Безударные гласные в корнях слов

Учеб­ное на­блю­де­ние

Вы­де­лим без­удар­ные о в кор­нях сло­вах хлопки, аплодис­мен­ты.

Мо­же­те объ­яс­нить, по­че­му в этих сло­вах мы на­пи­са­ли букву о?

Глас­ную в слове хлоп­ки про­ве­ря­ем, под­би­рая про­ве­роч­ное слово так, чтобы дан­ная глас­ная была под уда­ре­ни­ем: хлпки  – хлпать.

В слове ап­ло­дис­мен­ты на­пи­са­ние буквы о мы за­по­ми­на­ем. Это непро­ве­ря­е­мая глас­ная.  Если у вас воз­ни­ка­ют труд­но­сти с на­пи­са­ни­ем непро­ве­ря­е­мой без­удар­ной глас­ной, об­ра­щай­тесь к ор­фо­гра­фи­че­ско­му сло­ва­рю. Чем чаще вы поль­зу­е­тесь ор­фо­гра­фи­че­ским сло­ва­рем, тем лучше вы за­пом­ни­те на­пи­са­ние так на­зы­ва­е­мых сло­вар­ных слов.

Сле­ду­ет за­пом­нить

Ор­фо­грам­ма «Без­удар­ная глас­ная в корне слова»

Рис. 1. Ор­фо­грам­ма «Без­удар­ная глас­ная в корне слова»

Линг­ви­сти­че­ская за­да­ча

Двум уче­ни­кам было пред­ло­же­но вста­вить про­пу­щен­ную букву в слове опздать  и по­до­брать к нему про­ве­роч­ное слово. Пер­вый уче­ник пред­ло­жил про­ве­роч­ное слово позд­но и вста­вил букву о. Вто­рой уче­ник утвер­ждал, что сле­ду­ет вста­вить букву а, по­сколь­ку про­ве­роч­ное слово опаз­ды­вать.

опздать – пздно

опздать – опзды­вать

Кто же из них прав?

Чтобы пра­виль­но ре­шить эту за­да­чу, нужно знать пра­ви­ло. За­пом­ни­те! Без­удар­ные глас­ные о – а в кор­нях гла­го­лов со­вер­шен­но­го вида нель­зя про­ве­рять фор­ма­ми несо­вер­шен­но­го вида на -ывать/-ивать!

Таким об­ра­зом, прав был пер­вый уче­ник: в слове опоздать пишем букву о, по­то­му что про­ве­роч­ное слово по́здно.

 

Вопросы к конспектам

За­да­ние №1

Вставь­те про­пу­щен­ные буквы, по­до­брав про­ве­роч­ные слова.

1) Листы бу­ма­ги сле­ду­ет хо­ро­шо скр_­пить. Пе­ре­стань­те скр_­петь дверь­ми!

2) В де­ревне мы не нашли ни од­но­го ст_ро­жи­ла. Объ­ект ст_ро­жи­ла рота сол­дат.

3) Он по­св_тил фо­на­ри­ком. Автор по­св_тил стихи род­но­му го­ро­ду.

4) Де­вуш­ка при­м_ря­ла пла­тье. Учи­тель­ни­ца при­м_ри­ла по­ссо­рив­ших­ся дру­зей.

5) Перед при­го­тов­ле­ни­ем бли­нов нужно на­к_­лить ско­во­род­ку. Мама по­про­си­ла на­к_­лоть орехи.

За­да­ние №2

Рас­пре­де­ли­те слова по ко­лон­кам в со­от­вет­ствии с бук­ва­ми, ко­то­рые вы вста­ви­ли.

Апл_­ди­ро­вать, б_н­зин, б_дон, в_н­ти­ля­ция, в_­сти­бюль, в_три­на, вин_­грет, гор_­зонт, г_стро­ном, гар­д_роб, д_ле­га­ция, д_с­ци­пли­на, к_­лит­ка, к_­мис­сия, к_б­лук, к_лач, ло­т_рея, м_­тель, об_я­ние, пласт_­лин, пол_кли­ни­ка, п_ри­од, про­вол_ка, т_бун, т_­бу­рет, ф_­нарь, яр­м_р­ка.

а

о

е

и

 

 

 

 

Последнее изменение: Понедельник, 18 Сентябрь 2017, 02:19