Текст как продукт речевой деятельности

Речь – это про­цесс го­во­ре­ния, осу­ществ­лен­ный в уст­ной или пись­мен­ной форме. Ре­зуль­та­том это ре­че­вой де­я­тель­но­сти яв­ля­ет­ся ре­че­вое про­из­ве­де­ние, или текст.

Речь яв­ля­ет­ся ре­а­ли­за­ци­ей языка, ко­то­рый толь­ко через нее может вы­пол­нять свою ос­нов­ную функ­цию – слу­жить сред­ством об­ще­ния (такая функ­ция на­зы­ва­ет­ся ком­му­ни­ка­тив­ной).

По ха­рак­те­ру ре­че­вой де­я­тель­но­сти речь может быть:

мо­но­ло­ги­че­ская или диа­ло­ги­че­ская;

уст­ная или пись­мен­ная;

раз­го­вор­ная или книж­ная

Глав­ная еди­ни­ца речи – текст. Это груп­па пред­ло­же­ний, объ­еди­нен­ных в целое темой и ос­нов­ной мыс­лью.

Тер­мин «текст» при­шел в рус­ский язык в XVIII веке из немец­ко­го, но вос­хо­дит он к ла­тин­ско­му textus, что зна­чит «ткань»; «связь», «со­еди­не­ние»; слог, стиль.

Тол­ко­вый сло­варь ино­языч­ных слов Л.П. Кры­си­на дает сле­ду­ю­щие зна­че­ния слова «текст»:

Вся­кая за­пи­сан­ная речь, а также часть такой за­пи­си.

по­лигр. Ос­нов­ная часть пе­чат­но­го на­бо­ра (без ри­сун­ков, чер­те­жей, под­строч­ных при­ме­ча­ний и пр.).

по­лигр. Ти­по­граф­ский шрифт опре­де­лен­но­го раз­ме­ра.

спец. В се­ми­о­ти­ке, линг­ви­сти­ке, ин­фор­ма­ти­ке: по­сле­до­ва­тель­ность язы­ко­вых или иных зна­ков, об­ра­зу­ю­щая еди­ное целое и слу­жа­щая объ­ек­том изу­че­ния и об­ра­бот­ки.

В Линг­ви­сти­че­ском эн­цик­ло­пе­ди­че­ском сло­ва­ре текст опре­де­ля­ет­ся как «объ­еди­нен­ная смыс­ло­вой свя­зью по­сле­до­ва­тель­ность зна­ко­вых еди­ниц, ос­нов­ны­ми свой­ства­ми ко­то­рой яв­ля­ют­ся связ­ность и цель­ность». При этом под зна­ко­вы­ми еди­ни­ца­ми по­ни­ма­ют­ся опре­де­лен­ные вер­баль­ные знаки – пред­ло­же­ния, аб­за­цы, при­чем как гра­фи­че­ские (пись­мен­ный текст), так и фо­не­ти­че­ские (уст­ный текст).

Текст, как пра­ви­ло, со­дер­жит опи­са­ние фак­тов, со­бы­тий, места дей­ствия, вре­ме­ни про­те­ка­ния этого дей­ствия и т.п. Все это –фак­ту­аль­ная ин­фор­ма­ция. 
Как пра­ви­ло, ее пе­ре­да­ет фа­бу­ла (от лат. fabula) – по­вест­во­ва­ние, ис­то­рия; «ос­но­ва», «ядро» по­вест­во­ва­ния. Фак­ту­аль­ная ин­фор­ма­ция почти все­гда может быть пе­ре­да­на пе­ре­ска­зом.

Ху­до­же­ствен­ное про­из­ве­де­ние вы­ра­жа­ет си­сте­му взгля­дов ав­то­ра, его ми­ро­воз­зре­ние, его лич­ность в ши­ро­ком смыс­ле слова. Все это – кон­цеп­ту­аль­ная ин­фор­ма­ция. Этот вид ин­фор­ма­ции по­лу­чил свое на­зва­ние от слова кон­цеп­ция (от лат. сonceptio) – 
1. си­сте­ма взгля­дов на те или иные яв­ле­ния, спо­соб их рас­смот­ре­ния;
2. общий за­мы­сел (ху­дож­ни­ка, поэта, уче­но­го и т. д.).
Кон­цепт – это глав­ное, что «дер­жит» текст и не дает ему рас­сы­пать­ся на от­дель­ные эпи­зо­ды, опи­са­ния и рас­суж­де­ния.
Как пра­ви­ло, фак­ту­аль­ная ин­фор­ма­ция «со­сто­ит на служ­бе» у кон­цеп­ту­аль­ной. Но слу­жит она ей по-сво­е­му: с одной сто­ро­ны, она на­пол­ня­ет текст жиз­нью, по­мо­га­ет пе­ре­дать за­ло­жен­ную в нем кон­цеп­ту­аль­ную ин­фор­ма­цию, с дру­гой – сама же ее «мас­ки­ру­ет»: за­тем­ня­ет за­ло­жен­ные в тек­сте мысли, как бы «от­вле­ка­ет» от них, от­кры­ва­ет воз­мож­но­сти раз­но­чте­ния. 
Кон­цепт от­дель­но­го ху­до­же­ствен­но­го про­из­ве­де­ния иначе на­зы­ва­ют идеей, а также ис­поль­зу­ют тер­мин глав­ная мысль. Од­на­ко кон­цеп­ту­аль­ная ин­фор­ма­ция не сво­дит­ся к одной «глав­ной мысли». В боль­шом тек­сте стро­ит­ся целая «мо­дель мира», от­ра­жа­ет­ся вся си­сте­ма взгля­дов ав­то­ра, его ми­ро­воз­зре­ние – это как раз и есть кон­цеп­ту­аль­ная ин­фор­ма­ция.

Су­ще­ству­ет еще и под­тек­сто­вая ин­фор­ма­ция, или про­сто под­текст. Он похож на чудо. Это смысл, ко­то­рый не вы­ра­жен в тек­сте обыч­ны­ми сло­ва­ми и воз­ни­ка­ет как бы «из ни­че­го». Но это толь­ко так ка­жет­ся. Скры­тый смысл, ко­то­рый спо­соб­ны таить в себе слова, пред­ло­же­ния, от­дель­ные от­рез­ки тек­ста, пе­ре­да­ет­ся с по­мо­щью по­ряд­ка слов, ин­то­на­ции, ху­до­же­ствен­ных средств.

Со­здать под­текст по­мо­га­ют еще «сква­жи­ны» и мон­таж.

Мон­таж – это по­ря­док, в ко­то­ром вы­стро­е­ны пред­ло­же­ния, аб­за­цы и от­дель­ные от­рез­ки тек­ста и ко­то­рый под­чи­нен ос­нов­но­му за­мыс­лу ав­то­ра. Тер­мин «сква­жи­на» по­явил­ся так. Когда стали изу­чать, как люди чи­та­ют, что ме­ша­ет, а что по­мо­га­ет им по­ни­мать текст, то за­ме­ти­ли, что в тек­сте есть неко­то­рые «пу­стые» места, сво­е­го рода смыс­ло­вые про­бе­лы, «дырки», ко­то­рые под­ра­зу­ме­ва­ют, что чи­та­тель что-то хо­ро­шо знает и без объ­яс­не­ний. Линг­ви­сты на­зы­ва­ют такие зна­ния «фо­но­вы­ми».

Пси­хо­лог Н.И. Жин­кин об­на­ру­жил, что между пред­ло­же­ни­я­ми су­ще­ству­ют раз­ры­вы и в этих раз­ры­вах со­дер­жит­ся та ин­фор­ма­ция, ко­то­рую чи­та­тель уже имеет (или дол­жен, по мне­нию ав­то­ра, иметь). Со­дер­жа­ние тек­ста ста­но­вит­ся по­нят­ным толь­ко тогда, когда чи­та­тель может са­мо­сто­я­тель­но за­пол­нить эти смыс­ло­вые «дырки», когда в его мыш­ле­нии со­дер­жит­ся как бы «внут­рен­ний текст». Ни один текст нель­зя по­стро­ить, объ­яс­няя каж­дое слово, ни в одном тек­сте нель­зя ска­зать всего. Когда мы го­во­рим или пишем, то обя­за­тель­но пред­по­ла­га­ем, что ка­кая-то часть ин­фор­ма­ции на­ше­му ад­ре­са­ту из­вест­на, и по­ме­ща­ем ее в «сква­жи­ны». 
Все виды ин­фор­ма­ции в про­из­ве­де­нии тесно свя­за­ны. Так, скры­той (под­тек­сто­вой) может ока­зать­ся и кон­цеп­ту­аль­ная, и фак­ту­аль­ная ин­фор­ма­ция. А чтобы по­нять кон­цепт, надо вни­ма­тель­но от­не­стись к «фак­там» и учесть скры­тые смыс­лы, т. е., чтобы вы­явить ка­кой-то один из видов ин­фор­ма­ции, необ­хо­ди­мо об­ра­щать вни­ма­ние на все осталь­ные. 
Ос­нов­ные свой­ства тек­ста – это связ­ность и це­лост­ность.

Связ­ность тек­ста – ка­те­го­рия, ха­рак­те­ри­зу­ю­щая осо­бен­но­сти со­еди­не­ния внут­ри ре­че­во­го про­из­ве­де­ния его эле­мен­тов: пред­ло­же­ний, аб­за­цев, сверх­фра­зо­вых единств и т. д. Она стро­ит­ся на ос­но­ве лек­си­ко-грам­ма­ти­че­ских воз­мож­но­стей языка. Од­на­ко язы­ко­вая связ­ность по­рож­да­ет­ся смыс­ло­вой свя­зью, дви­же­ни­ем мысли и ин­фор­ма­ции внут­ри фраз и от фразы к фразе, от аб­за­ца к аб­за­цу.

Тема (Т) – дан­ная, ис­ход­ная ин­фор­ма­ция.
Рема (Р) – новое в ре­че­вой си­ту­а­ции, то, ради чего со­зда­ет­ся пред­ло­же­ние.

Т Р
А.С. Пуш­кин – /ве­ли­кий рус­ский пи­са­тель.

Дви­же­ние от темы к реме опре­де­ля­ет­ся свой­ством че­ло­ве­че­ско­го мыш­ле­ния идти от из­вест­но­го к неиз­вест­но­му. Такое дви­же­ние про­ис­хо­дит не толь­ко на уровне пред­ло­же­ния, но и на уровне тек­ста: мы по­сте­пен­но вво­дим новую ин­фор­ма­цию в каж­дое по­сле­ду­ю­щее пред­ло­же­ние, в то же время со­хра­няя в нем нечто дан­ное, уже из­вест­ное. Это дви­же­ние ин­фор­ма­ции внут­ри тек­ста на­зы­ва­ет­ся те­ма­ти­че­ской про­грес­си­ей.

Од­на­ж­ды осе­нью, на воз­врат­ном пути с отъ­ез­же­го поля, я про­сту­дил­ся и за­не­мог. К сча­стью, ли­хо­рад­ка за­стиг­ла меня в уезд­ном го­ро­де, в го­сти­ни­це; я по­слал за док­то­ром. Через пол­ча­са явил­ся уезд­ный ле­карь, че­ло­век неболь­шо­го роста, ху­день­кий и чер­но­во­ло­сый. Он про­пи­сал мне обыч­ное по­то­гон­ное, велел при­ста­вить гор­чич­ник…(И. Тур­ге­нев).

Перед нами опре­де­лен­ный вид те­ма­ти­че­ской про­грес­сии, ре­а­ли­зу­ю­щий­ся в цеп­ной связи между пред­ло­же­ни­я­ми дан­но­го тек­ста (рис. 1).

Цеп­ная связь пред­ло­же­ний

Рис. 1. Цеп­ная связь пред­ло­же­ний

Пуш­кин – ве­ли­кий рус­ский пи­са­тель. Он пре­об­ра­зо­вал наш язык. Он раз­вил и обо­га­тил ли­те­ра­ту­ру. Он стал пер­вым ис­тин­но на­ци­о­наль­ным по­этом, су­мев­шим вы­ра­зить дух рус­ско­го на­ро­да.

Перед нами дру­гой вид те­ма­ти­че­ской про­грес­сии, ре­а­ли­зу­ю­щий­ся в па­рал­лель­ной связи между пред­ло­же­ни­я­ми дан­но­го тек­ста (тема по­сто­ян­на и вы­ра­же­на име­нем и за­ме­ня­ю­щим его по­вто­ря­ю­щим­ся лич­ным ме­сто­име­ни­ем; струк­тур­ные схемы пред­ло­же­ний по­вто­ря­ют­ся или по­хо­жи, рис. 2).

Па­рал­лель­ная связь пред­ло­же­ний

Рис. 2. Па­рал­лель­ная связь пред­ло­же­ний

Це­лост­ность текста пред­по­ла­га­ет, что в ос­но­ве вы­ска­зы­ва­ния долж­но ле­жать некое смыс­ло­вое един­ство, «се­ман­ти­че­ская про­грам­ма», ко­то­рая может быть пе­ре­да­на через клю­че­вые слова и сфор­му­ли­ро­ва­на в идей­но-те­ма­ти­че­ском (со­дер­жа­тель­ном) плане. Клю­че­вы­ми, или опор­ны­ми, мы счи­та­ем как по­ня­тий­но-ло­ги­че­ские, так и оце­ноч­ные, или экс­прес­сив­ные слова. По­ня­тий­но-ло­ги­че­ские клю­че­вые слова свя­за­ны с но­ми­на­ци­ей ос­нов­ных об­ра­зов, объ­ек­тов (пред­ме­тов, яв­ле­ний, дей­ствий) или по­ня­тий тек­ста и сжато пе­ре­да­ют те­ма-ре­ма­ти­че­ское дви­же­ние объ­ек­тив­ной ин­фор­ма­ции в дан­ном тек­сте. 
Такие клю­че­вые слова по­мо­га­ют более точно опре­де­лить тему тек­ста. Оце­ноч­ные, или экс­прес­сив­ные, (субъ­ек­тив­ные) клю­че­вые слова вы­ра­жа­ют пре­об­ла­да­ю­щую в тек­сте ав­тор­скую оцен­ку. Такие клю­че­вые слова в наи­боль­шей сте­пе­ни по­мо­га­ют по­нять ав­тор­скую по­зи­цию, идею тек­ста.

Клю­че­вые слова, рас­смот­рен­ные в опре­де­лен­ной си­сте­ме, дей­стви­тель­но дают ключ к по­ни­ма­нию тек­ста и вы­ра­жа­ют его це­лост­ность. Чтобы в до­ста­точ­ной мере по­стичь идей­но-те­ма­ти­че­ское зерно тек­ста, необ­хо­ди­мо на­учить­ся точно опре­де­лять в нем клю­че­вые слова. И на­о­бо­рот: чтобы со­здать текст, нужно уметь вы­би­рать со­от­вет­ству­ю­щие за­мыс­лу клю­че­вые слова.

Вопросы к конспектам

Про­чи­тай­те от­ры­вок из ше­стой главы поэмы Н.В. Го­го­ля «Мерт­вые души» и по­ста­рай­тесь воз­мож­но более полно вы­явить в нем сред­ства связ­но­сти.

(1) Он всту­пил в тем­ные ши­ро­кие сени, от ко­то­рых по­ду­ло хо­ло­дом, как из по­гре­ба. (2) Из сеней он попал в ком­на­ту, тоже тем­ную, чуть-чуть оза­рен­ную све­том, вы­хо­див­шим из-под ши­ро­кой щели, на­хо­див­шей­ся внизу двери. (3) От­во­рив­ши эту дверь, он на­ко­нец очу­тил­ся в свету и был по­ра­жен пред­став­шим бес­по­ряд­ком. (4) Ка­за­лось, как будто в доме про­ис­хо­ди­ло мытье полов и сюда на время на­гро­моз­ди­ли всю ме­бель. (5) На одном столе стоял даже сло­ман­ный стул и рядом с ним часы с оста­но­вив­шим­ся ма­ят­ни­ком, к ко­то­ро­му паук уже при­ла­дил па­у­ти­ну.(6) Тут же стоял при­сло­нен­ный боком к стене шкаф с ста­рин­ным се­реб­ром, гра­фин­чи­ка­ми и ки­тай­ским фар­фо­ром. (7) На бюре, вы­ло­жен­ном пер­ла­мут­ною мо­за­и­кой, ко­то­рая ме­ста­ми уже вы­па­ла и оста­ви­ла после себя одни жел­тень­кие же­лоб­ки, на­пол­нен­ные клеем, ле­жа­ло мно­же­ство вся­кой вся­чи­ны.

За­да­ния к тек­сту.

№ 1. Най­ди­те в дан­ном тек­сте лек­си­че­ские по­вто­ры. Какую язы­ко­вую и смыс­ло­вую роль они иг­ра­ют?

№ 2. Най­ди­те в тек­сте формы од­но­го и того же слова. С какой целью (язы­ко­вой и смыс­ло­вой) их упо­треб­ля­ет автор?

Последнее изменение: Пятница, 29 Сентябрь 2017, 03:18