Основные этапы эволюции А.С. Пушкина. Основные особенности художественного мышления поэта

 1. Особенности творчества Пушкина

На эту тему можно взгля­нуть дво­я­ко: с одной сто­ро­ны, можно вести раз­го­вор об ос­нов­ных эта­пах эво­лю­ции твор­че­ства Пуш­ки­на, при­пом­нив со­здан­ные им глав­ные про­из­ве­де­ния. Но есть резон взгля­нуть на нее несколь­ко иначе, и в первую оче­редь, в связи твор­че­ством са­мо­го Пуш­ки­на.

Порт­рет А.С. Пуш­ки­на (Орест Ки­прен­ский, 1827 г.)

Рис. 1. Порт­рет А.С. Пуш­ки­на (Орест Ки­прен­ский, 1827 г.)

Когда мы с вами го­во­ри­ли о свое­об­ра­зии по­э­зии рус­ско­го ро­ман­тиз­ма, о твор­че­стве Жу­ков­ско­го,

В.А. Жу­ков­ский

Рис. 2. В.А. Жу­ков­ский

Ба­тюш­ко­ва,

К.Н. Ба­тюш­ков

Рис. 3. К.Н. Ба­тюш­ков

Ры­ле­е­ва,

К.Ф. Ры­ле­ев

Рис. 4. К.Ф. Ры­ле­ев

мы об­на­ру­жи­ли, что одним из по­э­ти­че­ских от­кры­тий этих ав­то­ров была по­пыт­ка со­зда­ния неко­го еди­но­го об­ра­за поэта, ли­ри­че­ско­го героя, во­круг ко­то­ро­го ком­по­ну­ют­ся все их про­из­ве­де­ния. Это по­эт-ле­ни­вец, меч­та­тель у Ба­тюш­ко­ва; это по­эт-ми­стик, стре­мя­щий­ся по­знать тайны небес, в по­э­зии Жу­ков­ско­го; это по­эт-граж­да­нин, стре­мя­щий­ся своим по­э­ти­че­ским сло­вом воз­дей­ство­вать на со­зна­ние со­вре­мен­ни­ков, в по­э­зии Ры­ле­е­ва. И в дан­ном слу­чае есть резон под­черк­нуть, что у всех них это был еди­ный образ, некий порт­рет, внут­ри ко­то­ро­го мы не об­на­ру­жим ди­на­ми­ки, раз­ви­тия. И на фоне по­э­ти­че­ских от­кры­тий пред­ше­ствен­ни­ков пер­вое, что об­на­ру­жи­ва­ет­ся в твор­че­стве Пуш­ки­на в ка­че­стве ори­ги­наль­ной на­ход­ки, это идея эво­лю­ции, из­ме­не­ния. В раз­ные пе­ри­о­ды сво­е­го твор­че­ства образ поэта, образ его музы будет ме­нять­ся в за­ви­си­мо­сти от раз­ных об­сто­я­тельств: жи­тей­ских, био­гра­фи­че­ских, пси­хо­ло­ги­че­ских – в за­ви­си­мо­сти от той ауди­то­рии, к ко­то­рой будет об­ра­щать­ся Пуш­кин. По­это­му сам облик его музы будет при­об­ре­тать раз­ные черты, раз­ный ха­рак­тер, раз­ные осо­бен­но­сти. Более того, эта идея по­э­ти­че­ско­го из­ме­не­ния и раз­ных об­ли­ков его музы при­ве­ла к уди­ви­тель­ным от­кры­ти­ям, ко­то­рые нам хо­ро­шо из­вест­ны, свя­зан­ные с уди­ви­тель­ным раз­но­об­ра­зи­ем Пуш­кин­ско­го твор­че­ства. По­то­му как и по­нят­но: в раз­ные эпохи это будут раз­ные музы, темы или, по край­ней мере, те же темы, но ко­то­рые будут ре­шать­ся по-раз­но­му. Но по­сколь­ку мы ре­ши­ли взгля­нуть на эво­лю­цию Пуш­кин­ской музы и Пуш­кин­ско­го твор­че­ства не внеш­ним, а внут­рен­ним об­ра­зом и уви­деть, как Пуш­кин изоб­ра­жал себя, свою музу и эво­лю­цию этой по­э­зии, то, в первую оче­редь, мы долж­ны об­ра­тить­ся к твор­че­ству са­мо­го Пуш­ки­на. Речь пой­дет о ро­мане «Ев­ге­ний Оне­гин»

Ти­туль­ный лист пер­во­го от­дель­но­го из­да­ния ро­ма­на «Ев­ге­ний Оне­гин» (1833 г.)

Рис. 5. Ти­туль­ный лист пер­во­го от­дель­но­го из­да­ния ро­ма­на «Ев­ге­ний Оне­гин» (1833 г.)

и о вступ­ле­нии к по­след­ней вось­мой главе, где Пуш­кин дает ис­то­рию, рас­ска­зы­ва­ю­щую о его соб­ствен­ном ста­нов­ле­нии. Но это не про­сто био­гра­фия Пуш­ки­на, а био­гра­фия его музы.

 2. Лицейский период

Да­вай­те по­смот­рим, как сам Пуш­кин по­э­ти­че­ски опи­сы­ва­ет свою эво­лю­цию:

В те дни, когда в садах Лицея

Я без­мя­теж­но рас­цве­тал,

Читал охот­но Апу­лея,

А Ци­це­ро­на не читал,

В те дни в та­ин­ствен­ных до­ли­нах,

Вес­ной, при кли­ках ле­бе­ди­ных,

Близ вод, си­яв­ших в ти­шине,

Яв­лять­ся муза стала мне.

Можно по­ла­гать, что речь идет о так на­зы­ва­е­мом ли­цей­ском пе­ри­о­де в твор­че­стве Пуш­ки­на, био­гра­фи­че­ски свя­зан­ном с его уче­ни­ем в Цар­ско­сель­ском им­пе­ра­тор­ском лицее.

Цар­ско­сель­ский им­пе­ра­тор­ский лицей на ри­сун­ке XIX в.

Рис. 6. Цар­ско­сель­ский им­пе­ра­тор­ский лицей на ри­сун­ке XIX в.

Стало быть, по­нят­ны и годы, когда Пуш­кин учил­ся там: с 1811 по 1817 год. И по­сколь­ку перед нами лицей, учеб­ное за­ве­де­ние, на­зва­ние ко­то­ро­го впер­вые было из­вле­че­но из ан­тич­ной тра­ди­ции. Речь шла о зна­ме­ни­том Лицее, неко­гда ор­га­ни­зо­ван­ном Ари­сто­те­лем, уче­ни­ком Пла­то­на.

Пла­тон и Ари­сто­тель на части фрес­ки Ра­фа­э­ля Санти «Афин­ская школа»

Рис. 7. Пла­тон и Ари­сто­тель на части фрес­ки Ра­фа­э­ля Санти «Афин­ская школа»

 3. «Про лицей»

Невзи­рая на то, что все род­ствен­ни­ки Пуш­ки­на ока­за­лись свя­зан­ные с Пе­тер­бур­гом или его окрест­но­стя­ми, ро­дил­ся Пуш­кин в Москве под самый финал ухо­дя­ще­го XVIII века в 1799 году.

Порт­рет Пуш­ки­на-ре­бен­ка (ве­ро­ят­ный автор – ге­не­рал Кса­вье де Местр)

Рис. 8. Порт­рет Пуш­ки­на-ре­бен­ка (ве­ро­ят­ный автор – ге­не­рал Кса­вье де Местр)

И с необ­хо­ди­мо­стью по­лу­че­ния об­ра­зо­ва­ния Пуш­кин впер­вые по­явил­ся в Пе­тер­бур­ге в 1811 году.

Пуш­кин-ли­це­ист (пред­по­ла­га­е­мый автор – ли­цей­ский учи­тель ри­со­ва­ния С.Г. Чи­ри­ков, около 1815 г.)

Рис. 9. Пуш­кин-ли­це­ист (пред­по­ла­га­е­мый автор – ли­цей­ский учи­тель ри­со­ва­ния С.Г. Чи­ри­ков, около 1815 г.)

Маль­чи­ка при­вез сюда его дядя, в ту пору самый зна­ме­ни­тый поэт из Пуш­кин­ско­го рода, Ва­си­лий Льво­вич Пуш­кин.

В.Л. Пуш­кин

Рис. 10. В.Л. Пуш­кин

Юного Алек­сандра опре­де­ли­ли в толь­ко что от­кры­ва­ю­ще­е­ся ори­ги­наль­ное учеб­ное за­ве­де­ние – Цар­ско­сель­ский им­пе­ра­тор­ский лицей, ко­то­рый был со своей ис­то­ри­ей и идеей. Учеб­ное за­ве­де­ние было за­кры­то­го ин­тер­нат­ско­го типа, где маль­чи­ки не толь­ко учи­лись, но и жили. В связи с тем, что зда­ние не успе­ва­ли пе­ре­де­лать под лицей, учеб­ный год на­чал­ся толь­ко 19 ок­тяб­ря. Эта дата ста­нет зна­чи­мой не толь­ко для ли­це­и­стов, но и бла­го­да­ря твор­че­ству Пуш­ки­на для всей ис­то­рии рус­ской по­э­зии и куль­ту­ры.

Идею лицея сфор­му­ли­ро­вал им­пе­ра­тор Алек­сандр I

Им­пе­ра­тор Алек­сандр I

Рис. 11. Им­пе­ра­тор Алек­сандр I

как мысль, свя­зан­ную с тем, чтобы со­здать спе­ци­аль­ное учеб­ное за­ве­де­ние, где можно было бы взрас­тить новые чи­нов­ные кадры для новой ре­фор­ми­ро­ван­ной Рос­сии. Эту самую ре­фор­му осу­ще­ствил в виде ли­цей­ско­го плана М. Спе­ран­ский.

М.М. Спе­ран­ский

Рис. 12. М.М. Спе­ран­ский

В одном из сти­хо­тво­ре­ний, по­свя­щен­ном 19 ок­тяб­ря, Пуш­кин на­пи­шет «Дней Алек­сан­дро­вых пре­крас­ные на­ча­ла», свя­зав само со­зда­ние лицея с идеей со­зда­ния новой Рос­сии, но­во­го го­су­дар­ства, новых чи­нов­ни­ков. Но уже даже из этого вступ­ле­ния ста­но­вит­ся по­нят­но, что кое-что из этого уди­ви­тель­но­го ли­цей­ско­го плана осу­ще­стви­лось. И тут на ум при­хо­дит из пер­во­го, са­мо­го зна­ме­ни­то­го вы­пус­ка Гор­ча­ков,

А.М. Гор­ча­ков

Рис. 13. А.М. Гор­ча­ков

со­ли­це­ист Пуш­ки­на, ока­зав­ший­ся уже во вто­рой по­ло­вине XIX века канц­ле­ром Рос­сии. С дру­гой сто­ро­ны, со­вер­шен­но непред­ска­зу­е­мы­ми ока­за­лись судь­бы бли­жай­ших Пуш­кин­ских дру­зей: Пу­щи­на

И.И. Пущин

Рис. 14. И.И. Пущин

и Кю­хель­бе­ке­ра.

В.К. Кю­хель­бе­кер

Рис. 15. В.К. Кю­хель­бе­кер

Это бу­ду­щие де­каб­ри­сты, со­слан­ные го­су­дар­ствен­ные пре­ступ­ни­ки, ко­то­рые хо­те­ли про­длить ту самую идею об­нов­ле­ния Рос­сии. Толь­ко вот пред­став­ле­ние об этих идеях, офи­ци­аль­ные и соб­ствен­но де­каб­рист­ские, ока­за­лись су­ще­ствен­но раз­лич­ны­ми. И уж со­всем не пред­по­ла­га­е­мым стало то, что лицей вой­дет в ис­то­рию, в первую оче­редь, как некая ро­ди­на рус­ской по­э­зии. И, дей­стви­тель­но, стран­но, что рядом с Пуш­ки­ным ока­за­лись не толь­ко бу­ду­щие ве­ли­кие го­су­дар­ствен­ные де­я­те­ли и пре­ступ­ни­ки, но и маль­чи­ки, увле­чен­ные по­э­зи­ей: А.А. Дель­виг,

 А.А. Дель­виг

Рис. 16. А.А. Дель­виг

В.К. Кю­хель­бе­кер. Имен­но в лицее раз­вер­ну­лось нечто, что можно было бы на­звать сло­вес­ной рес­пуб­ли­кой. Это и со­зда­ние ли­цей­ских жур­на­лов, это и по­пыт­ки вести некую ли­те­ра­тур­но-ху­до­же­ствен­ную жизнь, ко­то­рая не имела под собой ни­ка­ко­го ре­аль­но­го плана и пе­да­го­ги­че­ско­го уси­лии кол­лек­ти­ва. Все это имело ха­рак­тер внут­рен­ней и особо це­ни­мой са­ми­ми ли­це­и­ста­ми ли­те­ра­тур­но-ху­до­же­ствен­ной де­я­тель­но­сти. В это же ли­цей­ское время и Дель­виг, и Пуш­кин на­чи­на­ют пуб­ли­ко­вать­ся, при­чем в ве­ду­щих ли­те­ра­тур­ных жур­на­лах, на­при­мер, в «Вест­ни­ке Ев­ро­пы», ор­га­ни­зо­ван­ном Ка­рам­зи­ным.

Н.М. Ка­рам­зин

Рис. 17. Н.М. Ка­рам­зин

В 1814 году вы­хо­дит пер­вое сти­хо­тво­ре­ние Пуш­ки­на в пе­ча­ти «К другу сти­хо­твор­цу», под­пи­сан­ное ини­ци­а­ла­ми НКШП.

Пер­вое пе­чат­ное про­из­ве­де­ние Пуш­ки­на «К другу сти­хо­твор­цу»

Рис. 18. Пер­вое пе­чат­ное про­из­ве­де­ние Пуш­ки­на «К другу сти­хо­твор­цу»

 4. Первый петербургский

То, стало быть, нужно ду­мать, что муза, ко­то­рая яви­лась тут Пуш­ки­ну, имела вполне клас­си­че­ский вид в виде ан­тич­ной бо­ги­ни. Но даль­ше поэт про­дол­жа­ет:

Моя сту­ден­че­ская келья

Вдруг оза­ри­лась: муза в ней

От­кры­ла пир мла­дых затей,

Вос­пе­ла дет­ские ве­се­лья,

И славу нашей ста­ри­ны,

И серд­ца тре­пет­ные сны.

В этих по­э­ти­че­ских об­ра­зах за­клю­че­на вполне от­чет­ли­вая и до­ста­точ­но опре­де­лен­ная ха­рак­те­ри­сти­ка ос­нов­ных жан­ров, ко­то­рые ока­за­лись пред­ме­том по­э­ти­че­ско­го изу­че­ния Пуш­ки­ным в лицее. «Дет­ские ве­се­лья» – это, без­услов­но, дру­же­ские по­сла­ния; «славу нашей ста­ри­ны» – это вос­по­ми­на­ния в Цар­ском Селе.

Цар­ское село. Общий вид (на­ча­ло XX в.)

Рис. 19 Цар­ское село. Общий вид (на­ча­ло XX в.)

То самое сти­хо­тво­ре­ние, ко­то­рое сыг­ра­ло в ли­цей­ской жизни Пуш­ки­на осо­бен­ную роль; «и серд­ца тре­пет­ные сны» – это вто­рой самый по­пу­ляр­ный жанр в ли­цей­ском твор­че­стве Пуш­ки­на, прав­да, позд­ней поры, – лю­бов­ная эле­гия. А вот вос­по­ми­на­ния в Цар­ском Селе не оста­нут­ся не за­ме­чен­ны­ми даже и в этом фраг­мен­те:

И свет ее с улыб­кой встре­тил;

Успех нас пер­вый окры­лил;

Ста­рик Дер­жа­вин не за­ме­тил,

И в гроб сходя, бла­го­сло­вил.

По­то­му что имен­но на этом ли­цей­ском эк­за­мене при­сут­ство­вал Г.Р. Дер­жа­вин,

Г.Р. Дер­жа­вин

Рис. 20. Г.Р. Дер­жа­вин

по­это­му вос­по­ми­на­ния в Цар­ском Селе оста­лись одним из пер­вых при­знан­ных Пуш­кин­ских сти­хо­тво­ре­ний. Даль­ше стоит зна­ме­ни­тое от­то­чие – про­пуск стро­фы, и Пуш­кин как бы неожи­дан­но про­дол­жа­ет:

И я, в закон себе вме­няя

Стра­стей еди­ный про­из­вол,

С тол­пою чув­ства раз­де­ляя,

Я музу рез­вую при­вел

На шум пиров и буй­ных спо­ров,

Грозы по­лу­ноч­ных до­зо­ров;

И к ним в безум­ные пиры

Она несла свои дары…

За­меть­те, мотив пиров про­дол­жа­ет­ся. Сна­ча­ла это были дет­ские пиры, дет­ские ве­се­лья, мла­дые затеи, потом вдруг они пре­вра­ти­лись в безум­ные пиры, и облик музы, со­от­вет­ствен­но, по­ме­нял­ся:

И к ним в безум­ные пиры

Она несла свои дары

И как вак­ха­ноч­ка рез­ви­лась,

За чашей пела для го­стей,

И мо­ло­дежь ми­нув­ших дней

За нею буйно во­ло­чи­лась,

А я гор­дил­ся меж дру­зей

По­дру­гой вет­ре­ной моей.

Сво­е­го рода ав­то­ком­мен­та­ри­ем, может быть, к этой тре­тьей стро­фе из вступ­ле­ния могут ока­зать­ся строч­ки из зна­ме­ни­той де­ся­той главы «Ев­ге­ния Оне­ги­на», ко­то­рая будет Пуш­ки­ным со­жже­на, од­на­ко же она воз­вра­ща­ет нас ко вто­ро­му пе­ри­о­ду в био­гра­фии и твор­че­стве Пуш­ки­на, тот самый пе­ри­од, ко­то­рый есть резон на­звать пер­вым пе­тер­бург­ским пе­ри­о­дом, по­то­му что мы встре­тим­ся еще со вто­рым, и он будет свя­зан с тем, что после окон­ча­ния лицея в 1817 году Пуш­кин будет опре­де­лен на служ­бу в кол­ле­гию ино­стран­ных дел

Кол­ле­гия ино­стран­ных дел

Рис. 21. Кол­ле­гия ино­стран­ных дел

и ока­жет­ся жи­те­лем Пе­тер­бур­га как раз в ту самую пору, когда здесь ор­га­ни­зо­вы­ва­лись пер­вые тай­ные об­ще­ства, когда бли­жай­шие пуш­кин­ские дру­зья ока­за­лись под вли­я­ни­ем тех самых идей, ко­то­рые чуть позже по­лу­чать на­зва­ние де­каб­рист­ских. И вот вам эти «пиры»:

Сна­ча­ла эти за­го­во­ры

Между Ла­фи­том и Клико,

Лишь были дру­же­ские споры,

И не вхо­ди­ла глу­бо­ко

В серд­ца мя­теж­ная наука.

Все это было толь­ко скука,

Без­де­лье мо­ло­дых умов,

За­ба­вы взрос­лых ша­лу­нов…

Друг Марса, Вакха и Ве­не­ры

Им дерз­ко Лунин пред­ла­гал

Свои ре­ши­тель­ные меры

И вдох­но­вен­но бор­мо­тал.

Читал свои Ноэли Пуш­кин.

Ме­лан­хо­ли­че­ский Якуш­кин,

Ка­за­лось, молча об­на­жал

Ца­ре­убий­ствен­ный кин­жал…

И то, что в «Ев­ге­нии Оне­гине» воз­ни­ка­ет в ка­че­стве об­ра­за безум­ных пиров, муза, ко­то­рая в дан­ном слу­чае при­об­ре­та­ет облик дру­го­го гре­че­ско­го пер­со­на­жа – Вак­хан­ки, на по­вер­ку ока­зы­ва­ет­ся тем, что мы тра­ди­ци­он­но на­зы­ва­ем воль­но­лю­би­вой пуш­кин­ской ли­ри­кой. И дей­стви­тель­но, много позже он сам оце­нит ее несколь­ко иро­ни­че­ски и скеп­ти­че­ски. Но имен­но эта ли­ри­ка ока­за­лась при­чи­ной пе­ре­во­да Пуш­ки­на из Пе­тер­бур­га на юг, в Ки­ши­нев.

Таким об­ра­зом, в 1820 году за­кан­чи­ва­ет­ся пер­вый пе­тер­бург­ский пе­ри­од, ко­то­рый за­вер­шит­ся не воль­но­лю­би­вы­ми сти­хо­тво­ре­ни­я­ми Пуш­ки­на, а пер­вым круп­ным про­из­ве­де­ни­ем, вы­шед­шем в этом же году, по­э­мой «Рус­лан и Люд­ми­ла».

Об­лож­ка пер­во­го из­да­ния поэмы «Рус­лан и Люд­ми­ла» (1820 г.)

Рис. 22. Об­лож­ка пер­во­го из­да­ния поэмы «Рус­лан и Люд­ми­ла» (1820 г.)

 5. Южный период

На­чи­на­ет­ся тре­тий пе­ри­од, ко­то­рый при­ня­то на­зы­вать южным пе­ри­о­дом, про­сти­ра­ю­щим­ся от 1820 по 1824 год. Он же ро­ман­ти­че­ский пе­ри­од. Про­дол­жая рас­сказ об из­ме­не­ни­ях своей музы, Пуш­кин под­черк­нет имен­но ро­ман­ти­че­ское на­ча­ло в южном пе­ри­о­де:

Но я от­стал от их союза

И вдаль бежал...

На­пом­ним, что, на самом деле, Пуш­кин ни­ку­да не бежал, его пе­ре­ве­ли по служ­бе, но в сти­хо­тво­ре­ни­ях этой поры этот био­гра­фи­че­ский сюжет Пуш­кин будет опи­сы­вать по-раз­но­му, на наших гла­зах со­зда­вая по­э­ти­че­скую ле­ген­ду, миф, ко­то­рый не со­от­но­сит­ся с био­гра­фи­ей, но пре­об­ра­жа­ет­ся Пуш­ки­ным, со­зда­вая ощу­ще­ние сво­бо­ды соб­ствен­ной судь­бы, соб­ствен­но­го вы­бо­ра:

… она за мной.

Как часто лас­ко­вая Муза

Мне услаж­да­ла путь немой

Вол­шеб­ством тай­но­го рас­ска­за!

Как часто, по ска­лам Кав­ка­за,

Она Ле­но­рой, при луне,

Со мной ска­ка­ла на коне!

Кав­каз за­став­ля­ет вспом­нить первую ро­ман­ти­че­скую поэму Пуш­ки­на «Кав­каз­ский плен­ник»,

Об­лож­ка пер­во­го из­да­ния поэмы «Кав­каз­ский плен­ник» (1822 г.)

Рис. 23. Об­лож­ка пер­во­го из­да­ния поэмы «Кав­каз­ский плен­ник» (1822 г.)

а вот та самая Ле­но­ра, в ко­то­рую вдруг обер­ну­лась Пуш­кин­ская муза, ска­чу­щая на коне, – на­ча­ло ро­ман­ти­че­ской по­э­зии в рус­ской ли­те­ра­ту­ре, по­то­му что имен­но эта бал­ла­да немец­ко­го поэта Бюр­ге­ра

Г.А. Бюр­гер

Рис. 24. Г.А. Бюр­гер

была пе­ре­ло­же­на и пе­ре­де­ла­на в пер­вой бал­ла­де учи­те­ля Пуш­ки­на Ва­си­лия Жу­ков­ско­го «Люд­ми­ла».

В цен­тре этой бал­ла­ды, дей­стви­тель­но, су­ма­сшед­ше-фан­та­сти­че­ская скач­ка Люд­ми­лы со своим мерт­вым же­ни­хом в его мо­ги­лу. И это есть ни что иное как тот самый вол­шеб­ный рас­сказ, от­вле­ка­ю­щий нас от ре­аль­ной жизни и уво­дя­щий в мир во­об­ра­же­ния, ино­гда страш­но­го:

Как часто по бре­гам Та­ври­ды

Она меня во мгле ноч­ной

Во­ди­ла слу­шать шум мор­ской,

Немолч­ный шепот Нере­иды,

Глу­бо­кий, веч­ный хор валов,

Хва­леб­ный гимн отцу миров.

И тут тоже все по­ка­за­тель­но, ведь «брега Та­ври­ды» за­став­ля­ют вспом­нить Крым, а стало быть, Бах­чи­са­рай

Бах­чи­са­рай

Рис. 25. Бах­чи­са­рай

и вто­рую южную ро­ман­ти­че­скую поэму Пуш­ки­на «Бах­чи­са­рай­ский фон­тан»,

Ти­туль­ный лист из­да­ния поэмы «Бах­чи­са­рай­ский фон­тан» (1824 г.)

Рис. 26. Ти­туль­ный лист из­да­ния поэмы «Бах­чи­са­рай­ский фон­тан» (1824 г.)

равно как и сти­хо­тво­ре­ние «Нере­ида», где неожи­дан­но муза при­об­ре­та­ет стран­ный облик еще одной гре­че­ской бо­ги­ни:

И, по­за­быв сто­ли­цы даль­ной

И блеск и шум­ные пиры,

В глуши Мол­да­вии пе­чаль­ной

Она сми­рен­ные шатры

Пле­мен бро­дя­щих по­се­ща­ла,

И между ими оди­ча­ла,

И по­за­бы­ла речь богов

Для скуд­ных, стран­ных язы­ков,

Для песен степи, ей лю­без­ной...

На­пом­ним, что и био­гра­фи­че­ски тут речь идет о по­се­ще­нии Пуш­ки­ным цы­ган­ско­го та­бо­ра,

«Цы­ган­ский табор у ко­ст­ра» (К.Е. Ма­ков­ский, вто­рая по­ло­ви­на XIX в.)

Рис. 27. «Цы­ган­ский табор у ко­ст­ра» (К.Е. Ма­ков­ский, вто­рая по­ло­ви­на XIX в.)

с одной сто­ро­ны, а с дру­гой сто­ро­ны, о тре­тьей, по-сво­е­му вер­шин­ной поэме Пуш­ки­на «Цы­га­ны»,

Об­лож­ка из­да­ния поэмы «Цы­га­ны»

Рис. 28. Об­лож­ка из­да­ния поэмы «Цы­га­ны»

ко­то­рую он нач­нет пи­сать в самом конце юж­но­го пе­ри­о­да, а за­вер­шит в Ми­хай­лов­ском,

ока­зав­шись в ссыл­ке.

 

6. Михайловский период и Болдинская осень

На­пом­ним, что эту вось­мую главу Пуш­кин на­пи­шет в Бол­ди­но осе­нью 1830 года. Ему са­мо­му 31 год, он в рас­цве­те своей твор­че­ской ду­хов­ной жизни, и по­это­му важ­ней ста­но­вит­ся не столь­ко био­гра­фия, сколь­ко тот самый пе­ре­лом, ко­то­рый слу­чил­ся здесь с его музой: она вдруг «по­за­бы­ла речь богов для скуд­ных, стран­ных язы­ков». Он, ко­неч­но, на­пом­нит о том, что и сам пе­ре­се­лит­ся с юга в име­ние сво­е­го ле­ген­дар­но­го пра­де­да Ган­ни­ба­ла, в Ми­хай­лов­ское, и про­дол­жит рас­сказ о тех из­ме­не­ни­ях, ко­то­рые про­ис­хо­дят с его музой:

Вдруг из­ме­ни­лось все кру­гом,

И вот она в саду моем

Яви­лась ба­рыш­ней уезд­ной,

С пе­чаль­ной думою в очах,

С фран­цуз­ской книж­кою в руках.

Это за­став­ля­ет вспом­нить, в первую оче­редь, ра­бо­ту Пуш­ки­на над де­ре­вен­ски­ми гла­ва­ми «Ев­ге­ния Оне­ги­на», ко­то­рые уди­ви­тель­ным об­ра­зом сов­па­дут с этим био­гра­фи­че­ским пе­ри­о­дом Пуш­ки­на. Но самое глав­ное, что из­ме­ни­лась Пуш­кин­ская муза. И на фоне пред­ше­ству­ю­щих об­ли­ков клас­си­че­ской музы, вак­хан­ки, Ле­но­ры, Нере­иды, цы­ган­ки она вдруг обер­ну­лась обыч­ной дво­рян­ской де­вуш­кой. Но этот важ­ный пе­ре­ход от ро­ман­ти­че­ской музы к ре­а­ли­сти­че­ской ока­зал­ся столь важен, что раз­го­вор о нем по­тре­бо­вал осо­бо­го фраг­мен­та, ко­то­рый воз­ни­ка­ет в зна­ме­ни­тых от­рыв­ках из пу­те­ше­ствия Оне­ги­на:

*

Пре­крас­ны вы, брега Та­ври­ды,

Когда вас ви­дишь с ко­раб­ля

При свете утрен­ней Ки­при­ды,

Как вас впер­вой уви­дел я;

Вы мне пред­ста­ли в блес­ке брач­ном:

На небе синем и про­зрач­ном

Сияли груды ваших гор,

Долин, де­ре­вьев, сёл узор

Разо­стлан был пе­ре­до мною.

А там, меж хи­жи­нок татар...

Какой во мне проснул­ся жар!

Какой вол­шеб­ною тос­кою

Стес­ня­лась пла­мен­ная грудь!

Но, муза! про­шлое за­будь.

*

Какие б чув­ства ни та­и­лись

Тогда во мне — те­перь их нет:

Они про­шли иль из­ме­ни­лись...

Мир вам, тре­во­ги про­шлых лет!

В ту пору мне ка­за­лись нужны

Пу­сты­ни, волн края жем­чуж­ны,

И моря шум, и груды скал,

И гор­дой девы идеал,

И безы­мен­ные стра­да­нья...

И тут Пуш­кин, без­услов­но, прав, по­то­му что имен­но в ро­ман­ти­че­ском южном пе­ри­о­де осо­бен­ным об­ра­зом раз­ви­ва­ет­ся еще один по­э­ти­че­ский ро­ман­ти­че­ский миф о так на­зы­ва­е­мой нераз­де­лен­ной любви Пуш­ки­на, ко­то­рую он на­зы­ва­ет «безы­мен­ны­ми стра­да­ни­я­ми». Он вспо­ми­на­ет о них и в «Кав­каз­ском плен­ни­ке», и в «Бах­чи­са­рай­ском фон­тане». Но:

Дру­гие дни, дру­гие сны;

Сми­ри­лись вы, моей весны

Вы­со­ко­пар­ные меч­та­нья,

И в по­э­ти­че­ский бокал

Воды я много под­ме­шал.

И даль­ше несколь­ко иро­нич­но воз­ни­ка­ют неро­ман­ти­че­ские, не воз­вы­шен­ные кар­ти­ны:

*

Иные нужны мне кар­ти­ны:

Люблю пес­ча­ный ко­со­гор,

Перед из­буш­кой две ря­би­ны,

Ка­лит­ку, сло­ман­ный забор,

На небе се­рень­кие тучи,

Перед гум­ном со­ло­мы кучи

Да пруд под сенью ив гу­стых,

Раз­до­лье уток мо­ло­дых;

Те­перь мила мне ба­ла­лай­ка

Да пья­ный топот тре­па­ка

Перед по­ро­гом ка­ба­ка.

Мой идеал те­перь – хо­зяй­ка,

Мои же­ла­ния – покой,

Да щей гор­шок, да сам боль­шой.

И, невзи­рая на то, что перед нами по-преж­не­му по­э­зия и по­э­ти­че­ская речь, сама муза обер­ну­лась к обы­ден­ной жизни, между тем пы­та­ясь пре­вра­тить ее в по­э­зию.

 7. «Михайловское и Болдино»

Пе­ре­езд Пуш­ки­на из Пе­тер­бур­га в Ки­ши­нев в 1829 году, ко­то­рый по стран­ной тра­ди­ции на­зы­ва­ют южной ссыл­кой, в дей­стви­тель­но­сти не был ни­ка­кой ссыл­кой. Это был офи­ци­аль­ный слу­жеб­ный пе­ре­вод Пуш­ки­на по линии Кол­ле­гии ино­стран­ных дел для того, чтобы за­ни­мать­ся ино­стран­ны­ми де­ла­ми: устра­и­вать рус­скую жизнь Ки­ши­не­ва, недав­но осво­бож­ден­но­го из-под ту­рец­ко­го вла­ды­че­ства. А вот когда речь шла о Ми­хай­лов­ской ссыл­ке, то тут ссыл­ка была дей­стви­тель­ная и раз­во­ра­чи­ва­лась так, как раз­во­ра­чи­ва­лись тра­ди­ци­он­ны ссыл­ки: вас уволь­ня­ли со служ­бы, вы пре­вра­ща­лись в че­ло­ве­ка, ли­шен­но­го права слу­жить, и, по обык­но­ве­нию, дво­рян ссы­ла­ли в их име­ние. Но у Пуш­ки­на не было ни­ка­ко­го име­ния, по­это­му его со­сла­ли в име­ние его зна­ме­ни­то­го пра­де­да, спо­движ­ни­ка Петра, Аб­ра­ма Пет­ро­ви­ча Ган­ни­ба­ла.

А.П. Ган­ни­бал

Рис. 29. А.П. Ган­ни­бал

Часть Ми­хай­лов­ской губы была да­ро­ва­на Ган­ни­ба­лу Ели­за­ве­той Пет­ров­ной,

Им­пе­ра­три­ца Ели­за­ве­та Пет­ров­на

Рис. 30. Им­пе­ра­три­ца Ели­за­ве­та Пет­ров­на

до­че­рью Петра,

Им­пе­ра­тор Петр I

Рис. 31. Им­пе­ра­тор Петр I

ко­то­рая так почла за­слу­ги Аб­ра­ма Пет­ро­ви­ча в ка­че­стве спо­движ­ни­ка сво­е­го отца. И с того вре­ме­ни Ми­хай­лов­ское, что на­хо­ди­лось в Псков­ской гу­бер­нии, пре­вра­ти­лось в на­след­ствен­ное име­ние Ган­ни­ба­лов, и вла­де­ли­цей его ока­зы­ва­лась мама Пуш­ки­на На­деж­да Оси­пов­на.

Н.О. Пуш­ки­на

Рис. 32. Н.О. Пуш­ки­на

А вот вла­дель­цем соб­ствен­но­го име­ния Пуш­кин ста­нет толь­ко в 1830-м году, когда по слу­чаю же­нить­бы своей на На­та­льи Ни­ко­ла­евне Гон­ча­ро­вой,

Н.Н. Гон­ча­ро­ва

Рис. 33. Н.Н. Гон­ча­ро­ва

ко­то­рая, к со­жа­ле­нию, ока­за­лась бес­при­дан­ни­цей, он оза­бо­тит­ся необ­хо­ди­мо­стью со­зда­ния хоть ка­ко­го-то ка­пи­та­ла и для себя, и для своей бу­ду­щей семьи. И вот тогда отец часть сво­е­го име­ния пе­ре­даст в на­след­ство сыну. В 1830 году Пуш­кин впер­вые от­пра­вит­ся в Бол­ди­но за­ни­мать­ся тем, чтобы оформ­лять бу­ма­ги о пе­ре­да­чи этого име­ния в на­след­ство ему. Имен­но тогда слу­чит­ся зна­ме­ни­тая хо­ле­ра, ко­то­рая за­дер­жит Пуш­ки­на на 3 ме­ся­ца в Бол­ди­но. И сидя там, в глу­бо­ком за­то­че­нии, на грани жизни и смер­ти перед при­ят­ны­ми пер­спек­ти­ва­ми сва­дьбы, Пуш­кин раз­вер­нет необы­чай­но бур­ную твор­че­скую де­я­тель­ность. А потом, живя уже в Пе­тер­бур­ге, он мно­го­крат­но будет меч­тать о по­езд­ках в Ми­хай­лов­ское, в Бол­ди­но, по­то­му что имен­но там по­че­му-то, и чаще всего осе­нью, его по­се­ща­ло вдох­но­ве­ние. И од­на­ж­ды, в еще одну такую же Бол­дин­скую осень, но уже в 1833 году, это чудо по­вто­рит­ся…

 8. Второй петербургский период

На­пом­ним, что Ми­хай­лов­ский пе­ри­од вой­дет в ис­то­рию эво­лю­ции со­зда­ни­ем ис­то­ри­че­ской тра­ге­дии «Борис Го­ду­нов»

Об­лож­ка пер­во­го из­да­ния ис­то­ри­че­ской тра­ге­дии «Борис Го­ду­нов» (1831 г.)

Рис. 34. Об­лож­ка пер­во­го из­да­ния ис­то­ри­че­ской тра­ге­дии «Борис Го­ду­нов» (1831 г.)

и за­вер­шит­ся воз­вра­ще­ни­ем Пуш­ки­на сна­ча­ла в Моск­ву, потом в Пе­тер­бург. И можно счи­тать, что с 1826 года на­сту­па­ет вто­рой пе­тер­бург­ский пе­ри­од, невзи­рая на то, что Пуш­кин, ко­неч­но, будет по­се­щать Моск­ву, от­пра­вит­ся на Кав­каз в 1829 году, а в 1833 году со­вер­шит по­езд­ку в Орен­бург­скую гу­бер­нию по ме­стам, свя­зан­ным с вос­ста­ни­ем Пу­га­че­ва.

Е.И. Пу­га­чев

Рис. 35. Е.И. Пу­га­чев

Эти 30-е годы его твор­че­ства можно на­звать вто­рым пе­тер­бург­ским пе­ри­о­дом, внут­ри ко­то­ро­го об­на­ру­жит­ся две зна­ме­на­тель­ные твор­че­ские вспыш­ки, свя­зан­ные с име­ни­ем отца Пуш­ки­на Сер­гея Льво­ви­ча

С.Л. Пуш­кин

Рис. 36. С.Л. Пуш­кин

в Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии, в Бол­ди­но. Одна из них – это зна­ме­ни­тая бол­дин­ская осень 1830-го года, когда будет за­вер­шен роман «Ев­ге­ний Оне­гин», будут на­пи­са­ны «Ма­лень­кие тра­ге­дии», «По­ве­сти Бел­ки­на»

Об­лож­ка пер­во­го из­да­ния «По­ве­стей Бел­ки­на» (1831 г.)

Рис. 37. Об­лож­ка пер­во­го из­да­ния «По­ве­стей Бел­ки­на» (1831 г.)

и дру­гая, прав­да, менее зна­ме­ни­тая бол­дин­ская осень 1833-го года, когда Пуш­кин со­здаст поэму «Мед­ный всад­ник», по­весть «Пи­ко­вая дама». И, на­ко­нец, в 1836 году вый­дет по­весть «Ка­пи­тан­ская дочка».

Вопросы к конспектам

1. Про­чи­тай­те био­гра­фию Пуш­ки­на в несколь­ких ис­точ­ни­ках, со­ставь­те кон­спект ос­нов­ных жиз­нен­ных со­бы­тий поэта.

2. Со­ставь­те таб­ли­цу ос­нов­ных твор­че­ских пе­ри­о­дов Пуш­ки­на и про­из­ве­де­ний, на­пи­сан­ных в это время.

3. *Най­ди­те еще ал­лю­зии к дру­гим про­из­ве­де­ни­ям Пуш­ки­на в де­ся­той и во вступ­ле­нии к вось­мой главе из ро­ма­на «Ев­ге­ний Оне­гин».

Последнее изменение: Среда, 21 Июнь 2017, 16:05