Решение задач по динамике. Движение связанных тел

 Введение

Мы про­дол­жа­ем изу­чать ди­на­ми­ку – раз­дел фи­зи­ки, изу­ча­ю­щий при­чи­ны воз­ник­но­ве­ния ме­ха­ни­че­ско­го дви­же­ния.

Часто мы ре­ша­ем за­да­чи, в ко­то­рых есть несколь­ко свя­зан­ных между собой тел, на каж­дое из ко­то­рых дей­ству­ют несколь­ко сил. Мы уже ре­ша­ли за­да­чи по ди­на­ми­ке и знаем, как это де­ла­ет­ся. Как обыч­но, мы:

1) опре­де­ля­ем все силы, дей­ству­ю­щие на тело;

2) вы­би­ра­ем удоб­ную си­сте­му ко­ор­ди­нат;

3) при­ме­ня­ем вто­рой закон Нью­то­на, то есть за­пи­сы­ва­ем век­тор­ную сумму дей­ству­ю­щих на тело сил и при­рав­ни­ва­ем ее ;

4) чтобы при­ве­сти урав­не­ние к виду, в ко­то­ром мы можем его легко ре­шить,

 за­пи­сы­ва­ем его в про­ек­ци­ях на вы­бран­ные оси ко­ор­ди­нат.

 Решение задач. Задача 1

За­да­ча

Два уче­ни­ка на ро­ли­ко­вых конь­ках дер­жат­ся за ве­рев­ку, про­тя­ну­тую между ними. Когда они на­чи­на­ют вдво­ем вы­тя­ги­вать ве­рев­ку, пер­вый на­чи­на­ет дви­гать­ся с уско­ре­ни­ем . С каким уско­ре­ни­ем дви­жет­ся вто­рой, если его масса в 1,5 раза мень­ше? Силой тре­ния между зем­лей и ро­ли­ка­ми пре­не­бречь.

Ана­лиз усло­вия:

- в за­да­че опи­са­ны два уче­ни­ка, свя­зан­ные через ве­рев­ку;

- на каж­до­го уче­ни­ка дей­ству­ет сила тя­же­сти  и , сила ре­ак­ции опоры и  и сила на­тя­же­ния ве­рев­ки и . Обо­зна­чим их на рис. 1.

Силы, дей­ству­ю­щие на пер­во­го уче­ни­ка (слева), вто­ро­го (спра­ва)

Рис. 1. Силы, дей­ству­ю­щие на пер­во­го уче­ни­ка (слева), вто­ро­го (спра­ва)

- уче­ни­ки вза­и­мо­дей­ству­ют между собой через ве­рев­ку с си­ла­ми, по тре­тье­му за­ко­ну Нью­то­на, рав­ны­ми по мо­ду­лю: .

- силы, дей­ству­ю­щие на каж­до­го уче­ни­ка, вы­зы­ва­ют его уско­ре­ние, будем при­ме­нять вто­рой закон Нью­то­на. Уче­ни­ки не свя­за­ны ве­рев­кой жест­ко, они вы­тя­ги­ва­ют ве­рев­ку, пе­ре­хва­ты­вая ее, по­это­му их уско­ре­ния могут от­ли­чать­ся.

Об­ра­тим вни­ма­ние, что, при­ме­няя вто­рой закон Нью­то­на к уче­ни­ку, мы учи­ты­ва­ем имен­но силы, ко­то­рые дей­ству­ют на уче­ни­ка. Мы не долж­ны, на­при­мер, оши­боч­но учесть силу, с ко­то­рой уче­ник тащит на ве­рев­ку, нам важна сила, с ко­то­рой ве­рев­ка дей­ству­ет на уче­ни­ка.

Ре­ше­ние

Вы­бе­рем си­сте­му ко­ор­ди­нат. Удоб­но на­пра­вить ось х вдоль ве­рев­ки, а ось у пер­пен­ди­ку­ляр­но ей вверх (рис. 2).

Вы­бран­ная си­сте­ма ко­ор­ди­нат

Рис. 2. Вы­бран­ная си­сте­ма ко­ор­ди­нат

При­ме­ним вто­рой закон Нью­то­на для каж­до­го тела:

За­пи­шем по­лу­чен­ные вы­ра­же­ния в про­ек­ци­ях на вы­бран­ные оси ко­ор­ди­нат. В про­ек­ции на ось у имеем , для ре­ше­ния за­да­чи урав­не­ния ни­ка­кой ин­фор­ма­ции не несут. В про­ек­ции на ось х за­пи­шем:

С уче­том того что , а от­но­ше­ние масс по усло­вию за­да­чи , за­пи­шем:

При­рав­няв пра­вые части урав­не­ний, по­лу­чим: .

За­да­ча ре­ше­на: уско­ре­ние вто­ро­го уче­ни­ка в пол­то­ра раза боль­ше уско­ре­ния пер­во­го.

 Решение задач. Задача 2

На нити, пе­ре­бро­шен­ной через непо­движ­ный блок, под­ве­ше­ны грузы мас­са­ми m и 2m. С каким уско­ре­ни­ем будут дви­гать­ся грузы, если их от­пу­стить? Тре­ни­ем в блоке пре­не­бречь.

Ана­лиз усло­вия:

- в за­да­че опи­са­ны два свя­зан­ных груза;

- на каж­дый из них дей­ству­ет сила тя­же­сти и оди­на­ко­вая по мо­ду­лю сила на­тя­же­ния нити (по тре­тье­му за­ко­ну Нью­то­на);

- грузы жест­ко свя­за­ны нерас­тя­жи­мой нитью, зна­чит, они оба дви­жут­ся с оди­на­ко­вым уско­ре­ни­ем, по вто­ро­му за­ко­ну Нью­то­на, вы­зван­ным рав­но­дей­ству­ю­щей силой для каж­до­го груза;

- есте­ствен­но пред­по­ло­жить, что уско­ре­ние будет на­прав­ле­но в сто­ро­ну более тя­же­ло­го груза (рис. 3).

Силы, дей­ству­ю­щие на грузы

Рис. 3. Силы, дей­ству­ю­щие на грузы

Ре­ше­ние

Тела дви­жут­ся вдоль вер­ти­каль­но­го на­прав­ле­ния, по­это­му на­пра­вим ко­ор­ди­нат­ную ось вер­ти­каль­но, на­при­мер, вниз.

При­ме­ним вто­рой закон Нью­то­на для каж­до­го тела:

За­пи­шем в про­ек­ции на ось у и по­лу­чим си­сте­му урав­не­ний: .

Оста­ет­ся ре­шить си­сте­му и найти уско­ре­ние, ко­то­рое по­лу­чим рав­ным . 

Ма­те­ма­ти­че­ская часть ре­ше­ния за­да­чи

Вы­чтем вто­рое урав­не­ние из пер­во­го: 

 Решение задач. Задача 3

Два брус­ка, массы ко­то­рых равны  и , свя­за­ны нитью и лежат на глад­ком столе. К од­но­му из брус­ков при­ло­же­на сила , на­прав­лен­ная па­рал­лель­но плос­ко­сти стола. При каком мак­си­маль­ном зна­че­нии силы  нить обо­рвет­ся, если сила будет при­ло­же­на: а) к брус­ку мас­сой ; б) к брус­ку мас­сой ? Нить вы­дер­жи­ва­ет мак­си­маль­ную силу на­тя­же­ния . Тре­ни­ем пре­не­бречь.

Ана­лиз усло­вия:

- в за­да­че опи­са­ны два свя­зан­ных груза;

- решим за­да­чу для слу­чая а. Тогда на пер­вый бру­сок дей­ству­ет сила тя­же­сти , сила ре­ак­ции опоры , сила на­тя­же­ния нити  и сила . На вто­рой бру­сок дей­ству­ет сила тя­же­сти , сила ре­ак­ции опоры  и сила на­тя­же­ния нити . Обо­зна­чим силы на рис. 3.

Ре­ше­ние за­да­чи для слу­чая а

Рис. 4. Ре­ше­ние за­да­чи для слу­чая а

- по тре­тье­му за­ко­ну Нью­то­на ;

- грузы жест­ко свя­за­ны нерас­тя­жи­мой нитью, зна­чит, они оба дви­жут­ся с оди­на­ко­вым уско­ре­ни­ем. Будем при­ме­нять вто­рой закон Нью­то­на.

- нам нужно ре­шить за­да­чу для слу­чая, когда нить вот-вот разо­рвет­ся, по­это­му при вы­чис­ле­ни­ях под­ста­вим зна­че­ние .

Ре­ше­ние

Вы­бе­рем си­сте­му ко­ор­ди­нат. Как и в одной из преды­ду­щих задач, в про­ек­ции на вер­ти­каль­ную ось ко­ор­ди­нат мы по­лу­чим для каж­до­го брус­ка, что , нас в дан­ной за­да­че это не ин­те­ре­су­ет. По­это­му нам будет до­ста­точ­но одной оси, на­пра­вим ее вдоль дей­ствия силы  (рис.4).

На­прав­ле­ние оси х

Рис. 4. На­прав­ле­ние оси х

При­ме­ним вто­рой закон Нью­то­на для каж­до­го тела:

За­пи­шем в про­ек­ции на ось x. Сразу под­ста­вим зна­че­ния сил  и  и по­лу­чим си­сте­му урав­не­ний: .

Оста­ет­ся ре­шить си­сте­му и найти .

Ма­те­ма­ти­че­ская часть ре­ше­ния за­да­чи

Вы­ра­зим из вто­ро­го урав­не­ния уско­ре­ние : .

Под­ста­вим в пер­вое и вы­ра­зим : .

Вы­чис­лим:

По­лу­чим ко­неч­ную фор­му­лу  и ответ 16,3 Н. При от­ве­те на во­прос б (по­ка­зать гра­фи­кой усло­вие) за­да­ча будет ре­шать­ся точно так же, толь­ко брус­ки 1 и 2 по­ме­ня­ют­ся ме­ста­ми. Ре­ко­мен­дую вам про­де­лать это са­мо­сто­я­тель­но, а я под­став­лю в ко­неч­ной фор­му­ле  вме­сто  – и, на­о­бо­рот, по­лу­чим:

 Решение задач. Задача 4

Че­ты­ре оди­на­ко­вых брус­ка мас­сой  каж­дый свя­за­ны ни­тя­ми и лежат на глад­ком столе (рис. 5). К пер­во­му брус­ку при­ло­же­на сила , па­рал­лель­ная плос­ко­сти стола. Най­ди­те силы на­тя­же­ния всех нитей.

Усло­вие за­да­чи

Рис. 5. Усло­вие за­да­чи

Ана­лиз усло­вия:

- в за­да­че опи­са­ны че­ты­ре свя­зан­ных брус­ка;

- на каж­дый бру­сок дей­ству­ет сила тя­же­сти , сила ре­ак­ции опоры , силы на­тя­же­ния нитей , ко­то­рые при­креп­ле­ны к рас­смат­ри­ва­е­мо­му брус­ку, и на пер­вый бру­сок еще дей­ству­ет сила .

- по тре­тье­му за­ко­ну Нью­то­на, пер­вая нить дей­ству­ет на пер­вый и вто­рой груз с оди­на­ко­вы­ми си­ла­ми, рав­ны­ми по мо­ду­лю и про­ти­во­по­лож­ны­ми по на­прав­ле­нию, обо­зна­чим это на ри­сун­ке как  и . Вто­рая нить дей­ству­ет на вто­рой и тре­тий бру­сок с си­ла­ми, рав­ны­ми  и т.д. (рис.6).

Силы, дей­ству­ю­щие на брус­ки

Рис. 6. Силы, дей­ству­ю­щие на брус­ки

- грузы жест­ко свя­за­ны нерас­тя­жи­мы­ми ни­тя­ми, зна­чит, они все дви­жут­ся с оди­на­ко­вым уско­ре­ни­ем. Будем при­ме­нять вто­рой закон Нью­то­на.

Ре­ше­ние

Вы­бе­рем си­сте­му ко­ор­ди­нат. Как и в преды­ду­щей за­да­че, в про­ек­ции на вер­ти­каль­ную ось ко­ор­ди­нат мы по­лу­чим для каж­до­го брус­ка, что , нас в дан­ной за­да­че это не ин­те­ре­су­ет. По­это­му нам будет до­ста­точ­но одной оси, на­пра­вим ее вдоль дей­ствия силы .При­ме­ним вто­рой закон Нью­то­на для каж­до­го брус­ка:

За­пи­шем в про­ек­ции на ось x, сразу учи­ты­вая, что массы брус­ков равны , и по­лу­чим си­сте­му урав­не­ний: .

Оста­ет­ся ре­шить си­сте­му и найти , и .

По­лу­чим ответ: 

Ма­те­ма­ти­че­ская часть ре­ше­ния за­да­чи

Сло­жим все 4 урав­не­ния си­сте­мы и по­лу­чим:

Под­ста­вим в чет­вер­тое урав­не­ние: .

Под­ста­вим  и в тре­тье урав­не­ние:

Под­ста­вим  и  во вто­рое урав­не­ние:

Как ви­ди­те, даже в за­да­че с че­тырь­мя свя­зан­ны­ми те­ла­ми мы ни­че­го но­во­го не де­ла­ли: мы, как обыч­но, опре­де­ли­ли силы, ко­то­рые дей­ству­ют на каж­дое от­дель­ное тело, и при­ме­ни­ли к каж­до­му телу вто­рой закон Нью­то­на, за­пи­сав его в про­ек­ции на вы­бран­ные оси ко­ор­ди­нат.

Последнее изменение: Среда, 6 Июнь 2018, 16:24