ЕГЭ. Металлы. Способы получения металлов. Электролиз

Задания с выбором ответов А1-А16

Во­прос

Ком­мен­та­рий

А1. Как из­ме­ня­ют­ся ме­тал­ли­че­ские свой­ства в сле­ду­ю­щем ряду эле­мен­тов Be,Mg,Ca,Sr,Ba?

1. не из­ме­ня­ют­ся

2. уси­ли­ва­ют­ся

3. осла­бе­ва­ют

4. из­ме­ня­ют­ся пе­ри­о­ди­че­ски

Все это эле­мен­ты глав­ной под­груп­пы II груп­пы пе­ри­о­ди­че­ской си­сте­мы Д.И. Мен­де­ле­е­ва. По груп­пе свер­ху вниз ме­тал­ли­че­ские свой­ства уси­ли­ва­ют­ся.

 

 

 

Пра­виль­ный ответ 2.

А2. Какой из пе­ре­чис­лен­ных ме­тал­лов легче всего окис­ля­ет­ся на воз­ду­хе?

1. алю­ми­ний

2. маг­ний

3 на­трий

4. бе­ри­лий

Ак­тив­ность ме­тал­лов глав­ных под­групп уве­ли­чи­ва­ет­ся влево и вниз по пе­ри­о­ди­че­ской си­сте­ме. По­это­му среди пред­став­лен­ных ме­тал­лов легче всего будет окис­лять­ся на воз­ду­хе на­трий.

Пра­виль­ный ответ 3.

А3. В каком со­еди­не­нии мар­га­нец про­яв­ля­ет сте­пень окис­ле­ния +6?

1. HMnO4

2. Mn2O3

3. KMnO4

4. Na2MnO4

Опре­де­ля­ем сте­пень окис­ле­ния мар­ган­ца в каж­дом ве­ще­стве, зная, что О-2, а Н+1, и сте­пень окис­ле­ния ще­лоч­ных ме­тал­лов +1.Сумма всех сте­пе­ней окис­ле­ния в мо­ле­ку­ле долж­на быть равна 0.

Пра­виль­ный ответ 4.

А4. Вос­ста­но­ви­тель­ны­ми свой­ства­ми об­ла­да­ет:

1. Fe3+

2. Cu2+

3. Na

4. Na+

Вос­ста­но­ви­тель­ны­ми свой­ства­ми об­ла­да­ет ме­тал­ли­че­ский на­трий.

 

 

 

Пра­виль­ный ответ 3.

А5. В какой из при­ве­ден­ных пар оба гид­рок­си­да ам­фо­тер­ны?

1. Al(OH)3и Ba(OH)2

2. Al(OH)3и Zn(OH)2

3. Al(OH)3и NaOH

4. Ca(OH)2и Zn(OH)2

Ам­фо­тер­ные гид­рок­си­ды об­ра­зу­ют Be, Zn, Al, Cr3+, Fe.

По­это­му среди при­ве­ден­ных ва­ри­ан­тов оба гид­рок­си­ды ам­фо­тер­ные Al(OH)3 и Zn(OH)2.

 

Пра­виль­ный ответ 2.

А6. Какие гид­рок­си­ды со­от­вет­сву­ют ок­си­дам Li2O и Cr2O3?

1. LiOH, HCrO4

2. LiOH, Cr(OH)2

3. HLiO, Cr(OH)3

4. LiOH, Cr(OH)3

В гид­рок­си­де и в ок­си­де сте­пе­ни окис­ле­ния долж­ны быть равны.

 

 

 

Пра­виль­ный ответ 4.

А7. В какой паре ок­си­ды мар­ган­ца яв­ля­ют­ся со­от­вет­ствен­но ос­нов­ным и кис­лот­ным?

1. MnO и Mn2O7

2. MnO и MnO3

3. MnO2 и MnO3

4. MnO3 и Mn2O7

Сте­пе­ни окис­ле­ния +1, +2, +3 – ок­си­ды про­яв­ля­ют ос­нов­ные свой­ства. Сте­пе­ни окис­ле­ния +6 и +7 – это кис­лот­ные ок­си­ды.

Эти тре­бо­ва­ния сов­па­да­ют в пер­вой строч­ке.

 

Пра­виль­ный ответ 1.

А8. Со­ставь­те урав­не­ние ре­ак­ции алю­ми­ния с со­ля­ной кис­ло­той. Най­ди­те сумму ко­эф­фи­ци­ен­тов перед фор­му­ла­ми всех элек­тро­ли­тов.

1. 6

2. 8

3. 10

4. 13

2Al + 6HCl → 2AlCl3 + 3H2

Элек­тро­ли­ты – это 6HCl → 2AlCl3, и сумма ко­эф­фи­ци­ен­тов равна 8.

 

 

 

 

Пра­виль­ный ответ 2.

А9. Ре­ак­ция между ка­ки­ми ве­ще­ства­ми со­от­вет­сву­ет сле­ду­ю­ще­му со­кра­щен­но­му ион­но­му урав­не­ни­юCu2+ + Zn→ Zn2+ +Cu?

1. Cu и рас­твор ZnCl2

2. Cu(OH)2 и Zn

3. Zn и рас­твор CuCl2

4. CuO и Zn

В виде ионов могут при­сут­ство­вать толь­ко рас­тво­ри­мые со­еди­не­ния. Нужно найти рас­тво­ри­мое со­еди­не­ние меди (II).

 

 

 

 

Пра­виль­ный ответ 3.

А10. Гид­рок­сид на­трия не об­ра­зу­ет­ся:

1. при вза­и­мо­дей­ствии на­трия с водой

2. при элек­тро­ли­зе вод­но­го рас­тво­ра хло­ри­да на­трия

3. при вза­и­мо­дей­ствии пе­рок­си­да на­трия с водой

4. при вза­и­мо­дей­ствии рас­тво­ров нит­ра­та на­трия и гид­ро­ки­да калия

В ва­ри­ан­те №4 об­мен­ная ре­ак­ция не про­изой­дет.

 

 

 

 

 

Пра­виль­ный ответ 4.

А11. Что уси­ли­ва­ет кор­ро­зию ме­тал­ли­че­ских де­та­лей, на­хо­дя­щих­ся в воде?

1. до­бав­ле­ние в воду ин­ги­би­то­ра кор­ро­зии

2. при­ме­не­ние де­та­лей за­кле­пок из более ак­тив­но­го ме­тал­ла

3. при­ме­не­ние де­та­лей за­кле­пок из менее ак­тив­но­го ме­тал­ла

4. окра­ши­ва­ние де­та­лей

Более ак­тив­ный ме­талл умень­ша­ет кор­ро­зию ме­тал­ла за­щи­ща­е­мо­го. По­это­му если ис­поль­зо­вать при­ме­не­ние де­та­лей за­кле­пок из менее ак­тив­но­го ме­тал­ла, то кор­ро­зия ос­нов­но­го ме­тал­ла уси­лит­ся.

 

 

 

 

Пра­виль­ный ответ 3.

А12. Каким спо­со­бом нель­зя устра­нить вре­мен­ную жест­кость воды?

1. до­бав­ле­ни­ем пи­тье­вой соды

2. ки­пя­че­ни­ем

3. до­бав­ле­ни­ем из­вест­ко­во­го мо­ло­ка

4. до­бав­ле­ни­ем каль­ци­ни­ро­ван­ной соды

В трех пол­след­них пунк­тах жест­кость воды умень­шит­ся, так как об­ра­зу­ет­ся оса­док CaCO3↓.

При до­бав­ле­нии пи­тье­вой соды ни­че­го не из­ме­нит­ся.

 

 

Пра­виль­ный ответ 1.

А 13. Какой вос­ста­но­ви­тель не ис­поль­зу­ет­ся в ме­тал­лур­ги­че­ском про­из­вод­стве?

1. оксид уг­ле­ро­да (II)

2. во­до­род

3. элек­три­че­ский ток

4. медь

Медь – это ма­ло­ак­тив­ный ме­талл. Она не может ис­поль­зо­вать­ся вос­ста­но­ви­те­лем в ме­тал­лур­ги­че­ском про­из­вод­стве.

 

 

 

Пра­виль­ный ответ 4.

А14. Ко­неч­ным про­дук­том в це­поч­ке пре­вра­ще­ний на ос­но­ве со­еди­не­ний на­трия

Na  X1Х2 X3яв­ля­ет­ся:

1. На­трий

2. Кар­бо­нат на­трия

3. Гид­рок­сид на­трия

4. Гид­ро­кар­бо­нат на­трия

2Na +2 H2O → 2NaOH + H2

NaOH + CO2 → NaHCO3

2NaHCO3 Na2CO3 + H2O+ CO2

 

 

 

 

Пра­виль­ный ответ 2.

А15. При элек­тро­ли­зе рас­тво­ра хло­ри­да калия на ка­то­де про­ис­хо­дит:

1. Вос­ста­нов­ле­ние воды

2. Окис­ле­ние воды

3. Вос­ста­нов­ле­ние ионов калия

4. Окис­ле­ние хлора

На ка­то­де про­ис­хо­дит вос­ста­нов­ле­ние,по­это­му 2 и 4 ва­ри­ант ис­клю­ча­ем. При элек­тро­ли­зе вод­ных рас­тво­ров солей калия (ак­тив­ный ме­талл) сна­ча­ла про­ис­хо­дит элек­тро­лиз воды.

Пра­виль­ный ответ 1.

А16. При элек­тро­ли­зе рас­тво­ра нит­ра­та се­реб­ра на ка­то­де вы­де­ля­ет­ся

1. Се­реб­ро

2. Во­до­род

3. Се­реб­ро и во­до­род

4. Кис­ло­род и во­до­род

Се­реб­ро на­хо­дит­ся пра­вее во­до­ро­да в элек­тро­хи­ми­че­ском ряду на­пря­же­ний ме­тал­лов. Зна­чит, на ка­то­де будет вы­де­лять­ся толь­ко се­реб­ро.

 

Пра­виль­ный ответ 1.

Задания с кратким ответом и на соответствие В1-В7

В1. Из же­лез­ной руды, со­дер­жа­щей 320 кг Fe2O3, вы­пла­ви­ли 134,4 кг же­ле­за. Най­ди­те выход же­ле­за в про­цен­тах от тео­ре­ти­че­ски воз­мож­но­го.

В этой за­да­че не имеет зна­че­ния, каким об­ра­зом было по­лу­че­но же­ле­зо.

Fe2O3 →2Fe ; Из 1 моль Fe2O3 можно по­лу­чить 2 моль Fe

=

M(Fe )теор= 2

= .

Пра­виль­ный ответ: 60%

В2. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фор­му­лой соли и про­дук­том, об­ра­зу­ю­щим­ся на ка­то­де при элек­тро­ли­зе его вод­но­го рас­тво­ра:

А) Al(NO3)3

1. во­до­род

Б) Hg(NO3)2

2. алю­ми­ний

B) Cu(NO3)2

3. ртуть

Г) КNO3 

4. медь

 

5. кис­ло­род

 

6. калий

 

Алю­ми­ний и калий – ак­тив­ные ме­тал­лы, зна­чит, на ка­то­де будет про­ис­хо­дить элек­тро­лиз воды А1, Г1. Ртуть и медь рас­по­ло­же­ны пра­вее во­до­ро­да, на ка­то­де будет ме­талл: Б3, В4.

 

 

 

 

 

Пра­виль­ный ответ: А1 Б3 В4 Г1

В3. При рас­тво­ре­нии 10 г об­раз­ца меди с при­ме­ся­ми ок­си­да меди (II) в из­быт­ке кон­цен­три­ро­ван­ной сер­ной кис­ло­ты вы­де­ли­лось 0,125 моль газа. Вы­чис­ли­те мас­со­вую долю меди во взя­том об­раз­це.

Cu + 2H2SO4(конц) → СuSO4 + SO2↑+ 2H2O

CuO + H2SO4(конц) → СuSO4 + H2O

m(Cu) = 0,125 моль 64 г/моль= 8 г.

 

 

Пра­виль­ный ответ: 80%

В4. Ука­жи­те мо­ляр­ную массу ве­ще­ства, вы­де­лив­ше­го­ся на инерт­ном аноде при элек­тро­ли­зе суль­фа­та меди (II).

При элек­тро­ли­зе рас­тво­ра суль­фа­та меди на ка­то­де будет вы­де­лять­ся медь, на аноде будет про­ис­хо­дить окис­ле­ние воды и вы­де­лит­ся кис­ло­род, в рас­тво­ре будет на­хо­дить­ся сер­ная кис­ло­та. На аноде вы­де­ля­ет­ся кис­ло­род. Его мо­ляр­ная масса – 32.

CuSO4 + H2O  Cu + H2SO4 + O2

 

Пра­виль­ный ответ: M (O2) = 32 г/моль.

В5. Какое ве­ще­ство об­ра­зу­ет­ся в ре­зуль­та­те сле­ду­ю­щих пре­вра­ще­ний:

NH3 …  …?

4NH3+5O2NO+6 H2O

2NO +О2 ⇄2 NO2

4NO2+ 2H2O + О2 ⇄ 4HNO3

NH3+ H NO3 = NH4 NO3

Пра­виль­ный ответ: нит­рат ам­мо­ния.

В6. Каков объём уг­ле­кис­ло­го газа (н.у.), вы­де­лив­ше­го­ся при тер­ми­че­ском раз­ло­же­нии кар­бо­на­та маг­ния, если при этом было по­лу­че­но 10 г ок­си­да маг­ния?

MgCO3MgO + CO2

n(MgO) = n(CO2) = 10/40=0,25 моль.

V(CO2) = 0,25 моль ∙22,4 моль/л= 5,6 л.

 

Пра­виль­ный ответ: V(CO2) = 5,6 л.

 

В7. Какое ве­ще­ство вы­де­лит­ся на ка­то­де при элек­тро­ли­зе рас­тво­ра хло­ри­да калия? На­зо­ви­те это ве­ще­ство.

При элек­тро­ли­зе вод­но­го рас­тво­ра хло­ри­да на ка­то­де про­ис­хо­дит элек­тро­лиз воды и по­лу­ча­ет­ся во­до­род.

Пра­виль­ный ответ: Н2

Задания с развернутым ответом С1-С3

Во­прос

Ком­мен­та­рий

С1. Со­ставь­те урав­не­ния ре­ак­ций, про­ис­хо­дя­щих при опус­ка­нии ку­соч­ка цинка в рас­твор хло­ри­да цинка. Опи­ши­те внеш­ние при­зна­ки иду­щих про­цес­сов.

Рас­твор хло­ри­да цинка под­вер­га­ет­ся ча­стич­но­му гид­ро­ли­зу.

Zn2+ + H2O⇄Zn(OH)+ +H+

ионы во­до­ро­да ре­а­ги­ру­ют с ме­тал­ли­че­ским цин­ком

+ + Zn → Zn2++ H2

Ответ: гид­ро­лиз хло­ри­да цинка будет уси­ли­вать­ся, а ме­тал­ли­че­ский цинк будет мед­лен­но рас­тво­рять­ся, и при этом вы­де­лит­ся во­до­род..

С2. Ку­со­чек на­трия опу­сти­ли в рас­твор суль­фа­та меди (II). Со­ставь­те урав­не­ния ре­ак­ций про­ис­хо­дя­щих про­цес­сов и опи­ши­те внеш­ние при­зна­ки этих ре­ак­ций.

2Na +2H2O → 2NaOH + H2

По­лу­ча­ю­щий­ся NaOH вза­и­мо­дей­ству­ет с CuSO4 c об­ра­зо­ва­ни­ем осад­ка.

2NaOH + CuSO4→ Cu(OH)2↓ + Na2SO4

Ответ: рас­тво­ре­ние на­трия, вы­де­ле­ние во­до­ро­да, об­ра­зо­ва­ние го­лу­бо­го сту­де­ни­сто­го осад­ка гид­рок­си­да меди (II).

С3. Мед­ные элек­тро­ды под­со­еди­ни­ли к раз­ным по­лю­сам ба­та­рей­ки и опу­сти­ли в рас­твор мед­но­го ку­по­ро­са. Опи­ши­те про­цес­сы, про­те­ка­ю­щие на ка­то­де и на аноде.

На ка­то­де будет про­ис­хо­дить вос­ста­нов­ле­ние меди: Cu2++2e =Cu0, и из рас­тво­ра будет оса­ждать­ся медь. Масса ка­то­да будет уве­ли­чи­вать­ся.

На аноде будет про­ис­хо­дить окис­ле­ние меди: Cu0-2e=Cu2+, медь рас­тво­ря­ет­ся, масса анода будет умень­шать­ся. Это ис­поль­зу­ет­ся для очист­ки меди.

 

Под­ве­де­ние итога

Вы смог­ли про­ве­рить свои зна­ния по теме «ЕГЭ. Ме­тал­лы. Спо­со­бы по­лу­че­ния ме­тал­лов. Элек­тро­лиз». Вы си­сте­ма­ти­зи­ро­ва­ли и за­кре­пи­ли зна­ния по рас­ши­рен­ной теме «ЕГЭ. Ме­тал­лы. Спо­со­бы по­лу­че­ния ме­тал­лов. Элек­тро­лиз», рас­смот­рев опре­де­лен­ные во­про­сы и разо­брав ре­ше­ния задач, ко­то­рые воз­мож­ны на Еди­ном го­су­дар­ствен­ном эк­за­мене.

Последнее изменение: Суббота, 21 Октябрь 2017, 03:31