Текст как продукт речевой деятельности
Речь – это процесс говорения, осуществленный в устной или письменной форме. Результатом это речевой деятельности является речевое произведение, или текст.
Речь является реализацией языка, который только через нее может выполнять свою основную функцию – служить средством общения (такая функция называется коммуникативной).
По характеру речевой деятельности речь может быть:
монологическая или диалогическая;
устная или письменная;
разговорная или книжная
Главная единица речи – текст. Это группа предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью.
Термин «текст» пришел в русский язык в XVIII веке из немецкого, но восходит он к латинскому textus, что значит «ткань»; «связь», «соединение»; слог, стиль.
Толковый словарь иноязычных слов Л.П. Крысина дает следующие значения слова «текст»:
Всякая записанная речь, а также часть такой записи.
полигр. Основная часть печатного набора (без рисунков, чертежей, подстрочных примечаний и пр.).
полигр. Типографский шрифт определенного размера.
спец. В семиотике, лингвистике, информатике: последовательность языковых или иных знаков, образующая единое целое и служащая объектом изучения и обработки.
В Лингвистическом энциклопедическом словаре текст определяется как «объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность». При этом под знаковыми единицами понимаются определенные вербальные знаки – предложения, абзацы, причем как графические (письменный текст), так и фонетические (устный текст).
Текст, как правило, содержит описание фактов, событий, места действия, времени протекания этого действия и т.п. Все это –фактуальная информация.
Как правило, ее передает фабула (от лат. fabula) – повествование, история; «основа», «ядро» повествования. Фактуальная информация почти всегда может быть передана пересказом.
Художественное произведение выражает систему взглядов автора, его мировоззрение, его личность в широком смысле слова. Все это – концептуальная информация. Этот вид информации получил свое название от слова концепция (от лат. сonceptio) –
1. система взглядов на те или иные явления, способ их рассмотрения;
2. общий замысел (художника, поэта, ученого и т. д.).
Концепт – это главное, что «держит» текст и не дает ему рассыпаться на отдельные эпизоды, описания и рассуждения.
Как правило, фактуальная информация «состоит на службе» у концептуальной. Но служит она ей по-своему: с одной стороны, она наполняет текст жизнью, помогает передать заложенную в нем концептуальную информацию, с другой – сама же ее «маскирует»: затемняет заложенные в тексте мысли, как бы «отвлекает» от них, открывает возможности разночтения.
Концепт отдельного художественного произведения иначе называют идеей, а также используют термин главная мысль. Однако концептуальная информация не сводится к одной «главной мысли». В большом тексте строится целая «модель мира», отражается вся система взглядов автора, его мировоззрение – это как раз и есть концептуальная информация.
Существует еще и подтекстовая информация, или просто подтекст. Он похож на чудо. Это смысл, который не выражен в тексте обычными словами и возникает как бы «из ничего». Но это только так кажется. Скрытый смысл, который способны таить в себе слова, предложения, отдельные отрезки текста, передается с помощью порядка слов, интонации, художественных средств.
Создать подтекст помогают еще «скважины» и монтаж.
Монтаж – это порядок, в котором выстроены предложения, абзацы и отдельные отрезки текста и который подчинен основному замыслу автора. Термин «скважина» появился так. Когда стали изучать, как люди читают, что мешает, а что помогает им понимать текст, то заметили, что в тексте есть некоторые «пустые» места, своего рода смысловые пробелы, «дырки», которые подразумевают, что читатель что-то хорошо знает и без объяснений. Лингвисты называют такие знания «фоновыми».
Психолог Н.И. Жинкин обнаружил, что между предложениями существуют разрывы и в этих разрывах содержится та информация, которую читатель уже имеет (или должен, по мнению автора, иметь). Содержание текста становится понятным только тогда, когда читатель может самостоятельно заполнить эти смысловые «дырки», когда в его мышлении содержится как бы «внутренний текст». Ни один текст нельзя построить, объясняя каждое слово, ни в одном тексте нельзя сказать всего. Когда мы говорим или пишем, то обязательно предполагаем, что какая-то часть информации нашему адресату известна, и помещаем ее в «скважины».
Все виды информации в произведении тесно связаны. Так, скрытой (подтекстовой) может оказаться и концептуальная, и фактуальная информация. А чтобы понять концепт, надо внимательно отнестись к «фактам» и учесть скрытые смыслы, т. е., чтобы выявить какой-то один из видов информации, необходимо обращать внимание на все остальные.
Основные свойства текста – это связность и целостность.
Связность текста – категория, характеризующая особенности соединения внутри речевого произведения его элементов: предложений, абзацев, сверхфразовых единств и т. д. Она строится на основе лексико-грамматических возможностей языка. Однако языковая связность порождается смысловой связью, движением мысли и информации внутри фраз и от фразы к фразе, от абзаца к абзацу.
Тема (Т) – данная, исходная информация.
Рема (Р) – новое в речевой ситуации, то, ради чего создается предложение.
Т Р
А.С. Пушкин – /великий русский писатель.
Движение от темы к реме определяется свойством человеческого мышления идти от известного к неизвестному. Такое движение происходит не только на уровне предложения, но и на уровне текста: мы постепенно вводим новую информацию в каждое последующее предложение, в то же время сохраняя в нем нечто данное, уже известное. Это движение информации внутри текста называется тематической прогрессией.
Однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля, я простудился и занемог. К счастью, лихорадка застигла меня в уездном городе, в гостинице; я послал за доктором. Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый. Он прописал мне обычное потогонное, велел приставить горчичник…(И. Тургенев).
Перед нами определенный вид тематической прогрессии, реализующийся в цепной связи между предложениями данного текста (рис. 1).
Рис. 1. Цепная связь предложений
Пушкин – великий русский писатель. Он преобразовал наш язык. Он развил и обогатил литературу. Он стал первым истинно национальным поэтом, сумевшим выразить дух русского народа.
Перед нами другой вид тематической прогрессии, реализующийся в параллельной связи между предложениями данного текста (тема постоянна и выражена именем и заменяющим его повторяющимся личным местоимением; структурные схемы предложений повторяются или похожи, рис. 2).
Рис. 2. Параллельная связь предложений
Целостность текста предполагает, что в основе высказывания должно лежать некое смысловое единство, «семантическая программа», которая может быть передана через ключевые слова и сформулирована в идейно-тематическом (содержательном) плане. Ключевыми, или опорными, мы считаем как понятийно-логические, так и оценочные, или экспрессивные слова. Понятийно-логические ключевые слова связаны с номинацией основных образов, объектов (предметов, явлений, действий) или понятий текста и сжато передают тема-рематическое движение объективной информации в данном тексте.
Такие ключевые слова помогают более точно определить тему текста. Оценочные, или экспрессивные, (субъективные) ключевые слова выражают преобладающую в тексте авторскую оценку. Такие ключевые слова в наибольшей степени помогают понять авторскую позицию, идею текста.
Ключевые слова, рассмотренные в определенной системе, действительно дают ключ к пониманию текста и выражают его целостность. Чтобы в достаточной мере постичь идейно-тематическое зерно текста, необходимо научиться точно определять в нем ключевые слова. И наоборот: чтобы создать текст, нужно уметь выбирать соответствующие замыслу ключевые слова.
Вопросы к конспектам
Прочитайте отрывок из шестой главы поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» и постарайтесь возможно более полно выявить в нем средства связности.
(1) Он вступил в темные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. (2) Из сеней он попал в комнату, тоже темную, чуть-чуть озаренную светом, выходившим из-под широкой щели, находившейся внизу двери. (3) Отворивши эту дверь, он наконец очутился в свету и был поражен представшим беспорядком. (4) Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. (5) На одном столе стоял даже сломанный стул и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину.(6) Тут же стоял прислоненный боком к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором. (7) На бюре, выложенном перламутною мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки, наполненные клеем, лежало множество всякой всячины.
Задания к тексту.
№ 1. Найдите в данном тексте лексические повторы. Какую языковую и смысловую роль они играют?
№ 2. Найдите в тексте формы одного и того же слова. С какой целью (языковой и смысловой) их употребляет автор?