Типы речи

Типы речи – раз­гра­ни­че­ние речи по обоб­щен­но­му зна­че­нию на по­вест­во­ва­ние, опи­са­ние, рас­суж­де­ние.

По­вест­во­ва­ние – тип речи, в ко­то­ром из­ла­га­ют­ся со­бы­тия в опре­де­лён­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти.

Ху­до­же­ствен­ный по­вест­во­ва­тель­ный текст стро­ит­ся по сле­ду­ю­щей ком­по­зи­ци­он­ной схеме:

экс­по­зи­ция

за­вяз­ка

раз­ви­тие дей­ствия

куль­ми­на­ция

раз­вяз­ка

Про­из­ве­де­ния по­вест­во­ва­тель­но­го типа речи могут на­чи­нать­ся сразу с за­вяз­ки и даже с раз­вяз­ки дей­ствия, т. е. со­бы­тие может пе­ре­да­вать­ся в пря­мой, хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти и в об­рат­ной, когда мы сна­ча­ла узна­ём о раз­вяз­ке, а уже потом – о самом дей­ствии.

Вы­ра­зи­тель­ная и изоб­ра­зи­тель­ная сила по­вест­во­ва­ния за­клю­ча­ет­ся пре­жде всего в на­гляд­ном пред­став­ле­нии дей­ствия, дви­же­ния людей и яв­ле­ний во вре­ме­ни и про­стран­стве.

По­вест­во­ва­нию свой­ствен­ны:

со­об­ще­ние о раз­ви­ва­ю­щих­ся со­бы­ти­ях, дей­стви­ях или со­сто­я­ни­ях;

ди­на­мич­ность;

ве­ду­щая часть речи – гла­гол или слова со зна­че­ние дви­же­ния.

По­сколь­ку в по­вест­во­ва­нии со­об­ща­ет­ся о со­бы­ти­ях, про­ис­ше­стви­ях, дей­стви­ях, осо­бая роль здесь при­над­ле­жит гла­го­лам, осо­бен­но фор­мам про­шед­ше­го вре­ме­ни со­вер­шен­но­го вида. Они, обо­зна­чая по­сле­до­ва­тель­но сме­ня­ю­щие друг друга со­бы­тия, по­мо­га­ют раз­вёр­ты­ва­нию по­вест­во­ва­ния.

Так про­шло около часа. Месяц све­тил в окно, и луч его играл по зем­ля­но­му полу хаты. Вдруг на яркой по­ло­се, пе­ре­се­ка­ю­щей пол, про­мельк­ну­ла тень. Я при­встал и взгля­нул в окно, кто-то вто­рич­но про­бе­жал мимо его и скрыл­ся бог знает куда. Я не мог по­ла­гать, чтоб это су­ще­ство сбе­жа­ло по от­ве­су бе­ре­га; од­на­ко иначе ему неку­да было де­вать­ся. Я встал, на­ки­нул беш­мет, опо­я­сал кин­жал и ти­хо-ти­хо вышел из хаты; нав­стре­чу мне сле­пой маль­чик. Я при­та­ил­ся у за­бо­ра, и он вер­ной, но осто­рож­ной по­сту­пью про­шёл мимо меня. Под мыш­ка­ми он нёс ка­кой-то узел и, по­вер­нув­шись к при­ста­ни, стал спус­кать­ся по узкой и кру­той тро­пин­ке.

М.Ю. Лер­мон­тов

Опи­са­ние – тип речи, где опи­сы­ва­ют­ся при­зна­ки пред­ме­тов, яв­ле­ний, жи­вот­ных, че­ло­ве­ка.

Ком­по­зи­ция опи­са­ния, наи­бо­лее ха­рак­тер­ные её эле­мен­ты:

общее пред­став­ле­ние о пред­ме­те;

опи­са­ние де­та­лей, ча­стей, от­дель­ных при­зна­ков пред­ме­та;

ав­тор­ская оцен­ка, вывод, за­клю­че­ние.

В опи­са­нии ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся:

слова, обо­зна­ча­ю­щие ка­че­ства, свой­ства пред­ме­тов;

гла­го­лы в форме про­шед­ше­го вре­ме­ни несо­вер­шен­но­го вида, а для осо­бой на­гляд­но­сти, изоб­ра­зи­тель­но­сти – в форме на­сто­я­ще­го вре­ме­ни;

со­гла­со­ван­ные и несо­гла­со­ван­ные опре­де­ле­ния;

на­зыв­ные и непол­ные пред­ло­же­ния.

Море гу­де­ло под ними гроз­но, вы­де­ля­ясь из всех шумов этой тре­вож­ной и сон­ной ночи. Огром­ное, те­ря­ю­ще­е­ся в про­стран­стве, оно ле­жа­ло глу­бо­ко внизу, да­ле­ко белея сквозь су­мрак бе­гу­щи­ми к земле гри­ва­ми пены. Стра­шен был и бес­по­ря­доч­ный гул ста­рых то­по­лей за огра­дой сада, мрач­ным ост­ро­вом вы­рас­тав­ше­го на ска­ли­стом при­бре­жье. Чув­ство­ва­лось, что в этом без­люд­ном месте власт­но царит те­перь ночь позд­ней осени, и ста­рый боль­шой сад, за­би­тый на зиму дом и рас­кры­тые бе­сед­ки по углам огра­ды были жутки своей за­бро­шен­но­стью. Одно море гу­де­ло ровно, по­бед­но и, ка­за­лось, всё ве­ли­ча­вее в со­зна­нии своей силы. Влаж­ный ветер валил с ног на об­ры­ве, и мы долго не в со­сто­я­нии были на­сы­тить­ся его мяг­кой, до глу­би­ны души про­ни­ка­ю­щей све­же­стью.

И.А. Бунин

Рас­суж­де­ние – тип речи, в ко­то­ром утвер­жда­ет­ся или от­ри­ца­ет­ся ка­кое-то яв­ле­ние, факт, по­ня­тие.

Рас­суж­де­ние от­ли­ча­ет­ся от по­вест­во­ва­ния и опи­са­ния более слож­но по­стро­ен­ны­ми пред­ло­же­ни­я­ми, лек­си­кой.

Рас­суж­де­ние может вы­сту­пать в форме пись­ма, ста­тьи, ре­цен­зии, до­кла­да, уче­ни­че­ско­го со­чи­не­ния, по­ле­ми­че­ско­го вы­ступ­ле­ния в дис­кус­сии, по­ле­ми­че­ско­го диа­ло­га и др.

Рас­суж­де­ние стро­ит­ся по сле­ду­ю­ще­му плану:

тезис (вы­ска­зы­ва­ет­ся ка­кая-то мысль);

ар­гу­мен­ты, до­ка­зы­ва­ю­щие его;

вывод, или за­клю­че­ние.

Тезис дол­жен быть до­ка­зу­е­мым и чётко сфор­му­ли­ро­ван­ным. Ар­гу­мен­ты долж­ны быть убе­ди­тель­ны­ми, и их долж­но быть до­ста­точ­но для до­ка­за­тель­ства ва­ше­го те­зи­са.

Стран­ная это вещь – книга. Есть в ней, мне ка­жет­ся, что-то за­га­доч­ное, чуть ли не ми­сти­че­ское. Вот вышло в свет оче­ред­ное новое из­да­ние – и тот­час где-то в ста­ти­сти­ке оно уже фи­гу­ри­ру­ет. А на самом деле, хоть книга и есть, но её нет! Нет, пока не про­чтёт её хоть один чи­та­тель.

Да, стран­ная вещь – книга. Стоит она на полке тихо, спо­кой­но, как и мно­гие дру­гие пред­ме­ты в вашей ком­на­те. Но вот вы бе­рё­те её в руки, от­кры­ва­е­те, чи­та­е­те, за­кры­ва­е­те, ста­ви­те на полку и … всё? А разве что-то в вас не пе­ре­ме­ни­лось? При­слу­ша­ем­ся к себе: разве после чте­ния книги не зву­ча­ла в нашей душе ка­кая-то новая струн­ка, не по­се­ли­лась в го­ло­ве ка­кая-то новая дума? Разве не за­хо­те­лось что-то пе­ре­смот­реть в своём ха­рак­те­ре, в своих вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях с лю­дь­ми, с при­ро­дой?

Книга …. Это ведь ку­со­чек ду­хов­но­го опыта че­ло­ве­че­ства. Читая, мы воль­но или неволь­но пе­ре­ра­ба­ты­ва­ем этот опыт, со­по­став­ля­ем с ним свои жиз­нен­ные об­ре­те­ния и по­те­ри. В общем, с по­мо­щью книги мы са­мо­со­вер­шен­ству­ем­ся.

(Н. Мо­ро­зо­ва)

Вопросы к конспектам

Опре­де­лить тип речи.

1 ва­ри­ант

1. Рас­суж­де­ние. 2. По­вест­во­ва­ние. 3. Опи­са­ние.

(1) На­коп­лен­ные с тех пор на­уч­ные зна­ния поз­во­ля­ют го­во­рить, что ис­ти­на лежит по­се­ре­дине. (2) Ни один при­знак не может раз­вить­ся, если такая воз­мож­ность не за­ло­же­на в ге­но­ти­пе. (3) Но если раз­ви­тие про­те­ка­ет в раз­ных усло­ви­ях, то про­яв­ле­ние ге­но­ти­па будет ва­рьи­ро­вать­ся. (4) А глав­ное, каж­до­му при­зна­ку надо по­мочь раз­вить­ся.

2 ва­ри­ант

1. Рас­суж­де­ние. 2. По­вест­во­ва­ние. 3. Опи­са­ние.

(1) И вот че­ло­век са­дит­ся пи­сать не тогда, когда ему что-то нужно ска­зать, а тогда, когда нужно пла­тить за квар­ти­ру. (2) И на гла­зах све­жий ро­сто­чек та­лан­та жел­те­ет, сох­нет. (3) И нет уже пи­са­те­ля. (4) На­чи­на­ю­щий пи­са­тель, если он ува­жа­ет свой та­лант и до­ро­жит им, не дол­жен «жить» ли­те­ра­ту­рой. (5) Чем угод­но до­бы­вай сред­ства к жизни, толь­ко не пи­са­тель­ством.

3 ва­ри­ант

1. Рас­суж­де­ние. 2. По­вест­во­ва­ние, 3. Опи­са­ние 4. Рас­суж­де­ние и опи­са­ние.

(1) Как ху­дож­ник со­зда­ёт пей­заж­ную кар­ти­ну, так и целый народ по­сте­пен­но, неволь­но даже, быть может, штрих за штри­хом на про­тя­же­нии сто­ле­тий со­зда­ёт ланд­шафт и пей­заж своей стра­ны. (2) Лицо ста­рой, до­ре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии опре­де­ля­лось, на­при­мер, в боль­шой сте­пе­ни теми сот­ня­ми тысяч церк­вей и ко­ло­ко­лен, ко­то­рые были рас­став­ле­ны по всем её про­сто­рам на воз­вы­шен­ных пре­иму­ще­ствен­но ме­стах и ко­то­рые опре­де­ля­ли си­лу­эт каж­до­го го­ро­да – от са­мо­го боль­шо­го до са­мо­го ма­лень­ко­го, а также сот­ня­ми мо­на­сты­рей, бес­чис­лен­ным ко­ли­че­ством вет­ря­ных и во­дя­ных мель­ниц. (3) Нема­лую долю в ланд­шафт и пей­заж стра­ны при­вно­си­ли и де­сят­ки тысяч по­ме­щи­чьих уса­деб с их пар­ка­ми, си­сте­ма­ми пру­дов. (4) Но в первую оче­редь, и неболь­шие де­ре­вень­ки, и сёла с вёт­ла­ми, ко­лод­ца­ми, бань­ка­ми, тро­пин­ка­ми, са­да­ми, рез­ны­ми на­лич­ни­ка­ми, пас­ту­шьи­ми рож­ка­ми, со­ло­мен­ны­ми кры­ша­ми, ма­лень­ки­ми еди­но­лич­ны­ми по­ля­ми (В. Со­ло­ухин).

4 ва­ри­ант

1. Рас­суж­де­ние. 2. Опи­са­ние. 3. По­вест­во­ва­ние и опи­са­ние. 4. Рас­суж­де­ние и опи­са­ние.

(1) Пла­ка­ли дети, лам­поч­ка, мигая от пе­ре­па­дов на­пря­же­ния, раз­брыз­ги­ва­ла пучки жёл­тень­ко­го света, запах че­го-то несве­же­го и затх­ло­го за­би­вал лёг­кие. (2) Вдруг в мои ноги уткнул­ся вы­рвав­ший­ся из рук ма­те­ри маль­чик в синей коф­точ­ке. (3) Я по­гла­дил его пу­ши­стую го­лов­ку, и малыш до­вер­чи­вы­ми гла­за­ми по­смот­рел на меня. (4) Я улыб­нул­ся. (5) Мо­ло­дая мать уса­ди­ла его на место.

5 ва­ри­ант

1. Рас­суж­де­ние и по­вест­во­ва­ние. 2. Опи­са­ние. 3. По­вест­во­ва­ние и опи­са­ние. 4. Рас­суж­де­ние и опи­са­ние.

(1) Дуэль! (2) Толь­ко этот раз­ряд убий­ствен­ной силы мог стре­ми­тель­но вос­ста­но­вить нрав­ствен­ное рав­но­ве­сие. (3) Под­лец знал, что его под­лость может быть на­ка­за­на не взи­ма­ни­ем штра­фа через год по при­го­во­ру суда, а се­год­ня ве­че­ром. (4) Самое позд­нее – зав­тра утром. (5) Пош­ляк не го­во­рил дву­смыс­лен­но­стей вслух, осте­ре­га­ясь немед­лен­но­го воз­мез­дия. (6) Сплет­ник вы­нуж­ден был осто­рож­ни­чать. (7) В гроз­ном свете ду­эль­ных пра­вил слово быст­ро от­ли­ва­лось в сви­нец. (8) А как же Пуш­кин? (9) Какая непо­пра­ви­мая, и бес­смыс­лен­ная ги­бель… (10) Да, непо­пра­ви­мая, но не бес­смыс­лен­ная. (11) Да, «неволь­ник чести», но ведь чести!

Последнее изменение: Пятница, 29 Сентябрь 2017, 04:15