Позиционные чередования согласных. Непроизносимые согласные

Учеб­ное на­блю­де­ние

По­смот­ри­те на тран­скрип­цию слов:

[ма’] – маь,

[ло́ка] – лока,

[про́'ба] – проьба

По­че­му звуки обо­зна­ча­ют­ся несо­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми? Не со­ста­вит труда найти спо­соб про­вер­ки со­глас­но­го:

[ма’] – мазь, [ма́ат’] – маать;

[ло́ка] – лодка, [ло́ач’ка] – лоочка;

[про́'ба] – проьба, [прас’и́т’] – про­сить.

Мы по­до­бра­ли од­но­ко­рен­ное слово так, чтобы про­ве­ря­е­мый со­глас­ный ока­зал­ся перед глас­ным. Про­цесс, ко­то­рый мы на­блю­да­ем, в науке на­зы­ва­ет­ся ас­си­ми­ля­ци­ей. Мы же с вами го­во­рим о по­зи­ци­он­ном че­ре­до­ва­нии по глу­хо­сти-звон­ко­сти. Те­перь сле­ду­ет четко обо­зна­чить по­зи­ции, в ко­то­рых на­блю­да­ет­ся и не на­блю­да­ет­ся такое из­ме­не­ние со­глас­ных.  

Силь­ные по­зи­ции со­глас­ных по глу­хо­сти/звон­ко­сти:

1) перед глас­ны­ми: [сорт] – сорт, [зал] – зал;

2) перед [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [j’] (эти звуки не имеют глу­хой пары): [слоj’] – слой, [злоj’] – злой;

3) перед [в], [в’]: [св’эр’] – сверь, [зв’эр’] – зверь.

В каких слу­ча­ях со­глас­ный, име­ю­щий пару по звон­ко­сти/глу­хо­сти, тре­бу­ет про­вер­ки?

· На конце слова. В этой по­зи­ции мы про­из­не­сем толь­ко глу­хой со­глас­ный.

· Перед дру­гим со­глас­ным, кроме тех, ко­то­рые были на­зва­ны выше. Перед звон­ким со­глас­ным мы про­из­не­сем звон­кий, перед глу­хим – глу­хой.

На­при­мер: гроздь – [грос’т’] – гроз­дья, низко – [н'и́ска] – ни­зень­кий, мо­лоть­ба – [малад’ба́] – мо­ло­тить.

Силь­ные по­зи­ции со­глас­ных по твёр­до­сти/мяг­ко­сти:

1) перед глас­ны­ми: [лу]к лук – [л'у]к люк, [но]с нос – [н'о]с нёс;

Об­ра­ти­те вни­ма­ние!

Пар­ные мяг­кие со­глас­ные перед [э] про­из­но­сят­ся в ис­кон­но рус­ских сло­вах, пар­ные твер­дые – в за­им­ство­ван­ных. Од­на­ко мно­гие из таких за­им­ство­ва­ний пе­ре­ста­ли осо­зна­вать­ся как ред­кие: стресс, пюре и т. д. В ре­зуль­та­те в об­ще­упо­тре­би­тель­ных сло­вах стало воз­мож­но как твер­дое, так и мяг­кое про­из­но­ше­ние со­глас­но­го перед [э]: [д’/д]езо­до­рант;

2) на конце слова: ко[н] кон – ко[н'] конь, жа[р] жар – жа[р'] жарь;

3) у зву­ков [л], [л'] неза­ви­си­мо от их по­ло­же­ния: во[л]нá волна – во[л']нá воль­на;

4) у со­глас­ных [c], [с'], [з], [з'], [т], [т'], [д], [д'], [н], [н'], [р], [р']:

– в по­зи­ции перед [к], [к'], [г], [г'], [х], [х']: гó[р]ка горка – гó[р']ко горь­ко, бá[н]ка банка – бá[н']ка бань­ка;

– в по­зи­ции перед [б], [б'], [п], [п'], [м], [м']: и[з]бá изба – ре[з']бá резь­ба.

Упо­доб­ле­ние со­глас­ных по твер­до­сти-мяг­ко­сти

В осталь­ных слу­ча­ях твер­дость или мяг­кость со­глас­но­го будет не са­мо­сто­я­тель­ной, а вы­зван­ной вли­я­ни­ем зву­ков друг на друга.Упо­доб­ле­ние по твер­до­сти на­блю­да­ет­ся, на­при­мер, в слу­чае со­еди­не­ния мяг­ко­го [н'] с твер­дым [с], срав­ни­те: ко[н'] конь – кó[нс]кий кон­ский, Испа́[н']ия Ис­па­ния– испа́[нс]кий. Пара ию́[н'] июнь – ию́[н'с]кий июнь­скийне под­чи­ня­ет­ся ука­зан­ной за­ко­но­мер­но­сти. Но это ис­клю­че­ние яв­ля­ет­ся един­ствен­ным.

Упо­доб­ле­ние по мяг­ко­сти осу­ществ­ля­ет­ся непо­сле­до­ва­тель­но в от­но­ше­нии раз­ных групп со­глас­ных и со­блю­да­ет­ся не всеми го­во­ря­щи­ми. Не знает от­ступ­ле­ний лишь за­ме­на [н] на [н'] перед [ч'] и [щ'], срав­ни­те: барабá[н] ба­ра­бан– барабá[н'ч']ик ба­ра­бан­чик, гó[н]ок гóнок – гó[н' щ']ик гон­щик. Об обо­зна­че­нии мяг­ко­сти со­глас­но­го с по­мо­щью мяг­ко­го знака вы уже зна­е­те. Кроме того, мяг­кость со­глас­но­го обо­зна­ча­ет­ся бук­ва­ми и, ё, ю, я.

Буква е тоже обо­зна­ча­ет мяг­кость со­глас­но­го [с’э́м’] семь, но не все­гда. Срав­ни­те: тест (за­им­ство­ван­ное слово) [тэст],  тесто[т’э́ста].

Непро­из­но­си­мые со­глас­ные

Для того чтобы про­ве­рить со­мни­тель­ный со­глас­ный, надо из­ме­нить слово или по­до­брать к нему род­ствен­ное слово, чтобы после непро­из­но­си­мо­го со­глас­но­го стоял глас­ный. На­при­мер: звёзный – звеза – звёзный.

Вопросы к конспектам

За­да­ние №1

За­пи­ши­те тран­скрип­цию дан­ных слов. Опре­де­ли­те, твёр­дые или мяг­кие со­глас­ные пе­ре­да­ют под­черк­ну­тые буквы.

Агрес­сия, бу­тер­брод, ин­тер­вью, Одес­са, ши­нель, ком­пью­тер.

За­да­ние №2

Вставь­те про­пу­щен­ные буквы, под­бе­ри­те про­ве­роч­ные слова, объ­яс­ни­те лек­си­че­ское зна­че­ние слов.

Аген?ство, ди­ле­тан?ский, за­хо­лус?ный, ко­мен­дан?ский, без­мол?ство­вать.

Последнее изменение: Понедельник, 18 Сентябрь 2017, 02:45