабль. По­нят­ное дело, что это никак не со­гла­су­ет­ся с теми пей­за­жа­ми, ко­то­рые воз­ни­ка­ют в «Осени» и все-та­ки от­сы­ла­ют нас к бол­дин­ской осени сред­ней по­ло­се Рос­сии, и вдруг здесь неожи­дан­но воз­ни­ка­ю­щее нечто иное. Это не слу­чай­но, по­то­му что Пуш­кин пы­та­ет­ся под­черк­нуть, что тот самый мир во­об­ра­же­ния су­ще­ствен­но иной, чем мир ре­аль­ный. Более того, они диа­мет­раль­но про­ти­во­по­лож­ны. Но, за­кон­чив по­яв­ле­ни­ем об­ра­за ко­раб­ля с мат­ро­са­ми, ко­то­рый вот-вот готов от­пра­вить­ся в пла­ва­ние, так за­вер­ша­ет­ся один­на­дца­тая ок­та­ва. И по­след­няя, две­на­дца­тая, пред­став­ле­на толь­ко одной строч­кой:

Плы­вет. Куда ж нам плыть?

А даль­ше стоят точки. Я на­пом­ню, что, во­об­ще го­во­ря, в пер­вых рядах этого сти­хо­тво­ре­ния воз­ни­ка­ло про­дол­же­ние неко­го марш­ру­та, по ко­то­ро­му этот ко­рабль от­прав­лял­ся в пла­ва­ние:

Ура!.. куда же плыть?.. какие бе­ре­га

Те­перь мы по­се­тим: Кав­каз ли ко­лос­саль­ный,

Иль опа­лен­ные Мол­да­вии луга,

Иль скалы дикие Шот­лан­дии пе­чаль­ной…

Но Пуш­кин по­че­му-то об­ры­ва­ет в этом месте по­вест­во­ва­ние, ко­то­рое можно, ве­ро­ят­но, осо­знать как некое ука­за­ние на пол­ную без­гра­нич­ность воз­мож­но­стей фан­та­зий. В этом месте это что-то на­по­ми­на­ю­щее финал «Невы­ра­зи­мо­го» Жу­ков­ско­го: « но лишь мол­ча­ние по­нят­но го­во­рит», по­то­му что это мол­ча­ние как бы чре­ва­тое по­э­ти­че­ским сло­вом. Это некое на­ча­ло про­цес­са во­об­ра­же­ния, ко­то­рое может от­не­сти вас куда угод­но и на­ри­со­вать без­гра­нич­ные воз­мож­но­сти. Можно было толь­ко вот  таким об­ра­зом, как бы минус прием, а с дру­гой сто­ро­ны воз­ни­ка­ет со­блазн уви­деть про­дол­же­ние этого про­цес­са твор­че­ства, ко­то­рое пы­тал­ся опи­сать здесь Пуш­кин, уви­деть его плоды в виде соб­ствен­но сти­хо­тво­ре­ния, ко­то­рое мы толь­ко что про­чи­та­ли. Вот он осе­нью, вот он ис­пы­ты­ва­ет это самое вдох­но­ве­ние, вот рука тя­нет­ся к перу, перо к бу­ма­ге и:

Ок­тябрь уж на­сту­пил — уж роща отря­ха­ет 
По­след­ние листы с нагих своих вет­вей…

Воз­ни­ка­ет со­вер­шен­но уди­ви­тель­ная си­ту­а­ция. Само сти­хо­тво­ре­ние «Осень» ста­но­вит­ся тем ре­аль­ным ре­зуль­та­том того твор­че­ско­го про­цес­са, ко­то­рый в нем самом ока­зал­ся и опи­сан­ным. В про­ти­во­вес Жу­ков­ско­му в по­э­ти­че­ском мире Пуш­ки­на не воз­ни­ка­ет про­бле­мы невы­ра­зи­мо­сти мира через по­э­ти­че­ское слово. У него все-та­ки этот мир на­хо­дит свое вы­ра­же­ние и во­пло­ще­ние. И тогда мы дей­стви­тель­но вдруг об­на­ру­жи­ва­ем, что внут­ри этого сти­хо­тво­ре­ния огром­ное ко­ли­че­ство вещей, ко­то­рые свя­за­ны с бук­валь­ным об­суж­де­ни­ем про­блем по­э­ти­че­ско­го твор­че­ства, по­э­ти­че­ско­го языка. Но я на­пом­ню:

Я снова жизни полн — таков мой ор­га­низм 
(Из­воль­те мне про­стить ненуж­ный про­за­изм).

Ста­но­вит­ся по­нят­но, что вовсе не слу­чай­но Пуш­кин в самом сти­хо­тво­ре­нии осу­ществ­ля­ет некий твор­че­ский про­цесс, в ко­то­ром тоже со­еди­ня­ет­ся па­ра­док­саль­ным об­ра­зом вы­со­кое и низ­кое, бы­то­вое и воз­вы­шен­ное, сию­ми­нут­ное и веч­ное. Взгля­ни­те, как он опи­сы­ва­ет это осо­бое от­но­ше­ние к осени:

И с каж­дой осе­нью я рас­цве­таю вновь; 
Здо­ро­вью моему по­ле­зен рус­ской холод; 
К при­выч­кам бытия вновь чув­ствую лю­бовь…

Но, зна­е­те ли, в обыч­ной ро­ман­ти­че­ской тра­ди­ции лю­бовь нель­зя на­звать при­выч­кой, по­то­му что это все­гда некое по­тря­се­ние. Здесь лю­бовь впи­са­на в некий нор­маль­ный ход жизни, прав­да, этот ход жизни на­зван бы­ти­ем. А с дру­гой сто­ро­ны:

Чре­дой сле­та­ет сон, чре­дой на­хо­дит голод

В одном ряду с лю­бо­вью. Все пе­ре­ме­ша­но, вы­со­кое с низ­ким, про­за­и­че­ское с воз­вы­шен­ным. Или со­всем па­ра­док­саль­ные вещи:

Дни позд­ней осени бра­нят обык­но­вен­но, 
Но мне она мила, чи­та­тель до­ро­гой, 
Кра­сою тихою, бли­ста­ю­щей сми­рен­но.

Бле­стит – это зна­чит нечто, что об­ра­ща­ет на себя вни­ма­ние, а она бле­стит сми­рен­но, как бы неза­мет­но. И мы про­чи­ты­ва­ем этот образ, почти не ощу­щая его па­ра­док­саль­но­сти, ок­сю­мо­рон­но­сти, а на самом деле это и есть та самая фак­ти­че­ская по­пыт­ка Пуш­ки­на об­на­ру­жить по­э­зию самой ре­аль­но­сти или ре­аль­ность самой по­э­зии. Это сти­хо­тво­ре­ние, в ко­то­ром по­э­зия сама себя сде­ла­ла пред­ме­том сво­е­го твор­че­ства. А с дру­гой сто­ро­ны, у нас есть воз­мож­ность срав­нить с дру­ги­ми об­ра­за­ми по­этов, ска­жем, ко­то­рые воз­ни­ка­ли в сти­хо­тво­ре­ни­ях «Про­рок», «Поэт и толпа». Все-та­ки там были ме­та­фо­ри­че­ские обо­зна­че­ния этого поэта, жреца, про­ро­ка, а здесь перед нами вы­ри­со­вы­ва­ет­ся чуть не до боли ав­то­био­гра­фи­че­ский облик Пуш­ки­на, ко­то­рый, ко­неч­но, он вы­стра­и­ва­ет, ссы­ла­ясь на тра­ди­цию дер­жа­вин­ско­го по­сла­ние, ко­то­рое по­ра­жа­ет своим бы­то­виз­мом, своей ав­то­био­гра­фич­но­стью. И перед нами воз­ни­ка­ет не образ жреца, не образ про­ро­ка, а образ, вроде, обыч­но­го че­ло­ве­ка с необыч­ны­ми спо­соб­но­стя­ми. Спо­соб­но­го не толь­ко уди­ви­тель­ным об­ра­зом вос­при­ни­мать окру­жа­ю­щий его мир, что в общем  все­гда счи­та­лось при­над­леж­но­стью ро­ман­ти­че­ско­го че­ло­ве­ка, но и спо­соб­но­стью вы­ра­зить эту по­э­тич­ность мира через по­э­ти­че­ское слово, удер­жав в нем и низ­кое, и воз­вы­шен­ное, и бы­то­вое, и по­э­ти­че­ское од­но­вре­мен­но. Это было уди­ви­тель­ное и ху­до­же­ствен­ное, и ис­то­ри­че­ское от­кры­тие позд­не­го Пуш­ки­на.

 

 4. «Каждой осенью я расцветаю вновь»

Сти­хо­тво­ре­ние «Осень» дает ре­аль­ный и кон­крет­ный при­мер вза­и­мо­от­но­ше­ний ре­аль­ной био­гра­фии ре­аль­но­го Пуш­ки­на с его твор­че­ством. По­то­му что со­вер­шен­но оче­вид­но, что тут речь идет о не про­сто об осени во­об­ще, осень воз­ни­ка­ет не толь­ко как по­э­ти­че­ская тема, а, дей­стви­тель­но, воз­ни­ка­ет здесь как про­дол­же­ние осо­бен­но­стей, свя­зан­ных с пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ской жиз­нью са­мо­го Пуш­ки­на. Дей­стви­тель­но, он знал, что осе­нью он при­хо­дит в такое осо­бое твор­че­ское со­сто­я­ние: он мог го­да­ми ко­пить за­мыс­лы, ко­то­рые неожи­дан­но ре­а­ли­зо­вы­ва­лись од­на­ж­ды осе­нью. Он мог в те­че­ние года ждать, когда воз­ник­нет осень, и спе­ци­аль­но пы­тал­ся вы­рвать­ся в Бол­ди­но или Ми­хай­лов­ское, чтобы це­ли­ком осво­бо­дить себя ис­клю­чи­тель­но для того, чтобы за­ни­мать­ся твор­че­ством. На­пом­ним, что в ис­то­рию раз­ви­тия Пуш­ки­на вошли два осен­них пе­ри­о­да: бол­дин­ская осень и менее зна­ме­ни­тая, но не менее пло­до­твор­ная бол­дин­ская осень 1833-го года, когда и было на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние «Осень», когда будет за­вер­ше­на ра­бо­та над «Мед­ным всад­ни­ком»,

Ил­лю­стра­ция к поэме «Мед­ный всад­ник» (1904 год)

Рис. 4. Ил­лю­стра­ция к поэме «Мед­ный всад­ник» (1904 год)

«Ис­то­ри­ей Пу­га­чев­ско­го бунта».

Ти­туль­ный лист пер­во­го из­да­ния «Ис­то­рии Пу­га­чев­ско­го бунта» (1834 год)

Рис. 5. Ти­туль­ный лист пер­во­го из­да­ния «Ис­то­рии Пу­га­чев­ско­го бунта» (1834 год)

С этой точки зре­ния, сти­хо­тво­ре­ние «Осень» про­чи­ты­ва­ет­ся как некий ком­мен­та­рий к био­гра­фии Пуш­ки­на, но не толь­ко.

Вопросы к конспектам

1. Про­ана­ли­зи­руй­те сти­хо­тво­ре­ния Пуш­ки­на («Поэт», «Осень») с точки зре­ния их об­раз­но­сти.

2. Со­ставь­те срав­ни­тель­ную ха­рак­те­ри­сти­ку про­из­ве­де­ний Пуш­ки­на, по­свя­щен­ных теме поэта и по­э­зии.

3. * На­пи­ше­те со­чи­не­ние-раз­мыш­ле­ние на тему: «Уны­лая пора» в жизни и твор­че­стве А.С. Пуш­ки­на».

Последнее изменение: Среда, 21 Июнь 2017, 16:29