Контрольная работа по теме «Фонетика»
1. Что такое фонетика
Фонетика — это раздел науки о языке, который изучает звуки речи, их образование, произношение и обозначение на письме.
Звуки — основа устной речи. Мы произносим их, когда говорим, и слышим, когда слушаем других.
Важно помнить: звук — это то, что мы произносим и слышим,
а буква — то, что мы видим и пишем.
Например, в слове молоко — шесть букв, но только пять звуков: [м а л а к о].
Две буквы о обозначают один и тот же звук [а], потому что ударение падает на последний слог.
2. Речь и звуки
Звуки речи бывают гласные и согласные.
-
Гласные звуки образуются свободно, при их произнесении воздух выходит без преград.
Они поются и тянутся: [а], [о], [у], [ы], [э], [и].
Гласные бывают ударные и безударные.
От ударения зависит, как звучит слово.
Например: му́ка (еда) — мучени́е, мука́ (страдание). -
Согласные звуки произносятся с участием преграды: языка, губ, зубов.
Они могут быть твёрдыми или мягкими, звонкими или глухими.
3. Гласные и согласные
Гласных звуков — 6, а букв, обозначающих их, — 10: а, о, у, э, ы, я, ё, ю, е, и.
Буквы я, ё, ю, е, и могут обозначать два звука:
например, яма — [й’ а м а], ёлка — [й’ о л к а].
Согласных звуков — 36, букв для их обозначения — 21.
Некоторые буквы обозначают два звука сразу (например, щ = [ш’ч’]),
а ь и ъ не обозначают звуков вовсе — они только изменяют произношение соседних букв.
4. Твёрдые и мягкие согласные
Большинство согласных могут быть твёрдыми или мягкими.
Сравните:
лук — люк, мак — мяч.
Твёрдость или мягкость зависят от следующих букв:
-
перед е, ё, ю, я, и — согласный обычно мягкий;
-
перед а, о, у, э, ы — согласный твёрдый.
5. Звонкие и глухие согласные
Согласные делятся на звонкие (в них слышен голос) и глухие (звучит только шум).
Звонкие: [б], [в], [г], [д], [ж], [з];
Глухие: [п], [ф], [к], [т], [ш], [с].
Есть также парные согласные — они отличаются только звонкостью:
[б] — [п], [в] — [ф], [г] — [к], [д] — [т], [ж] — [ш], [з] — [с].
6. Слог и ударение
Слог — это часть слова, произносимая одним толчком голоса.
Сколько в слове гласных — столько и слогов.
Примеры:
мама — 2 слога, корова — 3, молоко — 3.
Ударение — это выделение одного слога в слове голосом.
Оно может менять смысл слова:
замо́к (здание) — за́мок (устройство для двери).
7. Транскрипция
Чтобы показать, как произносится слово, используют транскрипцию — запись звуков в квадратных скобках.
Примеры:
молоко — [малако],
ёлка — [й’олка],
рыба — [рыба].
Транскрипция помогает отличать звучание от написания и тренирует фонетический слух.
8. Что проверяется в контрольной работе
В контрольной работе по теме «Фонетика» проверяется:
-
Умение различать звук и букву.
-
Знание гласных и согласных звуков.
-
Умение находить ударный и безударный гласный.
-
Определение твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных.
-
Деление слов на слоги.
-
Запись слова в транскрипции.
9. Пример контрольного диктанта
Текст для диктанта:
Весна пришла. На деревьях распускаются почки.
В небе звонко поют жаворонки.
Тает снег, бегут весёлые ручьи.
Всё вокруг оживает.
После диктанта можно выполнить фонетический разбор слов:
почки, жаворонки, весёлые.
Пример разбора слова почки:
Букв — 6, звуков — 5 ([поч’к’и]);
[п] — согласный, глухой, твёрдый;
[о] — гласный, ударный;
[ч’] — согласный, глухой, мягкий;
[к’] — согласный, глухой, мягкий;
[и] — гласный, безударный.
10. Итоги
-
Фонетика изучает звуки речи.
-
Гласные образуются без преград, согласные — с преградой.
-
Ударение делает слог главным в слове.
-
Слог образуется вокруг гласного.
-
Твёрдость, мягкость, звонкость и глухость — важные признаки согласных.
-
Знание фонетики помогает правильно произносить и писать слова.